МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ РСФСР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОРОЖНЫЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ГИПРОДОРНИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ
Утверждены Минавтодором РСФСР,
протокол от 6.III.1973 г.
Москва 1976
В настоящих «Рекомендациях» изложены способы выбора конструкций и устройства укрепленных обочин на автомобильных дорогах РСФСР. Они составлены на основе обобщения и анализа многочисленных исследований различных автомобильно-дорожных и строительных институтов, а также исследований, выполненных в Гипродорнии Минавтодора РСФСР. «Рекомендации» разработаны кандидатом технических наук Ю.Р. Перковым при участии кандидата технических наук Г.В. Бялобжеского и инженера А.И. Войкина. В проведении исследований принимали участие младший научный сотрудник Л.Н. Борисова, Т.Е. Борон и старший инженер Д.Д. Тимофеева.
Научная редакция Г.В. Бялобжеского.
Заместитель директора по научной работе доцент, канд. техн. наук А.П. ВАСИЛЬЕВ
§ 1. Настоящие рекомендации разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II-Д5-72 и СНиП III-Д5-73 и предназначены для проектирования и строительства обочин вновь строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог РСФСР.
§ 2. Неукрепленная обочина часто является причиной аварий на дорогах и проникновения в грунт земляного полотна поверхностных вод, что приводит к снижению его несущей способности в результате переувлажнения в неблагоприятные периоды года и образования пучин.
Отсутствие на обочинах укрепления создает весьма неблагоприятные условия для эксплуатации прикромочной полосы проезжей части, в результате чего на ней образуются трещины, приводящие к прогрессирующему разрушению дорожной одежды.
Укрепление обочин способствует ликвидации указанных дефектов и повышению технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и улучшению условий безопасности движения.
§ 3. Применяемое на обочинах укрепление должно отвечать следующим требованиям:
а/ соответствовать действующим на обочину нагрузкам от проходящих и останавливающихся автомобилей и интенсивности их наезда; поэтому полоса обочины шириной 0,5 - 0,75, примыкающая к кромке проезжей части /I зона/, должна выполняться с учетом повторного характера нагружения; остальная часть обочины /II зона/, ширина которой принимается в соответствии со СНиП II-Д.5-72, рассчитывается на разовое статическое нагружение;
б/ обладать влагозащитными свойствами, если это требуют дорожно-климатические условия и грунты, слагающие земляное полотно;
в/ быть прочным и устойчивым к размоканию, размывам и истиранию;
г/ обеспечивать постоянный и полный отвод воды с поверхности автомобильных дорог.
§ 4. Конструкции обочин должны быть экономичными. Поэтому для их укрепления должны широко использоваться различные местные материалы.
§ 5. Обочины автомобильных дорог, несмотря на наличие на них укрепления, не предназначены для систематического движения, а могут служить только местом вынужденной остановки или наезда автомобилей. Укрепленная обочина не предназначена и для движения по ней гусеничных машин.
§ 6. Ширина укрепления на обочинах строящихся или реконструируемых автомобильных дорог должна приниматься в соответствии со СНиП II-Д.5-72. При этом для упрощения производства работ I зона обочины может быть укреплена за счет увеличения ширины проезжей части. В этих случаях она принимается ей равнопрочной. Остальная часть обочины /II зона/ в таких случаях рассчитывается согласно «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа /ВСН 46-72/» на единичное воздействие колеса автомобиля без запаса на динамичность и повторяемость нагрузок.
§ 7. Покрытия обочин автомобильных дорог I и II категории должны выполняться только из связных материалов и допускать заезд автомобилей без существенного снижения скорости движения. Покрытия обочин дорог III категории могут выполняться из связных и несвязных материалов в зависимости от грунтово-климатических условий.
§ 8. Укрепление обочин автомобильных дорог IV категории должно выполняться грунтами оптимального состава и травосеянием. При неблагоприятных грунтово-климатических условиях и на особо опасных (в плане и профиле) участках этих дорог допускается, как исключение, укрепление обочин слоями из материалов с повышенными, по сравнению с грунтом, строительными характеристиками.
§ 9. Толщина и количество слоев укрепления обочин эксплуатируемых дорог, а также строящихся, если они принимаются неравнопрочными проезжей части дороги, назначаются по расчету согласно положениям настоящего документа.
§ 10. Ширина укрепления обочин эксплуатируемых дорог принимается согласно их фактическому состоянию и с учетом положений СНиП II-Д.5-72 по категориям дорог, но не более
для дорог I и II категорий - 2,5 м;
для дорог III категории - 2,0 м;
для дорог IV категории - 1,5 м.
При этом ширина I зоны для дорог I и II категории принимается 0,75 м, для дорог III и IV категории - 0,5 м.
§ 11. Для выбора конструкции укрепления в качестве расчетной принимается упруго-пластическая стадия деформирования, сочетающая в себе экономичность и достаточную эксплуатационную надежность.
§ 12. Независимо от категории дорог в качестве расчетного принимается усредненное удельное давление Р от колес автомобилей различных групп /при расчетном диаметре штампа Д, эквивалентного следу колеса, 34 см/, равное 5,5 кг/см2.
§ 14. Необходимым требованием обеспечения прочности укрепления является удовлетворение условия
(1)
где - требуемое значение модуля деформаций I или II зоны;
- обобщенное значение модуля деформации I или II зоны, получаемое в результате расчета.
§ 15. Требуемое значение модуля деформации для I зоны укрепленных обочин определяется по формуле
(2)
где Р - расчетное значение нагрузки, принимаемое равным 5,5 кг/см2;
λ - значение относительной осадки, принимаемое по таблице 1;
К - коэффициент, учитывающий повторность нагружения, принимаемый равным К = 0,5 + 0,65 lg γ NH
γ - коэффициент, учитывающий равномерность наезда автомобилей на обочины, принимаемый согласно табл. 2;
NH - приведенное количество автомобилей, наезжающих на обочины, принимаемое по графикам рис. 1 и 2; при укреплении обочин многополосных дорог /больше 3-х полос/ количество наездов определяется по интенсивности движения по крайней полосе проезжей части дороги и с использованием кривых тех же графиков для ширины проезжей части 10 - 10,5 м.
Таблица 1
Характеристика материалов верхнего слоя |
Значения относительной осадки, λ, не более |
|
1 |
2 |
3 |
I |
Материалы, имеющие в предельном состоянии хрупкое разрушение; цементогрунт, грунт с карбамидными смолами, сцементированный шлак и т.п. |
0,025 |
II |
Материалы, имеющие в предельном состоянии пластическое разрушение: а/ асфальтобетон, щебень, гравий, обработанные битумом и т.д. |
0,035 |
б/ битумогрунт, нефтегрунт, комплексные вяжущие в смеси с грунтом и другие аналогичные смеси |
0,04 |
|
III |
Несвязные материалы /щебень, гравий, шлаковый камень и т.д./ |
0,045 |
Примечание. Расчет конструкции, верхний слой которых выполнен из материалов, имеющих в предельном состоянии хрупкое разрушение /цементобетон, тощий бетон, обработанный цементом щебень, а также при большом числе наездов и материалах п. 1 настоящей таблицы/, рекомендуется проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по конструированию и расчету цементобетонных покрытий на основаниях различных типов» (Москва, 1972).
