Российское акционерное общество энергетики и электрификации
«ЕЭС России»
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ В РАО «ЕЭС России»
Москва 2000 г.
РАЗРАБОТАН: ЗАО «Энергетические технологии» с участием специалистов Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, Департамента развития и научно-технической политики и развития и Госгортехнадзора России.
ИСПОЛНИТЕЛИ: ПАУЛИ В.К., ГРЕЧЕНКОВ Н.В., СЕРГЕЕВ А.Н., БЕРСЕНЕВ А.П., ДЕМКИН В.В., КОТЕЛЬНИКОВ В.С., БАЛДИН Н.Н.
УТВЕРЖДЕНО Российским Акционерным обществом энергетики и электрификации
Заместитель Председателя Правления В.П.ВОРОНИН
ОДОБРЕНО: Федеральным горным и промышленным надзором России (письмо от 27.04.2001 № 12-24/448)
УТВЕРЖДЕНО Российским Акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России»
Заместитель председателя Правления В.П. Воронин
«12» мая 2001 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В РАО «ЕЭС России» |
РД 153-34.0-03.124-2001 |
Дата введения
Настоящее положение определяет основные направления и требования к организации системы управления промышленной безопасностью в РАО «ЕЭС России» и распространяется на предприятия и организации РАО «ЕЭС России» и зависимые от нее организации, имеющие в своем составе опасные производственные объекты.
1.1. Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
1.2. Опасные производственные объекты - электростанции, цехи (службы), участки и площадки ремонтных предприятий и электрических сетей и др. организаций РАПО «ЕЭС России», на которых используются опасные вещества, оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или температуре нагрева воды более 115 град. C; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги.
1.3. Авария - разрушение сооружения и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
1.4. Экспертиза промышленной безопасности (экспертиза) - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.
1.5. Декларация безопасности промышленного объекта - документ, определяющий возможный характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
1.6. Экспертиза декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - экспертиза декларации) - оценка соответствия декларации промышленной безопасности нормам и правилам промышленной безопасности, результатом которой является заключение экспертизы.
1.7. Государственный реестр опасных производственных объектов (далее государственный реестр) - единый банк данных (система управления базами данных и единая база данных производственных объектов), основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами (организациями) на территории Российской Федерации.
1.8. Регистрация объекта в государственном реестре - занесение в банк данных государственного реестра сведений о действующем объекте, присвоение ему регистрационного номера в государственном реестре и выдача свидетельства о регистрации этого объекта эксплуатирующей его организацией.
1.9. Идентификация опасных производственных объектов (идентификация) - отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
1.10. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
1.11. Производственный контроль - составная часть системы управления промышленной безопасностью, осуществляемая эксплуатирующей организацией, путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов.
1.12. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов - защита имущественных интересов страхователя на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.
1.13. Система управления промышленной безопасностью - комплекс согласованных организационно-технических мероприятий и действий органов управления по соблюдению требований и норм промышленной безопасности.
1.14. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащие в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
1.15. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса.
1.16. Страхователи - юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
1.17. Страховщики - юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
1.18. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий или уполномоченный на хозяйствование субъект (АО, ДАО, филиал, структурное подразделение РАО «ЕЭС России»).
1.19. Технические устройства опасных производственных объектов - оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре воды более 115 градусов Цельсия, грузоподъемные механизмы, лифты.
2.1. Настоящее Положение является нормативным документом, который определяет политику, состав, структуру, организацию и порядок функционирования системы управления промышленной безопасности, устанавливает права, ответственность, функции центрального аппарата РАО «ЕЭС России» и его подразделений по вопросам промышленной безопасности.
2.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Оно включает в себя обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, нормативных правовых актах и отраслевых нормативно-технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
2.3. К категории опасных производственных объектов в филиалах и акционерных обществах РАО «ЕЭС России» относятся объекты, на которых:
- используются и хранятся горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
2.4. Составной частью системы управления промышленной безопасности на опасных производственных объектах является производственный контроль, осуществляемый РАО «ЕЭС России» путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
3.1.Принципы формирования системы управления промышленной безопасностью.
Система управления промышленной безопасности должна быть направлена на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Ответственность за соблюдение требований промышленной безопасностью и решение проблем промышленной безопасности возлагается полностью на руководителей предприятий.
