ГОСТ 28751-90
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ.
КОНДУКТИВНЫЕ ПОМЕХИ
ПО ЦЕПЯМ ПИТАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Электрооборудование автомобилей ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ. Требования и методы испытаний Electrical equipment for vehicles. Electromagnetic |
ГОСТ |
Дата введения 01.01.92
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые электронные и электрические изделия (далее - изделия), предназначенные для работы на автотранспортных средствах, и устанавливает требования к их электромагнитной совместимости по кондуктивным помехам в бортовых сетях с номинальным напряжением 12 и 24 В, а также методы испытаний.
Стандарт не устанавливает методы испытаний для источников радиопомех по СТ СЭВ 784 (ГОСТ 16842*).
_________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51320-99.
1.1. Электромагнитная совместимость изделий характеризуется помехоустойчивостью к кондуктивным помехам бортовой сети автомобиля, а также уровнем собственных кондуктивных помех, измеряемых на выводах питания.
Требования к электромагнитной совместимости следует устанавливать дифференцированным способом в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Основными факторами при этом должны являться условия применения, а также функции, которые изделия должны выполнять в автомобиле. При выполнении этих требований изделия считаются совместимыми.
Проверку соответствия изделия требованиям настоящего стандарта следует проводить при постановке изделий на производство, а также при изменении конструкции изделий или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на требования к их электромагнитной совместимости.
1.2. Помехоустойчивость изделия характеризуется функциональным состоянием изделия во время и после воздействия испытательных импульсов.
1.2.1. Форма и параметры испытательных импульсов, которые должны применяться для определения помехоустойчивости изделий, приведены в п. 3.6.
1.2.2. С целью дифференцированного подхода к требованиям помехоустойчивости изделий установлены 4 степени жесткости воздействия испытательными импульсами, которые приведены в п. 2.2. Это позволит учесть различные уровни напряжения помех в бортовых сетях автомобилей при установлении требований к помехоустойчивости изделия или характеризовать свойства изделий путем применения различных степеней помехоустойчивости.
А - все функции изделий выполняются во время и после воздействия испытательных импульсов;
В - все функции изделий выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако значения одного или нескольких параметров могут выходить за пределы допусков. После воздействия значения всех параметров восстанавливаются;
С - одна или несколько функций изделий не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако после воздействия работоспособность изделия восстанавливается;
D - одна или несколько функций не выполняются во время воздействия испытательных импульсов. После воздействия работоспособность изделия восстанавливается простой управляющей операцией;
Е - одна или несколько функций не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, после окончания воздействия работоспособность изделия не восстанавливается без проведения ремонта.
Примечание. Снижение работоспособности по классу С допускается для таких изделий, которые при наличии в бортовой сети определенных видов электромагнитных помех необязательно должны функционировать.
Снижение работоспособности по классу D допускается для изделий, для которых защита против определенных видов электромагнитных помех экономически не оправдана.
Класс Е предусматривается для оформления результатов испытаний.
1.3. Уровень собственных помех изделий характеризуется:
1) видом собственных помех;
2) степенью эмиссии помех.
1.3.1. Собственные помехи подразделяются на следующие виды:
1 - отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс < td £ 2 мс;
2 - положительные импульсы напряжения помех с длительностью импульсов 0,1 мкс < td £ 0,05 мс;
3 - импульсы напряжения помех с длительностью импульсов td £ 0,1 мкс.
1.3.2. Степень эмиссии помех определяет требования к уровню помех изделия с учетом помехоустойчивости других электронных систем автомобиля при соблюдении интервала помех не менее 3 дБ.
Установлено 4 степени эмиссии помех.
Предельные значения амплитуд помех в зависимости от соответствующих степеней эмиссии приведены в п. 2.3.
по помехоустойчивости:
1) используемые виды испытательных импульсов;
2) степени жесткости воздействия;
3) требуемые функциональные классы изделия для каждого испытательного импульса;
4) число применяемых импульсов (для однократных при необходимости);
по допустимому уровню собственных помех:
1) виды собственных помех;
2) степени эмиссии помех.
