ГОСТ 8054-81
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВИНТЫ ГРЕБНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Общие технические условия Propellers metal. General specifications |
ГОСТ |
Дата введения 01.07.81
Настоящий стандарт распространяется на судовые металлические гребные винты: цельнолитые, сварные и со съемными лопастями, а также на металлические лопасти гребных винтов регулируемого шага.
Стандарт не распространяется на гребные винты спортивных и прогулочных судов и ступицы гребных винтов регулируемого шага.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1.1. В зависимости от точности обработки, гребные винты должны изготовляться четырех классов: S - особый, I - высший, II - средний, III - обычный.
Класс и материал гребного винта устанавливаются разработчиком судна по согласованию с заказчиком судна в зависимости от назначения судна, в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Материал гребного винта |
Область применения |
|
Особый |
Специальные сплавы, специальные бронзы, нержавеющие стали |
Быстроходные суда морские, суда внутреннего плавания |
Высший |
Специальные сплавы, специальные бронзы, специальные латуни, нержавеющие стали |
Суда морские, суда внутреннего плавания, суда рыбопромыслового флота неограниченного района плавания |
Средний |
Специальные сплавы, специальные бронзы, специальные латуни, нержавеющие стали, углеродистые стали |
Суда морские, суда внутреннего плавания, шлюпки со скоростью хода менее 15 узлов |
Обычный |
Специальные сплавы, специальные бронзы, специальные латуни, нержавеющие стали, углеродистые стали |
Суда и плавучие средства морские, для которых скорость хода не является определяющим параметром, суда внутреннего плавания |
2.1. Гребные винты и лопасти должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.2. Требования к конструкции
2.2.1. Конструкция гребных винтов должна предусматривать обеспечение монтажа и демонтажа гребного винта.
При предъявлении требований к обеспечению герметичности соединений гребного винта с валом и обтекателем - возможность проверки герметичности соединений.
2.2.2. Конструкция сварных гребных винтов не должна допускать возможности попадания воды во внутренние полости лопастей и ступиц.
2.2.3. При коническом соединении гребного винта с валом конструкция ступицы должна обеспечивать выполнение требований ГОСТ 8838.
2.2.4. Требования к обработке посадочных поверхностей лопастей и ступиц - в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
2.2.5. Окончательно обработанные гребные винты должны быть статически отбалансированы.
2.2.6. Съемные лопасти гребных винтов должны быть взаимозаменяемыми в пределах одного комплекта (по условиям статической балансировки и конструктивно).
По требованию заказчика взаимозаменяемость съемных лопастей гребных винтов должна быть обеспечена в пределах серии проекта судна.
Примечание. На гребные винты, изготовленные по чертежам, выпущенным до 1 января 1973 г., а также по чертежам со штампом «Годен для ремонта», указанные требования по согласованию с заказчиком не распространяются.
2.2.7. Наибольшая толщина сечения лопасти гребного винта и толщины ее кромок после вычитания отрицательного допуска должны быть не менее требуемых правилами Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР.
(Введен дополнительно, Изм. № 3).
2.3. Требования к устойчивости при климатических воздействиях
2.3.1. Климатическое исполнение гребных винтов должно соответствовать исполнению для судна в целом и быть не ниже исполнения ОМ (для морских судов) и исполнения У (для судов внутреннего плавания) по ГОСТ 15150.
2.3.2. Гребные винты, предназначенные для судов, эксплуатируемых в районах с тропическим климатом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151.
2.4. Марки материалов гребных винтов и лопастей установлены действующей нормативно-технической документацией.
Механические свойства материалов, применяемых для изготовления гребных винтов и лопастей, должны быть не ниже указанных в табл. 2.
