ГОСТ 29076-91
(ИСО 6826-82)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ
И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ Требования к пожарной безопасности Marine, locomotive and
industrial diesel engines. |
ГОСТ (ИСО 6826-82) |
Дата введения 01.07.92
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные дизели (далее - дизели) и устанавливает дополнительные виды пожарной защиты дизелей, их оборудования и вспомогательных агрегатов, обеспечивающих уменьшение до минимума опасности возникновения пожара от дизеля.
Стандарт не распространяется на дизели, используемые для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, мотоциклов и самолетов, а также дизели, техническое задание на проектирование которых было утверждено до введения настоящего стандарта.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.1. Перечень видов дополнительной пожарной защиты, используемой на дизелях, приведен в табл. 1.
Таблица 1
Номер вида защиты |
Вид пожарной защиты |
Номер пункта стандарта |
1 |
Защита от утечки в топливной системе высокого давления |
|
2 |
Защита от утечки в гидравлических масляных системах высокого давления |
|
3 |
Защита от утечки в топливной и масляной системах низкого давления* |
|
4 |
Защита поверхностей, имеющих высокую температуру, от попадания и воспламенения топлива или смазочного масла при утечке |
|
5 |
Защита от пламени в системе выпуска газов дизеля |
|
6 |
Защита от искр в системе выпуска дизеля |
|
7 |
Защита от отработавших газов высокой температуры |
|
8 |
Защита от выброса пламени из системы впуска воздуха дизеля |
|
9 |
Защита от пламени и искр из других частей дизеля |
|
10 |
Защита от воспламенения от электрических устройств дизеля |
________
* Топливная система низкого давления - это система подачи топлива в насос высокого давления.
1.2. Использование каждого вида дополнительной пожарной защиты зависит от назначения конкретного дизеля и определяется соглашением между изготовителем и потребителем и (или) инспектирующими, и (или) законодательными организациями, и (или) классификационными обществами, указанными потребителем. В этом соглашении должны указываться номера видов защит, приведенных в табл. 1.
Примеры выбора требуемых видов пожарной защиты приведены в приложении.
1.3. Требования к пожарной безопасности дизелей устанавливают в технической документации на конкретные дизели в соответствии с настоящим стандартом и ГОСТ 12.1.002.
2.1. Защита № 1
2.1.1. Дизели с воспламенением от сжатия должны быть снабжены на участке топливной системы за топливным насосом высокого давления средствами, предотвращающими попадание капель или струй топлива на горячие поверхности, электрические устройства и в систему впуска воздуха.
2.1.2. При необходимости по соглашению между изготовителем и потребителем в системе должны быть предусмотрены устройства для обнаружения утечек топлива.
2.2. Защита № 2
2.2.1. Дизели должны быть снабжены средствами, предотвращающими попадание капель или струй масла на горячие поверхности, электрические устройства и в систему впуска воздуха.
2.2.2. В гидравлических масляных системах высокого давления должны быть предусмотрены устройства для обнаружения таких утечек.
2.2.3. В гидравлических масляных системах высокого давления допускается применять гибкие трубопроводы, тип которых должен быть утвержден инспектирующими и (или) законодательными организациями, и (или) классификационными обществами.
2.2.4. Гидравлические масляные системы высокого давления должны выдерживать давление, равное максимальному динамическому рабочему давлению в них.
2.3. Защита № 3
2.3.1. В топливной и масляной системах низкого давления должны быть предусмотрены устройства для предотвращения попадания капель или струй топлива и масла на горячие поверхности, электрические устройства и в систему впуска воздуха.
Примечание. Примеры защиты от попадания капель или струй топлива на поверхности, имеющие высокую температуру:
а) установка топливных и масляных труб по возможности дальше от поверхностей, имеющих высокую температуру, впускных воздушных трубопроводов и электрических устройств;
б) местная защита или усиление тонких непрочных масляных трубок, например, передающих сигнал давления;
в) предотвращение случайного открывания дренажных и вентиляционных кранов с ручным управлением, установленных на трубопроводах и емкостях с воспламеняющимися жидкостями.