Таблица 2
Группа материалов по таблице |
Внешнее сходство укрепленных обочин с покрытиями усовершенствованного типа |
Интенсивность движения по дороге, авт./сут. |
Значение коэффициента повторности наезда γ по одному следу |
|
при ширине проезжей части, м |
||||
7 - 7,5 |
10 - 10,5 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I, III |
Сходства нет |
2000 - 5000 |
0,35 |
0,3 |
5000 - 7000 |
0,4 |
0,35 |
||
7000 - 8000 |
0,5 |
0,4 |
||
9000 - 10000 |
0,6 |
0,45 |
||
I, II, III |
Сходство есть |
2000 - 5000 |
0,4 |
0,35 |
5000 - 7000 |
0,5 |
0,4 |
||
7000 - 8000 |
0,6 |
0,5 |
||
9000 - 10000 |
0,7 |
0,6 |
Примечание. При интенсивности движения по дороге выше 11000 авт./сут. значение γ принимается равным 0,8.
§ 16. Порядок расчета укрепленных обочин.
а/ Определение Етр.
1. Устанавливается интенсивность движения автомобилем по дороге, на которой предусматривается укрепление обочин. Учёт увеличения интенсивности движения на пятилетнюю перспективу в соответствии с условиями этой дороги производится путем умножения действительной интенсивности движения на коэффициент 1,1 - 1,2.
2. Выбирается вид вяжущего материала для верхнего слоя укрепления. Этим определяется будущее внешнее сходство укрепленных обочин с покрытиями усовершенствованного типа.
3. По графикам рис. 1 и 2 в зависимости от ширины проезжей части и согласно пп. 1 и 2 настоящего параграфа, устанавливается приведенное количество наездов автомобилей на обочину.
Рис. 1. График расчетных значений количества наездов автомобилей на обочину в зависимости от интенсивности движения при цвете верхнего слоя укрепленных обочин аналогичным покрытиям усовершенствованного типа
4. По табл. 2 устанавливается значение коэффициента γ.
5. По табл. 1 /в зависимости от применяемого в верхнем слое укрепления материала/ устанавливается расчетное значение относительной осадки.
6. По формуле 2 производится расчет требуемого модуля деформации укрепляемой обочины Етр.
б/ Определение параметров укрепляемых обочин.
7. Согласно прилож. 2 или путем лабораторных испытаний устанавливается модуль деформации ЕI материалов, применяемых в укреплении обочин.
Рис. 2. График расчетных значений количества наездов автомобилей на обочину в зависимости от интенсивности движения при цвете верхнего слоя обочин, не аналогичном покрытиям усовершенствованного типа
8. В зависимости от вида грунтов, слагающих земляное полотно, дорожно-климатической зоны и микроклиматических условий района, где производятся работы по укреплению, по таблицам 3, 4, 5 устанавливается модуль деформации грунтов Ео земляного полотна.
9. Составляется отношение .
10. Задается отношение с учетом положений § 13.
11. По номограмме рис. 3 (отысканием точки пересечения значений и на кривых) определяется значение a и соответственно Еобщ.
откуда Еобщ = ЕIa
12. Полученное значение Еобщ. для удовлетворения условия /1/ сравнивается с Етр. /согласно § 14/.
При его удовлетворении принятая толщина обеспечивает работу укрепленной обочины в заданном режиме.
При неудовлетворительных результатах расчета или если толщина укрепления получается больше толщины дорожной одежды, требуется применить одно из следующих мероприятий:
а/ увеличить верхнего слоя, если это целесообразно;
б/ применить для верхнего слоя материалы с более высокими значениями модуля деформации ЕI;
в/ ввести промежуточный слой.
13. После введения одного из указанных мероприятий расчет следует повторить.
§ 17. При невозможности выполнения любой из зон обочины в виде двухслойной системы, она принимается трехслойной.
Рис. 3. Номограмма для расчета параметров слоев укрепления обочин.
В этом случае расчет укрепления необходимо вести последовательно, определяя сначала Еобщ, для подстилающего грунта и нижнего слоя укрепления, а затем, принимая полученное значение за Ео, повторить расчет заново, уже для новой, образованной при расчете, двухслойной системы.
§ 18. Расчет II зоны проводится на разовое статистическое нагружение. Значение требуемого модуля деформации определяется по формуле:
(3)
где Р - расчетное давление автомобиля на покрытие, принимаемое равным 5,5 кг/см2;
λ - допускаемая относительная деформация укрепленной обочины, принимаемая по табл. 1.
§ 19. Порядок расчета II зоны аналогичен расчету I зоны согласно § 16 (за исключением пп. 1, 3, 4, 6 и § 17).
§ 20. Независимо от результатов расчета, /в том числе и для I зоны/ значение Етр, следует принимать не ниже 250 кг/см2.
§ 21. Вне зависимости от результатов расчета толщину верхних слоев укреплений I и II зон следует принимать не ниже значений, приведенных в табл. 26 СНиП II-Д.5-72.
§ 22. Конструкции укрепленных обочин, расчетные значения модуля деформации Еобщ I и II зон которых отличаются не более, чем на 20 %, принимаются согласно рис. 4а. При этом для технологичности выполнения работ толщина укрепления и материалы II зоны принимаются в соответствии с толщиной укрепления и материалами, полученными по расчету для I зоны.
§ 23. Конструкции укрепленных обочин, расчетные значения модуля деформации Еобщ I и II зон которых отличаются более, чем на 20 %, принимаются согласно рис. 4б. При этом толщина укрепления обеих зон принимается по расчету.
§ 24. При выборе конструкций укрепления обочин следует учитывать, что:
а) укрепление обочин необходимо выполнять по отношению к бровке земляного полотна не ближе чем на 0,5 м; эта часть обочин должна быть, как правило, присыпана, одернована или укреплена посевом специальных трав;
б) уклон поверхности укрепленных обочин необходимо принимать в соответствии со СНиП Д.5-72.
§ 25. При укреплении обочин могут быть использованы типовые конструкции, представленные на рис. 5. Толщины их слоев рассчитываются согласно настоящему документу.
§ 26. Укрепленные обочины должны быть отделены от проезжей части цветными полосами согласно ГОСТ 13508-74.
Рис. 4. Конструктивное исполнение укреплений обочин:
а/ в случае, если модули деформации I и II зон отличаются не более, чем на 20 %;
б/ то же, но при отличии модулей более, чем 20 %.
Рис. 5. Конструкция укрепления обочин
Рис. 5. Конструкция укрепления обочин
Рис. 5. Конструкция укрепления обочин
1 - асфальтобетон, цементобетон
2 - щебень
3 - грунтощебень
4 - грунт, укрепленный различными вяжущими материалами
5 - шлак и золошлаковая смесь
6 - черный щебень
7 - поверхностная обработка
8 - щебень, пропитанный битумом, дегтем и другими органическими вяжущими материалами
9 - грунт в смеси с органическими вяжущими материалами
10 - грунт в смеси с неорганическими вяжущими материалами и смолами
11 - грунт, укрепленный травосеянием
§ 27. Количество и толщина слоев укрепления на обочинах в значительной степени определяется деформативными характеристиками земляного полотна и его влажностью. Поэтому при назначении модулей деформации грунтов Ео следует учитывать их вид и дорожно-климатическую зону. В таблицах 3, 4 и 5 приводятся расчетные значения Ео грунтов в зависимости от условий их увлажнения.
