ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЛИНИИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ РОТОРНЫЕ
И РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
ГОСТ 27792-88
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЛИНИИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ РОТОРНЫЕ И РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНЫЕ Техническое обслуживание и ремонт Rotary & rotary conveyor automatic lines. Maintenance |
ГОСТ |
Срок действия с 01.07.89
до 01.07.94
Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения и нормирования показателей технического обслуживания и ремонта автоматических роторных и роторно-конвейерных линий.
1.1. Организация и проведение технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автоматических роторных и роторно-конвейерных линий (далее - линий) предусматривают:
применение системы технического обслуживания и ремонта линий с учетом их специфики и условий эксплуатации;
учет фактически отработанного линией времени и планирование ремонтных работ с учетом этого времени;
контроль за соблюдением правил эксплуатации линий и качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту.
1.2. Организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению технического обслуживания и ремонтов включают:
обеспечение конструкторской и ремонтной документацией на линию;
разработку технологических процессов на весь комплекс ремонтных работ;
разработку, изготовление и обеспечение универсальными и специальными средствами механизации, оснасткой;
обеспечение необходимым по номенклатуре и объему комплектом запасных частей, комплектующими изделиями, материалами и т.д.
1.3. Основной задачей системы технического обслуживания и ремонта является сохранение работоспособности линий с заложенными техническими показателями при оптимальном сроке их службы и минимальных затратах.
Классификация линий по группам в зависимости от конструктивного исполнения и технологического назначения должна соответствовать табл. 1.
Таблица 1
Номер группы |
||
роторных линий |
роторно-конвейерных линий |
|
Линия общего назначения, состоящая из технологических роторов с гидравлическим или гидромеханическим приводом исполнительных органов |
1 |
4 |
Линия, состоящая из технологических роторов с механическим приводом исполнительных органов, перерабатывающая пожаро- и взрывоопасные материалы или выполняющая контрольные операции |
2 |
5 |
Линия общего назначения, состоящая из технологических роторов с механическим приводом исполнительных органов |
3 |
6 |
3.1. Работы по техническому обслуживанию и ремонту линий подразделяют на:
1-е техническое обслуживание (TO1);
2-е техническое обслуживание (ТО2);
3-е техническое обслуживание (ТО3);
техническое обслуживание перед текущим ремонтом (ТОт);
техническое обслуживание перед капитальным ремонтом (ТОк);
текущий ремонт (Рт);
капитальный ремонт (Рк);
неплановый ремонт (Рн).
3.2. Техническое обслуживание
3.2.1. Техническое обслуживание линий проводят с целью поддержания работоспособности и исключения или сокращения числа отказов и включает: TO1, ТО2, ТО3, ТОт, ТОк.
3.2.2. TO1 может проводиться перед, после, в начале или в конце смены. Для специальных линий TO1 должно проводиться с периодичностью, определенной технологическим процессом и инструкцией по эксплуатации.
3.2.3. К работам по TO1 относятся:
контроль и регулировка пусковых и управляющих устройств, блоков и механизмов;
контроль и регулировка инструментальных блоков;
пополнение или замена смазки, контроль и регулировка смазочных систем;
чистка линии;
чистка фильтров, маслоотстойников гидропривода, технологических емкостей;
контроль и регулировка электрооборудования;
обработка моющими растворами и дезинфекция деталей и сборочных единиц, предусмотренных технологическим процессом на конкретную линию;
контроль за соблюдением правил эксплуатации, безопасности и промсанитарии.
3.2.4. В ТО2, кроме работ, предусмотренных ТО1, должны входить:
контроль технического состояния и замена поврежденных и выработавших свой ресурс захватных органов;
контроль технического состояния деталей и сборочных единиц автоматов питания, питающих устройств, лотков, дозирующих устройств и их регулировка;
контроль крепления деталей стаканов, кулачков, копиров, кронштейнов, шкивов, звездочек, зубчатых колес, электродвигателей, редукторов, насосов и т.д.;
контроль и регулировка натяжения конвейерных устройств, транспортных лент и т.п.;
контроль и регулировка электропрерывателей, электромагнитов, синхронизаторов, датчиков и других элементов электроавтоматики;
смазка реек, ползунов, кулачков, подшипников скольжения, осей и роликов ползунов, осей ориентаторов роторов питания, звездочек, зубчатых колес;
контроль и регулировка предохранительных и разгрузочных клапанов гидросистем.