Примеры оформления требований к электромагнитной совместимости изделий приведены в табл. 1.
Таблица 1
Испытательный импульс |
Степень жесткости |
Функциональное состояние |
Примечание |
1а |
Не требуется |
- |
Прибор непосредственно соединен с аккумуляторной батареей |
1b |
Не требуется |
- |
|
2 |
Не требуется |
- |
|
3а |
III |
А |
- |
3b |
III |
А |
- |
4 |
IV |
С |
10 импульсов |
5 |
I |
D |
Выключить прибор, затем снова включить |
6 |
Не требуется |
- |
- |
7 |
Не требуется |
- |
- |
Продолжение табл. 1
Требования к уровню собственных помех |
||
Вид собственных помех |
Степень эмиссии помех |
Примечание |
1 |
I |
При размыкании рабочего напряжения допускается степень эмиссии II |
2 |
I |
|
3 |
II |
- |
2.2. Для испытания изделий на помехоустойчивость при различных степенях жесткости следует применять указанные в табл. 2 пиковые значения напряжения испытательных импульсов, указанных в п. 3.6.
Таблица 2
Пиковое значение напряжения Us, В |
||||||||
для бортовых сетей 12 В |
для бортовых сетей 24 В |
|||||||
При степени жесткости |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
1а |
-25 |
-50 |
-75 |
-100 |
-50 |
-100 |
-150 |
-200 |
1b |
- |
- |
- |
- |
-275 |
-550 |
-825 |
-1100 |
2 |
+25 |
+50 |
+75 |
+100 |
+25 |
+50 |
+75 |
+100 |
3а |
-25 |
-50 |
-100 |
-150 |
-35 |
-70 |
-140 |
-200 |
3b |
+25 |
+50 |
+75 |
+100 |
+35 |
+70 |
+140 |
+200 |
4 |
-4 |
-5 |
-6 |
-7 |
-5 |
-10 |
-14 |
-16 |
5 |
+26,5 |
+46,5 |
+66,5 |
+86,5 |
+70 |
+113 |
+156 |
+200 |
6 |
-50 |
-100 |
-200 |
-300 |
- |
- |
- |
- |
7 |
-20 |
-40 |
-60 |
-80 |
- |
- |
- |
- |
2.3. Уровни собственных помех при заданных степенях эмиссии помех не должны превышать указанных в табл. 3 пиковых значений напряжения.
Таблица 3
Вид собственных помех |
Пиковое значение напряжения Us, В |
|||||||
для бортовых сетей 12 В |
для бортовых сетей 24 В |
|||||||
При степени эмиссии помех |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
1 |
-15 |
-35 |
-50 |
-70 |
-35 |
-70 |
-105 |
-140 |
2 |
+15 |
+35 |
+50 |
+70 |
+15 |
+35 |
+50 |
+70 |
3 |
-15 |
-35 |
-70 |
-100 |
-25 |
-45 |
-100 |
-140 |
+15 |
+35 |
+50 |
+70 |
+25 |
+45 |
+100 |
+140 |
3.1. Измерения и испытания электромагнитной совместимости изделий следует проводить в условиях, установленных в стандартах на изделия конкретных типов.
При измерениях и испытаниях в лабораторных условиях значения рабочих напряжений должны соответствовать указанным в табл. 4.
Испытание изделия следует проводить при температуре окружающей среды (23 ± 5) °С для объекта испытания, если иное не установлено в стандартах на изделия конкретных типов.
Таблица 4
В вольтах
Рабочее напряжение |
|
12 |
13,5 ± 0,5 |
24 |
27,0 ± 1,0 |
Примечание. Значения рабочего напряжения соответствуют среднему напряжению бортовой сети при работающем двигателе.
Порядок проведения измерений и испытаний произвольный. В случае, когда для всех испытаний применяют малое количество объектов испытания, необходимо исключить возможное накопление эффектов от отдельных испытаний.
