МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ,
ОСВЕТЛЕННЫХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПУДРОЙ,
ДЛЯ УХОДА
ЗА
СВЕЖЕУЛОЖЕННЫМ БЕТОНОМ
Одобрены Минтрансстроем
Москва 1981
В целях повышения эффективности ухода за свежеуложенным бетоном в Союздорнии разработан новый способ осветления битумных эмульсий суспензией алюминиевой пудры (авторское свидетельство № 617446). Существо предложенного способа заключается в том, что на свежеуложенное бетонное покрытие наносят битумную эмульсию, а затем сразу же - осветляющую суспензию, состоящую из пигментной всплывающей алюминиевой пудры и керосина.
Применение нового способа обеспечивает существенные технические и экономические преимущества по сравнению с известными ранее (побелка известью, засыпка песком), так как надежность защиты повышается, а количество используемых материалов невелико. Кроме того, механизированное нанесение эмульсии и осветляющего состава можно выполнить одной машиной.
Настоящие «Методические рекомендации» позволят готовить необходимые пленкообразующие и осветляющие составы, подбирать, в соответствии с условиями работы, средства механизации и настраивать их на заданную норму расхода жидкостей, а также выполнять работы качественно и безопасно.
К наиболее эффективным, из применяемых в настоящее время, для ухода за бетоном покрытий дорог и аэродромов пленкообразующих материалов следует отнести водные битумные эмульсии, которые в жаркую погоду требуют осветления. Однако известные методы осветления - путем засыпки сформировавшейся пленки песком или покраска ее известковым раствором - технически малоэффективны и трудоемки.
В 1976 - 1979 гг. в Союздорнии разработан новый способ осветления битумных эмульсий, применяемых для ухода за бетоном, - с использованием суспензии алюминиевой пудры.
Применение этого способа в соответствии с указаниями настоящих «Методических рекомендаций» позволит существенно повысить эффективность применения битумных эмульсий для защиты твердеющего бетона: готовить необходимые пленкообразующие и осветляющие составы, подбирать средства механизации в соответствии с условиями работы, настраивать механизмы на заданные нормы расхода, выполнять работы качественно и безопасно.
Настоящие «Методические рекомендации» разработал канд. техн. наук Г.Н. Фабрикантов при участии канд. техн. наук Э.Р. Пинуса и инж. О.С. Отпущенниковой.
1.1. «Методические рекомендации по применению битумных эмульсий, осветленных алюминиевой пудрой, для ухода за свежеуложенным бетоном» разработаны в развитие действующих нормативных документов по строительству автомобильных дорог и аэродромов (СНиП III-40-78, СНиП III-47-80 и «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-80 Минтрансстроя) в части ухода за свежеуложенным бетоном с применением битумных эмульсий в жаркую погоду - при температуре воздуха выше 25 °С и относительной влажности воздуха менее 50 %. В этих условиях битумные эмульсии, нанесенные на поверхность бетона, необходимо осветлять во избежание появления опасных температурных напряжений в покрытии.
1.2. Предлагаемый новый метод осветления битумных эмульсий основан на применении суспензии алюминиевой пудры, которая наносится на не сформировавшийся слой битумной эмульсииx). При этом операция осветления практически выполняется одновременно с нанесением битумной эмульсии, обеспечивая немедленную тепловую защиту поверхности бетона в жаркие солнечные дни.
x) Авторское свидетельство № 617446.
1.3. Новый способ осветления битумных эмульсий с помощью суспензии алюминиевой пудры имеет существенные технические и экономические преимущества по сравнению с известными ранее (побелка известью, засыпка песком), так как требует незначительного расхода осветляющих материалов и позволяет наносить эмульсию и осветляющий состав одной машиной.
1.4. Осветленная битумная эмульсия в ряде случаев может заменить пленкообразующие материалы типа «Помароль» (ПМ-86, ПМ-86Б) благодаря повышенным защитным свойствам, низкой стоимости, возможности избежать ненужного осветления при температуре ниже 25 °С, использованию менее дефицитных и нетоксичных материалов.
