МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА УСТРОЙСТВО
СБОРНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ТРУБ
Карта трудового процесса
Устройство сборной водопропускной круглой железобетонной трубы диаметром 1,5 м
КТП-1-2002
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва, 2002 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на устройстве сборных водопропускных железобетонных труб.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при устройстве сборных водопропускных железобетонных труб, планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 4 |
Устройство сборной водопропускной круглой железобетонной трубы диаметром 1,5 м |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
|
КТП-1-2002 (Е2-1-13, т. 2, 2-3; 22 т. 2, 2б + 2д; 35, 2б)-89 |
Устройство котлована под фундамент трубы |
Взамен КТП 8.2.90 |
1.1. Карта предусматривает организацию труда звена рабочих при устройстве котлована под фундамент трубы механизированным способом.
1.2. Показатели производительности труда:
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
||
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м3 |
115 |
128 |
2. |
Затраты труда на 100 м3 |
чел.-час |
6,93 |
6,25 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
1.3. Повышение производительности труда достигается за счет улучшения организации труда, применения рациональных методов и приемов труда.
1.4. Применение карты позволит повысить производительность труда в среднем на 11 % по сравнению с действующими нормами.
1.5. Работы следует производить на основании рабочих чертежей и проекта производства работ.
2.1. Работы следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-4-80. СНиП 12-03-2001, «Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», 1993 г.
2.2. До начала работ по устройству котлована подготавливают площадку в зоне монтажа трубы. На расстоянии не менее 10 м в каждую сторону от оси трубы бульдозером планируют площадку с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы.
Естественное русло у входного оголовка на расстоянии 1,5 - 2 м от контура котлована перекрывают грунтом и устраивают водоотводную канаву или обвалование строительной площадки.
2.3. Положение трубы определяют по проекту дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси трассы дороги с продольной осью трубы (рис. 1 и 2). Продольная ось трубы должна быть закреплена четырьмя кольями (столбами). Промерами от оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками.
2.4. Разбивка котлована производится на обноске (рис. 3), устраиваемой на расстоянии 1,0 - 1,5 м от котлована (вне пределов работы землеройных машин). Обноска должна быть исправной на все время сооружения фундамента.
Рис. 1. Схема закрепления местоположения трубы на трассе:
1 - выносные столбы; 2 - точка и сторожек с надписью «ось», «пикет», «плюс»; 3 - продольная ось трубы; L - длина трубы
Рис. 2. Схема разбивки котлована трубы:
1 - выносные столбы; 2 - обноска из брусьев и досок; 3 - котлован; 4 - продольная ось трубы; 5 - сваи обноски диаметром 8 - 10 см; 6 - гвоздь
Рис. 3. Обноска из досок:
1 - доска обноски; 2 - проволочная чалка; 3 - отвес
2.5. Размеры котлована в плане должны соответствовать проектным размерам фундамента с запасом в каждую сторону на 0,5 м.
2.6. Разрабатывать котлован без креплений разрешается только в устойчивых сухих и маловлажных грунтах. Во избежание обрушения стенок котлована и заполнения его дождевыми водами котлован необходимо сразу же освидетельствовать и начать устройство фундамента.
2.7. Котлован нужно разрабатывать без нарушения несущей способности грунта основания.
2.8. Грунт из котлована следует удалять в отвал на такое расстояние, чтобы на всех этапах производства работ не возникло опасности обрушения стенок котлована.
2.9. При разработке котлована в зимних условиях необходимо принимать меры против промерзания грунта в основании трубы.
3.1. Исполнители:
1. Машинист бульдозера 6 разряд (М1) 1
2. Машинист экскаватора 5 разряд (М2) 1
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь:
Наименование |
Кол-во шт. |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Бульдозер ДЗ-8 на тракторе Т-100 |
1 |
2. |
Экскаватор Э-302, оборудованный обратной лопатой, с ковшом емкостью 0,3 м3 |
1 |
3. |
Шнур для разбивки котлована длиной 50 м |
1 |
4. |
Вешки |
4 |
5. |
Колышки |
15 |
6. |
Нивелир |
1 |
7. |
Лопата штыковая |
2 |
8. |
Лопата подборочная специальная |
2 |
9. |
Топор |
1 |
10. |
Рулетка стальная типа РС-20 |
1 |
11. |
Мерная лента и металлические шпильки, комплект |
1 |
12. |
Отвес |
1 |
3.3. Спецодежда и спецобувь:
Машинист бульдозера
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара
Машинист экскаватора
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Галоши диэлектрические 1 пара
3. Перчатки диэлектрические 1 пара
4.1. Котлован разрабатывают в направлении от выходного оголовка к входному. Дно котлована под фундамент оголовков и под откосные крылья устраивают на одном уровне.
4.2. Разработку котлована под тело трубы следует начинать бульдозером ДЗ-8 и перемещать грунт за пределы строительной площадки. Котлован разрабатывают с недобором до проектной отметки на 10 см.
4.3. При разработке грунта II группы природной влажности и в районах с равнинным характером местности рациональнее применять клиновую схему зарезания грунта (рис. 4). Процесс зарезания грунта состоит из заглубления отвала в грунт до 0,25 - 0,3 м в зависимости от свойств и его состояния. В начале зарезания целесообразнее заглублять отвал на большую глубину, чем в конце цикла зарезания, т.е. рекомендуется применять стружку переменной толщины.
Рис. 4. Клиновая схема зарезания грунта
4.4. Котлован под оголовки разрабатывают экскаватором Э-302, оборудованным обратной лопатой с ковшом емкостью 0,3 м. Грунт перемещают экскаватором в отвал на расстояние не менее 0,5 м от бровки котлована и затем бульдозером ДЗ-8 за пределы строительной площадки на расстояние до 50 м.
4.5. Цикличный график работы экскаватора Э-302 см. график 1.
4.6. Цикличный график работы бульдозера по разработке, перемещению грунта на 50 м и разравниванию см. график 2.
Цикличный график работы экскаватора
График 1
Цикличный график работы бульдозера
График 2
4.7. График трудового процесса
График 3
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Разработка грунта в котловане бульдозером |
Запустив двигатель, машинист приводит бульдозер в рабочее положение, подъезжает к выходному оголовку и начинает зарезать грунт по клиновой схеме. Грунт перемещает за пределы входного оголовка. Закончив рабочий ход, машинист переключает скорость на четвертую передачу, задним ходом возвращается к выходному оголовку и цикл повторяет. |
2. |
Разработка грунта в котловане экскаватором |
Машинист опускает ковш в забой, не допуская ослабления канатов. Наполняет ковш грунтом при помощи включения тягового барабана. Врезание ковша регулирует плавным подъемом или опусканием стрелы при помощи подъемного каната. После наполнения ковша все рабочее оборудование поднимает подъемным канатом. Как только ковш выйдет из грунта, можно поворачивать его в сторону выгрузки, избегая просыпания грунта из ковша. Установив ковш на нужной высоте, машинист разгружает его путем плавного освобождения тормоза тягового барабана и подъема стрелы. После разгрузки производят обратный поворот ковша в забой и цикл повторяют. |
Примечание. После разработки котлована бульдозером и экскаватором рабочие зачищают стенки, дорабатывают дно котлована до проектной отметки с приданием руслу уклона, заданного проектом.