ГОСТ Р 51582-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Технические средства организации дорожного движения
ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ
«ПУНКТ КОНТРОЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК»
И «ПОСТ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ»
Общие технические требования, правила применения
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным предприятием РОСДОРНИИ
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 2000 г. № 92-ст
3 Стандарт соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.) с учетом изменения 1 к этим документам (1995 г.)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ Р 51582-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Технические средства организации дорожного движения ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ «ПУНКТ КОНТРОЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК» И «ПОСТ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» Общие технические требования. Правила применения Traffic control devices. Traffic Signs «International road transport control» and «Road transport inspection». General technical requirements. Application of traffic signs |
Дата введения 2001-01-01
Настоящий стандарт устанавливает изображения, наименования, размеры, общие технические требования к дорожным знакам «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» и «Пост дорожно-патрульной службы» (далее - знаки), предназначенным для установки на автомобильных дорогах. Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2689-54 Допуски и посадки размеров свыше 500 до 10000 мм
ГОСТ 8.332-78 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения
ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочных изделий, предназначенных для эксплуатации в районах с холодным климатом. Общие требования и методы ускоренных испытаний.
ГОСТ 9.403-80 Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей
ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ 21903-76 Материалы лакокрасочные. Методы определения условий светостойкости
ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
ГОСТ 25347-82 Поля допусков и рекомендуемые посадки
ГОСТ 27037-86 Материалы лакокрасочные. Метод определения устойчивости к воздействию переменных температур
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения.
3.1. Номера знаков сервиса установлены по следующим пунктам ГОСТ 10807:
Пункт контроля международных автомобильных перевозок - 6.13;
Пост дорожно-патрульной службы - 6.14.
Номера знаков, их наименования и изображения приведены в таблице А.1 приложения А. Изображения знаков на масштабной сетке приведены в приложении Б.
3.2. Надписи на знаках (буквы, цифры, знаки препинания) следует выполнять шрифтом, указанным в ГОСТ 10807, приложении 2.
3.3. Исключен (Поправка, ИУС № 1 2001 г.).
3.4. Дорожные знаки изготовляют двух типоразмеров по ГОСТ 10807:
II - нормального;
III - большого.
3.5. Типоразмеры знаков должны соответствовать требованиям таблицы В.1 приложения В.
3.6. Ширина наружной каймы знаков должна быть 20 мм.
3.7. Поле допуска линейных размеров изображения знаков до 3150 мм - Н14 по ГОСТ 25347, а размеров более 3150 мм - по 8-у классу точности ГОСТ 2689.
4.1. Знаки следует изготовлять в климатических исполнениях по ГОСТ 10807.
4.2. Требования к конструкции
4.2.1. Конструкция знаков должна соответствовать требованиям ГОСТ 10807.
4.2.2. Материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать стабильные условия максимальной видимости знаков в светлое и темное время суток.
Световозвращающие пленки для изготовления знаков подразделяют на следующие типы:
А - пленки со средней интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков);
Б - пленки с высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках;
В - пленки с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из микропризм.
Допускается применять другие световозвращающие материалы при условии, что их фотоколориметрические характеристики будут не ниже характеристик указанных световозвращающих пленок.
4.2.3. Все элементы световозвращающей поверхности знака должны быть изготовлены с применением пленок одного типа.
4.2.4. Конструкция знаков с внутренним освещением должна обеспечивать:
фиксированную установку резьбовых электропатронов, выдерживающих воздействие вращающего момента 3,0 Н · м;
легкий доступ к элементам знака, подлежащим чистке или замене, и к местам электрических соединений;
плотность соединений материала, на который наносится изображение знака, с корпусом при воздействии дождя интенсивностью 5 мм/мин.
4.2.5. Детали и сборочные единицы знаков должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие.
Лакокрасочные покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.401.
4.2.6. Изображения знаков следует выполнять красками или световозвращающими материалами.
4.2.7. Корпус и оборотная сторона каждого знака, а также все элементы крепления должны быть серого цвета.
Элементы крепления знака не должны искажать информацию на его лицевой поверхности.
4.3. Электротехнические характеристики знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807.
4.4. Фотоколориметрические характеристики дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807.
4.5. Фотометрические характеристики
4.5.1. Средняя яркость элементов изображения знака с внутренним освещением - по ГОСТ 10807.
4.5.2. Для знаков с внешним освещением, освещенность на поверхности изображения - по ГОСТ 10807.
4.5.3. Значения коэффициента световозвращения (удельного коэффициента силы света), в (кд · лк-1 · м-2), дорожных знаков со световозвращающей поверхностью должны быть не менее указанных в таблице 1.
Таблица 1
Угол наблюдения (a = 20΄) |
||||||
Тип пленки |
Угол освещения bV при bH = 0 |
|||||
5° |
10° |
20° |
30° |
40° |
||
Белый, серебристый |
А |
50° |
30° |
25° |
20° |
11° |
Б |
170° |
100° |
85° |
65° |
40° |
|
В |
300° |
210° |
150° |
110° |
70° |
|
Синий |
А |
3° |
2° |
1,5° |
1° |
- |
Б |
9° |
7° |
6° |
5° |
3° |
|
В |
15° |
11° |
9° |
7° |
4° |
Допускается перепад коэффициента световозвращения одного цвета изображения знака при одинаковых углах освещения не более 10 %.