Таблица 3
Группа грунтов по табл. 4 |
Модуль деформации грунтов по климатическим зонам, кг/см2 |
|||
зона II |
зона III |
зона IV |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
А |
150 - 200 |
170 - 220 |
200 - 225 |
Б |
120 - 160 |
150 - 180 |
160 - 200 |
|
В |
110 - 150 |
140 - 160 |
150 - 190 |
|
Г |
90 - 110 |
120 - 150 |
130 - 160 |
|
2 |
А |
120 - 150 |
130 - 165 |
140 - 170 |
Б |
80 - 100 |
100 - 125 |
120 - 140 |
|
В |
75 - 85 |
90 - 115 |
110 - 130 |
|
Г |
70 - 80 |
85 - 105 |
90 - 120 |
|
3 |
А |
115 - 140 |
120 - 150 |
130 - 160 |
Б |
75 - 95 |
90 - 120 |
100 - 130 |
|
В |
70 - 90 |
85 - 110 |
90 - 120 |
|
Г |
60 - 75 |
80 - 90 |
85 - 110 |
Таблица 4
Группа грунтов |
Наименование грунтов |
А |
Супеси легкие и оптимальные смеси |
Б |
Пески пылеватые, супеси тяжелые |
В |
Легкие и тяжелые суглинки, глины |
Г |
Супеси пылеватые и тяжелые пылеватые, суглинки легкие пылеватые и тяжелые пылеватые |
Таблица 5
Тип местности по характеру и степени увлажнений |
Признаки увлажнения |
Сухие места |
Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. |
Сырые места |
Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности. Почвы с признаками поверхностного заболачивания. |
Мокрые места |
Грунтовые воды или длительно стоячие /более 20 суток/ поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов. Почвы торфяные, оглеенные, с признаками заболачивания или солончаки. Постоянно орошаемые территории засушливых областей. |
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях, если уровень грунтовых вод в предморозный период ниже расчетной глубины промерзания:
на 2 м и более - в глинах, суглинках, тяжелых и тяжелых пылеватых;
на 1,5 м и более - в суглинках легких пылеватых и легких, в супесях тяжелых пылеватых и пылеватых;
на 1 м и более - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.
§ 28. При укреплении обочин автомобильных дорог I категории вне зависимости от грунтово-климатических условий покрытия должны выполняться из асфальтобетона всех типов и цементобетона.
§ 29. Укрепление обочин автомобильных дорог II категории, особенно во II и III дорожно-климатической зоне, если земляное полотно сложено грунтами группы Г /см. табл. 4/ и условия увлажнения соответствуют 2 и 3-му типу местности /см. табл. 5/, должно проводиться слоями из асфальтобетона всех видов или из других связных материалов, содержащих в своей основе органические вяжущие.
§ 30. При укреплении обочин дорог III категории во II и III дорожно-климатических зонах при земляном полотне, сложенном грунтами группы Г в условиях увлажнения 2 и 3-го типа местности (если в верхних слоях не применяются органические вяжущие материалы), дно корыта на обочине перед укладкой слоев укрепления гидроизолируется путем устройства тонкого сплошного слоя из битума, дегтя или других органических вяжущих материалов.
§ 31. Во II и III дорожно-климатической зоне при грунтах группы Г в условиях увлажнения 2 и 3-го типа местности, а также в IV дорожно-климатической зоне при грунтах группы Г 3-го типа местности в верхних слоях укрепления обочин не рекомендуется применение любых несвязных материалов /щебень, гравий, галька, песок и т.д./.
§ 32. Укрепление обочин с использованием укрепленных грунтов можно проводить в основном при 1-м типе местности II - IV дорожно-климатических зон, а при устройстве поверхностной обработки - при 2 и 3-м типах.
§ 33. Применение травосеяния для укрепления обочин допускается для дорог III и ниже категорий во II - IV дорожно-климатических зонах при 1-м типе местности по увлажнению и при всех грунтах кроме группы Г, если к земляному полотну не предъявляются требования по его гидроизоляции.
§ 34. При любом типе укрепленных обочин, если требуется дополнительная защита земляного полотна от поверхностных вод, рекомендуется использовать одно из следующих мероприятий:
- устройство дополнительного слоя из асфальтобетона минимальной толщины согласно табл. 26 СНиП II-Д.5-72;
- устройство поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено укрепленными грунтами, то с дополнительной укладкой промежуточного щебеночного слоя наименьшей толщины;
- устройство тонких защитных слоев из эмульсионно-песчаной смеси согласно «Методическим рекомендациям по устройству тонких защитных слоев из эмульсионно-песочной смеси по черным дорожным покрытиям» (Москва, 1971);
- применение пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем набрызга на основание слоя укрепления;
- смазка торцов дорожной одежды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.
§ 35. При отсутствии данных о состоянии земляного полотна, что исключает возможность расчета укрепления обочин, необходимо определить модуль деформации грунтов для наиболее неблагоприятного периода года и их относительную влажность /по отношению к пределу текучести/. Для этого целесообразно воспользоваться методикой, изложенной в ВСН 46-72.
§ 36. Укрепление обочин автомобильных дорог согласно СНиП II-Д.5-72 может выполняться следующими способами:
- устройством на обочинах специального покрытия;
- укреплением грунта обочин органическими, неорганическими и другими вяжущими материалами;
- улучшением гранулометрического состава грунта введением добавок;
- травосеянием.
§ 37. Для укрепления обочин способом устройства специальных покрытий могут применяться следующие материалы:
1. монолитный и сборный цементобетон,
2. горячий и холодный асфальтобетон,
3. горячие и холодные битумоминеральные смеси,
4. горячий и холодный черный щебень,
5. горячие и холодные черные щебеночные материалы,
6. щебеночные /гравийные/ материалы,
7. грунтощебеночные /грунтогравийные/ материалы.
§ 38. На обочинах дорог I - IV категории, если они укреплены битумоминеральными смесями, обработанными и необработанным щебнем, грунтом, укрепленным различными вяжущими материалами, а также в случаях, указанных в § 34, рекомендуется устройство поверхностной обработки. Поверхностная обработка должна выполняться в соответствии с «Инструкцией по устройству покрытий и оснований из щебня /гравия/, обработанного органическими вяжущими» /ВСН 123-65/, Минтрансстрой, 1965, и «Инструкцией по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» /ВСН 93-73/, Минтрансстрой, 1973. В качестве поверхностной обработки могут использоваться и битумные шламы. При их применении следует руководствоваться «Временными техническими указаниями по применению дорожных эмульсионно-минеральных смесей /битумных шламов/, для устройства защитных слоев при строительстве и ремонте автомобильных дорог» /ВСН 14-73/, Минавтодор РСФСР, 1973.
§ 39. Расчетные значения модулей деформации материалов, рекомендуемых для укрепления обочин, приняты в соответствии с документами, указанными в тексте настоящего раздела, и помещены в приложении 2.
