МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА
РЕМОНТ И
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(ВЫПУСК 3)
УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
НА ОСНОВАНИЕ ИЗ ГОТОВОЙ БЕТОННОЙ СМЕСИ
ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ
КТП-3.09-2001
Москва, 2001 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А. И. Анашко, Е. В. Купцовой, Т. В. Страховой.
Установка бетонных бортовых камней на основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия. |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
|
КТП-3.09-2001 (Е-17-43-4а-89) |
Взамен КТ-8.11.90 |
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.
1.2. Показатели производительности труда:
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
||
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м |
12,9 |
13,3 |
2. |
Затраты труда на устройство 1 м бортовых камней |
чел.-час |
0,62 |
0,60 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 3 % достигается в результате использования методов и приемов труда, рекомендуемых в карте.
2.1. До начала установки бортовых камней мастер и старший рабочий должны выполнить разбивочные работы. В состав работ звена разбивочные работы не входят.
2.2. Щебеночно-гравийный слой под бетонным основанием должен быть уложен на предварительно спланированное и уплотненное грунтовое основание.
2.3. Бортовые камни следует укладывать на прямых участках по шнуру, а на закругленных - по шаблону с оставлением между камнями пазух шириной 3-5 мм. На закруглениях применяют только лекальный бортовой камень. Заполнение пазух между камнями допускается после проверки правильности положения борта.
2.4. Бортовые камни, изготовленные из бетона, не должны иметь отклонения от проектных размеров более 5 мм по длине и высоте камне; 2 мм по ширине.
2.5. Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов, магистральных улиц и автомобильных дорог применяют бортовые камни, изготовленные из бетона марки 400.
2.6. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
3.1. Исполнители.
1. Дорожный рабочий 4 разряд (А1) 1
2. Дорожный рабочий 3 разряд (А2) 1
3. Дорожный рабочий 2 разряд (А3 - А4) 2
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
Наименование |
Кол-во |
|
1 |
2 |
3 |
1. Лопата подборочная 3
2. Подбивка (изготовляется в мастерских) 1
3. Трамбовка ручная 1
4. Лом стальной монтажный 2
5. Шнур разбивочный 70 м
6. Стержень металлический диаметром 15 мм, длиной 0,4 м 25
7. Лейка 1
8. Рулетка стальная РС-20 1
9. Нивелир 1
10. Кельма 1
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Комбинезон хлопчатобумажный 4
2. Рукавицы комбинированные 8 пар
3. Ботинки кожаные 4 пары
4. Жилет сигнальный 4
3.4. Расход материалов на установку 100 м бетонных бортовых камней: бетон М-200 - 4,08 м3, песок - 0,058 м3, цемент - 0,14 т, камни бортовые из бетона М-400 длиной 3 м - 100 м.
4.1. Технологический процесс установки бортовых камней при устройстве дорожного покрытия выполняется в следующей последовательности:
- устройство основания с установкой и снятием опалубки;
- установка бортового камня (прямого или лекального) на основание с подтеской при необходимости;
- заливка швов цементным раствором и их расшивка;
- подноска бортовых камней на расстояние до 3 м, а других материалов до 20 м.
4.2. График трудового процесса
Примечание: график трудового процесса составлен на установку 3 м бордюрного камня.
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Устройство основания с установкой и снятием опалубки |
Дорожные рабочие А1-А4 занимаются устройством основания. А1-А2 устанавливают опалубку. А3 лопатой разносит бетон. А4 - укладывает его слоем 10-20 см. После установки опалубки А2 помогает разносить бетон, а А1 - трамбует вручную. Когда основание готово, А4 снимает опалубку после затвердения бетона. |
2. |
Установка бортового камня на основание с подвеской по необходимости |
По готовому основанию А1-А2 устанавливают бортовой камень лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. А3-А4 ломом фиксируют положение бордюра. Горизонтальность верха установленного бортового камня проверяют нивелиром, прямолинейность боковой поверхности по визиркам. |
3. |
Заливка швов цементным раствором и их расшивка |
После установки бортового камня А1-А2 заделывают цементным раствором пазухи между бордюром и покрытием. Для подбивки под бортовые камни применяют только бетон. Швы бортового камня с лицевой и тыльной сторон заделывают «жирным» цементным раствором, затем промежутки между торцами камней заливают жидким цементным раствором состава 1:2, 1:3 из лейки с узким лотком, до полного заполнения промежутков. |
4. |
Подноска бортовых камней на расстояние до 3 м, а других материалов до 20 м |
А3-А4 подносят бортовые камни, цементный раствор к следующему месту укладки. |
Содержание
1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процессов. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2 |