Необходимое число объектов испытаний должно быть установлено в стандартах на конкретные изделия.
3.2. Измерения уровня собственных помех должны определить значения кондуктивных помех в цепях питания и управления изделий и проверить соблюдение предельно допустимых значений.
Для обеспечения сравниваемости результатов натурных и лабораторных измерений последние следует проводить с использованием стандартного эквивалента бортовой сети.
3.3. Для измерения собственных помех следует применять запоминающий осциллограф со следующими параметрами:
1) ширина полосы - 100 МГц;
2) скорость записи - 100 см/мкс;
3) входная чувствительность - 0,1 В/см;
4) точность измерения - не более 10 %.
Допускается применять другие средства измерений, обеспечивающие необходимую точность измерений.
3.4. Для проведения измерений напряжения помех необходимо иметь:
1) источник питания;
2) силовой выключатель, обеспечивающий свободное от вибрации прерывание рабочего тока;
3) эквивалент бортовой сети.
В качестве эквивалента сети применяют пассивный четырехполюсник, схема и параметры которого приведены на черт. 1.
А - вывод электроснабжения; В - соединение с массой; Р - вывод измеряемого объекта
Черт. 1
Индуктивность эквивалента бортовой сети следует выполнять в виде катушки с воздушным сердечником. Ее активное сопротивление не должно превышать 5 мОм. Эквивалент бортовой сети должен быть сконструирован таким образом, чтобы значение входного сопротивления короткого замыкания на выводе измеряемого объекта (Zк) в диапазоне частот от 0,15 до 100 МГц соответствовало теоретической кривой с погрешностью в пределах ±10 % (черт. 2).
Значение входного сопротивления короткого замыкания
эквивалента бортсети
как функция частоты
Ск - емкость; R - сопротивление; L - индуктивность
Черт. 2
Для измерения напряжения помех исследуемое изделие подключают к источнику питания через эквивалент бортовой сети и силовой выключатель. Соединенный провод между эквивалентом бортовой сети и измеряемым объектом должен быть без изгибов и иметь длину (0,5 ± 0,05) м. Осциллоскоп подключают к эквиваленту сети со стороны измеряемого объекта. Схема измерения приведена на черт. 3.
Схема измерения напряжения помех
A - аккумулятор; S - мощный выключатель; Rs - нагрузочное сопротивление
Черт. 3
Измерения проводят во всех возможных режимах работы, а также при приведении в действие имеющихся элементов управления и при размыкании цепи питания силовым выключателем. После размыкания рабочего напряжения нагрузочный резистор Rs служит для моделирования активного сопротивления тех потребителей, которые подключены параллельно к изделию в отделенной от источника питания части бортовой сети. Следует применять малоиндуктивный резистор 40 Ом.
Опорным потенциалом при измерении пикового значения напряжения Us собственных помех видов 2 и 3 является рабочее напряжение бортовой сети: для вида 1 - «нулевой» потенциал. Длительность импульсов собственных помех td измеряется на уровне 10 % пикового значения амплитуды импульса.
3.5. При проведении испытаний на помехоустойчивость испытуемое изделие подключают к имитатору помех, создающему нормированные испытательные импульсы (п. 3.6) и рабочее напряжение бортовой сети.
Погрешность пикового значения Us испытательных импульсов при ненагруженном имитаторе помех должна составлять не более плюс 10 %, для остальных параметров - в пределах ±10 %.
Для соединения имитатора помех c испытуемым объектом применяют соединительный провод длиной (0,5 ± 0,05) м.
При испытании на помехоустойчивость проверяют функциональное состояние изделия по классам от А до Е в соответствии с п. 1.2.3.
Изделие следует подвергать воздействию испытательных импульсов, являющихся характерными для условий его эксплуатации на автомобиле.
Минимальное количество испытательных импульсов (продолжительность испытания), необходимых для одного испытательного цикла, приведено в табл. 5.
