МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта трудового процесса
Устройство
покрытия толщиной 6 см
из черного щебня, укладываемого в холодном,
теплом или горячем состоянии
КТП-6.04-2002
Издание второе, переработанное и дополненное
(Выпуск 6)
Москва 2002 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 2 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 3 |
Устройство покрытия толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном, теплом или горячем состоянии |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
|
КТП-6.04-2002 |
Взамен КТ-6.5.89 |
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве покрытия толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном, теплом или горячем состоянии самоходным асфальтоукладчиком ДС-1 (Д-150Б) и тремя дорожными самоходными катками.
1.2. Показатели производительности труда:
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
||
по ТЕ |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м2 покрытия |
129 |
149 |
2. |
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия |
чел.-час |
6,20 |
5,37 |
Примечание: В затраты труда включено время подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 15 % достигается за счет применения навесного распределителя щебня, а так же за счет рационального размещения исполнителей.
2.1. Основание под покрытие из черного щебня должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка черного щебня в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.
2.2. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки щебня по основанию равномерно (без пропусков) разливают жидкий битум классов СГ и МГ любой марки в количестве 0,5 - 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1 - 1,5 л/м2. Новые незагрязненные основания, устроенные с применением органических вяжущих, вяжущими не обрабатываются.
2.3. В условиях отрицательных температур розлив по основанию эмульсии для подгрунтовки не допускается.
2.4. Для перевозки черного щебня следует использовать автосамосвалы с металлическим кузовом, внутренние стенки и дно которых во избежание прилипания щебня обработаны мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед укладкой щебня проверяют наличие паспорта на черный щебень, в котором указаны вид щебня, температура, время отправки и количество.
2.6. Скорость укладки в условиях пониженных температур должна быть не ниже 40 м/ч. Скорость катков рекомендуется в начале уплотнения в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков с пневматическими шинами - 5 - 8 км/ч.
2.7. При температуре воздуха от 0 до -5 °С укладку щебня выполняют только тяжелыми катками (20 - 25 проходов по одному следу). При этом число катков увеличивают в 1,5 раза по сравнению с обычными условиями.
2.8. В конце укладываемой полосы во избежание раскатывания смеси положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.
2.9. Работы выполняются в соответствии с «Правилами производства работ» СНиП 3.06.03-85.
2.10. Работы следует выполнять, соблюдая правила техники безопасности СНиП III-4.80, СНиП 12-03-2001, а также «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», СоюздорНИИ, М., «Транспорт», 1993 г,
3.1. Исполнители
1. Машинист самоходного
асфальтоукладчика ДС-1 (Д-150В) 6 разряд (М1) 1
2. Машинист тяжелого катка 6 разряд (М2, М3) 2
3. Машинист легкого катка 5 разряд (М4) 1
4. Асфальтобетонщик 5 разряд (А1) 1
5. То же 4 разряд (А2) 1
6. -"- 3 разряд (А3, А4) 2
7. -"- 2 разряд (А5, А6) 2
8. Дорожный рабочий 1 разряд (Д1) 1
3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь
Наименование |
Кол-во |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Асфальтоукладчик самоходный ДС-1 (ДС-150Б) |
1 |
2. |
Распределитель каменной мелочи навесной Д-336 |
1 |
3. |
Каток дорожный самоходный массой 5 т |
1 |
4. |
То же, массой 10 - 12 т |
2 |
5. |
Жаровня передвижная |
1 |
6. |
Гладилка |
2 |
7. |
Утюг металлический |
1 |
8. |
Термометр стеклянный технический |
2 |
9. |
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л |
1 |
10. |
Брусья упорные из древесины хвойных пород (при необходимости) |
70 - 100 м |
11. |
Костыль металлический |
50 - 60 |
12. |
Грабли металлические |
1 |
13. |
Лопата стальная строительная подборочная |
4 |
14. |
Кувалда кузнечная тупоносая |
2 |
15. |
Шаблон с уровнем |
1 |
16. |
Линейка металлическая измерительная |
1 |
17. |
Ведро |
1 |
18. |
Лейка |
2 |
19. |
Рейка металлическая |
1 |
20. |
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м |
1 |
3.3. Спецодежда и спецобувь.
