ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ |
РД 31.82.14-83 Вводится впервые |
Срок введения в действие установлен с 01.06.84
СОДЕРЖАНИЕ
2. Обязанности электромонтера перед началом работы.. 2 3. Обязанности электромонтера во время работы.. 3 |
Настоящая инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования машин внутрипортового транспорта морских портов.
Инструкция устанавливает основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования внутрипортового транспорта.
На основе настоящего РД порты разрабатывают стандарты предприятия и инструкции по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта, применительно к конкретным условиям и с привязкой к соответствующим стандартам ССБТ.
1.1. К работе в качестве электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электрооборудования машин внутрипортового транспорта, допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и сдавшие экзамены в квалификационной комиссии.
1.2. Допуск электромонтера к работе оформляется приказом по порту (району), после чего ему выдаются на руки удостоверение на право технического обслуживания и ремонта электрооборудования машин внутрипортового транспорта и настоящая инструкция под расписку;
1.3. В своей работе электромонтер должен знать и соблюдать:
производственную инструкцию и инструкцию по безопасности
труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электрооборудования машин внутрипортового транспорта;
заводские (фирменные) Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации обслуживаемых машин внутрипортового транспорта;
Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;
правила движения пешеходов по территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.
1.4. Электромонтер обязан:
для самостоятельной работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования машин внутрипортового транспорта иметь квалификационную группу по технике безопасности (электробезопасности) не ниже III;
при необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;
для выполнения пробных включений механизмов машин внутрипортового транспорта пройти обучение и аттестацию на право управления этими машинами;
для выполнения работ на прессе, механической ножовке, сверлильном, заточном и других станках пройти обучение и получить допуск к работе на этом оборудовании;
знать и уметь пользоваться средствами пожаротушения;
знать и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при ранениях, ожогах, обморожении, обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях.
1.5. Повторная проверка знаний электромонтера проводится квалификационной комиссией порта (ППК) периодически - не реже одного раза в 12 мес;
повторный инструктаж по технике безопасности - не реже одного раза в квартал;
внеочередная проверка знаний электромонтера - в случаях нарушения правил безопасности труда и технической эксплуатации перегрузочных машин, по требованию администрации порта (ППК).
1.6. Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом, номер и дата которого проставляются в удостоверении и подтверждаются подписью председателя квалификационной комиссии порта и печатью.
Лица, показавшие неудовлетворительные знания при повторной и третьей проверках, к работе не допускаются и должны быть переведены на другую работу.
2.1. Привести в порядок рабочую спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов, аккуратно заправить одежду, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий головной убор.
Спецодежда и обувь должны быть исправными, соответствовать времени года, не стеснять движений в работе.
2.2. Получить конкретное задание и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте от группового (сменного) электромеханика с подробным разъяснением о характере выполняемых работ.
2.3. Проверить наличие и исправность имеющихся инструмента, приспособлений, необходимого механизированного и электрифицированного инструмента с соответствующими индивидуальными защитными средствами (очки, диэлектрические перчатки, коврики и т.п.).
2.4. Проверить наличие и исправность ограждений, настилов, площадок, трапов, грузоподъемных средств и приспособлений, а также предохранительных защитных средств (рукавицы, защитные очки).
2.5. Проверить рабочее место, которое должно быть чистым, нескользким, хорошо освещено; посторонние предметы должны быть убраны
2.6. Расположить рабочий инструмент и детали устойчиво на безопасном месте, в определенной последовательности.
2.7. Для переноски и хранения инструмента и мелких деталей пользоваться специальной сумкой. При общей массе инструмента, приспособлений, деталей более 30 кг их необходимо транспортировать или поднимать при помощи грузоподъемных средств.
2.8. О всех замеченных нарушениях требований безопасности труда, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, электромонтер должен немедленно сообщить групповому (сменному) электромеханику, руководящему данной работой.
3.1. Применять только исправные инструмент и приспособления. Переносить и поднимать инструмент к рабочему месту только в специальных сумках или ящиках.