Таблица 5
Минимальное количество испытательных импульсов (продолжительность испытания) |
Интервал между импульсами (серией импульсов), с |
|
1а |
5000 импульсов |
От 0,5 до 5 с |
1b |
100 импульсов |
От 0,5 до 5 с |
2 |
5000 импульсов |
От 0,5 до 5 с |
3a |
1 ч |
0,1 с |
3b |
1 ч |
0,1 с |
4 |
1 импульс |
(См. примечание) |
5 |
1 импульс |
(См. примечание) |
6 |
1 импульс |
(См. примечание) |
7 |
1 импульс |
(См. примечание) |
Примечание. Для повторного воздействия необходимо обеспечивать интервалы в 1 мин между импульсами.
Испытательный импульс 1
Испытательный импульс 1 моделирует переходные процессы, которые возникают при отключении параллельных индуктивных нагрузок. Настоящий испытательный импульс должен применяться для испытания изделий, которые подключаются к бортовой сети таким образом, чтобы при отключении индуктивной нагрузки они остались параллельно подключенными. Форма и параметры импульса 1 приведены на черт. 4.
Испытательный импульс 1
Параметры при 12 В: |
Параметры при 24 В: |
|
Us - от 0 до минус 100 В; Ri = 10 Ом; td = 2 мс; tг = 1 мкс; t1 - от 0,5 до 5 с; t2 = 200 мс; t3 £ 100 мкс |
испытательный импульс 1а Us - от 0 до минус 200 В; Ri - от 10 до 50 Ом; td = 2 мс; tг = 3 мкс; t1 - от 0,5 до 5 с; t2 = 200 мс; t3 £ 100 мкс |
испытательный импульс 1b Us - от 0 до минус 1100 В; Ri - от 50 до 200 Ом; td = 1 мс; tг = 9 мкс; t1 - от 0,5 до 5 с; t2 = 200 мс t3 £ 100 мкс |
Черт. 4
Примечание. Время между отключением рабочего напряжения и подачей испытательного импульса t3 должно быть минимальным.
Испытательный импульс 2
Испытательный импульс 2 моделирует переходные процессы, которые вызваны внезапным прерыванием тока, подаваемого индуктивным источником в бортовую сеть. Такие переходные процессы возникают, например, когда двигатель постоянного тока, который подключен к тому же выключателю, что и система зажигания, после выключения зажигания из-за механической инерции продолжает работать как генератор. При каждом переключении системы зажигания на отключенном питающем проводе возникает пиковое значение напряжения. Форма и параметры импульса 2 приведены на черт. 5.
Испытательный импульс 2
Параметры при 12 В: Параметры при 24 В:
Us - от 0 до плюс 100 В; Us - от 0 до плюс 100 В;
Ri = 10 Ом; Ri - от 10 до 50 Ом;
t1 - от 0,5 до 5 с; td = 0,05 мс;
t2 = 200 мс; tг = 1 мкс;
td = 0,05 мс; t1 - от 0,5 до 5 с;
tг = 1 мкс. t2 = 200 мс.
Черт. 5
Испытательные импульсы 3а и 3b
Испытательные импульсы 3а и 3b моделируют пиковые значения напряжений, которые возникают при коммутационных процессах. На параметры этих импульсов оказывают влияние значения распределенных емкостей и индуктивностей бортовой сети. Форма и параметры испытательных импульсов 3а и 3b приведены на черт. 6 и 7.
Испытательный импульс 3а
Параметры 12 В: Параметры 24 В:
Us - от 0 до минус 150 В; Us - от 0 до минус 200 В;
Ri = 50 Ом; Ri = 50 Ом;
td = 0,1 мкс; td = 0,1 мкс;
tг = 5 нc; tг = 5 нc;
t1 = 100 мкс; t1 = 100 мкс;
t4 = 10 мс; t4 = 10 мс;
t5 = 90 мс. t5 = 90 мс.