3.2.5. В ТО3, кроме работ, предусмотренных ТО2, должны входить:
контроль технического состояния и замена изношенных зубчатых колес, звездочек, собачек, губок, осей, ползунов, шпонок, роликов, реек, кулачков и т.п.;
частичная разборка инструментальных блоков и замена изношенных деталей;
контроль технического состояния и регулировка конвейерных устройств, составных частей главного привода линий, центрирование на совпадение позиций роторов;
частичная разборка фильтров и промывка их составных частей;
осмотр и контроль технического состояния устройств подачи технологических средств (помп, насосов, коммуникаций);
осмотр плоского гидравлического распределителя гидропривода, гидрокоммуникаций;
контроль наличия и пополнение смазки в редукторах.
3.3. Техническое обслуживание перед текущим или капитальным ремонтами
3.3.1. Техническое обслуживание перед текущим или капитальным ремонтами проводят с целью определения фактического технического состояния линии, сбора информации об износе и повреждении деталей и сборочных единиц.
3.3.2. В ТОт, кроме работ, предусмотренных ТО2, должны входить:
контроль технического состояния сборочных единиц и деталей линии, подлежащих ремонту с составлением дефектной ведомости;
определение потребного количества и составление перечня материалов и запасных частей для ремонта линии;
составление перечня необходимой для ремонта оснастки.
3.3.3. В ТОк, кроме работ, предусмотренных ТОТ, должны входить:
определение объема и вида работ по ремонту, восстановлению и изготовлению наиболее трудоемких корпусных и базовых деталей и сборочных единиц.
3.4. Текущий ремонт
В Рт, кроме работ, предусмотренных ТО3, должны входить:
частичная разборка питающих, транспортных и технологических роторов и автоматов питания, ремонт изношенных и поврежденных деталей и сборочных единиц;
полная разборка и ремонт инструментальных блоков, шпиндельных головок, механической части запоминателей, синхронизаторов и других сборочных единиц электроавтоматики;
контроль технического состояния муфт и редукторов;
замена или пополнение смазки в опорных подшипниковых узлах роторов;
контроль технического состояния поршневой группы и уплотнительных элементов гидропривода.
3.5. Капитальный ремонт
В работы по Рк должны входить:
полная разборка и дефектация автомата питания, питателя, технологических и транспортных роторов, гидропривода и главного привода линии, конвейерных устройств, устройств подачи технологических средств и других механизмов линии;
контроль технического состояния и восстановление или замена корпусных и базовых деталей (блоков цилиндров, барабанов, валов, блокодержателей и т.п.);
разборка, чистка и ремонт или замена редукторов, муфт, фильтров, теплообменников, клапанов, вентилей, поршней, штоков и других сборочных единиц;
контроль технического состояния и ремонт электрооборудования, средств автоматики и управления, высокочастотного оборудования;
контроль технического состояния и ремонт гидрокоммуникаций;
ремонт ограждений, блокировочных и предохранительных устройств;
полная чистка, промывка и окраска линии;
пуско-наладочные работы, обкатка линии на холостом ходу и под нагрузкой;
сдача линии с оформлением приемо-сдаточного акта.
3.6. Неплановый ремонт
3.6.1. При выполнении Рн составляется аварийный акт.
3.6.2. Трудоемкость неплановых ремонтов линий должна составлять не более 15 - 20 % среднегодовой трудоемкости всех видов технического обслуживания и плановых ремонтов.
3.7. Техническое обслуживание и ремонт линий проводят по документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602-68.
Структура технического обслуживания и ремонта линий между капитальными ремонтами должна соответствовать табл. 2.
