МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТОНКОСЛОЙНЫХ
ПОКРЫТИЙ
НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО
НА СТАЛЬНЫХ НАСТИЛАХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
Одобрены Техническим
управлением
Минтрансстроя СССР
Москва - 1974
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТОНКОСЛОЙНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО НА СТАЛЬНЫХ НАСТИЛАХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ. М. Союздорнии, 1974.
Приводятся конструкции двух типов тонкослойных покрытий на стальных настилах проезжей части и тротуаров автодорожных мостов, данные по приготовлению вяжущих материалов на полимерной основе и полимербетонов, а также технологические требования к производству работ и перечень необходимого оборудования.
Рис. - 3, табл. - 1.
Ленинградским филиалом Союздорнии, проведенными исследованиями вяжущих материалов на полимерной основе, получен новый материал - эпослан, обладающий комплексом ценных физико-механических свойств. Получение такого материала позволило разработать конструкции покрытий проезжей части и тротуаров уменьшенного веса из эпосланбетона (24 - 26 кг/м2) и асфальтобетона на гидроизоляционном слое из эпослана (45 - 70 кг/м2).
Строительство тонкослойных покрытий из эпосланбетона и асфальтобетона на гидроизоляционном слое из эпослана на автодорожных мостах дает большой экономический эффект (до 1,5 - 2 руб. на 1 м2) по сравнению с покрытиями из армированного асфальтобетона толщиной 5 - 6 см.
В «Методических рекомендациях по строительству тонкослойных покрытий на основе полимерно-битумного вяжущего на стальных настилах автодорожных мостов» отражены основные принципы проектирования и строительства тонкослойных покрытий проезжей части и тротуаров из эпосланбетона и асфальтобетона.
Настоящие «Методические рекомендации» составил канд. техн. наук В.А. Захаров под руководством докт. техн. наук, профессора А.А. Калерта.
1. К тонкослойным покрытиям проезжей части мостов и тротуаров относят покрытия из эпосланбетона*) толщиной 12 - 15 мм для проезжей части и 6 - 7 мм для тротуаров и покрытия из асфальтобетона, со специальной подготовкой поверхности стальных настилов, толщиной 30 - 35 мм для проезжей части и 20 - 25 мм для тротуаров.
*) Авторское свидетельство № 319566, бюл. № 33, 1971.
2. Покрытия из эпосланбетона рекомендуется устраивать на неразводных и разводных пролетных строениях мостов, а покрытия из асфальтобетона - только на неразводных пролетных строениях.
3. Тонкослойные покрытия из эпосланбетона и асфальтобетона применяют при строительстве и реконструкции автодорожных мостов.
4. Стальные ортотропные плиты мостов, на которых устраивают тонкослойные покрытия, должны иметь толщину 12 - 14 мм.
5. Тонкослойное покрытие проезжей части и тротуаров из эпосланбетона состоит из следующих конструктивных элементов:
а) грунтовочного слоя;
б) основного слоя из эпосланбетона;
в) слоя износа (только для проезжей части).
При укладке эпосланбетонного покрытия необходимо устраивать металлические ячейки на стальной опорной плите.
6. Тонкослойное покрытие проезжей части и тротуаров из асфальтобетона состоит из следующих слоев:
а) грунтовочного;
б) гидроизоляционного;
в) защитного;
г) основного слоя из асфальтобетонной смеси.
7. Металлические ячейки прямоугольной формы в плане размером 5 - 6 м2 (рис. 1) устраивают под тонкослойное эпосланбетонное покрытие из стальных полос путем точечной приварки в пересечениях.