Черт. 6
Испытательный импульс 3b
Параметры 12 В: Параметры 24 В:
Us - от 0 до плюс 100 В; Us - от 0 до плюс 200 В;
Ri = 50 Ом; Ri =50 Ом;
td = 0,1 мкс; td = 0,1 мкс;
tг = 5 нс; tг = 5 нс;
t1 = 100 мкс; t1 = 100 мкс;
t4 =10 мс; t4 =10 мс;
t5 = 90 мс; t5 = 90 мс.
Черт. 7
Испытательный импульс 4
Испытательный импульс 4 моделирует посадку напряжения питания, который вызывается включением стартера двигателя внутреннего сгорания (пульсации при прокручивании стартера не учитываются). Форма и параметры импульса 4 приведены на черт. 8.
Испытательный импульс 4
Параметры при 12 В: Параметры при 24 В:
Uв = 12 В; Uв = 24 В;
Us - от минус 4 до плюс 7 В; Us - от минус 5 до минус 16 В;
Uа - от минус 2,5 до минус 6 В; если |Uа| < |Us|; Uа - от минус 5 до минус 12 В, если |Uа| < |Us|;
Ri = 0,01 Ом; Ri = 0,01 Ом;
t6 - от 15 до 40 мс1); t6 - от 50 до 100 мс1);
t7 £ 50 мс; t7 £ 50 мс;
t8 - от 0,5 до 20 с; t8 - от 0,5 до 20 с;
tг £ 5 мс; tг £ 10 мс;
tf - от 5 до 100 мс2). tf - от 10 до 100 мс2).
Черт. 8
_________
1) Конкретное значение следует устанавливать в зависимости от предусмотренного применения изделия.
2) tf = 5 мс - типичный случай, когда двигатель внутреннего сгорания начинает работать в конце пускового процесса; tf = 100 мс - типичный случай когда двигатель не запускается.
Испытательный импульс 5
Испытательный импульс 5 моделирует переходный процесс при режиме сброса нагрузки, а также размыкания аккумуляторной батареи в то время, когда от генератора еще продолжается подача зарядного тока, а другая нагрузка остается в цепи генератора. Амплитуда переходного процесса зависит от числа оборотов и от тока возбуждения генератора в момент размыкания батареи. Продолжительность переходного процесса определяют, главным образом, постоянной времени цепи возбуждения и амплитудой импульса.
Сброс нагрузки может возникать из-за коррозии кабеля, плохого соединения зажимов батареи или когда по причине внутреннего размыкания батареи прерывается зарядный ток. Форма и параметры испытательного импульса 5 приведены на черт. 9.
Испытательный импульс 5
Параметры при 12 В: Параметры при 24 В:
Us - от плюс 26,5 до плюс 86,5 В; Us - от плюс 70 до плюс 200 В;
Ri - от 0,5 до 4 Ом; Ri - от 1 до 8 Ом;
td - от 40 до 400 мс; td - от 100 до 350 мс;
tг - от 5 до 10 мс. tг = 10 мс.
Черт. 9
Примечания:
1. Внутреннее сопротивление генератора в случае режима сброса нагрузки является функцией частоты вращения генератора и зарядного тока.
2. Внутреннее сопротивление Ri генератора для испытательного импульса 5 рассчитывают по формуле
где Uном - номинальное напряжение генератора;
Iдоп - допустимый ток при частоте вращения генератора 6000 мин-1;
nдейств - действительная частота вращения.
3. Параметры испытательных импульсов зависят друг от друга, причем большие значения пикового напряжения взаимосвязаны с большими значениями внутреннего сопротивления Ri и длительностью импульса td.
Испытательный импульс 6
Испытательный импульс 6 моделирует переходный процесс, который возникает при прерывании тока катушки зажигания. Форма и параметры импульса 6 приведены на черт. 10.
Испытательный импульс 6
Параметры при 12 В:
Us - от 0 до минус 300 В;
Ri = 30 Ом;
td = 300 мкс;
tг = 60 мкс;
t1 = 15 с;
t3 £ 100 мкс.
