Environmental labels and declarations. Type Ш environmental labelling. Principles and procedures

ГОСТ Р ИСО 14024-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЭТИКЕТКИ И ДЕКЛАРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА ТИПА I

ПРИНЦИПЫ И ПРОЦЕДУРЫ

 

 

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

МОСКВА

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. № 411-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14024: 1999 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

0 Введение. 1

1 Область распространения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Определения. 2

4 Цель экологической маркировки типа I. 3

5 Принципы.. 3

6 Процедуры.. 6

7 Сертификация и соответствие. 9

Приложение А Библиография. 11

ГОСТ Р ИСО 14024-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Этикетки и декларации экологические

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА ТИПА I

Принципы и процедуры

Environmental labels and declarations. Type I environmental labelling.
Principles and procedures

Дата введения 2001-07-01

0 Введение

Настоящий стандарт рассматривает программы экологической маркировки типа I, согласно которым экологическую этикетку получает продукция, отвечающая определенным требованиям. Таким образом, этикетка идентифицирует продукцию, которой отдается предпочтение в силу ее экологичности в рамках определенной группы однородной продукции.

Программы экологической маркировки типа I являются добровольными, могут осуществляться общественными или частными организациями и носить национальный, региональный или международный характер.

1 Область распространения

Настоящий стандарт определяет принципы и процедуры разработки программ экологической маркировки типа I, включая выбор групп однородной продукции, критерии экологичности продукции и функциональные характеристики продукции, а также оценку и демонстрацию соответствия.

Стандарт определяет также процедуры сертификации для получения права на экологическую этикетку.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 Общие требования к органам по сертификации продукции

ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14020-99 Экологические этикетки и декларации. Основные принципы

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 программа экологической маркировки типа I (Type I environmental labelling programme): Добровольная, основанная на многих критериях программа третьей стороны, предусматривающая выдачу лицензии на использование экологической этикетки, свидетельствующей об экологической предпочтительности какой-либо продукции в рамках определенной группы однородной продукции на основе рассмотрения ее жизненного цикла.

3.2 продукция (Product): Любой товар или услуга.

3.3 группа однородной продукции (Product category): Группа продукции, выполняющей одинаковые функции.

3.4 критерии экологичности продукции (Product environmental criteria): Требования экологичности, которым должна удовлетворять продукция, чтобы быть маркированной экологической этикеткой.

3.5 функциональная характеристика продукции (Product function characteristic): Свойство или характеристика эффективности и использования продукции.

3.6 орган, занимающийся экологической маркировкой (Ecolabelling body): Орган третьей (независимой) стороны и ее агенты, реализующие программу экологической маркировки типа I.

3.7 третья сторона (Third party): Физическое лицо или орган, признанный независимым от вовлеченных сторон в рассматриваемых вопросах (ИСО/МЭК Руководство 2 [1]).

Примечание - «Вовлеченные стороны» - это обычно поставщик («первая сторона») и покупатель («вторая сторона»).

3.8 заинтересованная сторона (Interested party): Любая из сторон, участвующих в программе экологической маркировки типа I.

3.9 лицензиат (Licensee): Сторона, которой органом, занимающимся экологической маркировкой, предоставлено право использовать экологическую этикетку типа I.

3.10 экологический аспект (Environmental aspect): Элемент деятельности организации, продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание - Важный экологический аспект - это тот аспект, который имеет или может иметь значительное воздействие на окружающую среду (ГОСТ Р ИСО 14001).

3.11 воздействие на окружающую среду (Environmental impact): Любое изменение в окружающей среде положительного или отрицательного характера, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг (ГОСТ Р ИСО 14001).

3.12 сертификация (Certification): Процедура, согласно которой третья сторона в письменном виде свидетельствует, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям (Руководство ИСО/МЭК 2 [1]).

3.13 лицензия (для экологической маркировки типа I) [Licence (for Type I environmental labelling)]: Документ, выданный по правилам системы сертификации, которым орган, занимающийся экологической маркировкой, предоставляет физическому или юридическому лицу право использования экологической этикетки типа I для его продукции или услуги в соответствии с правилами программы экологической маркировки.

3.14 пригодность для использования по назначению (Fitness for purpose): Способность продукции, процесса или услуги выполнять определенные функции в оговоренных условиях (Руководство ИСО/МЭК 2 [1]).