Система управления промышленной безопасностью должна обеспечить прогнозирование и принятие мер по предупреждению аварий, аварийных ситуаций и травмирования людей, мониторинг безопасности, планирование и реализацию приоритетных и перспективных мер, направленных на повышение уровня промышленной безопасности объектов, оценку деятельности подразделений и служб, руководителей и специалистов предприятия по исполнению ими своих функциональных обязанностей.
Эффективность системы управления безопасностью должна обеспечиваться на основе организации и осуществления производственного контроля за производственной деятельностью и состоянием оборудования производственных объектов.
На основании анализа состояния промышленной безопасности на объектах РАО «ЕЭС России», проводимого структурными подразделениями общества - Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и Департамента научно-технической политики и развития принимаются организационные и управленческие решения и осуществляются меры воздействия в виде соответствующих инструкций, приказов.
Система управления предусматривает ведение непрерывного мониторинга за факторами, определяющими безопасность производственных объектов, обеспечением своевременности и достоверности информации, эффективности анализа и оптимальности принимаемых на его основе решений по устранению возникающих факторов риска.
На рис. 1 приведена функциональная схема системы управления промышленной безопасностью.
Рис. 1 Функциональная схема системы управления промышленной безопасностью
3.2. Основные задачи системы управления промышленной безопасностью в РАО «ЕЭС России»:
3.2.1. Формирование единой стратегии функционирования и развития системы управления промышленной безопасности в РАО «ЕЭС России»;
3.2.2. Разработка основных положений и проведение единой технической, организационной и экономической политики, обеспечивающей неуклонное повышение надежности и безопасности энергетического производства и соблюдение нормативно-технических и экологических требований;
3.2.3. Организация и координация научно-технической политики по промышленной безопасности с энергообъединениями и фирмами зарубежных стран и другими международными научно-техническими организациями;
3.2.4 Организация разработки долгосрочной политики и стратегии Общества по вопросам законодательного и нормативно-правового обеспечения по промышленной безопасности.
3.3. Основные функции системы управления промышленной безопасностью РАО «ЕЭС России»:
3.3.1. Разработка основных направлений деятельности РАО «ЕЭС России» по вопросам промышленной безопасности в т.ч. через решения Правления, приказы и др. распорядительные документы;
3.3.2. Реализация требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по разработке деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, организации проведения экспертизы промышленной безопасности и др.;
3.3.3. Разработка, организация и контроль исполнения государственных и отраслевых программ, направленных на решение проблем промышленной безопасности;
3.3.4. Анализ опыта работы по обеспечению промышленной безопасности на действующих энергообъектах отрасли;
3.3.5. Организация разработки и совершенствования нормативно-технической базы по вопросам промышленной безопасности;
3.3.6. Организация и осуществление надзора за состоянием эксплуатации и ремонта энергоустановок, контроля за разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению аварий и инцидентов в работе оборудования;
3.3.7. Обобщение практики применения нормативных требований, направленных на безопасное ведение работ и надежную эксплуатацию оборудования;
3.3.8. Подготовка и аттестация персонала Общества по вопросам промышленной безопасности;
3.3.8. Ликвидация последствий аварий и инцидентов, участие в расследовании причин их возникновения и разработка мероприятий и выполнение мероприятий по их предупреждению.
3.4. Функции центрального аппарата РАО «ЕЭС России» и его подразделений в рамках системы управления промышленной безопасности
3.4.1. Председатель Правления Общества осуществляет общее руководство организацией работ по обеспечению промышленной безопасности.
3.4.2. Заместитель Председателя Правления - главный инженер руководит работой по обеспечению промышленной безопасности, организует и обеспечивает руководство производственным контролем за соблюдением требований промышленной безопасности, осуществляет руководство разработкой и утверждение программ и планов в области промышленной безопасности, возглавляет Центральную экзаменационную комиссию по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов РАО «ЕЭС России».
3.4.3. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей:
- осуществляет оперативное и методическое руководство работами по обеспечению промышленной безопасности в РАО «ЕЭС России»;
- координирует деятельность подразделений центрального аппарата, филиалов и зависимых акционерных общества по вопросам промышленной безопасности;
- осуществляет ведомственный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- проводит учет и анализ аварий и инцидентов, готовит обобщенные показатели надежности опасных производственных объектов для представления руководству Общества;
- организует работу Центральной комиссии РАО «ЕЭС России» по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности.
