МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта трудового процесса
Устройство
укрепительных полос
из готовых бетонных плит
КТП-6.05-2002
Издание второе, переработанное и дополненное
(Выпуск 6)
Москва 2002 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2 |
Устройство укрепительных полос из готовых бетонных плит |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
|
КТП-6.05-2002 |
Взамен КТ-6.14.89 |
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих при устройстве укрепительных полос из бетонных плит размером 100´50´6 или 100´75´6 см.
1.2. Показатели производительности труда:
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
||
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м |
33,9 |
39,0 |
2. |
Затраты труда на 100 м укрепительной полосы |
чел.-час |
23,63 |
20,5 |
Примечание: В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат и повышение производительности труда на 15 % достигается в результате применения ножа, который крепят к отвалу автогрейдера, виброплиты и виброплощадки на бункерном распределителе для разравнивания и окончательного уплотнения бетона.
Крепление к раме шасси стального листа, который служит скользящей опалубкой (конструкция треста «Куйбышевдорстрой»), дает возможность исключить работы по установке и снятию деревянной опалубки. Замена малопроизводительного ручного труда при укладке плит механизированным способом позволяет уменьшить численность звена на 3 человека по сравнению с принятой в ЕНиР.
2.1. Укрепительные полосы шириной 0,5 или 0,75 м устраивают по обеим сторонам цементобетонного покрытия после отсыпки, уплотнения и окончательной планировки обочин.
2.2. До устройства земляного корыта должен быть подвезен песок для выравнивания основания.
2.3. Прицепной бункерный распределитель бетона монтируют на шасси, которое имеет с одной стороны колеса для движения по бетонному покрытию, с другой - опорную лыжу из швеллера № 12. На этом же шасси монтируют виброплиту для разравнивания и виброплощадку для окончательного уплотнения бетонной смеси. На виброплите и виброплощадке устанавливают электровибраторы, которые получают энергию от передвижной электростанции. У опорной лыжи к раме шасси крепят стальной лист, который служит скользящей опалубкой. У колес к раме шасси крепится на всю длину бункера направляющий уголок размером 55´55´5 мм, соприкасающийся с бетонным покрытием.
2.4. Тракторист в начале смены устанавливает бункер над земляным корытом так, чтобы колеса находились на бетонном покрытии дороги, а опорная лыжа - в земляном корыте у внешнего его борта. Направляющий уголок бункера при этом должен упираться в грань бетонного покрытия. Низ бункера устанавливают на 5 - 6 см ниже проектной отметки бетонной полосы с тем, чтобы создать припуск на уплотнение бетона и укладку плит. Нижняя грань виброплощадки должна быть на 6 см ниже проектной отметки бетонной полосы.
2.5. В процессе распределения бетонной смеси тракторист перемещает бункерный распределитель со скоростью 3 - 5 м/мин.
2.6. При отделке швов и кромок смачивать бетон запрещается.
2.7. Машинист электростанции обеспечивает подачу электроэнергии к вибратору, ремонтирует электрооборудование.
2.8. Работы следует выполнять соблюдая «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», СоюздорНИИ, М., «Транспорт», 1993 г, а также СНиП III-4.80 «Правила техники безопасности в строительстве».
3.1. Исполнители:
1. Машинист автогрейдера 6 разряд (М) 1
2. Машинист автопогрузчика 4 разряд (М1) 1
3. Машинист электростанции 4 разряд (М2) 1
4. Тракторист 5 разряд (Т) 1
5. Бетонщик 3 разряд (Б1, Б2, Б3) 3
6. Бетонщик 2 разряд (Б4, Б5, Б6) 3
7. Дорожный рабочий 2 разряд (Д1, Д2) 2
Машинист автогрейдера привлекается периодически для кратковременных работ.
Оплата труда машиниста электростанции производится по тарифу.