Таблица 2
Структура работ |
Количество работ между капитальными ремонтами |
|||||
ТО2 |
ТО3 |
ТОт |
ток |
Рт |
||
1; 2 |
Рк → [(ТО2 - ТО3) ´ 11 - ТОт - Рт] ´ 4 - (ТО2 - ТО3) ´ 11 - ТОк → Рк |
55 |
55 |
4 |
1 |
4 |
3 |
Рк → [(ТО2 - ТО3) ´ 11 - ТОт - Рт] ´ 5 - (ТО2 - ТО3) ´ 11 - ТОк → Рк |
66 |
66 |
5 |
5 |
|
4; 5 |
Рк → [(ТО2 - ТО3) ´ 5 - ТОт - Рт] ´ 9 - (ТО2 - ТО3) ´ 5 - ТОк → Рк |
50 |
50 |
9 |
9 |
|
6 |
Рк → [(ТО2 - ТО3) ´ 5 - ТОт - Рт] ´ 11 - (ТО2 - ТО3) ´ 5 - ТОк → Рк |
60 |
60 |
11 |
11 |
5.1. Периодичность технического обслуживания и ремонта при работе линии с установленным коэффициентом технического использования должна соответствовать табл. 3.
Таблица 3
Периодичность |
капитального ремонта, ч |
|||
технического обслуживания, ч |
текущего ремонта, ч |
|||
ТО2 |
ТО3 |
|||
1; 2 |
150 |
300 |
3600 |
18000 |
3 |
21600 |
|||
4; 5 |
1800 |
18000 |
||
6 |
21600 |
5.2. Продолжительность выполнения технического обслуживания и ремонта зависит от категории сложности линии, количественного состава и квалификации персонала ремонтных служб, разработки и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение качества, сокращение сроков и трудоемкости ремонтных работ.
6.1. Категория сложности ремонта линии представляет собой сумму категорий сложности ремонта ее составляющих сборочных единиц, определяемых отдельно для механической и электрической частей линии.
6.2. Категорию сложности ремонта механической части линии (RM) в ЕРС определяют как сумму категорий сложности ее составляющих сборочных единиц по формуле
где Rр - категория сложности ремонта технологических роторов;
Rт - категория сложности ремонта транспортных роторов;
Ra - категория сложности ремонта автоматов питания;
Rк - категория сложности ремонта конвейерных устройств;
Rп - категория сложности ремонта главного привода линии;
a1 - коэффициент, учитывающий число позиций только технологических роторов, категории сложностей ремонта которых приведены в табл. 4 и 5;
a2 - коэффициент, учитывающий однотипность сборочных единиц;
п - число однотипных сборочных единиц, шт.
6.3. Категория сложности ремонта технологических роторов с механическим, гидравлическим и гидромеханическим приводами исполнительных органов должна соответствовать табл. 4.
Таблица 4
Категория сложности ремонта Rр, ЕРС |
||||||||||
Технологическое усилие ротора, кН |
||||||||||
До 5 |
Св. 5 до 10 |
Св. 10 до 20 |
Св. 20 до 40 |
Св. 40 до 60 |
Св. 60 до 90 |
Св. 90 до 150 |
Св. 150 до 200 |
Св. 200 |
||
Механический |
односторонний |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
двухсторонний |
2,5 |
4,0 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Механический с наклонной шайбой |
односторонний |
- |
- |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
- |
- |
- |
двухсторонний |
- |
- |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
- |
- |
- |
|
Гидравлический |
односторонний |
- |
- |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
8,0 |
9,0 |
11,0 |
двухсторонний |
- |
- |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
10,0 |
11,0 |
13,0 |
|
Гидромеханический |
односторонний |
- |
- |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
7,0 |
9,0 |
двухсторонний |
- |
- |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
6.4. Категория сложности ремонта Rр в ЕРС технологических роторов для обработки резанием Rр, ЕРС:
для технологического ротора с приводом предметов производства - 5,0;
для технологического ротора с приводом инструмента - 7,0;
для технологического ротора с приводом инструмента и предмета производства - 9,0.
6.5. Категория сложности ремонта Rр в ЕРС прочих технологических роторов с начальным диаметром:
до 300 включ. - 1,5;
св. 300 до 600 » - 2,0;
» 600 » 900 » - 2,5;
» 900 - 3,0.
6.6. Категория сложности ремонта транспортных роторов должна соответствовать табл. 5.
