ГОСТ Р ИСО 6311-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ.
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕЗУ
МАТЕРИАЛА НАКЛАДОК
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 51
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 6311-80 «Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Сопротивление срезу материала накладок. Методика испытаний»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод определения сопротивления срезу материала накладок
Road vehicles. Brake linings. Internal shear strength of lining material. Test procedure
Дата введения 1994-01-01
Настоящий стандарт устанавливает метод определения сопротивления срезу материала тормозных накладок и распространяется на тормозные накладки дискового и барабанного тормозов автотранспортных средств.
Обозначение |
Символ |
Единица измерения |
Сопротивление срезу |
τ |
МПа |
Сила среза |
F |
Н |
Площадь под напряжением |
А |
мм2 |
3.1 Сопротивление срезу - отношение силы среза к площади, находящейся под напряжением.
3.2 Сила среза - сила, направленная вертикально на накладку барабанного или дискового тормозов, которая вызывает срез накладки.
От каждой партии отбирают не менее пяти накладок. Из каждого изделия вырезают плоский образец длиной l (20,0 ± 0,1) мм, шириной b (20,0 ± 0,1) мм и толщиной h (5,0 ± 0,1) или (10,0 ± 0,1) мм.
Образец подвергают срезу в плоскости, параллельной плоскости или поверхности напряжения при нормальных условиях работы накладки в тормозе.
Машина для испытания на растяжение или сжатие, оснащенная прибором для испытания на срез (рисунок 1).
1 - образец, 2, 3 - ножи, 4 - тела качения; 5 - корпус
Рисунок 1 - Принципиальная схема прибора для проведения испытания на срез
Машина должна обеспечивать и измерять необходимую нагрузку при срезе и должна быть снабжена указательной стрелкой или записывающим устройством.
Интенсивность подачи нагрузки регулируется так, чтобы нагрузка составляла (4500 ± 500) Н/с. Нагрузка должна регулироваться так, чтобы мгновенная величина была (4500 ± 2250) Н/с при силе среза более 5000 Н.
Примечание - При использовании машины для испытания на растяжение или сжатие с гидравлическим приводом измеряют ход плунжера без нагрузки. Скорость движения плунжера (мм/с) зависит от типа испытательной машины.
Прибор для испытания на срез состоит из двух блоков (ножей), скользящих относительно друг друга, при этом трение блоков в приборе должно быть минимальным, а расстояние между блоками не должно превышать 0,1 мм.
Конструкция прибора должна предусматривать измерение силы, которая в дальнейшем используется для определения погрешности при расчете прилагаемой нагрузки.
Для фиксации образца в блоках предусмотрены канавки. Образец должен заходить в канавки так, чтобы избежать смещения при нагрузке.
Сила среза должна проходить через центр зажима и образца параллельно направляющей с допуском 0,1 на длине 100 мм.
Помещают образец в прибор и непрерывно подают возрастающую нагрузку в направлении, параллельном действующей силе при нормальных условиях работы накладки в тормозе.
Нагрузка подается плавно, степень ее увеличения указана в разделе 5.
Примечание - Испытание проводят до разрушения материала образца.
Протокол испытания должен содержать:
обозначение тормозной накладки;
наименование предприятия-изготовителя;
тип, номер и размер образца;
обозначение настоящего стандарта;
шифр композиции;
среднее арифметическое результатов пяти определений нагрузки в ньютонах;
максимальную нагрузку в ньютонах;
площадь под напряжением в квадратных миллиметрах.
Ключевые слова: стандарт государственный, транспорт дорожный, накладки тормозные, сопротивление срезу, метод испытания