Применение осветленной битумной эмульсии в этом случае обеспечит экономию 700 - 800 руб. на 1 км дорожного покрытия шириной 7,5 м.
2.1. Для ухода за свежеуложенным бетоном с последующим осветлением поверхности алюминиевой пудрой следует применять битумные эмульсии, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 «Эмульсии дорожные битумные», быстрораспадающиеся класса БА-2, анионные.
2.2. Для приготовления эмульсии рекомендуются эмульгаторы, соответствующие требованиям ГОСТ 13302-77 «Кислоты нефтяные. Технические условия»: асидол-мылонафт 1-го и 2-го сортов, мылонафт 1-го и 2-го сортов, а также сульфатное мыло (СТУ 374-63). Состав раствора эмульгатора следует назначать в соответствии с требованиями ГОСТ 18659-73 или «Технических указаний по приготовлению и применению дорожных эмульсий» ВСН 115-75 Минтрансстроя. Битум для приготовления эмульсии должен иметь глубину проникания 40 - 60.
2.3. Эмульсию готовят в диспергаторах механического действия. Концентрация битума в эмульсии должна составлять 50 - 55 %.
2.4. Осветляющую суспензию готовят из пигментной алюминиевой пудры ПАП-1 (ГОСТ 5494-71 «Пудра алюминиевая пигментная»), условная кроющая способность которой равна 7000 см2/г, с использованием осветительного керосина. Соотношение составляющих суспензии должно быть (масс. ч.): алюминиевой пудры - 1; керосина - 3.
Вязкость суспензии по вискозиметру ВЗ-4 - 10 - 12 с.
2.5. Для проведения строительных работ небольшого объема суспензию можно готовить, смачивая алюминиевую пудру керосином в соотношении по массе 1:1 непосредственно в жестяном барабане - таре поставщика пудры. Смоченную пудру загружают в расходный бак машины - распределителя, куда заливают остаток керосина, чтобы довести суспензию до требуемого соотношения компонентов (1:3).
2.6. При значительных объемах использования осветляющих составов пасту следует получать в готовом виде с заводов Минцветмета СССР.
Состав пасты (%): алюминиевый порошок, гидрофобизированный стеарином, - 65 - 75; уайт - спирит - 25 - 35.
Условная кроющая способность такой пасты очень высока и достигает 17000 см2/г. В расходном баке пасту следует разбавить до рабочей консистенции (1:3), определив расчетом необходимое количество разбавителя (уайт-спирита или керосина).
3.1. Битумную эмульсию наносят на бетонное покрытие сразу после окончания отделки поверхности, не ожидая исчезновения пленки воды, за два прохода машины. Норма расхода эмульсии составляет 600 г/м2. Эмульсию следует наносить в теплом виде, хранить ее на участке строительства в теплоизолированных емкостях, а в случае остывания подогревать до температуры 40 - 60 °С при непрерывной циркуляции.
3.2. Сразу после распределения эмульсии - до образования пленки - ее следует осветлять суспензией алюминиевой пудры. Норма расхода суспензии 50 - 70 г/м2. Для равномерного нанесения суспензии с такой малой нормой расхода необходимо тщательно подготовить оборудование, суспензию в расходном баке тщательно перемешать, фильтры и распылители промыть в керосине. Для предотвращения оседания алюминиевой пудры в процессе нанесения суспензию нужно интенсивно перемешивать в расходном баке, постоянно омывая заборный фильтр.
3.3. Для нанесения битумной эмульсии и последующего ее осветления суспензией алюминиевой пудры следует использовать распределители пленкообразующих жидкостей ДС-105 и ЭНЦ-3, входящие в состав бетоноукладочных комплектов.
3.4. При использовании распределителя ДС-105 на нем устанавливают дополнительное оборудование для нанесения битумной эмульсии с подогревом и циркуляцией. Монтаж оборудования следует выполнять в соответствии с заводской инструкцией. Основную многосопловую систему распределения машины ДС-105 используют для нанесения осветляющего состава. Для обеспечения требуемого расхода закрывают половину распылителей (через один), а распределительную штангу поднимают на высоту 1 - 1,2 м. Осветляемый участок проходят с повышенной рабочей скоростью.