Рис. 1. Схема конструкции металлических ячеек на проезжей части и тротуарах моста:
1 - стальной настил; 2 - стальные полосы; 3 - точечная приварка
8. Тонкослойное эпосланбетонное покрытие (рис. 2) устраивают:
а) грунтовочный слой - на стальном настиле из эпослана толщиной 0,2 мм с присыпкой кварцевого песка фракций 0,5 - 2 мм;
б) основной слой - из эпосланбетонной смеси толщиной 10 - 12 мм на проезжей части и 5 - 7 мм на тротуарах;
в) слой износа - из эпослана и дробленого песка толщиной 2 - 3 мм (по способу поверхностной обработки).
Рис. 2. Конструкция тонкослойного эпосланбетонного покрытия (металлические ячейки не показаны) на проезжей части (а) и тротуарах (б):
1 - слой износа; 2 - основной слой покрытий; 3 - грунтовочный слой; 4 - стальной настил
9. Тонкослойное асфальтобетонное покрытие (рис. 3) устраивают:
а) грунтовочный слой (п. 8,а);
б) гидроизоляционный слой - из эпослана толщиной 2 - 3 мм;
в) защитный слой - из щебня фракций 10 - 15 мм на проезжей части и из дробленого песка фракций 3 - 6 мм на тротуарах.
Для лучшего сцепления с асфальтобетонным покрытием защитный слой целесообразно обработать битумной эмульсией (расход 1 - 1,5 л/м).
Рис. 3. Конструкция тонкослойного асфальтобетонного покрытия на проезжей части (а) и тротуарах (б):
1 - основной слой покрытия; 2 - защитный слой (щебень или песок); 3 - гидроизоляционный слой; 4 - грунтовочный слой; 5 - стальной настил
Основной слой покрытия проезжей части и тротуаров из асфальтобетона устраивают из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 25 - 30 мм на проезжей части и 15 - 20 мм на тротуарах.
Для повышения трещиностойкости покрытий в состав асфальтобетонных смесей рекомендуется вводить синтетический латекс марки СКД-1 (ТУ 11-212-64) или марки «Найрит» Л-4 (МРТУ 6-04-63) в количестве 2 - 3 % (на сухое вещество). Холодный латекс вводится в битум при температуре 90 - 95 °С; далее битум продолжают нагревать при постоянном перемешивании до рабочей температуры.
10. В состав вяжущего материала - эпослана, применяемого при строительстве тонкослойных покрытий на стальных настилах автодорожных мостов, могут входить следующие компоненты:
- эпоксидные смолы марок ЭД-20 (ГОСТ 10587-72) и ДЭГ-1 (МРТУ 6-01-1223-69);
- полисульфидный каучук (жидкий тиокол) марки НВБ-2 (ГОСТ 12812-72);
- полиэтиленполиамин (СТУ 49-25-29-62);
- жидкий сланцевый битум марок С-1, С-2 или С-3 (РСТ ЭССР 82-72).
11. Эпоксидные смолы транспортируют всеми видами транспорта и хранят в закрытой таре в складских обычных условиях. Срок хранения эпоксидных смол - 1 год, жидкого тиокола - 3 года, полиэтиленполиамина - 1 год.
12. Вязкость жидких сланцевых битумов (СБ-60) перед приготовлением эпослана должна составлять:
- марки С-1 12 - 20 сек
- марки С-2 21 - 35 сек
- марки С-3 36 - 70 сек.
13. Составы эпослана приведены в таблице.
Составы эпослана
Составы |
||
№ 1 |
№ 2 |
|
Жидкий сланцевый битум, % по весу |
70 - 50 |
50 - 30 |
Эпоксидный компаунд, % по весу |
30 - 50 |
50 - 70 |
14. Эпоксидный компаунд состоит из эпоксидной смолы марки ЭД-20 и эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 или жидкого тиокола марки НВБ-2.
Содержание эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 в эпоксидном компаунде составляет:
- состав эпослана № 1 5 - 15 %,
- состав эпослана № 2 15 - 20 %.
Содержание жидкого тиокола марки НВБ-2 в эпоксидном компаунде составляет 10 - 30 %.
