ГОСТ Р 51677-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины электрические
асинхронные мощностью
от 1 до 400 кВт включительно
ДВИГАТЕЛИ
Показатели энергоэффективности
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским проектно-конструкторским и технологическим институтом электромашиностроения (НИПТИЭМ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 «Машины электрические вращающиеся»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2000 г. № 333-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 51677-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно
ДВИГАТЕЛИ
Показатели энергоэффективности
Asynchronous electrical mashines of power from 1 to 400 kW inclusive.
Motors. Efficiency and power factors
Дата введения 2001-07-01
Настоящий стандарт распространяется на трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором общего назначения мощностью от 1 до 400 кВт включительно (далее - двигатели) для работы от сети переменного тока напряжением до 690 В, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта.
Стандарт не распространяется на специальные двигатели, устанавливаемые на средствах наземного, морского и воздушного транспорта, взрывозащищенные двигатели, а также на двигатели, работающие в нестационарных режимах, многоскоростные двигатели и двигатели с повышенным скольжением.
Стандарт устанавливает уровни показателей энергоэффективности (энергетических показателей): коэффициента полезного действия (КПД) и коэффициента мощности, а также методы их определения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия
ГОСТ 7217-87 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы испытаний
ГОСТ 28330-89 Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Общие технические требования
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 двигатели с нормальным КПД: Двигатели общепромышленного назначения, КПД которых соответствует уровню, достигнутому в производстве двигателей серии АИ.
3.2 двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели): Двигатели общепромышленного назначения, у которых суммарные потери мощности не менее чем на 20 % меньше суммарных потерь мощности двигателей с нормальным КПД той же мощности и частоты вращения.
КПД энергосберегающего двигателя hэ, %, при различных уровнях снижения суммарных потерь определяют по формуле
(1)
где h - коэффициент полезного действия двигателя с нормальным КПД, %;
е ³ 0,2 - относительное снижение суммарных потерь мощности в двигателе, о.е.
Минимальные значения КПД энергосберегающего двигателя (для случая снижения суммарных потерь мощности в двигателе на 20 %, т.е. при е = 0,2), hэм, %, определяют по формуле
(1)
Основные параметры и размеры двигателей - по ГОСТ 28330.
5.1 Показателями энергоэффективности являются:
- коэффициент полезного действия, представляющий отношение полезной мощности на валу двигателя, выраженной в киловаттах, к активной мощности, потребляемой двигателем из сети, выраженной в киловаттах;
- коэффициент мощности, представляющий отношение потребляемой активной мощности, выраженной в киловаттах, к полной мощности, потребляемой из сети, выраженной в киловольтамперах.
5.2 В зависимости от требований к уровню энергоэффективности двигатели подразделяют на:
- двигатели с нормальным КПД;
- двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели).
5.3 Двигатели с нормальным КПД мощностью от 1 до 400 кВт включительно должны иметь номинальные значения КПД и коэффициента мощности не ниже указанных в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Значения КПД двигателей с нормальным КПД
КПД двигателей, %, при числе полюсов |
||||||
2р = 2 |
2р = 4 |
2р = 6 |
2р = 8 |
2р = 10 |
2р = 12 |
|
1,10 |
77,0 |
75,0 |
72,0 |
72,0 |
- |
- |
1,50 |
79,0 |
77,0 |
77,0 |
73,0 |
- |
- |
2,20 |
82,0 |
78,0 |
80,0 |
75,0 |
- |
- |
3,00 |
82,0 |
79,0 |
81,0 |
78,0 |
- |
- |
4,00 |
83,0 |
83,0 |
82,0 |
82,0 |
- |
- |
5,50 |
86,0 |
84,0 |
84,0 |
83,0 |
- |
- |
7,50 |
87,0 |
87,0 |
84,5 |
85,0 |
- |
- |
11,0 |
88,0 |
88,0 |
87,0 |
87,0 |
- |
- |
15,0 |
89,0 |
89,0 |
88,5 |
88,0 |
- |
- |
18,5 |
90,0 |
90,0 |