2.3.2. Для сбора возможных утечек из фильтров, насосов и резервуаров должны быть установлены поддоны необходимой емкости.
2.3.3. Все отводные каналы и поддоны, в которых может собираться воспламеняющаяся жидкость, должны иметь стоки необходимых размеров без резких изгибов и горизонтальных участков. Собранная жидкость должна направляться в резервуар, расположенный в пожаробезопасной зоне. При использовании резервуара должны быть предусмотрены уровнемеры.
2.4. Защита № 4
2.4.1. Выпускная система и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так, чтобы наружная поверхность, нагреваясь, не достигала температуры воспламенения топлива при утечке и соответствовала бы требованиям инспектирующих и (или) законодательных организаций, и (или) классификационных обществ. Все изоляционные материалы должны быть защищены от возможного попадания топлива или масла.
2.5. Защита № 5
2.5.1. Система выпуска дизеля должна быть разработана так, чтобы пламя или взрыв гасли в ней и не проникали в пожароопасную среду.
2.5.2. Должны быть предусмотрены устройства для слива воспламеняющихся жидкостей из системы выпуска дизеля, если это необходимо в соответствии с требованиями п. 2.5.1.
2.5.3. По соглашению между изготовителем и потребителем может быть предусмотрено устройство предупредительной сигнализации, которое должно срабатывать при появлении пламени в системе выпуска дизеля.
2.6. Защита № 6
2.6.1. Система выпуска дизеля должна быть разработана так, чтобы искры не выходили из нее.
2.7. Защита № 7
2.7.1. Отработавшие газы, поступающие во взрывоопасную среду, должны охлаждаться до температуры, при которой они не могут стать источником воспламенения.
2.8. Защита № 8
2.8.1. Система впуска воздуха, включая систему продувки, должна быть разработана таким образом, чтобы пламя или взрыв гасли в системе и не проникали в пожароопасную среду.
2.8.2. Должно быть предусмотрено устройство для слива воспламеняющихся жидкостей из системы впуска воздуха дизеля.
2.8.3. По соглашению между изготовителем и потребителем может быть предусмотрено устройство предупредительной сигнализации, которое должно срабатывать при появлении пламени в системе впуска дизеля.
Примечание. Примером защиты от выброса пламени служит установка пламягасителей во впускном трубопроводе или расположение впуска на открытом воздухе.
2.9. Защита № 9
2.9.1. Защита должна быть разработана так, чтобы возникшее пламя или взрыв гасли внутри и не проникали в пожароопасную среду.
Примечание. Примерами возможной защиты каналов могут быть:
а) предохранительные клапаны в картере, оборудованные пламягасителями;
б) индикаторные краны головки цилиндра, сконструированные так, чтобы избежать выброса пламени при самопроизвольном открывании;
в) сапун картера и другие отверстия, оборудованные пламягасителями, либо вывод паров и газов за пределы пожароопасной зоны.
2.10. Защита № 10
2.10.1. Защита должна быть разработана так, чтобы электрические устройства не могли стать источником воспламенения топлива или топливо-воздушной смеси около них вследствие искрения, разрядов и возгораний в этих устройствах.
Примечание. Примером могут служить изоляция и принудительная вентиляция электрических устройств, защита от выброса пламени из них и т.д.
Справочное
ПРИМЕРЫ ВЫБОРА ВИДОВ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
ДЛЯ КОНКРЕТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДИЗЕЛЯ
Таблица 2
Назначение дизеля |
Номер вида защиты |
Промышленные дизели |
1, 2 |
Судовые дизели |
2 - 4, 8 - 10 |
Оборудование для шахт, буровых установок |
1 - 10 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 17.07.91 № 1263
3. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 6826-82
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
6. ПЕРЕИЗАНИЕ. Май 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Технические требования к пожарной защите. 2 Приложение (справочное) Примеры выбора видов пожарной защиты для конкретного применения дизеля. 3 |