15. Полиэтиленполиамин применяют для отверждения эпослана, количество его рассчитывают на 100 вес.ч. эпоксидного компаунда (см. приложение).
16. Для строительства покрытия из эпосланбетона и подготовки его под асфальтобетон применяют следующие каменные материалы:
- кварцевый песок фракций 2 - 0,5 мм (ГОСТ 6139-70);
- щебень фракций 10 - 15 мм;
- дробленый песок фракций 3 - 5 мм.
Щебень и дробленый песок получают дроблением износостойких горных пород с прочностью не ниже 800 кгс/см2 (для устройства основного слоя покрытия) - 1200 кгс/см2 (для устройства слоя износа).
Все каменные материалы должны быть сухими и не должны содержать посторонних примесей. Каменные материалы для асфальтобетона должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-67.
Допускается применять равноценные по прочности заменители каменного материала - керамдор и абразивный материал.
17. Для устройства грунтовочного слоя при всех разновидностях конструкций покрытия следует применять эпослан состава № 2, содержащий 30 % жидкого сланцевого битума и 70 % эпоксидного компаунда. При этом в составе эпоксидного компаунда используют либо 20 вес.ч. эпоксидной смолы марки ДЭГ-1, либо 10 - 30 вес.ч. жидкого тиокола.
18. Основной эпосланбетонный слой устраивают из эпослана и минерального материала в соотношении 1:5. Причем эпослан с содержанием жидкого сланцевого битума более 50 вес.ч. применяют при интенсивности движения менее 3000 авт/сутки, а эпослан с содержанием жидкого сланцевого битума менее 50 вес.ч. - при интенсивности свыше 3000 авт/сутки. В качестве минерального материала используют смесь кварцевого и дробленого песков в равных долях или же только кварцевый песок.
19. Слой взноса по эпосланбетонному покрытию следует устраивать из эпослана состава № 2 и дробленого песка фракций 3 - 5 мм в количестве 4 - 5 кг/м2.
20. Для устройства гидроизоляционного слоя под асфальтобетонное покрытие рекомендуется применять эпослан состава № 1 с содержанием жидкого сланцевого битума в количестве 30 - 50 вес.ч., при этом содержание эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 или жидкого тиокола марки НВБ-2 должно быть минимальным.
21. Защитный слой под асфальтобетонным покрытием следует устраивать из каменных материалов: щебня - для проезжей части, дробленого песка - для тротуаров, с расходом 4 - 5 кг/м2.
22. Асфальтобетонное покрытие на проезжей части моста рекомендуется укладывать из мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б или В с наибольшим размером зерен 10 мм в соответствии с ГОСТ 9128-67, а для тротуаров - асфальтобетон типа Г или Д.
23. Свойства эпослана в значительной степени предопределяют свойства эпосланбетона. Эпослан, подобранный по таблице, обладает следующими свойствами: предел прочности при сжатии при Т = 420 °С - 150 - 850 кгс/см2, предел прочности при растяжении при Т = -20 °С - 150 - 450 кгс/см2, относительное удлинение при Т = -20 °С - 2,5 - 6 %, сцепление со сталью при Т = 20 С - 5 - 12 кгс/см2.
Приготовление эпослана и эпосланбетонных смесей
24. Эпослан и эпосланбетонную смесь приготавливают путем смешения компонентов без нагрева вручную или в смесителях типа С-966.
Материал Объемный вес,
т/м3
Эпоксидная смола марок ЭД-20 и ДЭГ-1 1,15
Жидкий тиокол марки НВБ-2 1,3
Жидкий сланцевый битум марки С-1
(С-2 или С-3) 1,05
Полиэтиленполиамин 1,05
Щебень и дробленый песок 1,6 - 1,7
Кварцевый песок 1,5 - 1,8
25. Эпослан приготавливают порциями по 5 - 10 л в следующей последовательности: эпоксидная смола марки ЭД-20, эпоксидная смола марки ДЭГ-1 (или жидкий тиокол марки НВБ-2), жидкий сланцевый битум С-1 (С-2 или С-3) и полиэтиленполиамин.