Таблица 2
Временное сопротивление разрыву σв, МПа (кгс/мм2) |
Условный предел текучести σ0,2, МПа (кгс/мм2) |
Относительное удлинение δ5, % |
Относительное сужение ψ, % |
Ударная вязкость при 0 °С KCU, Дж/см2 (кгс·м/см2) |
Работа удара при -10 °C KV, Дж (кгс·м) |
|
Специальные бронзы |
607 (62) |
245 (25) |
16 |
- |
- |
- |
Специальные латуни |
460 (47) |
176 (18) |
20 |
- |
- |
- |
Нержавеющие стали |
637 (65) |
510 (52) |
15 |
40 |
- |
21 (2,1) |
Углеродистые стали |
412 (42) |
235 (24) |
20 |
30 |
39,2 (3,92) |
- |
Примечания:
1. Указанные характеристики механических свойств материалов являются обязательными для включения в нормативно-техническую документацию на материалы гребных винтов и лопастей при разработке новых материалов.
2. По согласованию с заказчиком судна и органом государственного надзора допускается применение специальных сплавов с характеристиками, отличными от установленных в табл. 2.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.5. Предельные отклонения размеров и массы гребных винтов и лопастей не должны превышать значений, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Класс гребного винта |
||||||||
особый |
высший |
средний |
обычный |
|||||
Предельные отклонения |
||||||||
% |
мм, не менее |
% |
мм, не менее |
% |
мм, не менее |
% |
мм, не менее |
|
Радиус винта R, без насадки |
±0,15 |
±1,0 |
±0,25 |
±1,5 |
±0,25 |
±2,0 |
±0,25 |
±2,5 |
Радиус винта R, в насадке |
-0,10 |
-0,5 |
-0,10 |
-0,5 |
-0,10 |
-0,5 |
-0,10 |
-0,5 |
Шаг сечения Hс |
±1,0 |
±7,5 |
±1,5 |
±10,0 |
±2,0 |
±15,0 |
±3,5 |
±25,0 |
Шаг лопасти Hл |
±0,75 |
±5,0 |
±1,0 |
±7,5 |
±1,5 |
±10,0 |
±3,0 |
±20,0 |
Шаг винта Hв |
±0,5 |
±4,0 |
±0,75 |
±5,0 |
±1,0 |
±7,5 |
±2,5 |
±15,0 |
Разношаговость сечений одного радиуса различных лопастей на радиусах от 0,5 до 0,8R ΔHс |
1,25 |
- |
1,50 |
- |
2,0 |
- |
- |
- |
Длина сечения li и расстояние от осевой линии лопасти до выходящей кромки Xi |
±1,0 |
±1,5 |
±1,0 |
±5,0 |
±1,5 |
±10,0 |
±1,5 |
±10,0 |
Толщина сечения t для винтов диаметром 2,5 м и более |
+2,0 -1,0 |
+2,0 -1,0 |
+2,5 -1,5 |
+2,5 -1,5 |
+4,0 -2,0 |
+4,0 -2,0 |
+6,0 -4,0 |
+6,0 -4,0 |
Толщина сечения t для винтов диаметром от 0,8 до 2,5 м |
±0,5 |
+ 1,0 -0,5 |
+2,0 -1,5 |
+3,0 -2,0 |
||||
Толщина сечения t для винтов диаметром менее 0,8 м |
+2,0 -1,0 |
±0,5 |
+2,5 -1,5 |
+1,0 -0,5 |
+4,0 -2,0 |
+2,0 -1,5 |
+6,0 -4,0 |
±2,0 |
Толщина кромок tкр на длине сечения 0,15li, но не более 125 мм, для винтов диаметром до 2,5 м: |
||||||||
выходящих кромок, не более |
- |
±0,5 |
- |
±0,75 |
- |
+2,0 -1,5 |
- |
+3,0 |
входящих кромок, не более |
+2,0 -1,0 |
-2,0 |
||||||
Толщина кромок tкр на длине сечения 0,15li, но не более 125 мм, для винтов диаметром 2,5 м и более: |
||||||||
выходящих кромок, не более |
- |
±0,5 |
- |
±0,75 |
- |
+4,0 -2,0 |
- |
+6,0 -4,0 |
входящих кромок, не более |
+2,0 -1,0 |
- |
+3,0 -2,0 |
|||||
Положение осевой линии лопасти по окружности в плоскости диска |
±0,25* |
±5,0 |
±0,5* |
±10,0 |
±0,6* |
±15,0 |
±0,6* |
±15,0 |
Положение лопасти вдоль оси винта в точках 0,4 или 0,5 и 0,95R |
±0,5* |
±2,5 |
±1,0* |
±5,0 |
±1,5* |
±7,5 |
±3,0* |
±10,0 |
Взаимное расположение осевых линий лопастей вдоль оси винта между двумя любыми лопастями в точке 0,5R |
0,5* |
2,5 |
1,0* |
5,0 |
1,5* |
7,5 |
3,0* |
10,0 |
Масса винта и съемных лопастей m (если не проверяется раздельная статическая балансировка) |
±5,0 |
- |
±6,0 |
- |
±6,0 |
- |
- |
- |
Примечания:
1. Предельные отклонения шага, толщины и длины сечения на радиусах до 0,4R включительно могут быть увеличены на 50 %.