Таблица 5
Категория сложности ремонта Rт, ЕРС |
||||
Число позиций ротора, шт. |
||||
До 9 |
Св. 9 до 12 |
Св. 12 до 18 |
Св. 18 |
|
Транспортные роторы без поворотных и с поворотными захватными органами, не изменяющие высоты траектории потока |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
2,0 |
Транспортные роторы с плавающими захватными органами и с поворотными захватными органами, изменяющие высоту траектории потока |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
6.7. Категория сложности ремонта автоматов питания должна соответствовать табл. 6.
Таблица 6
Категория сложности ремонта Ra, ЕРС |
||
Привод |
||
индивидуальный |
от главного привода линии |
|
Дисковый с шибером |
2,5 |
2,0 |
Дисковый без шибера с диаметром диска, мм: |
||
до 300 включ. |
1,8 |
1,2 |
св. 300 » 600 » |
2,5 |
1,5 |
» 600 |
3,5 |
2,5 |
Вибрационный с диаметром бункера, мм: |
||
до 200 включ. |
0,8 |
- |
св. 200 » 500 » |
1,5 |
- |
» 500 |
2,5 |
- |
6.8. Категория сложности ремонта Rк конвейерных устройств на 100 звеньев для шага в мм:
до 31,75 включ. - 0,3;
св. 31,75 » 50,80 » - 0,6;
» 50,80 » 101,60 » - 1,5;
» 101,60 - 2,2.
6.9. Категория сложности ремонта Rп главного привода линии на 10 кинематических пар при числе редукторов:
1 - 0,8;
2 - 1,0;
3 - 1,2;
св. 3 до 5 включ. - 1,5;
» 5 - 2,0.
6.10. Коэффициент a1, учитывающий число позиций технологических роторов с односторонним приводом исполнительных органов:
до 6 - 1,0;
св. 6 » 12 - 1,15;
» 12 » 18 - 1,20;
» 18 - 1,25.
Коэффициент a1, учитывающий число позиций технологических роторов с двухсторонним приводом исполнительных органов для числа позиций ротора:
до 6 - 1,1;
св. 6 » 12 - 1,20;
» 12 » 18 - 1,25;
» 18 - 1,30.
6.11. Коэффициент a2, учитывающий число однотипных сборочных единиц в линии:
1 - 1,0;
2 - 0,95;
3 - 0,9;
св. 3 до 5 - 0,8;
» 5 » 10 - 0,75;
» 10 - 0,65.
6.12. Электрооборудование и составные части электроавтоматики, установленные непосредственно на линии или вынесенные на отдельный пульт управления, характеризуются большим диапазоном ресурса работы, разнообразием технических требований по их обслуживанию, проверке, регулировке, а также высоким уровнем ремонтопригодности.
Расчет категории сложности ремонта электрической части (Rэ) в ЕРС может быть определен путем сравнения с аналогичной линией или ориентировочно по формуле:
где R1 - категория сложности ремонта электродвигателей;
R2 - категория сложности ремонта электрошкафов и пультов управления, определяется по формуле
где к - коэффициент, учитывающий число электрошкафов и пультов управления в линии:
к = 0,1 - при числе электрошкафов и пультов управления свыше 2;
к = 0,3 - при числе электрошкафов и пультов управления не более 2;
п1 - число установленных в электрошкафах и в пультах управления магнитных пускателей, пакетных выключателей, переключателей, рубильников, предохранителей, реле всех назначений, кнопочных станций, сигнальной арматуры, выпрямителей трансформаторов и т.п.;
0,08 - коэффициент, установленный эмпирически;
R3 - категория сложности ремонта электроаппаратуры;
R4 - категория сложности ремонта высокочастотного генератора;
т - число линий, обслуживаемых высокочастотным генератором, шт.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ИСПОЛНИТЕЛИ
Л.Н. Кошкин, д-р техн. наук; Н.В. Волков, канд. техн. наук (руководитель темы); Е.Ф. Кузнецов; В.В. Дудкин
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.08.88 № 2831
3. Срок проверки - 1992 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта |
|
ГОСТ 2.602-68 |
СОДЕРЖАНИЕ
3. Виды и содержание работ по техническому обслуживанию и ремонту линий. 2 |