МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПРИМЕНЕНИЮ
ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ППФ
В МОНОЛИТНОМ БЕТОНЕ
ДЛЯ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
И АЭРОДРОМОВ
Утверждены
директором
Союздорнии канд. техн. наук
Э.М. Добровым
Одобрены
Главным
техническим управлением
(письмо № 37-7-18 от 30.11.82 г.)
Москва 1984
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ППФ В МОНОЛИТНОМ БЕТОНЕ ДЛЯ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ. Союздорнии. М., 1984.
Даны рекомендации по применению в дорожных бетонах новой воздухововлекающей добавки на основе очищенного сульфатного мыла - ППФ с целью создать определенный объем условно-замкнутых пор в структуре бетона, которые обеспечивают необходимую морозостойкость бетона.
Изложены основные требования к приготовлению бетонной смеси с добавкой ППФ, характеристика и состав добавки, особенности производства работ.
Современная технология дорожного бетона предусматривает применение воздухововлекающих добавок - поверхностно-активных веществ, значительно повышающих его морозостойкость и срок службы покрытий автомобильных дорог и аэродромов.
В связи с дефицитом воздухововлекающих добавок, вызванным резким сокращением производства стандартной добавки СНВ, разработана новая воздухововлекающая добавка - ППФ, которая является попутным продуктом, получаемым при производстве фитостерина.
В Союздорнии проведены исследования дорожных бетонов с воздухововлекающей добавкой ППФ, выпускаемой на опытно-промышленной установке Соломбальского ЦБК, которые были проверены в производственных условиях при устройстве дорожного покрытия трестом «Центрдорстрой».
Применение добавки ППФ и комплексной добавки СДБ + ППФ расширит номенклатуру воздухововлекающих добавок и снизит стоимость приготовления бетонных смесей, используемых в дорожном и аэродромном строительстве.
Настоящие «Методические рекомендации по применению воздухововлекающей добавки ППФ в монолитном бетоне для покрытий автомобильных дорог и аэродромов» составлены канд. техн. наук Э.Г. Пинусом и инж. Г.В. Грачевой.
1.1. Союздорнии разработаны воздухововлекающие добавки ОСМ-2* и ППФ и комплексы их с СДБ с использованием изобретений по авторским свидетельствам № 423766 и № 500197. Указанные добавки близки по химическому составу и влиянию на свойства бетонных смесей и бетонов, отличаясь составом исходного сырья и технологией производства.
* Методические рекомендации по применению воздухововлекающей добавки ОСМ-2 в дорожном бетоне (Союздорнии. М., 1976).
Необходимость разработки добавки ППФ обусловлена дефицитом воздухововлекающих добавок, обеспечивающих морозостойкость дорожного бетона, из-за резкого сокращения производства стандартной добавки СНВ (смола нейтрализованная воздухововлекающая по ТУ 81-05-75-74).
1.2. Настоящими «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться при устройстве монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов, а также при бетонировании других сооружений и конструкций.
1.3. Для получения экономичных по расходу цемента составов морозостойкого дорожного бетона предусматривается применение добавки ППФ в комплексе со стандартной пластифицирующей добавкой СДБ (ОСТ 81-79-74).
1.4. Добавка ППФ вводится в бетонную смесь при ее приготовлении в количестве, обеспечивающем нормированный объем вовлеченного воздуха (5 - 6%) в соответствии с ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный» с целью придать необходимую долговечность (морозостойкость) дорожному бетону.
Характеристика и свойства добавки ППФ приводятся в приложении.
1.5. «Методические рекомендации» составлены с учетом технологии строительства дорожных и аэродромных покрытий, регламентированной СНиП III-46-79 «Аэродромы», СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги». Они предусматривают применение бетонных смесей и бетонов, отвечающих требованиям ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный».
1.6. Составы дорожного бетона с добавкой ППФ подбирают так же, как с традиционной воздухововлекающей добавкой СНВ, - в соответствии с методикой, приведенной в СНиП III-46-79, «Руководстве по организации и технологии строительства аэродромных цементобетонных покрытий (М., 1982), «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-80 Минтрансстроя, «Методических рекомендациях по подбору состава дорожного бетона» (Союздорнии. М., 1973).
2.1. Добавку ППФ следует перевозить в металлических бочках всеми видами транспорта или в железнодорожных цистернах с нижним сливным краном. Сбрасывание бочек с добавкой ППФ при выгрузке не допускается.
2.2. На бочке с ППФ несмываемой краской указывают название продукта, дату изготовления, номер партии.
2.3. Каждая партия должна сопровождаться документом, подтверждающим соответствие качества продукта требованиям технических условий.
2.4. Бочки с ППФ хранят на складах или на открытой площадке под навесом.
2.5. Гарантийный срок хранения добавки ППФ - 3 года со дня изготовления. По истечении указанного срока продукт можно применять только после проверки его качества на соответствие требованиям ТУ ОП 13-05-109-89.
2.6. Добавка ППФ не теряет своих свойств в процессе хранения при температуре от -40 до +40 °С.
2.7. Для точного стабильного дозирования добавки ППФ при приготовлении рабочего раствора необходимо тщательно перемешивать добавку в бочке или цистерне, барботируя ее сжатым воздухом или перемешивая механически, так как при длительном хранении добавка ППФ, не изменяя технологических свойств, расслаивается по высоте бочки (или цистерны).