2. Предельное отклонение «мм, не менее» принимается в случае, если предельное отклонение в процентах, пересчитанное в миллиметры, менее этого значения.
3. Предельные отклонения, отмеченные знаком «*», выражены в процентах от диаметра гребного винта.
4. Если при измерении шага сечения предельное отклонение шага сечения в пересчете на разность катетов получается менее 1,0 мм для гребных винтов диаметром до 1,0 м и менее 2,0 мм для гребных винтов диаметром более 1,0 м, то предельное отклонение разности катетов принимается ±1,0 мм и ±2,0 мм, соответственно. В этом случае разношаговость и шаг сечений не подсчитывается. Шаг указанных сечений не входит в расчет шага лопасти.
Для гребных винтов особого класса сложной геометрии на радиусах 0,9; 0,95 и 0,98R:
- предельные отклонения шага сечений в пересчете на разность катетов ±1,0 мм;
- предельная разношаговость сечений в пересчете на разность катетов 1,5 мм.
5. Предельное отклонение на кривизну сечения лопастей гребных винтов особого, высшего и среднего классов в пересчете на разность катетов должно быть одинаково по знаку и равно по величине предельному отклонению на шаг данного сечения.
6. (Исключено, Изм. № 3).
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
2.6. Местные отклонения поверхностей лопасти (в пределах предельного отклонения) должны быть равномерно разогнаны. Длина такой разгонки должна быть более чем в 80 раз больше величины этого отклонения.
2.7. Шероховатость наружных поверхностей лопастей и ступиц гребных винтов должна быть не выше указанной в табл. 4.
Таблица 4
Параметры шероховатости Ra (Rz) для гребных винтов классов |
||||
особого |
высшего |
среднего |
обычного |
|
Поверхность входящей кромки лопасти на 0,1 длины сечения от радиуса ступицы и поверхность от 0,9R до конца лопасти |
0,63 |
1,25 |
5,0 (20) |
20 (80) |
Поверхность ступицы и лопасти вне района входящей кромки от радиуса ступицы до 0,4R, включая галтель перехода лопасти в ступицу |
20 (80) |
20 (80) |
20 (80) |
80 (320) |
Остальная поверхность лопасти |
1,25 |
2,5 |
10 (40) |
80 (320) |
Примечание. Для гребных винтов особого класса диаметром более 2,5 м и стальных гребных винтов шероховатость наружных поверхностей лопастей и ступиц может быть установлена на класс ниже с указанием в конструкторской документации.
2.8. Возможные дефекты гребных винтов допускается исправлять или оставлять без исправлений в соответствии с нормами и правилами, установленными действующей нормативно-технической документацией.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.1. Гребные винты поставляют комплектно. Комплект поставки определяется условиями заказа.
3.2. К комплектам гребных винтов прилагают паспорта.
К комплектам гребных винтов со съемными лопастями, кроме того, прилагают паспорта каждой лопасти и паспорт ступицы.
4.1. Каждая отливка, поставляемая для обработки на другое предприятие, окончательно обработанный гребной винт, лопасть и ступица должны быть приняты службой технического контроля предприятия-изготовителя и освидетельствованы представителем органа государственного надзора или заказчика, в случае если чертежи согласованы представителями этих ведомств.