3.2. При получении новой (незнакомой) работы получить от группового (сменного) электромеханика дополнительный инструктаж по технике безопасности. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела, разговоры и не отвлекать других.
3.3. При рубке металла пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой.
3.4. При перемещении узлов и механизмов электрооборудования массой более 30 кг необходимо пользоваться грузоподъемными средствами.
3.5. При работе с электроинструментом соблюдать следующие правила:
работать в диэлектрических перчатках, ботах и на коврике;
не переносить электроинструмент за питающий кабель, так как это может привести к механическому повреждению кабеля;
не производить замену режущего рабочего элемента электроинструмента до полной его остановки;
не работать с переносным электроинструментом на приставных лестницах;
при перерывах в работе, а также при отключении подачи напряжения в питающей электросети оборудование и электроинструмент отсоединить от электросети.
3.6. При пользовании индивидуальными изолирующими средствами:
применять только сухие и чистые изолирующие средства;
обнаружив неисправности защитных изолирующих средств, пользование ими немедленно прекратить. Запрещается пользоваться защитными средствами, срок очередного испытания которых истек.
3.7. При совместной работе с газоэлектросварщиком использовать светозащитные очки или защитный экран.
3.8. Наливать горючее только в холодную паяльную лампу.
3.9. Применять переносные светильники напряжением не выше 42 В.
3.10. Чистку и продувку электродвигателей производить на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении.
3.11. Шлифование фазных колец и коллекторов электродвигателей производить при помощи специальных колодок из изолирующего материала.
3.12. Все работы по ремонту, наладке и замене электрооборудования, включая замену сгоревших плавких вставок, производить только при отсоединенных аккумуляторах.
3.13. Проверить величину напряжения на банках аккумуляторов пробником (нагрузочной вилкой), переносным вольтметром постоянного тока с пределами измерения 0 - 3 В.
3.14. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автопогрузчиков производить только при неработающем двигателе (за исключением регулировки и наладки системы зажигания, момента впрыска топлива системы питания двигателя).
3.15. При лужении и пайке пользоваться защитными очками, соблюдать особую осторожность, так как кислота, попадая на кожу, вызывает ожог.
При попадании кислоты на кожу или в глаза немедленно обильно промыть пораженное место сначала водой, а затем 1 %-ным раствором очищенной питьевой соды и обратиться к врачу.
3.16. Запрещается:
пользоваться открытым пламенем и курить вблизи аккумуляторных батарей, в помещениях, где производятся зарядка батарей, промывка деталей;
производить газоэлектросварочные и другие огневые работы без наличия письменного разрешения, оформленного в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых объектах ММФ, введенными в действие приказом ММФ № 41 от 12 марта 1973 г.;
подключать какое-либо оборудование с металлическими корпусами без заземления, использовать нестандартные нагревательные приборы;
прыгать на землю с высоты (с кабин, капотов, кузовов, ремонтируемых механизмов). Для спуска на землю с этих мест следует применять приставные лестницы.
3.17. При выполнении технического обслуживания или ремонта электрооборудования непосредственно на машинах внутрипортового транспорта соблюдать следующие меры по обеспечению безопасности работ:
контрольно-регулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и т.п.), проводить на посту, оборудованном местным отсосом отработанных газов;
во время проверки генератора, стартера и прерывателя-распределителя на контрольно-испытательном стенде правильно центрировать и надежно закреплять эти агрегаты в зажимных устройствах во избежание поломки механизмов и травм работающих; предварительно проверить исправность стенда;
испытание изоляции изделия (измерение сопротивления изоляции, определение прочности изоляции повышенным напряжением и т.п.) выполнять согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок (ПТБ).
3.18. О всех поломках, авариях, несчастных случаях с людьми сообщать групповому (сменному) электромеханику. Принять меры к сохранению обстановки, при которой произошел несчастный случай.
4.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все материалы, лишние предметы, протереть и собрать инструмент.
4.2. О выполнении работы доложить групповому (сменному) электромеханику, от которого получил задание.
Электромонтер, выполняющий техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта, несет ответственность за нарушение данной инструкции согласно Уставу о дисциплине работников морского транспорта и действующему законодательству.