3.4.4. Департамент научно-технической политики и развития разрабатывает межотраслевые и отраслевые научно-технические программы, направленные на решение проблем промышленной безопасности, организует разработку и совершенствование нормативно-технической базы отрасли по промышленной безопасности, руководит деятельностью отраслевых научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов в части реализации научно-технических и инновационных программ по промышленной безопасности, осуществляет внедрение в производство новейших достижений науки и техники в области промышленной безопасности.
3.4.5. Департамент технического перевооружения и совершенствования энергоремонта реализует мероприятия направленные на поддержание в технически исправном состоянии опасных производственных объектов и их модернизацию.
3.4.6. Департамент экономического анализа и планирования обеспечивает финансирование мероприятий по промышленной безопасности и формирование резервов, необходимых для ликвидации аварий и инцидентов.
3.4.7. В составе Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей функционирует отдел, на который возложена организация работы по промышленной безопасности и взаимодействие с Госгортехнадзором России.
3.4.8. На предприятиях создаются и функционируют соответствующие системы управления промышленной безопасность. Функции их подразделений, руководящего состава и специалистов в рамках системы управления промышленной безопасностью в РАО «ЕЭС России» устанавливаются Положениями о системах управления промышленной безопасности каждого предприятия.
4.1. Общие положения
Производственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте». Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 (Приложение 1) и руководящими документами РАО «ЕЭС России»:
- Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. (Приложение 2);
- Положение о Департаменте генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей. (Приложение 3);
- Положение о системе внутреннего контроля производственной деятельности в акционерных обществах и филиалах РАО «ЕЭС России». РД 153-34.1-08.124-2000. (Приложение 4);
- Положение о службе надежности и техники безопасности. (Приложение 5);
- Методические указания по организации технического обслуживания поверхностей нагрева котлоагрегатов тепловых электростанций. Приказ РАО «ЕЭС России» от 26.12.1997 г. (Приложение 6);
- Инструкция по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей. РД 153-34.0-20.801-2000. (Приложение 7);
- Положение о порядке подготовки и проверки знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов энергетики. (Приложение 8).
4.2. Организация производственного контроля.
4.2.1. В РАО «ЕЭС России» головным органом, осуществляющим ведомственный энергетический технический надзор, является Генеральная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей - Департамент исполнительного аппарата РАО «ЕЭС России» и оперативно управляемые им региональные предприятия энергетического технического надзора, являющиеся филиалами РАО «ЕЭС России». В каждом региональном предприятии энергетического надзора по месту расположения предприятий функционируют территориальные центры.
Задачи, функции, права и ответственность по производственному контролю Департамента и региональных предприятий «Энерготехнадзора» установлены их положениями.
4.2.2. Непосредственно на предприятиях (АО-энерго, филиалах) надзор за обеспечением надежной работы оборудования и организацией безопасных условий труда осуществляют службы надежности и техники безопасности, являющиеся структурными подразделениями предприятий и подчиненные непосредственно главному инженеру предприятия. (Положение о службе надежности и техники безопасности, Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в подразделениях и организациях РАО «ЕЭС России»).
Кроме того, на каждом предприятии функционирует внутренний производственный контроль.
Отраслевым руководящим документом «Положение о системе внутреннего контроля производственной деятельности в акционерных обществах и филиалах РАО «ЕЭС России» (приложение 4) определена методология контроля производственной деятельности энергопредприятий.
Внутренний контроль производственной деятельности, организуемый на предприятиях отрасли, является неотъемлемой частью - организационной системы, осуществляющей функции планирования, управления и контроля по всем направлениям производственной деятельности предприятия.
Для повышения качества и результативности анализа и внутреннего контроля должны использоваться экспертные системы, которые включают в себя оценочную часть - по отношению, как к объекту, так и к субъекту управления - и показывают направления усилий, которые должен приложить субъект управления с целью повышения надежности объекта. Экспертная система содействует определению методов достижения (или обеспечения) надежности с учетом взаимосвязанности объекта и субъекта управления.
В практической работе на промышленно опасных объектах тепловых электростанций используется экспертная система контроля и оценки условий эксплуатации котлоагрегатов ТЭС. (Приложение 6).