89,0 |
88,5 |
- |
- |
22,0 |
90,5 |
90,5 |
90,0 |
89,5 |
- |
- |
30,0 |
91,0 |
91,5 |
90,0 |
90,0 |
88,5 |
- |
37,0 |
92,0 |
92,0 |
91,0 |
91,0 |
89,0 |
- |
45,0 |
92,5 |
92,5 |
92,0 |
92,0 |
91,0 |
90,5 |
55,0 |
93,0 |
93,0 |
92,5 |
92,0 |
92,0 |
91,0 |
75,0 |
93,0 |
93,5 |
92,5 |
92,5 |
92,0 |
91,5 |
90,0 |
93,0 |
94,0 |
93,0 |
93,0 |
92,5 |
92,0 |
110,0 |
93,5 |
94,0 |
93,0 |
93,0 |
93,0 |
92,0 |
132,0 |
94,0 |
94,0 |
93,5 |
93,5 |
93,0 |
- |
160,0 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
93,5 |
- |
- |
200,0 |
94,5 |
94,5 |
94,5 |
94,0 |
- |
- |
250,0 |
94,5 |
94,5 |
94,5 |
- |
- |
- |
315,0 |
95,0 |
95,0 |
- |
- |
- |
- |
400,0 |
95,5 |
95,5 |
- |
- |
- |
- |
Таблица 2 - Значения коэффициента мощности двигателей с нормальным и повышенным КПД
Коэффициент мощности двигателей, о.е., при числе полюсов |
||||||
2р = 2 |
2р = 4 |
2р = 6 |
2р = 8 |
2р = 10 |
2р = 12 |
|
1,10 |
0,80 |
0,76 |
0,70 |
0,68 |
- |
- |
1,50 |
0,82 |
0,78 |
0,70 |
0,70 |
- |
- |
2,20 |
0,84 |
0,80 |
0,72 |
0,70 |
- |
- |
3,00 |
0,85 |
0,80 |
0,72 |
0,70 |
- |
- |
4,00 |
0,84 |
0,81 |
0,75 |
0,70 |
- |
- |
5,50 |
0,85 |
0,82 |
0,76 |
0,72 |
- |
- |
7,50 |
0,85 |
0,83 |
0,77 |
0,72 |
- |
- |
11,0 |
0,86 |
0,83 |
0,80 |
0,73 |
- |
- |
15,0 |
0,86 |
0,84 |
0,82 |
0,75 |
- |
- |
18,5 |
0,87 |
0,84 |
0,82 |
0,75 |
- |
- |
22,0 |
0,87 |
0,84 |
0,82 |
0,75 |
- |
- |
30,0 |
0,88 |
0,85 |
0,82 |
0,75 |
0,70 |
- |
37,0 |
0,88 |
0,85 |
0,82 |
0,75 |
0,70 |
- |
45,0 |
0,88 |
0,85 |
0,82 |
0,75 |
0,72 |
0,70 |
55,0 |
0,88 |
0,85 |
0,82 |
0,75 |
0,72 |
0,70 |
75,0 |
0,89 |
0,85 |
0,82 |
0,80 |
0,75 |
0,70 |
90,0 |
0,89 |
0,86 |
0,83 |
0,80 |
0,75 |
0,70 |
110,0 |
0,89 |
0,86 |
0,83 |
0,82 |
0,75 |
0,70 |
132,0 |
0,89 |
0,87 |
0,85 |
0,82 |
0,78 |
- |
160,0 |
0,89 |
0,87 |
0,85 |
0,82 |
- |
- |
200,0 |
0,90 |
0,87 |
0,85 |
0,82 |
- |
- |
250,0 |
0,90 |
0,88 |
0,86 |
- |
- |
- |
315,0 |
0,90 |
0,88 |
- |
- |
- |
- |
355,0 |
0,90 |
0,89 |
- |
- |
- |
- |
400,0 |
0,90 |
0,89 |
- |
- |
- |
- |
5.4 Двигатели с повышенным КПД (энергосберегающие двигатели) мощностью от 15 до 400 кВт включительно должны иметь номинальные значения КПД и коэффициента мощности не ниже указанных в таблицах 3 и 2.
Значения КПД, указанные в таблице 3, определены по формуле (2).
Таблица 3 - Значения КПД двигателей с повышенным КПД
КПД двигателей, %, при числе полюсов |
||||||
2р = 2 |
2р = 4 |
2р = 6 |
2р = 8 |
2р = 10 |
2р = 12 |
|
15,0 |
91,3 |
91,8 |
90,6 |
90,0 |
- |
- |
18,5 |
91,8 |
92,2 |
91,0 |
90,6 |
- |
- |
22,0 |
92,3 |
92,6 |
91,8 |
91,4 |
- |
- |
30,0 |
92,9 |
93,7 |
91,8 |
91,8 |
90,6 |
- |
37,0 |
93,5 |
93,7 |
92,7 |
92,7 |
91,0 |
- |
45,0 |
93,9 |
93,9 |
93,5 |
93,5 |
92,7 |
92,3 |
55,0 |
94,3 |
94,3 |
93,9 |
93,5 |
93,5 |
92,7 |
75,0 |
94,6 |
94,7 |
93,9 |
93,9 |
93,5 |
93,1 |
90,0 |
95,0 |
95,1 |
94,3 |
94,3 |
93,9 |
93,5 |
110,0 |
94,7 |
95,1 |
94,3 |
94,3 |
94,3 |
93,5 |
132,0 |
95,1 |
95,1 |
94,7 |
94,7 |
94,3 |
- |
160,0 |
95,1 |
95,1 |
95,1 |
94,7 |
- |
- |
200,0 |
95,5 |
95,5 |
95,5 |
95,1 |
- |
- |
250,0 |
95,5 |
95,5 |
95,5 |
- |
- |
- |
315,0 |
96,0 |
96,0 |
- |
- |
- |
- |
400,0 |
96,4 |
96,4 |
- |
- |
- |
- |
5.5 Номинальные значения показателей энергоэффективности (КПД и коэффициента мощности) указывают в технических условиях на двигатели конкретных типов.
5.6 Допускаемые отклонения от номинальных значений показателей энергоэффективности - в соответствии с требованиями ГОСТ 183.
Маркировка двигателей с повышенным КПД - по ГОСТ 28330.
При маркировании в условном обозначении двигателей с повышенным КПД применяют строчную букву е, которую располагают после цифры, обозначающей число полюсов двигателя.
Пример условного обозначения асинхронного двигателя серии 5А высотой оси вращения 180 мм, длиной S, двухполюсного, с повышенным КПД, климатического исполнения Т2:
5A180S2eT2
Методы испытаний двигателей - по ГОСТ 7217.
Ключевые слова: машины электрические асинхронные, двигатели с повышенным коэффициентом полезного действия, энергосберегающие двигатели, показатели энергоэффективности, коэффициент полезного действия, коэффициент мощности