§ 40. Монолитный и сборный цементобетон рекомендуется применять при устройстве покрытий I зоны обочин строящихся или реконструируемых дорог I категории с учетом требований ГОСТ 8424-73 «Бетон дорожный», с учетом следующих дополнений:
- при устройстве монолитных полос в скользящей опалубке целесообразно применять смесь с показателем жесткости на месте укладки /по техническому вискозиметру/ не менее 25 секунд;
- контроль качества приготовления бетонной смеси и правила производства работ по устройству укрепления I зоны из монолитного цементобетона следует принимать согласно ВСН 139-68 для устройства цементобетонных покрытий.
§ 41. При выполнении укрепления I зоны из сборных цементобетонных элементов технология изготовления плит должна соответствовать ГОСТ 17608-72 «Плиты бетонные тротуарные».
При этом отклонение размеров готовых плит от прокатных должно быть не более:
- по ширине ± 2 мм,
- по толщине ± 3 мм.
Искривление лицевой поверхности плит /выпуклость или прогнутость/ не должно превышать 2 мм.
§ 42. Материалы типов 2, 3 и 4, указанные в § 37, рекомендуются для укрепления обочин автомобильных дорог I категории. Для дорог II категории эти материалы могут применяться для устройства покрытий при очень высоких интенсивностях движения, а также при грунтово-климатических условиях, указанных в § 29.
Выбор вида материала и способа устройства покрытий в этих случаях следует проводить в соответствии с ГОСТ 15147-69; ГОСТ 9128-67; ГОСТ 17060-71, а также ВСН 93-73, ВСН 123-65 и «Техническими указаниями по проектированию и устройству дорожных асфальтобетонных покрытий на основаниях из битумоминеральных смесей» /ВСН 5-68/Главмосстрой, 1968 г.
§ 43. Необработанные щебеночные и гравийные материалы рекомендуется применять для устройства:
- оснований под покрытия на обочинах дорог I и II, а также III категории, если в покрытиях применяются материалы 2 - 4-го типов, указанные в § 37;
- оснований под слой, выполненные из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами;
- обочин дорог III и IV категории с учетом положений § 7, 8 и 31.
§ 44. Для укрепления согласно § 43 рекомендуются щебеночные и гравийные материалы, соответствующие СНиП II-Д.5-72 к ГОСТ 8267-64, ГОСТ 10200-62, ГОСТ 6268-62, ГОСТ 8269-64, щебень и гравий, рекомендуемые для балластного слоя железнодорожного пути согласно ГОСТ 7393-71, ГОСТ 7392-70, ГОСТ 7394-70, а также щебень из металлургического шлака по ГОСТ 9760-61 и щебень шлаковый доменный по ГОСТ 3344-63. При устройстве на обочинах гравийных покрытий можно также воспользоваться «Указаниями по строительству дорожных гравийных покрытий» /ВСН 7-72/ Минавтодор РСФСР, 1972.
§ 45. Для повышения характеристик щебеночных и гравийных материалов, особенно применяемых при укреплении обочин дорог III категории, рекомендуется их обработка вяжущими материалами - цементом или битумом.
§ 46. Устройство обочин с использованием крупнообломочных и песчаных материалов, укрепленных цементом, рекомендуется проводить во II - IV дорожно-климатических зонах. Для этого пригодны крупнообломочные материалы горных пород различной прочности и петрографического состава, имеющие не более 10 % фракций размером 50 - 70 мм и не менее 15 % фракций до 5 мм. В крупнообломочных материалах оптимального состава содержание пылевато-глинистых примесей не должно превышать 20 %. Пригодными являются также пески гравелистые, крупные, средней крупности, мелкие, пылеватые, а также искусственные пески, полученные от дробления горных пород.
§ 47. Для укрепления крупнообломочных и песчаных материалов во II - III климатических зонах пригодны цементы марки 300 и 400.
§ 48. Требования к цементогрунту, выполненному на основе крупнообломочных и песчаных материалов и дозировка вяжущих в зависимости от грунтово-климатических условий могут быть приняты в соответствии с «Техническими указаниями по устройству дорожных оснований из обломочных материалов, укрепленных цементом» /ВСН 164-69 Минтрансстрой СССР/. Расчетные значения модуля деформации и основные характеристики этих смесей приведены в табл. 6.
Таблица 6
Классы прочности |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток |
40 |
30 |
20 |
10 |
То же, после испытания на морозостойкость |
30 |
20 |
15 |
5 |
Расчетный модуль деформации |
8200 |
1600 |
1200 |
600 |
§ 49. Для снижения степени водонасыщения обочин из песчаных, песко-гравийных грунтов и содержащих крупнообломочные материалы в небольшом количестве укрепленных цементом, а также повышения их прочностных и деформативных свойств, целесообразно использовать различные отходы промышленности, рекомендуемые «Техническими указаниями по строительству дорог с применением отходов промышленности при укреплении цементом песчаных грунтов и песчано-гравийных смесей» /Гушосдор при Совете Министров БССР, 1971/. В табл. 7 приводятся ориентировочные дозировки этих отходов в процентах от укрепляемого материала.
Таблица 7
Вид добавки /отходы/ |
Укрепляемый материал |
||
пески мелкие, % |
пески средней крупности, % |
песчано-гравийные смеси, % |
|
Производство фосфорной кислоты - фосфогипс |
1,1-1,3 |
0,9-1,1 |
0,7-0,9 |
Производство серной кислоты - пиритные огарки |
1,3-1,6 |
1,0-1,3 |
0,7-1,8 |
Рафинирования растительного масла - госсиноловая смола |
0,7-0,9 |
0,5-0,7 |
0,2-0,5 |
Нефтедобычи, нефти |
1,0-1,2 |
1,0-1,5 |
0,8-1,0 |
§ 50. Грунтощебеночные и грунтогравийные смеси следует применять в соответствии с положениями § 43 настоящих рекомендаций за исключением их использования в верхних слоях укрепления обочин автомобильных дорог III категории. Материалы этого типа являются местными и поэтому их характеристики должны устанавливаться на месте в дорожных лабораториях. Ориентировочные значения модулей деформации известных местных материалов приведены в приложении 2.
§ 51. Грунты, укрепленные различными вяжущими материалами, рекомендуется применять для обочин дорог II, III и IV категорий с учетом климатических условий, указанных в §§ 7, 8, 30, 32 и 33.
§ 52. При укреплении обочин автомобильных дорог грунтами, укрепленными различными органическими и неорганическими вяжущими материалами необходимо руководствоваться «Указаниями по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» /СН 25-74/, Госстрой СССР, Москва, 1974.
Уточнение рецептур и правил применения различных вяжущих материалов может быть сделано в соответствии с положениями документов, ссылка на которые приводится в настоящих «Рекомендациях».
§ 53. Укрепление обочин с использованием жидких битумов или дегтем допускается во II - IV дорожно-климатических зонах, если земляное полотно представлено грунтами карбонатных разновидностей, не содержащих легкорастворимых солей и имеющих нейтральную среду:
- супесями, близкими к оптимальному составу, пылеватыми и легкими суглинками с числом пластичности 3 - 12;
- суглинками тяжелыми и суглинками тяжелыми пылеватыми с числом пластичности в пределах 12 - 17.