3.1. Добавку ППФ в целях экономии цемента следует применять в комплексе с пластифицирующей добавкой СДБ (по ОСТ 81-79-74) или в сочетании с добавками-суперпластификаторами на нафталинформальдегидной основе (С-3 по ТУ 6-14-60-25-80 и НФ по ГОСТ 6848-79 «Диспергатор НФ технический. Технические условия»).
3.2. Оптимальная дозировка добавки ППФ для дорожных бетонов - 0,008 - 0,02 % массы цемента (в расчете на сухое вещество добавки) - в зависимости от свойств пластифицирующих добавок, применяемых в комплексе с ней, характеристики заполнителей, условий приготовления бетонных смесей и типа бетоносмесителя.
3.3. Методика подбора состава дорожного бетона с новой воздухововлекающей добавкой ППФ и комплексной добавкой СДБ + ППФ такая же, как и с добавкой СНВ и СДБ + СНВ (см. п. 1.6 настоящих «Методических рекомендаций»).
3.4. Добавка ППФ вводится в бетонные смеси в виде водного раствора 10- или 20 %-ной концентрации непосредственно в бетоносмеситель или совместно с водой затворения с предварительно введенной в нее добавкой (в товарном виде).
Приготовление рабочего раствора добавки сводится к растворению определенного для заданной концентрации количества продукта ППФ в воде затворения без предварительного нагрева.
3.5. Для контроля дозирования добавки ППФ необходимо на ЦБЗ не менее двух раз в смену определять плотность ее водных растворов (см. таблицу).
Плотность раствора при -20 °С, , кг/м3 |
Концентрация раствора, % |
Плотность раствора при 20 °С, , кг/м3 |
|
1 |
1,001 |
15 |
1,012 |
3 |
1,003 |
20 |
1,016 |
5 |
1,004 |
25 |
1,021 |
7 |
1,006 |
30 |
1,025 |
10 |
1,008 |
|
|
3.6. Содержание сухого вещества в добавке ППФ (в товарном продукте или рабочем растворе) определяется после высушивания ее до постоянной массы в термостате при температуре 105 - 110 °С.
3.7. При применении добавки ППФ вместо добавки СНВ технология приготовления бетонной смеси и устройства бетонных покрытий, контроль качества бетонной смеси и бетона не изменяются (см. пп. 1.5 и 1.6 настоящих «Методических рекомендаций»).
4.1. При производстве работ по приготовлению бетонной смеси и укладке в покрытие дорожного бетона с воздухововлекающей добавкой ППФ следует руководствоваться требованиями СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве», «Инструкцией по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-80 (разд. 8).
4.2. Перед допуском к работе с добавками рабочие должны пройти специальный инструктаж по технике безопасности.
4.3. При приготовлении растворов добавок рабочие должны быть в спецодежде из водоотталкивающей ткани, защитных очках, резиновых сапогах и перчатках.
1. Добавка ППФ является поверхностно-активным веществом и по основному действию на бетонные смеси и бетоны (регулирование пористости) относится к воздухововлекающим добавкам. Применение добавки ППФ в дорожном бетоне обеспечивает создание системы условно-замкнутых пор в его структуре и, тем самым, - необходимой морозостойкости и, кроме того, пластифицирует бетонные смеси и повышает их стойкость против расслоения.
2. Добавка ППФ - продукт очистки сырого сульфатного мыла, производится на опытно-промышленной установке по производству фитостерина на Соломбальском целлюлозно-бумажном комбинате (ПО «Соломбальский» ЦБК Минлесбумпрома СССР, г. Архангельск).
3. Добавка ППФ по химическому составу представляет собой водный раствор смеси натриевых солей смоляных и жирных кислот с включением небольшого количества неомыляемых веществ и до 4 % этилового спирта.
4. Добавка ППФ производится в виде жидкого продукта однородной консистенции темно-коричневого цвета. Она нетоксична, легко растворяется в воде, не пожароопасна.
5. Добавка ППФ по эффективности применения в дорожных бетонах не уступает стандартной добавке СНВ, т.е. при одинаковых с ней дозировках обеспечивает примерно одинаковые воздухововлекающий и пластифицирующий эффекты, характеристики поровой структуры бетона, показатели его прочности и морозостойкости.
Добавка ППФ более технологична, чем СНВ: при приготовлении рабочего раствора она не требует предварительного измельчения и обязательного нагревания; стоимость ее примерно в два раза ниже.
6. По своим свойствам добавка ППФ должна отвечать требованиям ТУ ОП 13-05-109-82 (с изменением № 1) Минлесбумпрома СССР «Мыло сульфатное облагороженное (ППФ)» для продукта ППФ марки А:
Содержание воды, % массы, не более................................. 70
Массовая доля жирных, смоляных кислот и
неомыляемых веществ, % массы абсолютно
сухого вещества, не менее.................................................... 80
Количество спирта, % массы, не более............................... 4
Количество растворимых в воде веществ,
% массы, не менее................................................................. 90
Объем пены, см3, не менее................................................... 75
Избыточная щелочность, мл 0,1 Н раствора,
не более................................................................................... 0,5
СОДЕРЖАНИЕ
2. Транспортирование и хранение добавки ППФ.. 2 3. Технология применения добавки ППФ.. 3 |