26. Для приготовления эпосланбетонной смеси в эпослан вводят каменный материал. Время перемешивания эпослана с каменным материалом составляет 1 - 1,5 мин. Эпосланбетонную смесь приготовляют порциями по 60 - 100 кг (35 - 55 л).
27. Эпослан и эпосланбетонная смесь должны быть использованы в течение 20 мин после приготовления.
28. Асфальтобетонную смесь приготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-67 и ВСН 93-73.
Устройство покрытий из эпосланбетонной смеси
29. Работы на проезжей части моста включают следующие технологические операции: устройство металлических ячеек; подготовку поверхности стального настила; устройство грунтовочного слоя, основного слоя из эпосланбетонной смеси и устройство слоя износа.
При производстве работ на тротуарах последняя операция исключается.
30. Металлические ячейки на проезжей части и тротуарах устраивают путем прикрепления стальных полос к настилу точечной приваркой с интервалом через 100 мм (см. рис. 1).
31. Подготовка поверхности стального настила заключается в очистке его от ржавчины, пыли и грязи пескоструйным аппаратом участками по 50 - 100 м2. После очистки стальной настил должен иметь светло-серый (серебристый) оттенок.
32. Грунтовочный слой устраивают на поверхности стального настила путем распределения эпослана тонким слоем (0,2 л/м2) при помощи ручных металлических распределителей (типа грабель) с резиновыми пластинами на конце. Сразу же после распределения эпослана на незатвердевшую поверхность наносят кварцевый песок (1 кг/м2). Связующий слой рекомендуется устраивать участками по 20 - 25 м2.
33. Основной слой покрытия укладывают, распределяя эпосланбетонную смесь в ячейках, выравнивая ее и уплотняя. Смесь распределяют и выравнивают заподлицо со стальными полосами ячеек распределителями (типа грабель) с резиновыми пластинами на конце. Уплотняют смесь катком весом 25 - 30 кг за 5 - 6 проходов по одному следу; в случае прилипания смеси к катку подсыпают кварцевый песок.
Время твердения эпосланбетонной смеси составляет 1,5 - 2 час при температуре воздуха около 20 °С.
34. Для устройства слоя износа на проезжей части наносят вначале эпослан, который распределяют ручными распределителями при норме розлива 1 - 1,5 л/м2, затем дробленый песок по незатвердевшему вяжущему при норме расхода 4 - 5 кг/м2, после чего уплотняют катком весом 25 - 30 кг 2 - 3 проходами по одному следу.
35. Движение автомобилей по проезжей части моста можно начинать через 2 - 3 часа после окончания работ по устройству слоя износа.
36. Производительность бригады рабочих из 5 - 6 человек с комплектом оборудования (разд. 5) при устройстве тонкослойного эпосланбенного покрытия с грунтовочным слоем износа на проезжей части моста составляет 150 - 200 м2 в смену, а при устройстве эпосланбетонного покрытия с грунтовочным слоем на тротуарах моста - 200 - 300 м2 в смену.
37. Тонкослойное эпосланбетонное покрытие на проезжей части и тротуарах мостов следует устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15 °С.
Устройство покрытий из асфальтобетонной смеси
38. Работы на проезжей части и тротуарах моста включают следующие технологические операции: подготовку поверхности стального настила; устройство грунтовочного, гидроизоляционного защитного слоев и основного слоя из асфальтобетонной смеси.
39. Поверхность стального настила подготавливают в соответствии с п. 31.
40. Грунтовочный слой устраивают по п. 32.
41. Гидроизоляционный слой укладывают путем равномерного распределения эпослана (2 - 3 л/м2) по грунтовочному слою ручными металлическими распределителями.