4.2.3. Задачи, функции, обязанности и права работников и подразделений, ответственных за осуществление производственного контроля, определяются в утверждаемом руководителем предприятия Положении о системе управления промышленной безопасностью (положении о производственном контроле), а также в должностных инструкциях и заключенных с этими работниками договорах (контрактах).
4.2.4. Подразделения (службы надежности и охраны труда) предприятия, осуществляющие производственный контроль, взаимодействуют по вопросам промышленной безопасности с Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России», региональными предприятиями «Энерготехнадзора» и с территориальным органом Госгортехнадзора России.
4.3. Планирование
Проверки соблюдения требований промышленной безопасности должны планировать службы производственного контроля (предприятия «Энерготехнадзора», службы надежности и техники безопасности предприятий) и осуществляться с целью эффективного контроля за деятельностью структурных подразделений предприятия, деятельность которых связана с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объем и периодичность проверок планируются исходя из состояния организации работы по промышленной безопасности на предприятии.
План проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности должен включать перечень подлежащих проверке вопросов.
4.4. Оформление результатов проверки
Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, выводы и рекомендации службы производственного контроля должны представляться в виде отчета руководству предприятия.
Отчет по результатам проверки должен включать:
- выводы об эффективности деятельности предприятия в целом или ее отдельных структурных подразделений;
- конкретные примеры неэффективности деятельности структурных подразделений предприятия с указанием выявленных отступлений от требований промышленной безопасности;
- причины неэффективной деятельности структурных подразделений предприятия;
- предложения по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий;
По результатам проверки должен издаваться приказ по предприятию.
4.5. Система расследования технологических нарушений
Техническое расследование технологических нарушений (аварий и инцидентов) направлено на установление обстоятельств и причин аварий и инцидентов, размера причиненного ущерба, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий и инцидентов на данном и других опасных производственных объектах.
Расследование производится в соответствии с согласованной с Госгортехнадзором «Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей». РД 153-34.0-20.801-2000. (Приложение 7), в которую включены требования «Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах. РД 03-293-99».
Результаты расследования должны использоваться для принятия квалифицированных решений по совершенствованию организации эксплуатации и ремонта, модернизации, реконструкции или замене энергетического оборудования, а также при разработке нормативных требований по вопросам надежности.
Каждая авария (инцидент) должны быть расследованы комиссией, состав которой устанавливается приказом или распоряжением конкретного уровня управления в зависимости от тяжести нарушения.
5.1 Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности - 1998 г.» статьей 17 определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Энергетическим предприятиям, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, лицензии выдаются Госгортехнадзором РФ.
Лицензия выдается предприятию, имеющему статус юридического лица. Лицензия, выданная федеральными органами государственной власти, действует на всей территории России.
ПРИМЕЧАНИЕ: Филиалы (без статуса юридического лица) лицензию получают самостоятельно по доверенности РАО «ЕЭС России».
5.2. Декларация промышленной безопасности
Декларирование промышленной безопасности объекта осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.
Порядок представления декларации установлен «Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. № 526. (Приложение 9).
Декларации промышленной безопасности разрабатываются для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». (Для энергопредприятий - это может быть: воспламеняющиеся газы (водород - 200 т), горючие жидкости, используемые в технологическом процессе (200 т) в одной единице оборудования).
Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в ней, или изменения требований промышленной безопасности.
Декларация (иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта) подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
Декларацию утверждает руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, который несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.
Декларация представляется в Федеральный горный и промышленный надзор России или в его территориальные органы.
5.3. Экспертиза промышленной безопасности (далее экспертиза).
Экспертиза - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которого является заключение.
Экспертиза проводится в соответствии с «Правилами экспертизы деклараций промышленной безопасности», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 7 сентября 1999 г. № 65. (Приложение 10) и «Положением о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности» РД-03-298-99. (Приложение 13).
Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.
РАО «ЕЭС России» предоставлено право:
- на осуществление деятельности по эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды с проведением на них контроля состояния оборудования и материалов, в том числе с применением методов неразрушающего контроля, с продлением его дальнейшей работы (лицензия ГГТН ООЭК № 012215 от 11.05.2000);
- проведение экспертизы безопасности газового оборудования и объектов газового хозяйства (лицензия ГГТН № 140-01/8238 от 08.06.98).
Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России.
Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.
Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.