4.2. При приемке и освидетельствовании отливок гребных винтов и лопастей проверяют:
- выполнение требований п. 2.8 и соответствие материала отливки по ТУ 5.961-11215 - для гребных винтов из сплавов на медной основе; по ТУ 5.961-11195 и ТУ 5.961-11237 - для гребных винтов из нержавеющей стали; по действующей нормативно-технической документации - для гребных винтов из специальных сплавов;
- основные размеры, обеспечивающие изготовление гребного винта и лопасти в соответствии с технической документацией;
- маркировку на соответствие требованиям п. 6.1.
4.3. Приемке подвергают каждую отливку гребного винта, лопасти диаметром от 0,5 м и более. Отливки диаметром менее 0,5 м для приемки предъявляют партиями.
Под партией понимают отливки одной плавки или нескольких плавок, но термически обработанные в одной садке. Для проверки отбирают одну отливку от партии.
При получении неудовлетворительных результатов проверки качества материала всю партию бракуют, а при получении неудовлетворительных результатов по остальным видам проверки, контролю подвергают всю партию.
4.4. При приемке каждого окончательно обработанного гребного винта и лопасти проверяют документацию на отливку, а также соответствие требованиям настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.
При приемке гребных винтов со съемными лопастями, кроме того, проверяют документацию на отливку ступицы, а также взаимозаменяемость лопастей.
При приемке сварных гребных винтов дополнительно проверяют качество швов и герметичность полостей лопастей.
4.2 - 4.4. (Измененная редакция, Изм. № 2).
4.5. (Исключен, Изм. № 1).
5.1. Объем испытаний материалов гребных винтов, методы отбора проб и образцов для испытаний устанавливаются в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации на материал, указанной в п. 4.2.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
5.2. Соответствие гребных винтов и лопастей требованиям пп. 1.1, 2.1, 2.2.4, 6.2 проверяют сверкой с чертежами. Выполнение требований пп. 2.2.1, 2.2.3, 2.2.7, 2.3.1 и 2.3.2 обеспечивается конструкцией гребного винта. Выполнение требований п. 2.8 проверяют в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, указанной в п. 4.2.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
5.3. Параметры и размеры гребных винтов и лопастей измеряют измерительным инструментом, погрешность измерений которого не превышает половины предельного отклонения на измеряемый размер или параметр.
5.4. Нанесение на лопасти радиусных сечений, центральных углов и точек измерений толщин производят в пределах точности измерительных средств.
5.5. Радиус гребного винта R определяют как расстояние от оси винта до концевой кромки лопасти в соответствии с черт. 1.
5.6. Измерение шага, толщины, длины сечения лопастей и расстояния от осевой линии лопасти до выходящей кромки проводят для гребных винтов:
- особого и высшего классов диаметром 2,5 м и более - не менее чем на восьми радиусах винта: 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9; 0,95R;
- особого и высшего классов диаметром менее 2,5 м и гребных винтов среднего класса - не менее чем на пяти радиусах винта: 0,3 или 0,4; 0,5; 0,6 или 0,7; 0,8; 0,9 или 0,95R;
- обычного класса - не менее чем на четырех радиусах винта: 0,4 или 0,5; 0,6 или 0,7; 0,8; 0,9 или 0,95R.
Примечания:
1. Измерения на радиусах, расположенных в зоне галтельного перехода лопасти в ступицу, не производятся.
2. На гребные винты, изготовленные по чертежам, выпущенным до 1 января 1973 г., а также по чертежам со штампами «Годен для ремонта», «При новом конструировании не применять», указанные требования не распространяются.
5.7. Шаг сечения Hс для гребных винтов с плоской нагнетательной стороной лопасти измеряют на сечении данного радиуса Ri между двумя крайними точками m и n, каждая из которых расположена на расстоянии не менее 0,10 длины сечения от кромки лопасти. Между точками m и n в плоскости, перпендикулярной оси гребного винта, с помощью шагомера при заданном угле α в градусах измеряют разность высот h в миллиметрах в соответствии с черт. 2.