42. Для устройства защитного слоя на проезжей части по незатвердевшему гидроизоляционному слою распределяют щебень фракций 10 - 15 мм, на тротуарах дробленый песок фракций 3 - 5 мм при расходе 4 - 5 кг/м2.
Для улучшения сцепления асфальтобетонного покрытия с защитным слоем через 1,5 - 2 часа после распределения каменного материала целесообразно разбрызгать битумную эмульсию с расходом 1 л/м2.
43. При устройстве основного слоя покрытия асфальтобетонную смесь укладывают и уплотняют не ранее, чем через 2 час после устройства защитного слоя. При устройстве основного слоя из асфальтобетонной смеси следует руководствоваться ВСН 93-73.
44. Движение автомобилей по проезжей части моста можно начинать сразу же после окончания укатки покрытия.
45. Производительность бригады рабочих из 5 - 6 человек с комплектом оборудования (разд. 5) при строительстве тонкослойного асфальтобетонного покрытия с грунтовочным, гидроизоляционным и защитным слоями на проезжей части и тротуарах моста составляет 150 - 200 м2 в смену.
46. При строительстве тонкослойных эпосланбетонных и асфальтобетонных покрытий применяют следующее оборудование:
компрессор - 1 шт.;
пескоструйный аппарат - 2 шт.;
смеситель принудительного действия объемом 60 - 100 л (например, штукатурно-смесительный агрегат С-966) с числом оборотов 30 - 60 в минуту, с реверсивным вращением лопастного вала - 2 шт.;
дозаторы для отдельных компонентов вяжущего материала на 100 л и минерального материала на 500 - 1000 кг - 6 шт.;
самоходный каток весом 1,0 - 1,5 т - 1 шт.;
ручной каток весом 25 - 30 кг - 2 шт.;
тележку с бункером на 100 л - 2 шт.;
металлические емкости на 10 л - 5 шт.;
металлические распределители - 10 шт.;
металлические и деревянные лопатки - 10 шт.;
щетки и кисти волосяные - 10 шт.;
шаблон-рейка - 1 шт.
47. Сварочные работы при устройстве ячеек из стальных полос на проезжей части и тротуарах моста следует выполнять в соответствии с правилами, изложенными в «Справочнике по технике безопасности и производственной санитарии» том 3, Л., «Судостроение», 1965.
48. Очистку стальной плиты пескоструйным аппаратом производить в спецодежде, респираторах и защитных очках.
49. При работе с эпоксидными смолами следует руководствоваться требованиями, изложенными в «Справочнике по технике безопасности и производственной санитарии» (т. 2, разд. Х). При этом необходимо учитывать, что работать с эпоксидными смолами и полиэтиленполиамином следует в спецодежде, в резиновых перчатках и защитных очках; во время работы запрещается курить и принимать пищу; необходимо периодически мыть руки теплой водой с мылом; по окончании работ с эпоксидными смолами рекомендуется принять душ.
50. При устройстве асфальтобетонного покрытия следует выполнять «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» М., «Транспорт», 1969.
Для определения требуемого количества отвердителя для эпослана состава № 1 необходимо прежде всего рассчитать процентное содержание эпоксидных групп в компаунде. Расчет ведется по следующей формуле:
(1)
где К - искомое процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидном компаунде;
а - процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидной смоле ЭД-5;
б - процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидной смоле ДЭГ-1;
с - количество смолы ДЭГ-1 в граммах на 100 г смолы ЭД-5.
Количество грамм полиэтиленполиамина (ПЭПА), выпускаемого ГИПХом, необходимое для отверждения 100 г эпоксидного компаунда, рассчитывается по формуле
Если же применяется ПЭПА производства Нижне-Тагильского завода пластмасс, то расчет нужно вести по формуле
Требуемое количество отвердителя для эпослана состава № 2 (с жидким тиоколом) определяем по видоизмененной формуле (1)
(4)
СОДЕРЖАНИЕ