3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь
Наименование |
Кол-во |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Бункерный распределитель бетона (конструкция треста «Куйбышевдорстрой») |
1 |
2. |
Электровибратор |
1 |
3. |
Электростанция передвижная |
1 |
4. |
Компрессор |
1 |
5. |
Лопата строительная |
5 |
6. |
Молоток деревянный |
1 |
7. |
Шаблон для проверки поверхности выравнивающего слоя |
1 |
8. |
Терка фигурная |
1 |
3.3. Спецодежда и спецобувь.
Машинист автогрейдера, автопогрузчика, тракторист
1. Комбинезон хлопчатобумажный 3
2. Рукавицы комбинированные двупалые 3 пары
Машинист электростанции передвижной
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Галоши резиновые 1 пара
3. Перчатки резиновые 1 пара
4. Рукавицы комбинированные 1 пара
Дорожные рабочие, бетонщики
1. Костюм хлопчатобумажный 8
2. Ботинки кожаные 8 пар
3. Рукавицы комбинированные 8 пар
4. Жилет сигнальный 8
3.4. Расход материалов на 100 м2 укрепительных полос:
Монолитный бетон М 250 толщиной 16 см - 16,30 м3
Белый бетон М 350 - 6,0 м3
Цементный раствор 1:2 - 0,12 м3
Арматура - 0,232 т (при глубине поперечного шва 0,06 м)
Схема крепления дополнительного ножа к отвалу автогрейдера
1 - дополнительный нож; 2 - отвал автогрейдера; 3 - нож отвала
4.1. Работы по устройству укрепительных полос из готовых плит выполняют в такой последовательности:
- отрывают земляное корыто автогрейдером;
- зачищают его вручную;
- укладывают и уплотняют бетонную смесь;
- нарезают швы в свежеуложенном бетоне;
- укладывают бетонные плиты на цементный раствор;
- заполняют швы мастикой (ведет отдельное звено).
4.2. График трудового процесса
4.3. Схема организации трудового процесса
1 - автогрейдер; 2 - трактор; 3 - бункерный распределитель; 4 - вибраторы; 5 - автосамосвал; 6 - передвижная электростанция; 7 - емкость для битумной эмульсии; 8 - компрессор; 9 - емкость с битумной мастикой; 10 - автокран; 11 - прицепная тележка
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Отрывка земляного корыта |
За 3 - 4 прохода автогрейдера, оборудованного дополнительным ножом, М отрывает в обочине земляное корыто. Ширина корыта должна быть на 15 см больше ширины укрепительной полосы для прохода опорной лыжи бункерного распределителя. |
2. |
Подготовка корыта для укладки монолитного бетона |
Д1, Д2 лопатой зачищают земляное корыто и планируют выравнивающий слой из песка под шаблон с необходимой досыпкой песка. Для отвода воды из земляного корыта Д1, Д2 открывают водопропускные воронки в пониженных местах, а также на всех участках через 40 - 50 м. |
3. |
Установка упорного бруса и прием бетонной смеси |
Т, Б4, Д1, Д2 устанавливают у бункера упорный брус, поднимают в бункер цементобетонную смесь из автомобилей-самосвалов, очищают кузов самосвала от бетона. |
4. |
Распределение бетонной смеси и отделка поверхности бетона |
Т перемещает распределительный бункер с бетонной смесью. Б4 обеспечивает подачу электроэнергии к вибраторам. Т фигурной гладилкой обрабатывает внешнюю кромку. |
5. |
Устройство поперечных швов |
Б1 нарезает вибропластиной поперечные швы через 2,5 - 3 м (в местах швов бетонного покрытия и дополнительно по середине плиты), пользуясь приемом устройства швов в свежеуложенном бетоне. М2 оказывает помощь б1 в нарезке пазов швов вибропластиной и заделке в шве гидроизоловой ленты. |
6. |
Укладка бетонных плит |
Б2, Б5 и Д2 раскладывают цементный раствор и отделывают швы сопряжения плит. М1 и Б6 укладывают бетонные плиты на раствор. |
7. |
Засыпка корыта землей |
Д1 при помощи лопаты засыпает землей корыто у наружной грани укрепительной полосы после укладки бетонных плит. |