Во II дорожно-климатической зона наиболее подходящими являются супесчаные грунты с числом пластичности 3 - 7 и легкие суглинки с числом пластичности не более 12. Суглинистые грунты с числом пластичности более 12 перед укреплением необходимо улучшать добавками.
§ 54. Выбор марки битума или дегтя и их дозировка для проведения укрепительных работ могут быть произведены в соответствии с ГОСТ 11955-66, ГОСТ 11954-66, ГОСТ 4641-49 и «Указаниями по устройству дорожных покрытий и оснований из грунта, обработанного жидким битумом или дегтем способом смешения на дороге» (М., Автотрансиздат, 1960).
§ 55. Для повышения характеристик грунтов, укрепленных битумом или дегтем, особенно во II дорожно-климатической зоне целесообразно использовать активные добавки типа цемента, извести и т.п. Процентное их отношение и вид в зависимости от грунтово-климатических условий должны приниматься согласно СН-25-74.
§ 56. Укрепления обочин автомобильных дорог с помощью битумных эмульсий допускается во II - IV дорожно-климатических зонах, если земляное полотно представлено:
- крупнообломочными нецементированными грунтами, грунто-гравийными и грунтощебеночными смесями, близкими к оптимальному составу;
- песками крупными, гравелистыми;
- песками средней крупности, мелкими пылеватыми;
- супесями, близкими к оптимальному составу;
- супесями легкими, пылеватыми;
- супесями тяжелыми;
- суглинками легкими и пылеватыми с числом пластичности менее 12;
- тяжелыми суглинками с числом пластичности не более 15.
§ 57. Для укрепления грунтов рекомендуется использовать битумные эмульсии в соответствии с ГОСТ 18659-73.
§ 58. Для ускорения сроков формирования смесей, повышения прочностных характеристик и морозоустойчивости грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, а также в случаях использования суглинистых грунтов с числом пластичности более 10 и рН менее 6 рекомендуется применять добавки цемента и извести в пропорциях, принимаемых в соответствии с «Техническими указаниями по устройству покрытий и оснований из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями», ВСН 140-68 (М., Минтрансстрой СССР, 1968) и представленных в табл. 8.
§ 59. Обочины могут быть укреплены и сырой маловязкой нефтью, если земляное полотно представлено супесчаными и легкосуглинистыми грунтами с числом пластичности 3 - 12 и тяжелосуглинистыми грунтами с числом пластичности 12 - 16 /требующим введения активных добавок/.
§ 60. Для укрепления грунтов может применяться нефть с содержанием смолисто-асфальтовых веществ не менее 6 %. Ориентировочный расход нефти и активных добавок должны приниматься согласно «Временным указаниям по применению грунтов, укрепленных сырой маловязкой нефтью при строительстве нефтепромысловых дорог в условиях Западной Сибири» (Тюмень, 1971), данные из которых представлены в табл. 9.
Таблица 8
Дозировка в % от веса грунта |
|||
известь |
цемента |
битумной эмульсии /по содержанию битума/ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Крупнообломочные грунты, грунто-гравийные, грунтощебеночные смеси, близкие к оптимальному составу |
1,5 - 2 |
3 - 4 |
4 - 5 |
Пески гравелистые крупные и средней крупности |
1,5 - 2 |
3 - 4 |
4 - 5 |
Пески мелкие, пылеватые |
2 - 2,5 |
4 - 5 |
4 - 6 |
Супеси, близкие к оптимальному составу, супеси легкие и пылеватые |
2 - 2,5 |
4 - 5 |
4 - 5 |
Супеси тяжелые. Суглинки легкие и пылеватые с числом пластичности менее 12 |
2,5 - 3 |
4 - 6 |
5 - 7 |
Суглинки тяжелые с числом пластичности не более 15 |
3 - 4 |
4 - 6 |
6 - 7 |
Таблица 9
Число пластичности |
Расход нефти |
Количество добавок в % от веса сухого грунта |
|
|||
без активных добавок |
с активными добавками |
|||||
цемента |
извести (в пересчете на активную СаО) |
|
||||
Супеси, близкие к оптимальному составу, пылеватые тяжелые супеси |
3 - 7 |
5-8 100-160 |
4-5 60-100 |
3 - 4 |
2 - 3 |
|
Суглинки легкие и суглинки легкие пылеватые |
7 - 12 |
6-8 120-160 |
4-6 80-120 |
3 - 4 |
2 - 3 |
|
Суглинки тяжелые и суглинки тяжелые пылеватые |
12 - 17 |
8-10 160-200 |
6-8 120-160 |
4 - 5 |
3 - 4 |
|
Глины песчанистые и пылеватые |
17 - 22 |
10-12 200-240 |
7-9 140-180 |
4 - 5 |
3 - 4 |
|
Примечание. Расход нефти в % от веса грунта указан в числителе, в знаменателе - в кг/м3.
§ 61. Для укрепления обочин автомобильных дорог во II - V дорожно-климатических зонах могут применяться грунты и местные материалы, укрепленные золами сухого уноса тепловых электростанций как самостоятельно, так и в сочетании с цементом. Для укрепления этим типом вяжущего пригодны несцементированные грунты, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, гравелистые пески, пески разной крупности, в том числе и пылеватые одномерные, а также все разновидности супесчаных грунтов с числом пластичности до 7. Значение рН для всех видов грунтов должно быть не менее 4,5.
§ 62. Правила выбора золы, ее дозировка и технология образования смесей должны приниматься в соответствии с проектом «Технических указаний по использованию зол уноса от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований автомобильных дорог» (М., Союздорнии, 1972), а также «Технических указаний по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий», ВСН 158-69, (М., Минтрансстрой, 1969).
§ 63. Обочины дорог могут быть укреплены также и комплексным методом, включающим одновременное использование нескольких вяжущих материалов /цемента и битума, битума и извести и т.д./. Технологию образования таких смесей, правила их смешения, дозировка вяжущего и уход за слоями укрепления рекомендуется принимать в соответствии с СН 25-74 и ВСН 158-69.
§ 64. Для укрепления обочин могут быть использованы грунты, укрепленные различными полимерными смолами /карбомидными, сланцевыми, фурфурол-анилиновыми и т.д./. Правила их применения, дозировка и технология работ должны приниматься в соответствии с СН 25-74.
§ 65. При укреплении обочин грунтами в смеси с различными вяжущими материалами в случае отсутствия данных о пригодности грунтов, дозировке вяжущего материала, а также деформативных характеристиках получаемой смеси, необходимо в лабораторных условиях определить:
а) физико-химические свойства грунта /гранулометрический состав, число пластичности, содержание гумусовых частиц, легкорастворимых солей и рН/;
б) оптимальный процент вяжущего;
в) механические свойства смесей /модуль деформации и упругости, оптимальную влажность и оптимальную плотность/;
г) сроки схватывания смесей и набора расчетной прочности.
Испытание образцов следует вести по методике, изложенной в СН 25-74.