Черт. 10
Примечание. Время между моментом отключения рабочего тока и моментом подачи испытательного импульса t3 должно быть минимальным.
Испытательный импульс 7
Испытательный импульс 7 моделирует режим, вызванный исчезновением электромагнитного поля генератора при отключении двигателя. Форма и параметры импульса 7 приведены на черт. 11.
Испытательный импульс 7
Параметры при 12 В:
Us - от 0 до минус 80 В;
Ri = 10 Ом;
td = 100 мс;
tг - от 5 до 10 мс;
t3 £ 100 мс.
Черт. 11
Примечание. Время между моментом отключения рабочего напряжения и моментом подачи испытательного импульса t3 должно быть минимальным.
3.7. В результатах испытаний изделий на помехоустойчивость должны быть отражены функциональные классы, к которым относятся изделия при воздействии на них испытательным импульсом различной степени жесткости. Пример оформления результатов испытания изделий на помехоустойчивость приведен в табл. 6.
Таблица 6
Результаты испытаний на помехоустойчивость
Функциональный класс при степени жесткости |
Примечание |
||||
I |
II |
III |
IV |
||
1a |
А |
А |
А |
Е |
- |
1b |
А |
А |
Е |
- |
|
2 |
А |
В |
С |
Е |
|
3а |
А |
А |
В |
с |
|
3b |
А |
А |
В |
С |
|
4 |
В |
В |
С |
С |
|
5 |
С |
С |
Е |
- |
|
6 |
Не использовался |
Не имеет числового значения для предусмотренных случаев применения |
|||
7 |
Не использовался |
Результаты измерений собственных помех должны отражать следующие показатели:
1) пиковые значения амплитуды Us;
2) длительность импульсов td и (или) серии импульсов.
Результаты измерений и испытаний, которые служат для проверки выполнения требований п. 2.1, следует оформлять в соответствии с табл. 1. Пример оформления проверки электромагнитной совместимости изделия приведен в табл. 7.
Таблица 7
Испытательный импульс |
Степень жесткости |
Функциональный класс |
Примечание |
3а |
III |
В |
Требование не выполняется |
3b |
III |
А |
|
4 |
IV |
С |
|
5 |
I |
С |
Продолжение табл. 7
Измеренные уровни помех |
||
Вид собственных помех |
Степень эмиссии помех |
Примечание |
1 |
II |
Переходный процесс при отключении рабочего напряжения |
2 |
I |
|
3 |
I |
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
Термин |
Пояснение |
Электромагнитная совместимость |
Способность изделия (узла, прибора, системы) выполнять предусмотренные функции в определенной электромагнитной среде без электромагнитного воздействия на эту среду больше допустимого уровня |
Бортовая сеть |
Совокупность проводов питания автомобиля, включая кузов, используемый в качестве обратного провода |
Напряжение помех |
Все изменения рабочего напряжения по сравнению со стационарным состоянием, которые могут нарушать работоспособность изделия |
Уровень помех |
Пиковые значения напряжений помех, измеряемые на выводах питания изделия в определенных условиях измерения |
Помехоустойчивость |
Свойство изделия работать под влиянием напряжения помех без функциональных нарушений |
Степень помехоустойчивости |
Свойство изделия выдерживать заданное функциональное состояние под воздействием определенных испытательных импульсов определенных степеней жесткости на выводах питания |
Эквивалент сети |
Установка, с помощью которой при измерениях напряжения помех моделируют средний импеданс проводов питания автомобиля |
Испытательный импульс |
Импульс напряжения, с помощью которого моделируют характерные параметры определенного типа напряжения помех. Он служит для испытания электронных изделий на помехоустойчивость |
Имитатор помех |
Прибор для генерации испытательных импульсов |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.90 № 2943 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6895-89 «Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний» непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.92
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение отечественного нормативного документа, на который дана ссылка |
Обозначение соответствующего стандарта |
Номер пункта |
СТ СЭВ 784-77 |
4. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2004 г.