4.6. Колориметрические характеристики
4.6.1. Координаты цветности (x, y) точек пересечения граничных линий цветовых областей элементов изображений дорожных знаков должны соответствовать указанным в таблице 22 ГОСТ 10807.
4.6.2. Значения коэффициента яркости элементов изображений дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807.
5.1. Фотометрические и колориметрические характеристики световозвращающей пленки для дорожных знаков и методы испытаний по этим характеристикам должны соответствовать требованиям разделов 4, 6 и 7 настоящего стандарта.
5.2. Пленка должна иметь гладкую внешнюю поверхность и быть устойчивой к воздействию климатических факторов - ультрафиолетового излучения и знакопеременных температур. После испытаний по ГОСТ 21903 и ГОСТ 27037 на пленке не должно быть существенных растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов.
После испытаний допускается снижение коэффициента световозвращения пленки до значений, установленных в ГОСТ Р 50597, колориметрические характеристики (коэффициент яркости и координаты цветности) должны оставаться в пределах, указанных в 4.6.1 и 4.6.2 настоящего стандарта.
5.3. Пленка должна быть устойчивой к статическому воздействию жидкостей - бензина, 3 %-ного раствора NaCL, дистиллированной воды и минеральных масел. После испытаний по ГОСТ 9.403 на пленке не должно быть существенных растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов.
5.4. После удаления защитной подложки пленка не должна допускать усадки (изменения размеров) на более чем 0,5 % в течение 10 мин и на более чем 2 % в течение 24 ч.
5.5. Пленка должна обладать достаточной гибкостью, т.е. не растрескиваться после проведения испытания по 6.2.
5.6. Пленка должна обладать достаточной ударной прочностью, т.е. не растрескиваться за пределами непосредственной области удара при проведении испытания по 6.3.
5.7. Клеевой слой пленки должен обеспечивать необходимую прочность сцепления (адгезию пленки к основанию знака) при проведении испытания по 6.4.
5.8. Подложка, если она предусмотрена конструкцией пленки, должна удаляться без усилия и предварительного вымачивания в воде или специальном растворе, без надломов, разрывов или снятия клея с пленки.
6.1. Методы испытаний - по ГОСТ 10807.
6.2. Испытание пленки на гибкость (5.5)
Фрагмент дорожного знака размерами 150´200 мм оборачивают в течение 1 - 2 с пленкой вокруг стальной цилиндрической оправки диаметром 5 мм.
6.3. Испытание пленки на ударную прочность (5.6)
Фрагмент дорожного знака подвергают ударному воздействию в результате падения на него стального бойка со сферическим наконечником радиусом 8 мм и минимальной массой 1 кг с высоты 1000 мм.
6.4. Адгезию пленки к основанию знака (5.7) определяют следующим образом:
Лицевую поверхность фрагмента знака (образца) размерами 200´100 мм разрезают острым лезвием до основания параллельными сечениями через каждые 10 мм на 10 полос. Образец зажимают в горизонтальной плоскости, к отклеенному концу одной из полос пленки перпендикулярно к пластине подвешивают груз массой 0,4 кг на 10 мин. Операцию повторяют для каждой из полос.
Образец считается выдержавшим испытания, если не будет обнаружено отслаивания каждой из полос пленки на длину более 10 мм от основания.
Методы фотометрических и колориметрических испытаний - по ГОСТ 10807.
Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение знаков - по ГОСТ 10807.
9.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие знаков требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения, транспортирования и эксплуатации.
9.2. Гарантийный срок службы знаков с внутренним и внешним освещениями - 2 года, а знаков со световозвращающей поверхностью:
- изготовленных из пленки типа А - 5 лет со дня ввода в эксплуатацию;
- изготовленных из пленки типов Б и В - 7 лет со дня ввода в эксплуатацию. Гарантийный срок службы временных знаков со световозвращающей поверхностью - 1 год со дня ввода в эксплуатацию независимо от типа пленки.
10.1. Знаки «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» (6.13) и «Пост дорожно-патрульной службы» (6.14) устанавливают непосредственно у соответствующих объектов.
Знак 6.13 устанавливают в местах проведения транспортного контроля на стационарных и передвижных пунктах.
10.2. Предварительно знаки устанавливают на дорогах вне населенных пунктов за 60 - 80 км и 400 - 800 м до соответствующего объекта, а также у мест поворота к нему, если они расположены в стороне от дороги. В последнем случае на знаке указывают направление движения к объекту и расстояние до него. В остальных случаях на предварительных знаках указывают расстояние до объекта, учитывая расстояние от объекта до места поворота к нему.
В населенных пунктах знаки устанавливают за 100 - 150 м до соответствующего объекта и у ближайших к нему мест поворота (перекрестках).
(обязательное)
Изображение и номер знака |
Наименование знака |
Пункт контроля международных автомобильных перевозок |
|
Пост дорожно-патрульной службы |
|
* Номер знака - по ГОСТ 10807. |
(обязательное)
Рисунок Б.1 - Знак 6.13
Рисунок Б.2 - Знак 6.14
(обязательное)
Рисунок В.1 - Размеры прямоугольных знаков вертикального формата
В миллиметрах
Ключевые слова: знаки дорожные, международные автомобильные перевозки, пост дорожно-патрульной службы, размеры, материалы, требования, методы контроля
СОДЕРЖАНИЕ