МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАШИННАЯ ГРАФИКА Термины и определения Information processing systems. Computer
graphics. |
ГОСТ |
Дата введения 01.07.88
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов приведены в табл. 2 - 3.
4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
Определение |
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
|
1. Машинная графика Computer graphics |
Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные |
2. Линейная графика Line graphics |
Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных |
3. Растровая графика Raster graphics |
Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам |
4. Команда визуализации Display command |
Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных |
5. Абсолютная команда визуализации Absolute command |
Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты |
6. Относительная команда визуализации Relative command |
Команда визуализации, в которой используются относительные координаты |
7. Адресуемость Addressability |
Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства |
8. Адресуемая позиция Addressable point |
Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|
9. Закодированное изображение Coded image |
Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ |
10. Абсолютная координата Absolute coordinate |
Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат |
11. Относительная координата Relative coordinate |
Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке |
12. Инкрементальная координата Incremental coordinate |
Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета |
13. Координата пользователя User coordinate |
Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств |
14. Мировая координата World coordinate |
Независимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных |
15. Координата устройства Device coordinate |
Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства |
16. Нормированная координата Normalized device coordinate |
Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство |
17. Примитив вывода Output primitive |
Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов |
18. Невидимая линия Hidden line |
Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта |
19. Каркасное представление Wire frame representation |
Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет |
20. Сегмент Segment |
Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода |
21. Маркер Marker |
Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации |
22. Примитив ввода Input primitive |
Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций |
23. Виртуальное пространство Virtual space |
Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств |
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|
24. Визуализация Display |
Визуальное представление данных |
25. Изображение Display image |
Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации |
26. Мягкая копия Soft copy |
Несохраняемое изображение графических данных |
27. Физическое пространство Device space |
Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства |
28. Пространство визуализации Display space |
Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений |
29. Пиксель Pixel |
Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения |
30. Абсолютный вектор Absolute vector |
Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах |
31. Относительный вектор Incremental vector |
Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки |
32. Величина инкремента Increment size |
Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации |
33. Растровая единица Raster unit |
Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей |
34. Шаг графопостроителя Plotter step size |
Величина инкремента на графопостроителе |
35. Гашение изображения Blanking |
Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов |
36. Мерцание изображения Blinking |
Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов |
37. Мигание изображения Flicker |
Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана |
38. Заворачивание изображения Wraparound |
Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА |
|
39. Поверхность визуализации Display surface |
Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе |
40. Графический терминал Display console |
Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода |
41. Растровый дисплей Raster display device |
Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики |
42. Векторный дисплей Directed beam display device |
Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой |
43. Запоминающая электроннолучевая трубка Storage tube |
По ГОСТ 13820 |
44. Плазменная панель Plasma panel |
Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации |
45. Барабанный графопостроитель Drum plotter |
Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане |
46. Планшетный графопостроитель Flatbed plotter |
Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных |
47. Растровый графопостроитель Raster plotter |
Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода |
48. Электростатический графопостроитель Electrostatic plotter |
Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов |
49. Пишущий узел графопостроителя Plotting head |
Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации |
50. Генератор символов Character generator |
Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое |
51. Штриховой генератор символов Stroke character generator |
Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий |
52. Точечный генератор символов Dot matrix character generator |
Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек |
53. Генератор кривых Curve generator |
Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое |
54. Генератор векторов Vector generator |
Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий |
55. Устройство ввода позиций УВП Locator |
Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции |
56. Шаровой указатель Control ball |
Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции |
57. Рычажный указатель Joy-stick |
Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции |
58. Устройство типа «колесо» «Колесо» Tumb wheel |
Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции |
59. Устройство типа «мышь» «Мышь» «Mouse» |
Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес |
60. Планшет Tablet |
Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения |
61. Устройство указания Pick device |
Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента |
62. Световое перо Light-pen |
Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации |
63. Световая кнопка Light button |
Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания |
64. Устройство ввода чисел Valuator |
Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа «колесо», потенциометр |
65. Устройство ввода альтернативы Choice device |
Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура |
66. Устройство ввода последовательности позиций Stroke device |
Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью |
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
|
67. Повторная генерация изображения Image regeneration |
Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти |
68. Регенерация Refresh |
Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым |
69. Частота регенерации Refresh rate |
Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с |
70. Эхо Echo |
Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода |
71. Курсор Cursor |
Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция |
72. Трассировка Tracking |
Перемещение символа трассировки |
73. Символ трассировки Tracking symbol |
Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции |
74. Указание световым пером Light-pen detection |
Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации |
75. Символ прицеливания Aiming symbol |
Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера |
76. Обнаруживаемый элемент Detectable element |
Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания |
77. Метод резиновой нити Rubber-banding |
Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными |
78. Рисование Inking |
Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге |
79. Метод буксировки Dragging |
Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций |
80. Выделение Highlighting |
Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов |
81. Перенос Translating |
Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор |
82. Масштабирование Scaling |
Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям |
83. Поворот Rotation |
Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси |
84. Зеркальное отражение Mirroring |
Поворот примитивов вывода на 180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации |
85. Окно Window |
Заданная часть виртуального пространства |
86. Поле вывода Viewport |
Заданная часть пространства визуализации |
87. Видовое преобразование Viewing transformation |
Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода |
88. Отсечение Clipping |
Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области |
89. Экранирование Schielding |
Подавление примитивов вывода или их частей, падающих внутрь заданной области |
90. Прокручивание Scrolling |
Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают |
91. Вертикальное прокручивание Rolling |
Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз |
92. Трансфокация Zooming |
Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям |
93. Кувыркание Tumbling |
Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве |
94. Панорамирование Panning |
Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода |
95. Фоновое изображение Background image |
Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций |
96. Накладываемое изображение Foreground image |
Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях |
97. Типовая форма Form overlay |
Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту |
98. Визуализация типовой формы Form flash |
Визуальное представление типовой формы |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Номер термина |
|
Адресуемость |
|
Вектор абсолютный |
|
Вектор относительный |
|
Величина инкремента |
|
Визуализации |
|
Визуализация типовой формы |
|
Выделение |
|
Гашение изображения |
|
Генератор векторов |
|
Генератор кривых |
|
Генератор символов |
|
Генератор символов точечный |
|
Генератор символов штриховой |
|
Генерация изображения повторная |
|
Графика линейная |
|
Графика машинная |
|
Графика растровая |
|
Графопостроитель барабанный |
|
Графопостроитель планшетный |
|
Графопостроитель растровый |
|
Графопостроитель электростатический |
|
Дисплей векторный |
|
Дисплей растровый |
|
Единица растровая |
|
Заворачивание изображения |
|
Изображение |
|
Изображение закодированное |
|
Изображение накладываемое |
|
Изображение типовой формы |
|
Изображение фоновое |
|
Кнопка световая |
|
«Колесо» |
|
Команда визуализации |
|
Команда визуализации абсолютная |
|
Команда визуализации относительная |
|
Координата абсолютная |
|
Координата инкрементальная |
|
Координата мировая |
|
Координата нормированная |
|
Координата относительная |
|
Координата пользователя |
|
Координата устройства |
|
Копия мягкая |
|
Кувыркание |
|
Курсор |
|
Линия невидимая |
|
Маркер |
|
Масштабирование |
|
Мерцание изображения |
|
Метод буксировки |
|
Метод резиновой нити |
|
Мигание изображения |
|
«Мышь» |
|
Окно |
|
Отражение зеркальное |
|
Отсечение |
|
Панель плазменная |
|
Панорамирование |
|
Перенос |
|
Перо световое |
|
Пиксель |
|
Планшет |
|
Поворот |
|
Поверхность визуализации |
|
Позиция адресуемая |
|
Поле вывода |
|
Представление каркасное |
|
Преобразование видовое |
|
Примитив ввода |
|
Примитив вывода |
|
Прокручивание |
|
Прокручивание вертикальное |
|
Пространство виртуальное |
|
Пространство визуализации |
|
Пространство физическое |
|
Регенерация |
|
Рисование |
|
Сегмент |
|
Символ прицеливания |
|
Символ трассировки |
|
Терминал графический |
|
Трассировка |
|
Трансфокация |
|
Трубка запоминающая электронно-лучевая |
|
УВП |
|
Узел графопостроителя пишущий |
|
Указание световым пером |
|
Указатель рычажный |
|
Указатель шаровой |
|
Устройство ввода альтернативы |
|
Устройство ввода последовательности позиций |
|
Устройство ввода позиций |
|
Устройство ввода чисел |
|
Устройство типа «колесо» |
|
Устройство типа «мышь» |
|
Устройство указания |
|
Форма типовая |
|
Частота регенерации |
|
Шаг графопостроителя |
|
Экранирование |
|
Элемент обнаруживаемый |
|
Эхо |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Номер термина |
|
Absolute command |
|
Absolute coordinate |
|
Absolute vector |
|
Addressability |
|
Addressable point |
|
Aiming symbol |
|
Background image |
|
Blanking |
|
Blinking |
|
Character generator |
|
Choice device |
|
Clipping |
|
Coded image |
|
Computer graphics |
|
Control ball |
|
Cursor |
|
Curve generator |
|
Detectable element |
|
Device coordinate |
|
Device space |
|
Directed beam display device |
|
Display |
|
Display command |
|
Display console |
|
Display image |
|
Display space |
|
Display surface |
|
Dot matrix character generator |
|
Dragging |
|
Drum plotter |
|
Echo |
|
Electrostatic plotter |
|
Flatbed plotter |
|
Flicker |
|
Foreground image |
|
Form flash |
|
Form overlay |
|
Hidden line |
|
Highlighting |
|
Image regeneration |
|
Increment size |
|
Incremental coordinate |
|
Incremental vector |
|
Inking |
|
Input primitive |
|
Joy-stick |
|
Light button |
|
Light-pen |
|
Light-pen detection |
|
Line graphics |
|
Locator |
|
Marker |
|
Mirroring |
|
«Mouse» |
|
Normalized device coordinate |
|
Output primitive |
|
Panning |
|
Pick device |
|
Pixel |
|
Plasma panel |
|
Plotter step size |
|
Plotting head |
|
Raster display device |
|
Raster graphics |
|
Raster plotter |
|
Raster unit |
|
Relative command |
|
Relative coordinate |
|
Refresh |
|
Refresh rate |
|
Rolling |
|
Rotation |
|
Rubber-banding |
|
Scaling |
|
Schielding |
|
Scrolling |
|
Segment |
|
Soft copy |
|
Storage tube |
|
Stroke character generator |
|
Stroke device |
|
Tablet |
|
Tracking |
|
Tracking symbol |
|
Translating |
|
Tumbling |
|
Tumb wheel |
|
User coordinate |
|
Valuator |
|
Vector generator |
|
Viewing transformation |
|
Viewport |
|
Virtual space |
|
Window |
|
Wire frame representation |
|
World coordinate |
|
Wraparound |
|
Zooming |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта |
|
1, 2.1, 2.3 |
|
Вводная часть |
|
То же |
4. Переиздание