4 Цель экологической маркировки типа I

Общей целью экологических этикеток и деклараций является следующее: с помощью доведения до потребителя проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствующей спросу и поставке продукции и услуг, которые вызывают меньшую нагрузку на окружающую среду, стимулируя этим использование рыночного механизма в целях непрерывного улучшения экологичности.

Целью программ экологической маркировки является способствование снижению вредных воздействий на окружающую среду, связанных с продукцией, путем идентификации продукции, которая отвечает критериям экологической предпочтительности конкретной программы экологической маркировки.

Целью настоящего стандарта является обеспечение прозрачности и доверительности при внедрении программ экологической маркировки и гармонизация принципов и процедур, применимых к этим программам.

5 Принципы

5.1 Добровольный характер программы

Программы экологической маркировки, включая разработанные или функционирующие под управлением государственных организаций, должны носить добровольный характер.

5.2 Взаимосвязь с ГОСТ Р ИСО 14020

В дополнение к требованиям, изложенным в настоящем стандарте, применяют принципы, установленные в ГОСТ Р ИСО 14020. Если настоящий стандарт излагает более конкретные требования, чем ГОСТ Р ИСО 14020, должны применяться эти конкретные требования.

5.3 Взаимодействие с законодательством

Предварительным условием выдачи и сохранения лицензии на использование экологической маркировки типа I является выполнение заявителем экологического и другого соответствующего законодательства.

5.4 Рассмотрение жизненного цикла

Цель снижения вредного воздействия на окружающую среду, а не простой передачи воздействий от среды или от стадии к стадии жизненного цикла, достигается лучше всего тогда, когда экологические критерии оценки продукции устанавливаются при рассмотрении всего жизненного цикла продукции.

Стадии жизненного цикла, учитываемые при разработке экологических критериев продукции, должны включать добычу ресурсов, производство, распределение, использование и изъятие продукции в связи с соответствующими, проходящими по всем средам, экологическими показателями. Любое отклонение от этого наиболее полного подхода или выборочное использование ограниченного числа экологических аспектов должно быть обосновано.

5.5 Избирательность критериев

Экологические критерии должны разрабатываться для того, чтобы отличать в группе однородной продукции экологически предпочтительную продукцию на основании измеряемой разницы воздействий на окружающую среду. Продукцию следует дифференцировать по экологическим критериям только тогда, когда такие различия существенны. Методы испытаний и проверок, используемые для оценивания продукции, имеют различные уровни точности и сходимости. Эти соображения учитывают при оценке значимости различия. Если экологические критерии разработаны в соответствии с вышеприведенными положениями, то вся продукция, удовлетворяющая этим критериям, может быть маркирована экологической этикеткой.

5.6 Экологические критерии продукции

5.6.1 Соображения, касающиеся жизненного цикла

Экологические критерии продукции должны основываться на показателях, извлекаемых из соображений, касающихся жизненного цикла (см. 5.4)

5.6.2 Основа критериев

Экологические критерии продукции должны быть установлены на достижимом уровне, и в них следует учитывать относительные воздействия на окружающую среду, а также возможность и точность измерений.

5.7 Функциональные характеристики продукции

При разработке критериев должны быть приняты во внимание пригодность продукции для использования по назначению и уровни ее эффективности. Для использования в программе следует рассмотреть международные, региональные или национальные стандарты согласно иерархии применения стандартов, приведенной в ГОСТ Р ИСО 14020.

Примечание - В контексте экологической маркировки соответствие назначению предполагает, что продукция удовлетворяет требованиям охраны здоровья, безопасности и нуждам потребителя.

5.8 Действие требований программы

5.8.1 Срок действия

Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам для каждой группы однородной продукции должны быть установлены на определенный период времени.

5.8.2 Сроки пересмотра

Экологические критерии продукции и требования к функциональным характеристикам продукции должны пересматриваться по истечении установленного периода времени с учетом таких факторов, как новые технологии, новая продукция, новая экологическая информация и изменения рыночной ситуации. Пересмотр экологических критериев и требований к функциональным характеристикам продукции не обязательно ведет к их изменениям.

5.9 Консультации

В самом начале должен быть разработан процесс официального открытого участия заинтересованных сторон, чтобы выбрать и проанализировать группы однородной продукции, экологических критериев и функциональные характеристики продукции.