Машинист асфальтоукладчика, машинисты катков самоходных
1. Комбинезон хлопчатобумажный 4
2. Ботинки кожаные 4 пары
3. Рукавицы комбинированные 4 пары
Асфальтобетонщики
1. Полукомбинезон хлопчатобумажный 6
2. Ботинки кожаные 6 пар
3. Рукавицы брезентовые 6 пар
4. Наколенники брезентовые 6 пар
5. Жилет сигнальный 6
Дорожные рабочие
1. Костюм хлопчатобумажный 1
2. Ботинки кожаные 1 пара
3. Рукавицы комбинированные 1 пара
4. Жилет сигнальный 1
3.4. Расход материалов на укладку 1000 м2 покрытия толщиной 6 см (по СНиП 5.01.17-85):
Щебень черный 20 (25) - 40 мм - 11,5/13,5 т
Щебень черный 10 - 20 (25) мм - 1,1/1,25 т
Щебень черный 3 (5) - 10 мм - 0,8/0,9 т
Битум жидкий - 0,002 т
Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе) и 3 т/м3 и более (в знаменателе).
Примечание: При укладке черного щебня в холодном состоянии к нормам добавлять 0,07 т битума жидкого.
4.1. При устройстве покрытия из черного щебня выполняются следующие операции:
- подготовка основания;
- устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ);
- транспортировка черного щебня;
- распределение по основанию щебня 20 (25) - 40 мм (основной слой);
- первая предварительная укатка основного слоя;
- расклинивание верхней части основного слоя мелким щебнем 10 - 20 мм;
- вторая укатка;
- заполнение пустот и окончательное расклинивание поверхности покрытия клинцом и каменной мелочью 3 (5) - 10 мм;
- окончательная укатка покрытия.
4.2. График трудового процесса
4.3. Схема организации рабочего места
1 - автосамосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - легкий каток; 4 - автосамосвал с навесным распределителем щебня; 5 - тяжелый каток.
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Подноска и установка боковых упоров |
а3 и А5 снимают боковые упоры с машины, очищают их и подносят к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Устанавливают по шнуру упоры, закрепляют их костылями, которые забивают в основание. |
2. |
Прием черного щебня и его распределение |
а3 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает черный щебень в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера М1 питателем подает черный щебень к распределительному шнеку; распределенный щебень предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается плитой. После разгрузки щебня А3 подает сигнал на отход автосамосвала. |
3. |
Выявление дефектных мест |
После подкатки черного щебня легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А1 устанавливает несколько раз на поперечнике контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия и определяет дефектные места. |
4. |
Исправление дефектных мест |
А1, А2, А3 и А4 немедленно исправляют дефектные места: А2 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектных мест, А1, А3, А4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях. |
5. |
Предварительное уплотнение основного слоя щебня 20 (25) - 40 мм |
После проверки качества укладки основного слоя черного щебня и исправления дефектных мест М4 по указанию А1 приступает к укатке уложенного слоя. Уплотнение основного слоя щебня начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения скорость катка рекомендуется в пределах 1,5 - 2 км/ч (4 - 5 проходов по одному следу). В результате первой (предварительной) укатки все частицы щебня занимают устойчивое положение, но полного уплотнения не наступает. |
Распределение щебня 10 - 20 (25) мм навесным распределителем |
Водитель автосамосвала ведет машину с навесным распределителем щебня, А2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением щебня (примерно 1 м3 на 100 м2). Слегка касаясь поверхности уложенного слоя рассыпанный щебень механической щеткой наметают в пустоты первого слоя. Щебень сначала наметается к середине, а затем от середины к краям. А6 и Д1 метлами поправляют отдельные места. |
|
Уплотнение верхнего слоя россыпи |
М2 и М3 уплотняют тяжелыми катками верхний слой россыпи при скорости движения 2 - 2,5 км/ч. Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием следа на 20 - 30 см вальца. Во время уплотнения необходимо следить за тем, чтобы щебень не дробился, а заклинивал пустоты нижнего слоя. |
|
8. |
Распределение клинца и каменной мелочи |
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 6. |
9. |
Окончательное уплотнение покрытия |
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 7. Количество проходов катка по одному следу примерно 6 - 8. |
10. |
Контроль качества |
А1 (бригадир) проверяет качество покрытия из черного щебня, толщину укатываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок, соответствие поперечных уклонов проектным. |