§ 66. Укрепление обочин травосеянием рекомендуется для дорог III - V категорий с учетом положений §§ 8 и 33, а также прибровочной полосы шириной до 0,5 м во всех случаях.
§ 67. Способ травосеяния разрешается применять при грунтах, имеющих рН более 5. В случае повышенной кислотности грунтов необходима ее нейтрализация гашеной известью или доломитовой мукой в количестве 10 - 30 кг на 100 м2.
§ 68. Для посева трав растительная земля должна содержать необходимые компоненты питательных веществ. Наилучшей считается темно-каштановый /гумусный/ слой, который берется с лугового или с пахотного слоя.
При использовании бедных растительных почв их необходимо обогащать органическими и минеральными удобрениями.
§ 69. При укреплении обочин травосеянием в состав смеси рекомендуется вводить следующее количество трав:
- стержнекустовых 5 - 10 %;
- корневищных 35 - 60 %;
- рыхлокустовых 30 - 50 %.
К стержнекустовым относится клевер белый, корневищным - костёр безостый, пырей ползучий, мятлик луговой, полевица белая, овсяница красная, к рыхлокустовым - тимофеевка луговая, житняк, овсяница луговая, типчак, пырей бескорневищевый, волоснец сибирский.
Примерный состав травосмесей приведен в табл. 10.
§ 70. Правила ухода за посевом и контроль качества работ следует производить в соответствии с «Временными техническими указаниями по укреплению откосов земляного полотна автомобильных дорог посевом многолетних трав» (М., ЦНИИС, 1960).
Таблица 10
Процентное соотношение в травосмеси |
Нормы высева семян II кл. в грунт на 100 м2 |
|
Лесная и лесостепная зоны |
||
1-я травосмесь |
||
Овсяница красная |
55 |
385 |
Овсяница луговая |
40 |
320 |
Клевер белый |
5 |
12 |
2-я травосмесь |
||
Мятлик луговой |
25 |
65 |
Костёр безостый |
30 |
300 |
Пырей бескорневищевый |
45 |
300 |
Степная зона |
||
1-я травосмесь: |
||
Костёр безостый |
50 |
500 |
Пырей бескорневищевый |
25 |
200 |
Житняк |
25 |
125 |
2-я травосмесь |
||
Пырей ползучий |
55 |
440 |
Житняк |
25 |
125 |
Типчак |
20 |
120 |
§ 71. Технологию производства работ по укладке материалов, приготовлению грунтовяжущих смесей и их уплотнению следует принимать согласно соответствующим ВСН, ссылка на которые приводится в настоящем документе (§§ 38, 40, 42, 44, 48).
§ 72. Порядок производства работ по укреплению обочин строящихся дорог рекомендуется принимать аналогичным порядку производства работ на эксплуатируемых дорогах - укрепление обочин производится при готовой проезжей части.
§ 73. При укреплении обочин эксплуатируемых дорог выполнение работ необходимо вести с учетом:
- интенсивности движения по дороге;
- ширины проезжей части;
- ширины обочин;
- применяемой конструкции укрепления;
- мест расположения материалов;
- наличия стационарных или передвижных установок для приготовления грунтовяжущих смесей и возможности размещения этих установок;
- состава и количества машин, имеющихся в распоряжении дорожных организаций, выполняющих работы по укреплению обочин.
§ 74. В связи с разнообразием условий эксплуатируемых дорог типовые технологические карты производства работ по укреплению обочин должны составляться на месте дорожными организациями, исходя из требований наиболее выгодного размещения машин в конкретных условиях каждого участка дороги.
Рис. 6. Схема расположения дорожных знаков для обеспечения безопасности производства работ
Рекомендуемые машины и механизмы для выполнения работ по укреплению обочин представлены в табл. 11.
§ 75. Работы по укреплению обочин должны выполняться с соблюдением правил обеспечения безопасности. Примерная схема расположения дорожных знаков и ограждений для случая укрепления обочин на эксплуатируемых дорогах приведена на рис. 6.
Таблица 11
№ п/п |
Наименование операций |
Типы машин, которые могут быть использованы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Зачистка поверхности обочин путем снятия слоя грунта толщиной 3 - 5 см с перемещением его на откосы |
автогрейдеры типа Д-598А, Д-598Б, Д-710, ДЭ-99-11 |
2. |
Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления |
автогрейдеры Д-596А, Д-598Б, Д-710, ДЭ-99-11 |
Срезка: |
||
а/ с перемещением вала на обочине и последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна |
экскаваторами /для сооружения ровиков I зоны/ Д-1514, Э-2514 Вывоз: автосамосвалами всех типов Погрузка: экскаваторами Д-1514, Д-2514, Э-302А, погрузчиками Д-483, Д-452А, Д-602, Д-451А |
|
б/ со срезкой и одновременным вывозом за пределы земляного полотна |
скреперы Д-541А, Д-569 |
|
в/ с удалением на откосы |
автогрейдеры Д-598А, Д-598Б, Д-710, ДЭ-99-11 |
|
3. |
Выравнивание кромки проезжей части |
бетоноломы ИП-4602 |
4. |
Смазка торца дорожной одежды органическим вяжущим материалом |
|
5. |
Рыхление грунта |
автогрейдерами с кирковщиками, рыхлители МТЗ-5Л |
6. |
Уплотнение дна корыта за 3 - 5 проходов |
катки Д-625, Д-627, Д-211Б, Д-469А, Д-533, Д-399А |
7. |
Размельчение и перемешивание грунта на обочине за 2 - 3 прохода |
фреза - Д-530, Д-678 |
8. |
Завоз на обочину /или в грунтосмесительную машину/ вяжущих материалов |
|
а/ жидких |
автогудонаторы Д-251А, Д-640, Д-640А |
|
б/ сыпучих |
цементовозы С-386А, С-956, С-571 |
|
9. |
Распределение вяжущих материалов на обочине |
|
а/ жидких |
фреза Д-530, Д-678 |
|
б/ сыпучих |
распределители Д-343Б, Д-688 |
|
10. |
Приготовление смеси в установке |
смесители Д-709, Д-370, ДС-65, Д-508, различные бетономешалки |
11. |
Приготовление непосредственно на обочине за 2 - 3 прохода |
фреза Д-530, Д-678 |
12. |
Завоз на обочину |
|
а/ материала или смеси грунта с вяжущим |
автосамосвалы всех типов |
|
б/ грунта |
то же |
|
13. |
Увлажнение материала или смесей грунта с вяжущим на обочине |
поливомоечные машины всех типов |
14. |
Разравнивание и профилирование слоя |
автогрейдеры Д-598А, Д-598Б, Д-701, ДЭ-99-11 |
15. |
Уплотнение слоя на обочине |
|
а/ верхнего из связных материалов или смесей грунта с вяжущим |
катки Д-625, Д-627, Д-211Б, Д-469А, Д-553, Д-399А |
|
б/ верхнего или промежуточного, из несвязных материалов |
То же или Д-480А, Д-603, Д-727 |
Примечание к табл. 11: 1. При уплотнении корыта на обочинах и слоев укрепления режим работы катков должен назначаться в соответствии с приложениями 1 СНиП III-Д.5-73.