5.10 Соответствие и проверка

Все элементы экологических критериев и функциональных характеристик продукции в программе экологической маркировки должны быть проверяемы для органа, занимающегося экологической маркировкой. Методы оценки соответствия должны использовать следующие стандарты в указанном порядке предпочтения:

 - стандарты ИСО, МЭК;

 - другие международно признанные стандарты;

 - региональные и национальные стандарты;

 - другие повторяемые и воспроизводимые методы, соответствующие принятым принципам установившейся лабораторной практики (информацию об установившейся лабораторной практике см. в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025);

 - информация изготовителя.

5.11 Прозрачность

Программы экологической маркировки типа I должны быть способны демонстрировать свою прозрачность на всех этапах разработки и реализации. Прозрачность предполагает, что информация должна быть доступной заинтересованным сторонам для контроля и, при необходимости, для комментариев. Для представления комментариев должно быть предусмотрено достаточное время. Информация должна включать:

 - выбор групп однородной продукции;

 - выбор и разработку экологических критериев продукции;

 - функциональные характеристики продукции;

 - методы испытаний и проверки;

 - сертификацию и процедуры выдачи лицензий;

 - сроки пересмотра;

 - сроки действия;

 - открытую Информацию, на основании которой выдается лицензия на этикетку;

 - финансовые источники для разработки программы (например, взносы, правительственные субсидии и т. п.);

 - проверку соответствия.

Прозрачность не должна противоречить требованиям 5.17.

5.12 Аспекты международной торговли

Процедуры и требования к программам экологической маркировки не должны разрабатываться, приниматься или применяться для создания необоснованных барьеров в международной торговле. При этом следует учитывать соответствующие рекомендации Всемирной Торговой Организации (ВТО).

5.13 Доступность

Применение и участие в программах экологической маркировки должно быть открыто для всех потенциальных заявителей. Все заявители, продукция которых соответствует экологическим критериям для данной группы однородной продукции и другим требованиям программы, должны получить лицензию на использование этикетки.

5.14 Научная основа экологических критериев продукции

Разработка и выбор критериев должны основываться на целесообразных научных и инженерных принципах. Критерии следует вырабатывать, исходя из данных, подтверждающих их экологическую предпочтительность.

5.15 Исключение конфликта интересов

Программы экологической маркировки типа I должны обеспечивать свободу от нежелательных воздействий. Программы должны быть способны продемонстрировать, что используемые источники финансирования не создают конфликта интересов.

Примечание - Следует обратить внимание на положения ГОСТ Р ИСО/МЭК 65.

5.16 Затраты и взносы

Взносы могут включать в себя плату за заявку, испытания или административные расходы. В принципе, затраты и взносы за получение и сохранение этикетки следует основывать на общей стоимости программы, и они должны поддерживаться на минимально возможном уровне, чтобы сохранить максимальную доступность.

Все взносы следует применять одинаково по всем заявителям и лицензиатам.

5.17 Конфиденциальность

Должна быть обеспечена конфиденциальность информации.

5.18 Взаимное признание

Следует поощрять взаимное признание, основанное на доверии. Может быть взаимное признание испытаний, контроля, оценки соответствия, административных процедур и, если уместно, экологических критериев продукции.

Для обеспечения полной прозрачности информация по существующим соглашениям о взаимном признании с другими органами, занимающимися экологической маркировкой, должна быть доступна.

Примечание. Подробное руководство см. в главе 8 [2].

6 Процедуры

6.1 Общие положения

Экологическая маркировка типа I - это итеративный процесс, включающий:

 - консультации с заинтересованными сторонами;

 - выбор групп однородной продукции;

 - разработку, пересмотр и модификацию экологических критериев продукции;

 - идентификацию функциональных характеристик продукции;

 - разработку процедур сертификации и других административных элементов программы.

6.2 Консультации с заинтересованными сторонами

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен внедрить механизм официальных консультаций, который способствует более полному участию заинтересованных сторон. Такой механизм может включать организацию отдельных групп, представителей заинтересованных сторон, например консультативного совета, совещательного комитета или публичные слушания.

