МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Метод определения коррозионной активности Watch oils and greases. |
ГОСТ Взамен |
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15 ноября 1974 г. № 2533 дата введения установлена
Ограничение срока действия снято по протоколу № 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)
Настоящий стандарт распространяется на часовые масла и смазки и устанавливает метод определения коррозионной активности.
Сущность метода заключается в определении коррозионного воздействия масел или смазок на металлы при их контакте фиксированием изменения цвета масел или смазок и поверхности металлов при повышенной температуре.
1.1. Для определения коррозионной активности применяются:
стержни металлические цилиндрической формы диаметром 12 мм, высотой 25 мм из латуни марки ЛС 59-1 по ГОСТ 17711-93 и стали марки У 10А по ГОСТ 1435-99. Шероховатость торцовых поверхностей стержней должна быть Ra = 0,16 мм по ГОСТ 2789-73, боковые поверхности доводят до зеркального блеска;
пробирка П1-16-150-ХС по ГОСТ 25336-82;
шкаф сушильный лабораторный с температурой нагрева до (100 ± 2) °С, по технической документации, утвержденной в установленном порядке;
лупа часовая ЛЧ5 по ГОСТ 25706-81;
замша техническая;
паста полировочная хромовая литая по технической документации, утвержденной в установленном порядке;
аммиак водный по ГОСТ 3760-79;
бензин по ТУ 38.401-67-108-92 дополнительно перегнанный;
кислота щавелевая по ГОСТ 22180-76;
спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87 или спирт этиловый технический марок А и Б по ГОСТ 17299-78;
вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72;
мыло жидкое;
ацетон по ГОСТ 2603-79;
вата гигроскопическая по ГОСТ 5556-81;
пинцет часовой;
игла стальная;
бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026-76.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1. Отбор проб
С поверхности смазки шпателем снимают и удаляют верхний слой. Затем в нескольких местах (удаленных от стенок сосуда) берут не менее трех проб по 5 - 10 г. Пробы помещают в фарфоровую чашку и расплавляют при перемешивании.
Масло перед испытанием взбалтывают и отбирают пипеткой по 4 - 5 см3.
2.2. Приготовление мыльного раствора
2 г щавелевой кислоты растворяют в 20 см3 воды. В мерную колбу вместимостью 1000 см3 наливают 500 см3 воды, 100 см3 жидкого мыла, 100 см3 этилового спирта, смесь слегка перемешивают, затем добавляют раствор щавелевой кислоты, перемешивают и после добавления 50 см3 аммиака и воды до метки раствор перемешивают.
2.3. Боковые и торцовые поверхности стержней полируют замшей с полировочной пастой до заданной чистоты поверхности, после этого промывают бензином с помощью ваты или фильтровальной бумаги, ополаскивают в чистом бензине и высушивают, прижимая к поверхностям стержней сухие листы фильтровальной бумаги. Промытые стержни осматривают в лупу для выявления изъянов поверхности. На поверхности не должно быть следов коррозии, темных или тусклых пятен, разводов. Точки и мелкие углубления обводят стальной иглой и при испытании не учитывают. Затем стержни последовательно промывают в мыльном растворе, приготовленном по п. 2.2, при (60 ± 5) °С, два раза в дистиллированной воде при (60 ± 5) °С и два раза в ацетоне.
Промытые стержни следует брать только за боковую поверхность пинцетом, не допускается прикасаться рукой к торцовой поверхности.
3.1. В чистую сухую пробирку наливают от 5 до 7 см3 масла или расплавленной смазки, в которые погружают латунный стержень, а затем на его торцовую поверхность - стальной стержень. Уровень масла или смазки должен быть выше верхней торцовой поверхности стального стержня, в масле не должно быть пузырьков воздуха. Пробирку закрывают пробкой и помещают в сушильный шкаф, нагретый до (75 ± 2) °С, на 72 ч. Резиновой пробкой пользоваться не разрешается. После выдерживания пробирку вынимают, охлаждают до комнатной температуры и визуально определяют изменение цвета масла. Затем масло сливают, стержни промывают в бензине.
При испытании стержней в смазке ее снимают фильтровальной бумагой, а стержни промывают в бензине. Торцовые поверхности стержней тщательно протирают ватой или фильтровальной бумагой и осматривают в лупу.
4.1. Масло или смазка считаются выдержавшими испытание при отсутствии позеленения или побурения, а на торцовых поверхностях стержней - при отсутствии зелени, пятен или точек.
Допускается потускнение боковой поверхности латунного стержня. Определение повторяют не менее двух раз. При наличии следов коррозии хотя бы на одном из стержней испытание повторяют.
СОДЕРЖАНИЕ