Заключение экспертизы представляется на утверждение в Госгортехнадзор России или его территориальный орган организацией заказчиком не позднее 1 месяца с момента его подписания руководителем экспертной организации.
Решение об утверждении или об отказе в утверждении заключения экспертизы принимает руководитель или заместитель руководителя территориального органа Госгортехнадзора России.
5.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Регистрация объектов в государственном реестре осуществляется в соответствии с требованиями «Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.99 № 39. (Приложение 11).
С целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией, для их регистрации в государственном реестре проводится идентификация опасных производственных объектов (идентификация).
Идентификация проводится организацией, эксплуатирующей эти объекты или экспертной организацией.
При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака следует использовать производственную площадку или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее используются), опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или температуре нагрева воды более 115 град. C; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги.
При этом опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором используется такое техническое устройство или такое вещество.
В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенные на одной производственной площадке.
Если на предприятии эксплуатируется несколько объектов, и лишь один из них обладает признаками опасности, то следует рассматривать в качестве опасного производственного объекта этот объект, а не предприятие в целом.
В РАО «ЕЭС России» решение вопросов по идентификации возлагается на Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и Департамент стратегии развития и научно-технической политики.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Филиалы (без статуса юридического лица) регистрируют объекты самостоятельно по доверенности РАО «ЕЭС России».
2. Конфликтные ситуации разрешаются с привлечением экспертных организаций рекомендованных Госгортехнадзором России и имеющих лицензии о возможности идентификации опасных производственных объектов при страховании ответственности.
5.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов.
Страховщиками являются организации, имеющие лицензию на право проведения страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
При страховании руководствоваться письмом Госгортехнадзора России от 23 апреля 1998 г. № 01-17/116 «О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов» и «Методическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта». (Приложение 12).
Акционерные общества, филиалы и другие организации РАО «ЕЭС России» страхование осуществляют самостоятельно.
5.6. Подготовка и аттестация персонала.
Порядок подготовки и проверки знаний нормативно-технических документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов энергетики установлен Положением, согласованным с Госгортехнадзором России и утвержденным РАО «ЕЭС России» (Приложение 8).
РАО «ЕЭС России» предоставлено право на осуществление деятельности по подготовке кадров (основных профессий) для предприятий, осуществляющих изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт, наладку и обслуживание паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, подъемных сооружений; проведение обучения и проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, осуществляющих лицензируемые виды деятельности на паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды, подъемных сооружений (лицензия ГГТН ООКА № 012214 от 11.05.2000 г.); подготовке (переподготовке) специалистов предприятий газового хозяйства, проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ, устройству и безопасной эксплуатации газового оборудования у руководящих работников и специалистов предприятий, производств и объектов предприятий энергетического комплекса ЕЭС России, подконтрольных газовому надзору Госгортехнадзора России (лицензия № 14К-01/8239 от 08.06.2000 г.).
6.1. Работники, виновные в нарушении законодательства, требований промышленной безопасности, невыполнении своих должностных обязанностей, невыполнении предписаний контролирующих органов, а также приказов, указаний и распоряжений руководства РАО «ЕЭС России» и предприятий, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В зависимости от характера и степени нарушений работники могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, а также к ним могут применяться меры общественного воздействия.
6.2. Выдача руководителями указаний или распоряжений, вынуждающих подчиненных работников нарушать правила и инструкции по безопасности, самовольно возобновлять работы, приостановленные представителями контролирующих органов, а также бездействие руководителей по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии подчиненными работниками, являются грубыми нарушениями норм безопасности.
6.3. Незнание работниками законодательства по промышленной безопасности, правил и норм безопасности в пределах круга их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.
6.4. Дисциплинарная ответственность работников предусматривает наложение на работников дисциплинарных взысканий, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка. На Работника может быть наложено одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение.
Выбор взыскания осуществляется администрацией с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств его совершения, а также предшествующего поведения работника.
Каждый работник имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности без каких-либо необоснованных последствий для него.
Дисциплинарные взыскания за нарушения законодательства об охране труда, требований промышленной безопасности могут налагаться на должностных лиц в общеустановленном порядке в зависимости от уровня принятия мер вышестоящими органами, администрацией предприятия и должностными лицами, имеющими на то право.