3.5. Рабочую скорость распределителя ДС-105 устанавливают в следующем порядке:
взвешиванием определяют расход жидкости из одного распылителя за 1 мин;
умножая полученный результат на количество действующих распылителей, кроме боковых, получают общий расход жидкости Q, кг/мин, поступающей на покрытие за 1 мин.
Для обеспечения заданной нормы расхода C, кг/м2, необходимо рассчитать рабочую скорость движения распределителя V, м/мин, с учетом ширины покрытия b, м:
.
Ввиду отсутствия на распределителе ДС-105 спидометра, для поддержания необходимой рабочей скорости движения следует обозначить вешками отрезки обрабатываемого участка определенной длины (15 или 20 м), вычислить по заданной рабочей скорости время их прохождения и выдерживать это время, пользуясь секундомером.
Периодически следует контролировать фактический удельный расход жидкости, сопоставляя площадь обработанного участка и количество израсходованной жидкости.
3.6. При использовании распределителя ЭНЦ-3 на его платформе вместо расходного бака для известкового раствора надо устанавливать специальное оборудование, разработанное для этой цели. На каретке системы распределения машины ЭНЦ-3 необходимо закреплять дополнительный распылитель и соединять его шлангом с нагнетательно-циркуляционной системой специального оборудования. Шланг закрепляют на шарнирном трубопроводе системы распределения машины ЭНЦ-3.
Для нанесения битумной эмульсии используют основную систему распределения машины ЭНЦ-3, которая при необходимости может обеспечить подогрев и циркуляцию эмульсии перед нанесением.
3.7. При небольших объемах работ для нанесения битумной эмульсии можно применять малогабаритные распределители на базе грузового мотороллера «Тула», а для нанесения осветляющей суспензии, - ручные насосы или пневматические опрыскиватели, широко используемые в сельском и лесном хозяйстве. Для этой же цели можно применить ручной передвижной распределитель Харьковского завода, заменив окрасочный валик имеющимся в комплекте центробежным распылителем.
3.8. Скорость передвижения машины ЭНЦ-3 постоянна (1,5 м/мин), поэтому при настройке на заданную норму расхода С, кг/м2, можно варьировать только общий расход жидкости Q, кг/мин, подбирая распылитель с соответствующим диаметром выходного отверстия или изменяя в пределах 0,2 - 0,5 МПа (2 - 5 кгс/см2) давление в системе распределения.
3.9. Первыми двумя проходами распределителя наносят битумную эмульсию, затем возвращаются к началу обработанного участка и за один проход наносят осветляющий состав.
3.10. Качество защитной пленки проверяют по методике, изложенной в «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-80 Минтрансстроя, с использованием фенолфталеина. Покраснение поверхности допустимо не более чем в двух точках на 100 см2 покрытия. В противном случае покрытие необходимо дополнительно обработать битумной эмульсией и осветляющим составом.
4.1. При уходе за бетоном с применением битумной эмульсии следует выполнять «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., «Транспорт», 1978), а также правила техники безопасности, изложенные в заводских инструкциях по эксплуатации распределителей ДС-105, ЭНЦ-3 и сменного оборудования к ним для нанесения битумной эмульсии и осветляющего состава.
4.2. Сухую алюминиевую пудру необходимо предохранять от раздувания ветром и увлажнения водой. Влажная алюминиевая пудра склонна к самовозгоранию.
4.3. Емкости с пастой или суспензией алюминиевой пудры должны быть плотно закрыты во избежание испарения разбавителя (керосин, уайт-спирит). При транспортировке и хранении алюминиевой пудры или пасты нельзя нарушать герметичность тары. Тара должна быть прочной и иметь защитный слой для предохранения от коррозии.
4.4. Курение или пользование открытым огнем при приготовлении и нанесении суспензии алюминиевой пудры запрещается.
4.5. Для борьбы с пожаром, вызванным загоранием алюминиевой пасты или пудры, пригоден сухой песок. Использование воды не допускается.
СОДЕРЖАНИЕ