Консультация представляет собой постоянный процесс при выборе групп однородной продукции, а также при разработке экологических критериев и функциональных характеристик продукции. Заинтересованным сторонам должно быть предоставлено необходимое время для ознакомления с деталями и источниками информации. Процесс консультации должен также обеспечивать тщательное рассмотрение замечаний заинтересованных сторон по программе и получение ответа на замечания. Следует предпринять необходимые усилия для достижения консенсуса по всему процессу.

6.3 Выбор групп однородной продукции

6.3.1 Изучение осуществимости

На этой стадии следует изучить возможные группы однородной продукции и рыночные условия. Цель изучения состоит в обосновании осуществимости установления групп однородной продукции. При изучении следует рассматривать:

 - предварительный выбор возможных групп однородной продукции;

 - консультации с заинтересованными сторонами;

 - анализ рынка (например, характер, размер, спрос);

 - поставщиков продукции (например, малые и средние предприятия, иностранные и собственные производители);

 - воздействие продукции на окружающую среду;

 - потенциал и необходимость улучшения состояния окружающей среды;

 - области применения групп однородной продукции с учетом возможности использования аналогов;

 - пригодность для использования по назначению, включая функциональные характеристики продукции;

 - наличие данных;

 - действующее национальное и международное законодательство и соглашения.

6.3.2 Предложение по группам однородной продукции

По завершении изучения осуществимости орган, занимающийся экологической маркировкой, будет в состоянии определить, какие группы однородной продукции наиболее приемлемы для рынка. Для заинтересованных сторон следует подготовить предложение по группам однородной продукции, которое обобщит данные изучения, полученные выводы и соображения, на основании которых разрабатывались предложения для программы.

6.4 Выбор и разработка экологических критериев продукции

6.4.1 Выбор экологических критериев продукции

Рамки и процедуры, которые устанавливает настоящий стандарт, предназначены для обеспечения единообразия в подходе, тогда как окончательное решение по критериям является результатом консультаций между органом, занимающимся экологической маркировкой, и заинтересованными сторонами. Критерии должны выбираться в соответствии с требованиями, установленными в 5.2 - 5.17.

Матрица, представленная в таблице 1, является примером применения изложенного подхода и включена в стандарт с целью оказания помощи органам, занимающимся экологической маркировкой, в предварительном выборе экологических критериев продукции. Матрица привязывает стадии жизненного цикла продукции к основным входным и выходным экологическим показателям. Показатели выбросов сгруппированы по видам природных сред, и число их обычно более одного для каждой среды. Исследование стадий жизненного цикла (которое может выполняться вслед за изучением осуществимости, приведенном в 6.3.1) может привести к выводу, что воздействия на окружающую среду на некоторых стадиях жизненного цикла не существенны и не нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Независимо от этого исследование должно показать, что выбор экологических критериев продукции не приведет к переходу воздействий от одной стадии жизненного цикла к другой и от одной среды к другой без получения чистой экологической выгоды.

Таблица 1 - Типовая матрица выбора экологических критериев

Стадии жизненного цикла

Показатели экологичности на входе/выходе

Энергия

Ресурсы

Выбросы/сбросы в

Другие

Возобновляемая / невозобновляемая

Возобновляемые / невозобновляемые

воду

воздух

почву

Добыча ресурсов

Производство

Распределение

Использование

Изъятие

6.4.2 Разработка экологических критериев продукции

6.4.2.1 Общие положения

В процессе разработки экологических критериев следует учитывать местные, региональные и глобальные экологические факторы, имеющиеся технологии и экономические аспекты. Экологические критерии продукции должны быть выражены в терминах:

 - воздействий на окружающую среду и природные ресурсы;

 - если это нереально, то в экологических аспектах, как например выбросы (сбросы) в окружающую среду.

Должны быть исключены критерии, которые прямо или косвенно требуют или исключают использование конкретных процессов или методов производства без всякого на то основания. Любое исключение некоторых веществ следует основывать на научной методологии согласно принципу 3 ГОСТ Р ИСО 14020. Такие методы, как оценка рисков, могут обеспечить в этом отношении полезную информацию.

Некоторые из главных соображений для этой фазы программы экологической маркировки представлены в 6.4.2.2 - 6.4.2.5.

6.4.2.2 Идентификация областей, наиболее пригодных для снижения воздействий на окружающую среду

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен идентифицировать стадии жизненного цикла продукции, где существуют различия воздействий на окружающую среду среди продукции в пределах группы однородной продукции. Диапазоны и изменчивость данных, полученных для конкретной продукции, должны быть проанализированы, чтобы удостовериться в адекватности выбранных экологических критериев и в том, что они действительно отражают различия между продукцией в пределах группы.