Шаг сечения в миллиметрах вычисляют по формулам:
(1)
(2)
где l - длина дуги между точками m и n, измеренная гибкой линейкой.
Шаг сечения по формуле (2) вычисляют только для гребных винтов среднего и обычного классов.
5.8. Шаг сечения Hс для гребных винтов с вогнутой и выпуклой нагнетательной стороной лопасти определяют на сечении данного радиуса Ri между двумя крайними точками, каждая из которых расположена на расстоянии не менее 0,10 длины сечения от кромки лопасти.
В этих точках при заданном угле α в градусах измеряют осевые координаты нагнетательной поверхности h1 и h2, в которые вводят поправки k1 и k2 (с чертежа сечения) на вогнутость или выпуклость нагнетательной стороны относительно внешней или внутренней хорды в соответствии с черт. 3.
Шаг сечения в миллиметрах вычисляют по формуле
(3)
5.8а. Кривизну сечений лопастей гребных винтов особого, высшего и среднего классов проверяют по сечениям Ri (п. 5.6) на нагнетательной поверхности в точках m, n (п. 5.7) и в точке посередине между ними.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
5.9. Шаг лопасти Hл вычисляют как среднее арифметическое шагов сечений лопасти на всех принятых радиусах, начиная с 0,5R по формуле
(4)
где 0,5R, ..., 0,95R - радиусы измерений;
n - число сечений лопасти.
5.10. Шаг гребного винта Hв вычисляют как среднее арифметическое значение шагов всех лопастей по формуле
(5)
где z - число лопастей гребного винта.
5.11. Разношаговость сечений одного радиуса различных лопастей ΔHc вычисляют в процентах как отношение разности между фактическими наибольшими и наименьшими значениями шага на одинаковых радиусах сечений разных лопастей к шагу этого сечения, указанному в рабочем чертеже гребного винта, по формуле
(6)
5.12. Длину сечения лопасти li и расстояние от осевой линии лопасти до выходящей кромки Xi измеряют по нагнетательной поверхности лопасти наложением гибкой линейки или других приспособлений на следы соосного с винтом цилиндра данного радиуса в соответствии с черт. 4.
5.13. Толщину сечения лопасти измеряют на всех принятых радиусах в заданных точках в направлении, перпендикулярном к хорде t или параллельно оси гребного винта t1, в соответствии с черт. 5.
Толщину сечения измеряют не менее чем в четырех точках вне района кромок, включая измерение наибольшей толщины лопасти.
Для гребных винтов диаметром до 1,0 м включительно и с дисковым отношением менее 0,70 допускается измерять толщину сечения только по линии наибольших толщин.
Входящие и выходящие кромки проверяют кромочными шаблонами, обеспечивающими выполнение размеров кромок с предельными отклонениями, не превышающими значений, указанных в табл. 3.
Длина зева кромочного шаблона должна быть 0,15 длины сечения, но не более 125 мм. Для винтов, обрабатываемых на станках с числовым программным управлением и копировальных станках, длина зева шаблона устанавливается предприятием-изготовителем.
По согласованию предприятия-изготовителя с заказчиком кромки гребных винтов особого и высшего классов могут быть проверены разрезными шаблонами. Длина этих шаблонов должна составлять 0,20 длины сечения, но не более 300 мм.
Максимальные зазоры между разрезным шаблоном и телом лопасти не должны превышать:
- для гребных винтов особого класса - 0,25 мм;
- для гребных винтов высшего класса - 0,35 мм.
5.14. Отклонения положения осевой линии лопасти по окружности в плоскости диска винта K измеряют в соответствии с черт. 6.
5.15. Положение лопастей вдоль оси винта определяют, измеряя расстояния от плоскости, перпендикулярной к оси винта, находящейся на определенном расстоянии от кормового торца ступицы, до точек, лежащих на осевой линии каждой лопасти на расстояниях 0,4 или 0,5R и 0,95R от оси винта, в соответствии с черт. 7.