2. Для проведения укрепительных работ на обочине может быть использована грунтосмесительная машина Д-391Б. Порядок работ в этом случае должен назначаться в зависимости от местных условий.
3. Для приготовления смесей грунтов с вяжущими или других связных материалов /тощий бетон, щебеночно-гравийные смеси, обработанные вяжущим и т.д./ могут быть использованы установки, не указанные в настоящем документе, если они обеспечивают необходимое качество приготовления материалов.
4. Для внесения вяжущих в грунт при приготовлении смесей грунтов с вяжущими непосредственно на обочине могут быть использованы машины, отличающиеся от указанных в настоящем документе, если они обеспечивают необходимую производительность, удобство и точность дозировки вяжущих материалов при производстве работ по укреплению обочин.
Условия. Требуется укрепить обочины эксплуатируемой автомобильной дороги II категории с асфальтобетонным покрытием в III дорожно-климатической зоне, имеющей ширину проезжей части 7,5 м, ширину обочин 3,0 м. По данным наблюдений на участке, где необходимо укрепить обочины, интенсивность движения составляет 3000 авт./суток.
Грунты земляного полотна представлены легкой супесей. По условиям увлажнения участок относится ко второму типу местности. Пучин на участке не бывает.
В распоряжении ДЭУ имеется:
а) местный грунтощебень, модуль деформации которого по данным лабораторных испытаний составляет 500 кг/см2.
б) битум.
Решение. В соответствии с имеющимися материалами укрепление обочин может быть выполнено в виде двух- или трехслойной системы в I зоне обочины /грунт земляного полотна, грунтощебень и смесь грунта с битумом/ и двухслойной во второй зоне /грунт земляного полотна и смесь грунта с битумом/. Принимаем верхний слой укрепления из битумогрунта.
Для обеспечения износостойкости предусматривается устройство поверхностной обработки.
I. Расчет требуемого модуля деформации для обочины
а/ для II зоны
1. Согласно § 18 выбираем в табл. 1 расчетное значение λ, которое равно 0,04.
2. По формуле 3 рассчитываем требуемый модуль деформации Етр. для II зоны:
3. Согласно § 20 принимаем Етр. равным 250 кг/см2.
б/ для I зоны
1. Согласно § 15 выбираем в табл. 1 расчетное значение λ, равное 0,04.
2. Учитывая, что укрепление на обочине должно быть рассчитано не только на интенсивность движения на дороге, но и на перспективную интенсивность (согласно § 16 п. 1) принимаем коэффициент увеличения интенсивности движения равным 1,2.
Отсюда перспективная интенсивность движения будет равна
3000 ´ 1,2 = 3600 авт./сут.
3. Для перспективной интенсивности движения 3600 авт./сут. материала верхнего слоя /битумогрунт/, который по цвету имеет внешнее сходство с покрытиями усовершенствованного типа, и заданной ширины проезжей части 7,5 м по табл. 2 устанавливаем значение γ, равное 0,4.
4. Для тех же условий, что и в п. 3 по графику рис. 1 находим приведенное число наездов, которое равно 250 авт./сут.
5. Рассчитываем коэффициент К:
К = 0,5 + 0,65 lg γ NH = 0,5 + 0,65 lg 0,4 ´ 250 = 0,5 + 0,65 lg 100 = 0,5 + 0,65 ´ 2 = 1,8.
6. По формуле 2 рассчитываем требуемое значение модуля деформации для I зоны :
II. Выбор конструкции укрепления
1. Принимается, что верхний слой I и II зоны выполняется из битумогрунта.
2. Согласно положениям § 23 определяем разницу в модулях I и II зоны, которая равна
Таким образом, (согласно этому же параграфу) II зона выполняется двухслойной, а I зона трехслойной. Этому решению отвечает рис. 4б. Следовательно, в I зоне вводится промежуточный слой из грунтощебня, который по условиям настоящего примера имеется в наличии.
III. Расчет конструкции укрепления
а) расчет II зоны
1. Согласно условиям настоящего примера по табл. 3 находим соответствующую графу; по тем же условиям примера /легкая супесь/ находим по табл. 4 группу грунтов, которая соответствует заданному примером грунту /группа А/. По заданной дорожно-климатической зоне, типу местности и группе грунтов в табл. 3 находим модуль деформации грунта земляного полотна Еo, который равен 150 кг/см2 /среднее между 130 - 165 кг/см2/.
2. Из приложения 2 при принятой дозировке битума 8 % принимаем для битумогрунта модуль деформации ЕI равным 700 кг/см2.
3. Составляем отношение Ео/ЕI:
4. Составляем отношение , где Кобщ принимаем равным Етр, т.е. 250 кг/см2:
5. По номограмме рис. 4 /см. нанесенный ключ 1/ определяем /значения приведено на кривых, оси ординат, а на оси абсцисс/.
отсюда h = 34 ´ 0,47 = 15,98 = 16 см.
6. Проверяем требование § 14, чтобы Еобщ. было меньше или равно Етр. По решению это условие удовлетворено, т.е. Еобщ = Етр.
Таким образом, для укрепления II зоны необходимо устройство слоя битумогрунта толщиной 16 см.
б/ Расчет I зоны
1. По условию примера модуль деформации грунтощебня, используемого в промежуточном слое равен = 500 кг/см2, модуль деформации грунта Ео /из ранее проведенных вычислений/ равен 150 кг/см2, модуль деформации битумогрунта принят равным 700 кг/см2.
При этом толщина верхнего слоя из битумогрунта I зоны для технологичности выполнения работ принимается равной толщине верхнего слоя II зоны, т.е. 16 см. В этих условиях необходимо найти только толщину промежуточного слоя из грунтощебня.
2. Определяем отношение :
3. Принимаем толщину слоя из грунтощебня равной 30 см, отсюда = 0,88.
4. По номограмме рис. 4 /см. ключ 2/ находим значение находится на кривой/, которое равно
Следовательно, обобщенный модуль только слоев грунта и грунтощебня равен Еобщ = 0,57 ´ 500 = 285 кг/см2.
5. В соответствии с п. 1 принимаем для верхнего слоя
6. Составляем отношение , где Еобщ. соответствует уже вновь образованному Ео, а ЕI - модуль деформации битумогрунта.
7. Отыскиваем значение по = 0,47 и = 0,4, где Еобщ. будет полученный по расчету модуль деформации укрепленной обочины. Операция аналогична п. 4 /см. ключ 3/, откуда
, Eобщ. = 0,65 ´ 700 = 385 кг/см2.
8. Согласно § 16 проверяем условие Етр £ Еобщ.
Условие не соблюдено, так как Етр = 390 кг/см2, а Еобщ. = 385 кг/см2.
9. Проверяем величину несоответствия модулей деформации:
Такое несоответствие может быть допущено, так как оно в пределах общетехнических допусков.
Таким образом, в результате расчета I зона может быть выполнена из слоев грунтощебня толщиной 30 см и слоя битумогрунта толщиной 16 см.
