ГОСТ 30796-2001
ГОСТ Р 50957-96
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ ДИЗЕЛЬПОЕЗДОВ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны»
За принятие проголосовали:
Наименование государств |
Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика |
Кыргызстандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 ноября 2002 г. № 425-ст ГОСТ 30796-2001 / ГОСТ Р 50957-96 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г. и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50957-96 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ 30796-2001
ГОСТ Р 50957-96
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ ДИЗЕЛЬПОЕЗДОВ
Технические требования для перевозки инвалидов
Diesel train
cars. Technical requirements
for carrying of invalids
Дата введения 2003-07-01
Настоящий стандарт распространяется на вагоны дизельпоездов пригородного сообщения (далее - вагоны), предназначенные для перевозки, в том числе в креслах-колясках, пассажиров-инвалидов, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению.
Требования стандарта являются обязательными.
В настоящем-стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30471-96/ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
ГОСТ 30472-96/ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида
ГОСТ 30474-96/ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота
3.1 Для перевозки инвалидов должны быть приспособлены головные (с кабиной управления) вагоны.
3.2 Вагоны должны оборудоваться местами для инвалидов, устройствами для их входа и выхода, сигнальными приспособлениями, средствами связи и информации.
3.3 Конструкция вагонов должна обеспечивать выполнение требований безопасности, комфорта и экологической чистоты, предусмотренные нормативными документами на дизельпоезда.
3.4 В соответствии с договором на поставку конструкция вагонов должна обеспечивать возможность посадки (высадки) инвалидов с обеих сторон вагона с высоких или низких станционных платформ, или низких платформ, оборудованных специальными посадочными приспособлениями.
4.1 Планировка пассажирского салона, за счет сокращения количества диванов, должна предусматривать наличие специальных мест для размещения не менее четырех инвалидов в креслах-колясках по ГОСТ 30471, ГОСТ 30472 и возможность их маневрирования в соответствии с требованиями ГОСТ 30474, а также наличие мест для инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и сопровождающих их лиц.
4.2 Места для размещения инвалидов должны располагаться в торцевой части пассажирского салона со стороны кабины машиниста и иметь ограждения от остальной части салона. Ограждения не должны препятствовать свободному доступу других пассажиров в санузел головного вагона.
4.3 Размещение инвалидов в креслах-колясках в пассажирском салоне не должно препятствовать входу и выходу других инвалидов, а также сопровождающих их лиц.
4.4 Места для размещения инвалидов в креслах-колясках должны быть оборудованы горизонтальными поручнями на боковых стенах, расположенными на высоте 900 - 1100 мм от поверхности пола, вертикальными поручнями у дверей, средствами крепления кресел-колясок, откидными и (или) стационарными сидениями для инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и сопровождающих лиц.
4.5 Места для размещения инвалидов в креслах-колясках должны быть оборудованы устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.
5.1 Для входа и выхода инвалидов предназначаются задвижные боковые двери вагона, а также задвижная дверь пассажирского салона, расположенные со стороны кабины машиниста (машинного отделения). Боковые двери должны иметь индивидуальное автономное дистанционное управление из кабины машиниста или служебного тамбура.
5.2 Ширина дверного проема для инвалидов должна быть не менее 900 мм.
5.3 Дверные проемы для входа и выхода инвалидов должны иметь пороги высотой не более 30 мм.
5.4 Задвижные двери пассажирского салона, предназначенные для входа инвалидов, должны иметь устройства для их фиксации в открытом положении.
6.1 Санузел, предназначенный для инвалидов, должен оборудоваться унитазом, зеркалом, специальными устройствами и приспособлениями для инвалидов.
6.2 Планировка санузла, предназначенного для инвалидов, должна предусматривать возможность свободного размещения и маневрирования кресла-коляски по ГОСТ 30471, ГОСТ 30472, ГОСТ 30474.
6.3 Расположение унитаза должно обеспечивать возможность установки инвалидной коляски сбоку от него.
6.4 Туалетное помещение должно быть оборудовано устройствами для пересадки инвалидов с коляски на унитаз.
6.5 К задней стене туалетного помещения в зоне расположения унитаза, симметрично с обеих сторон, на высоте 800 мм от уровня пола должны крепиться поворотные трубчатые поручни длиной не менее 650 мм. Расстояние между поручнями 600 мм. Поручни должны разворачиваться в горизонтальной плоскости и фиксироваться в рабочем положении. Допускается стационарная установка одного из поручней.
6.6 Унитаз должен оборудоваться ножным и ручным приводом сливного устройства.
6.7 В санузле должно устанавливаться зеркало на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.
7.1 Помещение для размещения инвалидов должно оборудоваться переговорным устройством «Пассажир-машинист».
7.2 Боковые двери вагона, предназначенные для входа и выхода инвалидов, должны быть оборудованы выдвижными (откидными) трапами с дистанционным управлением из кабины машиниста и пассажирского салона.
7.3 В случае оборудования вагонов подъемными устройствами они должны быть грузоподъемностью не менее 300 кг с горизонтальной площадкой длиной не менее 1400 мм, шириной не менее 900 мм. Время полного цикла работы подъемного устройства должно быть не более 2 мин. Горизонтальная площадка подъемного устройства должна иметь ограждения.
7.4 Выдвижные трапы (подъемные устройства) с каждой стороны вагона должны иметь индивидуальный привод для установки их в рабочее или транспортное положение. Конструкция трапов должна предусматривать возможность установки трапов (подъемных устройств) вручную поездной бригадой.
7.5 Установка выдвижного трапа (подъемного устройства) в рабочее положение должна осуществляться только после полной остановки поезда и открывания дверей.
7.6 Габаритные размеры выдвижного трапа (горизонтальной площадки подъемного устройства) должны соответствовать ширине дверного проема и полностью перекрывать в рабочем положении расстояние между полом вагона и поверхностью станционной платформы (посадочного приспособления).
7.7 Наружная поверхность выдвижного трапа (горизонтальной площадки подъемного устройства) не должна быть скользкой.
7.8 Разность высот между поверхностями пола вагона, а также поверхностью станционной платформы (посадочного приспособления) и выдвижного трапа (горизонтальной площадки подъемного устройства) в рабочем состоянии не должна превышать 30 мм.
7.9 В транспортном положении выдвижной трап (подъемное устройство) и его привод не должны выступать за пределы габарита подвижного состава. Система управления должна обеспечивать возможность движения поезда только при транспортном положении выдвижного трапа (подъемного устройства).
7.10 Возле боковых дверей, оборудованных выдвижным трапом (подъемным устройством), в тамбуре и снаружи вагона должны устанавливаться кнопки сигнализации машинисту о необходимости приведения трапа в действие для посадки и высадки инвалидов.
7.11 Вагоны должны быть оборудованы устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию.
7.12 В помещении для инвалидов должны быть предусмотрены места для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.
8.1 Маркировка вагонов должна соответствовать требованиям нормативного документа на дизельпоезда.
8.2 На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода пассажиров-инвалидов, должна наноситься надпись: «Вход для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.
8.3 На боковых стенах пассажирского салона в зоне расположения мест для размещения инвалидов в креслах-колясках, должна наноситься надпись: «Места для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.
Вагоны должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации МПС РФ и технических условий на конкретную модель вагона.
Ключевые слова: вагоны дизельпоездов пригородного сообщения, перевозка пассажиров-инвалидов, технические требования