ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы
и методы контроля при оценке технического
состояния
|
Москва |
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ
СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles,
equipped with compression ignition engines.
Visible
pollutants.
Norms
and methods of the control for estimation of technical condition
Дата введения 2005-01-01
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей.
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения пmax, мин-1: Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
3.1, 3.2 (Новая редакция, Изм. № 1).
3.3 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света k, м-1: Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.
3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Xср, м-1: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.11 предельно допустимое значение дымности XL, м-1: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
(Новая редакция, Изм. № 1).
3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.14 - 3.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.
4.2 Дымность Хср автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.
(Новая редакция, Изм. № 1).
4.3 Дымность Xср автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м-1 - для двигателей без наддува;
3,0 м-1 - для двигателей с наддувом.
Дымность Хср на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 м-1
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин-1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения K к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и nmax, которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
5.3.2 - 5.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют среднеарифметическое значение Xср четырех последних измерений Хм, которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Xср, полученное в одной из выпускных труб.
5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).
6 Требования безопасности
6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. № 1).
(справочное)
Пересчет
значений k в N
(для дымомера с L, равной 0,43 м)
k, м-1 |
0,0 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,55 |
0,6 |
0,65 |
N, % |
0,0 |
4 |
8 |
11 |
15 |
20 |
21 |
23 |
24 |
k, м-1 |
0,7 |
0,75 |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
0,95 |
1,0 |
1,05 |
1,1 |
N, % |
26 |
28 |
29 |
31 |
32 |
34 |
35 |
36 |
38 |
k, м-1 |
1,15 |
1,2 |
1,25 |
1,3 |
1,35 |
1,4 |
1,45 |
1,5 |
1,55 |
N, % |
39 |
40 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
49 |
k, м-1 |
1,6 |
1,65 |
1,7 |
1,75 |
1,8 |
1,85 |
1,9 |
1,95 |
2,0 |
N, % |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
k, м-1 |
2,05 |
2,1 |
2,15 |
2,2 |
2,25 |
2,3 |
2,35 |
2,4 |
2,45 |
N, % |
59 |
59,5 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
64,4 |
65 |
k, м-1 |
2,5 |
2,55 |
2,6 |
2,65 |
2,7 |
2,75 |
2,8 |
2,85 |
2,9 |
N, % |
66 |
67 |
67,3 |
68 |
69 |
69,3 |
70 |
71 |
71,3 |
k, м-1 |
3,0 |
3,05 |
3,1 |
3,15 |
3,2 |
3,25 |
3,3 |
3,35 |
3,4 |
N, % |
72,5 |
73 |
73,6 |
72 |
75 |
75,3 |
76 |
76,3 |
77 |
k, м-1 |
3,45 |
3,5 |
3,55 |
3,6 |
3,65 |
3,7 |
3,75 |
3,8 |
3,85 |
N, % |
77,3 |
78 |
78,3 |
79 |
79,2 |
80 |
80,1 |
80,5 |
81 |
k, м-1 |
3,9 |
3,95 |
4,0 |
4,05 |
4,1 |
4,15 |
4,2 |
4,25 |
∞ |
N, % |
81,3 |
81,7 |
82 |
82,5 |
83 |
83,3 |
83,7 |
84 |
100 |
Примечание - Пересчет значений N в k проводят по формуле
где k - коэффициент поглощения света, м-1; L - эффективная база дымомера, м; N - коэффициент ослабления света, %. |
(справочное)
Характерные
формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k)
от времени (t) за
единичный цикл свободного ускорения
а - начало 1-го цикла свободного ускорения;
б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n);
2 - дымность отработавших газов двигателя (k);
nmin - минимальная частота вращения;
nmax - максимальная частота вращения;
t0 - общее время одного цикла свободного ускорения (12 - 15 с);
tс.у - время свободного ускорения от nmin до nmах (1 - 2 с);
tн.п.у - время нажатой до упора педали (2 - 3 с);
tx.x - время работы на nmin (8 - 10 с);
Хм - максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения
(справочное)
Экологическая
классификация автомобилей,
оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия
Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.
Экологический класс |
Категории транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия |
Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ |
4 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [2], уровень выбросов В |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [2], уровень выбросов В, или Правила ЕЭК ООН № 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В1 |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
Правила ЕЭК ООН № 49-04 [3], уровень выбросов В1, или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В1 |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, и N3 повышенной проходимости, с приводом на все колеса, в том числе с отключаемым приводом одной из осей |
Правила ЕЭК ООН № 96-02 [5] |
|
5 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6] |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6], или Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В2, С |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, и N3 |
Правила ЕЭК ООН № 49-05 [4], уровень выбросов В2, С |
Приложение В (Введено дополнительно, Изм. № 1).
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[3] Правила ЕЭК ООН № 49-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[4] Правила ЕЭК ООН № 49-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН № 96-02 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями
[6] Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова: автомобили, двигатель с воспламенением от сжатия, дымность отработавших газов, нормы, методы измерения
(Измененная редакция, Изм. № 1).