Таблица 1
Расчетные значения модулей деформации асфальтобетона и битумоминеральных смесей
Модуль деформации, кг/см2 |
|
Асфальтобетон /дегтебетон/, плотные битумоминеральные смеси, приготовленные по типу асфальтовых /меньшие значения при мелкозернистых смесях, большие - при крупнозернистых/ |
2600 - 3000 |
Битумоминеральные смеси при каменных и гравийных материалах 1 и 2-й марок |
2400 |
То же, при каменных и гравийных материалах 3-й марки |
2100 |
Песчаный асфальтобетон |
2400 |
Грунтоасфальт |
1800 |
Щебень, обработанный вязким битумом смешением в установке и укладываемый по принципу заклинки, из каменных пород 1 и 2-й марки |
2200 |
Щебеночный материал из каменных пород 1 и 2-й марки, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки |
2000 |
То же, из каменных пород 3-й марки |
1800 |
Таблица 2
Расчетные значения модулей деформации щебеночных материалов (не зависящие от условий увлажнения)
Наименование материалов |
Модуль деформации, кг/см2 |
Сортированный щебень, укладываемый по способу заклинки из каменных пород 1 и 2-й марок и кислых металлургических шлаков |
1300 |
То же, 3-й марки |
1100 |
Основные однородные по качеству металлургические шлаки с подбором гранулометрического состава и с применением шлаковой муки |
900 - 1200 |
То же, без подбора гранулометрического состава |
600 - 700 |
Таблица 3
Расчетные значения модулей деформации гравийных материалов и несортированного щебня (зависящие от условий увлажнения)
Содержание фракций, % размером |
Модули деформации, кг/см2, в климатических зонах |
||||||
крупнее 25 мм |
крупнее 2 мм |
мельче 0,05 мм |
с числом пластичности смеси мельче 0,5 мм |
II |
III |
IV - V |
|
Материалы из каменных пород не ниже 3-й марки |
45 |
85 |
до 3 |
до 4 |
800 - 900 |
800 - 900 |
900 - 1000 |
30 |
70 |
до 7 |
до 4 |
600 - 700 |
650 - 750 |
700 - 800 |
|
20 |
60 |
до 10 |
до 6 |
500 - 600 |
550 - 650 |
600 - 700 |
|
15 |
50 |
до 12 |
до 6 |
- |
450 - 500 |
500 - 600 |
Примечание к табл. 3
1. Меньшие значения относятся к гравийному, большие - к щебеночному материалу.
2. Две нижние смеси рекомендуется применять только в IV - V климатических зонах.
3. В сырых местах значение Е снижается на 30 % для изверженных пород и на 50 % для известняковых.
4. В случаях, когда число пластичности части смеси мельче 0,5 мм достигает 8, значение Е снижается на 20 %.
Таблица 4
Расчетные значения материалов, укрепленных битумом и дегтем
Вид вяжущих материалов и способов обработки |
Модули деформации, кг/см2, в климатических зонах |
||
II - III |
IV - V |
||
Подобранные смеси из гравийных и щебеночных материалов, отвечающие по составу и свойствам требованиям технических правил, не ниже 2-й марки |
Обработанные вязким битумом или дегтем смешением в установке горячим способом |
1800 |
2000 |
Обработанные битумом или дегтем смешением в установке холодным способом |
1400 |
1600 |
|
Обработанные жидким битумом или дегтем смешение на дороге |
1000 - 1200 |
1200 - 1400 |
Примечание.
1. Меньшие значения Е относятся к гравийному, большие - к щебеночному материалу.
2. При обработке вяжущим щебня из каменных пород и гравийных материалов 3 - 4 марок значения Е снижается соответственно из 25 - 30 %, а при каменных материалах 5-й марки - на 40 %.
Таблица 5
Расчетные значения модулей деформации некоторых местных материалов
Наименование материалов |
Модуль деформации, кг/см2 в климатических зонах |
|
II - III |
IV - V |
|
Топливные шлаки из высококалорийных углей |
400 - 500 |
600 - 700 |
То же, из бурых углей |
200 - 250 |
250 - 400 |
Слабые по прочности немергелистые известняки с содержанием щебенок размером свыше 2 мм в количестве не менее 80 % |
300 - 500 |
600 - 700 |
Слабые по прочности мергелистые известняки с пределом прочности на сжатие в водонасыщенном состоянии не менее 75 кг/см2 |
- |
300 - 400 |
Слабые песчаники с пределом прочности на сжатие не менее 75 кг/см2 |
- |
400 - 500 |
Дресва /различная/ |
350 - 450 |
500 - 700 |
Горелые породы угольных шахт /разные/ |
500 - 600 |
350 - 800 |
Таблица 6
Расчетные значения модулей деформации грунтов, укрепленных битумом
Количество вяжущего в % от веса минеральной смеси при модуле деформации, кг/см2 |
||||
6 |
8 |
10 |
12 |
|
Грунты оптимального состава |
700 |
800 |
- |
- |
Супеси легкие и пылеватые с числом пластичности 3 - 12 |
- |
700 |
800 |
- |
Супеси тяжелые, суглинки всех разновидностей с числом пластичности 12 - 17 |
- |
- |
600 |
700 |
Примечание.
Значения модулей деформации даны для II и IV дорожно-климатических зон. Для II зоны их значения должны быть понижены на 15 %.
Таблица 7
Расчетные значения модулей деформации грунтов, укрепленных битумными эмульсиями
Разновидности грунтов |
Значения Е, кг/см2, для дорожно-климатических зон |
||
II |
III |
IV |
|
Крупнообломочные несцементированные грунты, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, близкие к оптимальному составу |
1200 |
1400 |
1500 |
Грунты оптимального состава, пески гравелистые крупные |
950 |
1200 |
1400 |
Супеси легкие, тяжелые и пылеватые, а также пески средние, мелкие и пылеватые |
850 |
1100 |
1300 |
Супеси тяжелые, пылеватые и суглинки всех разновидностей |
700 |
900 |
- |
Таблица 8
Расчетные значения модулей деформации грунтов, укрепленных нефтью
Наименование грунтов |
Модуль деформации, кг/см2 |
||
Нефтегрунт без активных добавок |
нефтегрунт с добавкой цемента |
нефтегрунт с добавкой извести |
|
Супеси легкие и супеси легкие пылеватые с числом пластичности 3 - 7 |
350 |
750 |
950 |
Суглинки легкие и суглинки легкие пылеватые с числом пластичности 7 - 12 |
300 |
800 |
1100 |
Суглинки тяжелые и суглинки тяжелые пылеватые с числом пластичности 12 - 17 |
350 |
700 |
900 |
Таблица 9
Расчетные значения модуля деформации грунтов, укрепленных цементом
Количество цемента в % от веса грунта при модуле деформации, кг/см2 |
|||
8 |
10 |
12 |
|
Грунты оптимального состава |
900 |
1200 |
1400 |
Супеси легкие, тяжелые и пылеватые |
700 |
1000 |
1200 |
Суглинки всех разновидностей |
600 |
800 |
900 |
Примечание к табл. 9.
1. Значения даны для грунтов, укрепленных цементом марки не ниже 400. При применении марки 300 значения Е должны быть снижены на 25 %.
2. При применении грунтосмесительных машин значения Е могут быть повышены: при дозировке цемента 8 % - до 30 %, при дозировке 10 и 12 % - до 50 %.
СОДЕРЖАНИЕ