6.4.2.3 Использование качественных и количественных показателей

Орган, занимающийся экологической маркировкой, может счесть целесообразным использование весовых коэффициентов при выборе экологических требований. Причины выбора каждого весового коэффициента должны быть четко объяснены и обоснованы.

6.4.2.4 Определение численных значений для каждого соответствующего критерия

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен определить критерии, которые наиболее точным образом отражают выбранные экологические аспекты. Когда критерии определены, орган, занимающийся экологической маркировкой, должен присвоить им численные значения. Эти значения могут быть в форме минимальных значений, пороговых уровней, которые не должны превышаться, системы масштабов или в других формах.

6.4.2.5 Определение методов испытаний, методик и наличия испытательных лабораторий

Требования к испытаниям и проверкам следует рассматривать параллельно с подготовкой требований к данной группе однородной продукции. Следует тщательно рассмотреть организационные, технические и экономические аспекты выполнимости таких требований.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен предусмотреть ссылку на методы испытаний, которые требуются для каждого заданного критерия или характеристики, а также проверить наличие компетентных лабораторий, способных провести испытания. Методы испытаний должны выбираться в соответствии с рекомендациями 5.10.

6.5 Выбор функциональных характеристик продукции

При выборе функциональных характеристик продукции должны быть рассмотрены функции продукции. Функции следует определять в терминах рабочих (эксплуатационных), а не конструкционных или описательных характеристик.

При установлении функциональных характеристик следует рассмотреть:

 - идентификацию функциональных характеристик продукции;

 - выбор ключевых элементов, характеризующих функции;

 - проверку применимости ключевых элементов характеристик ко всей продукции данной группы однородной продукции;

 - идентификацию необходимых значений характеристик (см. 5.7).

6.6 Отчетность и публикация

Когда определены группы однородной продукции, экологические критерии продукции и ее функциональные характеристики, эти данные должны быть опубликованы. Выбранный формат отчета должен сопровождаться информацией, демонстрирующей, что:

 - сформированные группы однородной продукции, критерии и характеристики отвечают назначению, принципам, практике и требованиям, изложенным в настоящем стандарте;

 - критерии объективны и обоснованы;

 - методы проверки экологических критериев продукции и функциональных характеристик продукции разработаны;

 - заинтересованным сторонам была предоставлена возможность участия в процессе, и их мнения были учтены при принятии решении.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен также предоставлять информацию, поясняющую смысл этикетки, по запросу покупателей и общественности.

6.7 Внесение изменений в экологические критерии продукции

В случаях, когда этикетка уже была присвоена продукции, имеется определенное число факторов, которые следует рассмотреть при установлении срока введения в действие пересмотренных критериев.

Эти факторы включают, но не ограничиваются этим, следующее:

 - обязательность соблюдения пересмотренных экологических критериев продукции;

 - степень изменения, сроки проведения, уровень сложности, связанные с переоснащением производственных процессов для обеспечения соответствия пересмотренным критериям;

 - отсутствие непреднамеренных коммерческих льгот, предоставляемых конкретному производителю, конкретному проекту или процессу;

 - необходимость участия лицензированных поставщиков материалов;

 - действия, которые необходимо предпринять в отношении существующей продукции, имеющей экологическую маркировку по старым критериям, еще находящуюся на стадии поставки конечному потребителю;

 - период времени для соответствующих консультаций с лицензиатами;

 - сложность проведения изменений для органа, занимающегося экологической маркировкой;

 - требования законодательства.

7 Сертификация и соответствие

7.1 Общие положения

В настоящем разделе представлены общие требования к сертификации и соответствию.

Примечание - Дополнительно рекомендуется обратиться к ГОСТ Р ИСО/МЭК 65, а также к [2].

7.2 Основные концепции

7.2.1 Общие положения

Предварительные условия для присвоения права на этикетку обычно делят на элементы, приведенные в 7.2.2 и 7.2.3.