5.15а. Взаимное расположение осевых линий лопастей вдоль оси винта определяют как разность наибольшего и наименьшего расстояний в точках 0,4 или 0,5R, измеренных в соответствии с требованиями п. 5.15.
5.15б. Массу гребного винта проверяют взвешиванием.
5.15а, 5.15б. (Введены дополнительно, Изм. № 2).
5.16. Соответствие поверхностей лопастей и ступиц требованиям п. 2.7 проверяется сравнением с образцами чистоты обработки.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.17. Плавность поверхностей лопастей проверяют одним из следующих способов или их комплексом: гибкой линейкой, лекальными линейками, шаговыми угольниками, продольными шаблонами.
Примечание. При обработке лопастей гребных винтов (включая кромки) на копировально-фрезерных станках и станках с числовым программным управлением по согласованию с заказчиком метод контроля плавности поверхностей лопасти и контроля кромок может быть изменен.
5.18. Контроль качества швов сварных гребных винтов (п. 2.2.2) по ГОСТ 3242.
Полости сварных лопастей и ступиц должны испытываться гидравлическим давлением не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) или воздушным давлением не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/см2) с обмазкой швов мыльной водой по технологии предприятия-изготовителя.
5.19. Точность статической балансировки гребного винта проверяют контрольным грузом, при подвешивании которого на конец каждой горизонтально расположенной лопасти винт должен начать вращение.
Массу контрольного груза в килограммах вычисляют по формуле
где т - масса контрольного груза, кг;
mв - масса гребного винта, т;
R - радиус гребного винта, м;
K - коэффициент, принимаемый по табл. 5.
Таблица 5
Коэффициент K для гребных винтов массой |
||
до 10 т |
свыше 10 т |
|
До 3,33 (200) |
0,75 |
0,50 |
Св. 3,33 до 8,33 (св. 200 до 500) |
0,50 |
|
» 8,33 (500) |
0,25 |
(Измененная редакция, Изм. № 2).
5.20. Взаимозаменяемость лопастей гребных винтов (п. 2.2.6) обеспечивают раздельной статической балансировкой каждой лопасти с точностью, обеспечивающей выполнение требований п. 5.19 по нормативно-технической документации.
6.1. Отливки, допущенные к дальнейшей обработке, должны иметь следующую маркировку:
- обозначение чертежа винта (лопасти);
- номер плавки;
- материал отливки;
- клеймо службы технического контроля.
Отливки, предназначенные для обработки на другом предприятии, дополнительно должны иметь товарный знак предприятия-изготовителя.
6.2. На окончательно обработанных гребных винтах на свободной боковой поверхности ступицы и отдельных съемных лопастях и ступицах должны быть нанесены ударным способом:
- товарный знак предприятия-изготовителя (на винтах, изготовленных на экспорт, - «Страна-изготовитель»);
- заводской номер гребного винта (лопасти, ступицы);
- обозначение чертежа гребного винта (лопасти, ступицы);
- диаметр винта, м;
- шаг винта, мм;
- направление вращения;
- марка материала;
- масса винта, кг;
- номер плавки;
- клеймо службы технического контроля;
- клеймо органа государственного надзора (если наблюдение проводилось под его надзором);
- обозначение настоящего стандарта;
- дата изготовления винта.
На винтах диаметром менее 1,0 м марку материала, массу винта, номер плавки, дату изготовления не маркируют.
Примечание. По согласованию с заказчиком объем маркировки может быть изменен.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.3. На комле каждой съемной штатной лопасти со стороны нагнетательной поверхности должен быть нанесен ударным способом: порядковый номер лопасти, а на запасных лопастях - маркировка «ЗАП». На торцах шпилек (болтов) и на нижней стороне гаек крепления лопастей наносят двузначное число, первая цифра которого означает номер лопасти, а вторая - номер шпильки (болта) или гайки.
6.4. Посадочные поверхности гребных винтов, ступиц и съемных лопастей должны быть подвергнуты консервации по ГОСТ 9.014 для изделий группы 1 - 2.