Работники органов государственного надзора, государственные инспектора по охране труда, работники прокуратуры имеют право вносить соответствующие представления руководству предприятий о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, систематически нарушающих законодательство по промышленной безопасности, а также требования промышленной безопасности.
6.5. Административная ответственность работников за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, за неоднократное нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности предусматривает наложение на должностных лиц денежного штрафа в соответствии с «Кодексом об административных правонарушениях».
Виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности, если они своим действием или бездействием допустили нарушение законодательства и требований промышленной безопасности.
Должностные лица привлекаются к административной ответственности в том случае, если нарушение не содержит признаков преступления.
6.6. Уголовная ответственность работников возникает, если деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека, а также смерть человека или иные тяжкие последствия при авариях, пожарах и т.д.
6.7. Материальная ответственность работников.
Работники, причинившие ущерб предприятию в результате допущенных ими нарушений требований промышленной безопасности, помимо дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, несут также и материальную ответственность.
Материальная ответственность работников за нарушение законодательства, требований промышленной безопасности выражается во взыскании с них полностью или частично сумм, выплаченных предприятием потерпевшему при авариях и несчастных случаях, профессиональных заболеваниях ином ущербе.
1. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Федеральный закон РФ от 21.07.97 № 116-ФЗ.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон РФ от 25.09.98 № 158-ФЗ.
3. Об основах охраны труда в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 23.06.99.
4. Об организации страхового дела в Российской Федерации. Закон РФ от 31.12.97 № 157-ФЗ.
5. О Федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности. Постановление Правительства РФ от 17.07.98 № 779.
6. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Утверждено Указом Президента РФ от 18.02.93 № 234.
7. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований и промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263.
8. Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Утверждено Постановлением ГГТТН от 08.06.99 № 40.
9. О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. Приказ ГГТН и МЧС от 04.04.96 № 59/222.
10. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности. Постановление ГГТН от 06.11.98 № 64.
11. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.99 № 526.
12. О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.06.96 № 675.
13. Правила экспертизы декларации промышленной безопасности. Постановление ГГТН от 07.09.99. № 65.
14. О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов. Постановление Правительства РФ от 02.02.98 № 142.
15. О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства. Постановление Правительства РФ от 20.06.93 № 585.
16. Положение о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра. РД 03-294-99.
17. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371.
18. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление ГГТН от 02.06.99 № 34.
19. О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Письмо ГГТН от 23.04.98 № 01-17/116.
20. Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Согласовано с ГГТН 31.03.2000.
21. Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России. Постановление ГГТН от 11.01.99 № 2.
22. Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства. ПБ 03-273-99.
23. Концепция управления системой неразрушающего контроля опасных производственных объектов и основные направления ее развития. Постановление ГГТН от 26.06.99 № 44.
24. Типовая инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением. РД 10-333-99.
25. Типовая инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды. РД 10-289-99.
26. О состоянии безопасности эксплуатации газораспределительных станций. Постановление ГГТН от 02.06.99 № 34.
27. Правила безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением. Утверждены 13.06.96. Москва 1997.
28. Типовая инструкция по безопасному ведению работ для машинистов подъемников (вышек). РД 10-199-98.
29. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Москва 1997.
30. Сборник типовых инструкций по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Москва 1997.
31. Правила безопасности в газовом хозяйстве ПБ 12-245-98. Москва 1998.
32. Правила устройства и безопасной эксплуатации электродных котлов и электрокотельных (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 24.07.98 № 44).
33. Методические указания по проведению технического освидетельствования паровых и водогрейных котлов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды. Москва 1994.
34. Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений. Москва 1992.
35. Методические указания по обследованию предприятий, эксплуатирующих паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды. Москва 1993.
36. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Утверждены ГГТН 11.02.92.
37. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Москва 1996.
38. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации РД 10-33-93. Москва 1994.
39. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. 1993.
40. Пособие по техническому надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Москва 1993.
41. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек). ПБ 10-256-98.
42. Сварка, термообработка и контроль трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте оборудования электростанций. РД 34.14.027-93.
43. Лицензирование видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Москва 1993 (ГГТН).
44. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (сборник документов) вторая редакция.
45. Основные положения контроллинга производственно-хозяйственной деятельности и методические указания по организации внутреннего аудита в рамках контроллинговых систем. РД 153-34.0-08.102-98.
СОДЕРЖАНИЕ