7.2.2 Общие правила

Общие правила касаются общего функционирования программы. Они определяют основные условия выдачи лицензий и использования этикетки. Общие правила должны рассматривать, но не ограничиваться этим, следующее:

 - публичное объявление со стороны лицензиата;

 - условия, которые могут привести к приостановке, прекращению действия или отзыву лицензии;

 - процедуры для проведения корректирующего действия в случае выявленного несоответствия;

 - процедуры разрешения спорных вопросов;

 - процедуры испытаний и проверки;

 - структуру взносов;

 - руководство по использованию логотипа.

Существенно, чтобы все предварительные условия выдачи лицензии и использования этикетки включались в общие правила, экологические критерии продукции и функциональные характеристики продукции, поскольку только эти требования могут быть использованы в качестве основы для выдачи или отзыва лицензии на использование этикетки.

7.2.3 Экологические критерии и функциональные характеристики продукции для каждой группы однородной продукции

Экологические критерии продукции и ее функциональные характеристики устанавливают элементы технических требований программы экологической маркировки типа I для каждой группы однородной продукции.

7.3 Лицензирование

Орган, занимающийся экологической маркировкой, ответственен за выдачу лицензий заявителям. Этот орган должен выдать лицензию на использование этикетки, когда удостоверится, что наряду с выполнением других требований контракта:

 - заявитель действует в соответствии с общими правилами программы;

 - продукция соответствует экологическим критериям и функциональным характеристикам продукции для группы однородной продукции.

Наличие лицензии не обязывает лицензиата использовать этикетку.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен вести доступный общественности перечень продукции, которой присвоено право на экологическую этикетку.

7.4 Процедуры оценки и демонстрации соответствия

7.4.1 Основной принцип

Методология оценки соответствия продукции экологическим критериям и функциональным характеристикам и методология проверки постоянного соответствия должны быть документированы и быть достаточно жесткими, чтобы сохранить доверие общественности к программе.

Может быть много факторов, оказывающих влияние на выбор процедур проверки соответствия, и методологии могут изменяться от одной программы к другой.

7.4.2 Надзор и контроль

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен анализировать требования программы и, в соответствии с общими правилами (см. 7.2.2), определять уместную форму проверки каждого из них. После анализа требований должен быть подготовлен план осуществления надзора и контроля.

7.4.3 Предоставление документации

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен требовать от заявителя принять обязательство по выполнению им требований экологического и другого соответствующего законодательства.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен получить документальное подтверждение от заявителя о выполнении требований программы. Все данные должны быть известного и проверяемого качества.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен подготовить и предоставлять по требованию документацию, включая как минимум:

 - перечень групп однородной продукции;

 - экологические критерии продукции;

 - функциональные характеристики продукции;

 - период действия критериев;

 - методы испытаний и проверки;

 - процедуры сертификации и выдачи лицензии на этикетку;

 - критерии периодического пересмотра;

 - данные открытого характера, на которых основывается решение о присуждении права использовать этикетки;

 - проверку соответствия.

7.4.4 Декларации о соответствии

Если программа позволяет использовать декларацию заявителя о соответствии определенным требованиям программы, то декларацию следует составлять согласно Руководству ИСО/МЭК 22 [3].

7.5 Контроль соответствия

После выдачи лицензии заявителю лицензиат должен информировать орган, занимающийся экологической маркировкой, о любом изменении, которое может повлиять на постоянное соответствие требованиям.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен обеспечить рассмотрение любого изменения в продукции или производственном процессе на предмет их влияния на соответствие, а также потребовать от лицензиата выполнения корректирующего действия, если такое соответствие не сохраняется.

Лицензиат ответственен за поддержание соответствия требованиям программы.

7.6 Защита этикетки

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен гарантировать, что этикетка (т.е. знак сертификации/логотип) защищена законом, чтобы предотвратить несанкционированное ее использование и поддерживать доверие общественности к программе.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен иметь ясную и открытую политику в отношении надлежащего использования этикетки. Любое отклонение от этой политики должно иметь результатом соответствующее корректирующее действие и возможный отзыв лицензии.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Библиография

[1] Руководство ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь

[2] Сертификация и связанная с ней деятельность. Оценка и проверка соответствия стандартам и техническим условиям. ИСО. Женева, 1992

[3] Руководство ИСО/МЭК 22:1997 Общие критерии для заявления поставщика о соответствии

 

Ключевые слова: экологическое управление, экологическая маркировка, экологические этикетки, сертификация