Гребные винты из специальных сплавов консервации не подлежат.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
6.4а. Временную противокоррозионную защиту следует осуществлять по варианту ВЗ-1 ГОСТ 9.014 нанесением на посадочные поверхности гребных винтов, съемных лопастей и ступиц консервационного масла К-17 по ГОСТ 10877.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
6.5. Поверхности лопастей и ступиц, кроме посадочных, покрывают:
- гребных винтов из специальных бронз и латуней - антикоррозионным лаком по технологии предприятия-изготовителя;
- гребных винтов из углеродистой стали - железным суриком по ГОСТ 8135 или грунтовкой ФЛ-03К по ГОСТ 9109.
Покрытие гребных винтов из нержавеющих сталей и специальных сплавов определяется условиями договора с заказчиком или требованиями технической документации.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
6.6. Гребные винты диаметром 1,5 м и менее должны быть упакованы в ящики по ГОСТ 10198, ГОСТ 5959, ГОСТ 2991 и надежно закреплены.
Гребные винты диаметром более 1,5 м поставляют без упаковки с обеспечением защиты кромок лопастей и торцов конусной части ступицы, которая выполняется по чертежам предприятия-изготовителя. Гребные винты среднего класса с толщиной кромок по контуру лопасти 10 мм и более и гребные винты обычного класса допускается поставлять без защиты кромок.
Допускается для гребных винтов диаметром менее 2,0 м в качестве транспортной тары применять контейнеры по ГОСТ 18477.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
6.7. Гребные винты, транспортируемые без упаковки в ящики и не на оправках, после консервации посадочных поверхностей подлежат внутреннему упаковыванию по варианту ВУ-9 ГОСТ 9.014.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
6.8. Маркировка транспортной тары - по ГОСТ 14192.
6.9. В каждый ящик с гребными винтами, отдельными лопастями должны быть вложены:
- паспорт гребного винта (лопасти);
- упаковочный лист со штампом службы технического контроля, датой упаковывания и наименованием предприятия-изготовителя.
При поставке гребных винтов без упаковки в ящики паспорт отправляют почтой, по согласованию с заказчиком.
6.10. Транспортирование гребных винтов, отдельных лопастей допускается всеми видами транспорта, при условии их надежного закрепления по документации предприятия-изготовителя.
6.11. Хранение и транспортирование гребных винтов, отдельных лопастей и ступиц должно осуществляться в условиях 8 промышленной и морской атмосферы по ГОСТ 15150.
При хранении следует применять меры для защиты гребных винтов от механических повреждений.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие гребных винтов (лопастей, ступиц) требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации.
7.2. Гарантийный срок эксплуатации гребных винтов (лопастей, ступиц) устанавливается:
- для винтов особого и высшего классов - исходя из срока гарантии на судно, но не менее 24 мес;
- для винтов среднего и обычного классов - 12 мес;
- для винтов (лопастей) из углеродистой стали - 6 мес.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.3. Гарантийный срок эксплуатации устанавливается со дня ввода гребных винтов (лопастей, ступиц) в эксплуатацию, но не позднее 12 мес со дня получения их заказчиком.
7.4. Гарантийный срок хранения гребных винтов (лопастей, ступиц) - 18 мес со дня изготовления без переконсервации, при надлежащем хранении.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности
РАЗРАБОТЧИКИ
Г.Г. Мартиросов, канд. техн. наук; А.Д. Домарев, Е.И. Макарова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 02.04.81 № 1766
3. Стандарт полностью соответствует МС ИСО 484-1-81 и МС ИСО 484-2-81
4. ВЗАМЕН ГОСТ 8054-72
5 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта |
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта |
ТУ 5.961-11195-82 |
|||
ТУ 5.961-11215-82 |
|||
ТУ 5.961-11237-83 |
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1998 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в мае 1984 г., июне 1989 г., июне 1990 г. (ИУС 9-84, 9-89, 10-90)
СОДЕРЖАНИЕ