ГОСТ 25869-90
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ЗНАКИ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ПАССАЖИРСКОГО НАЗЕМНОГО
ТРАНСПОРТА, ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ
И ПАССАЖИРСКИХ СТАНЦИЙ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
Общие технические требования Distinctive signs and information
maintenance of travelling stock of passenger |
ГОСТ |
Дата введения 01.07.91
Настоящий стандарт распространяется на отличительные знаки таксомоторов (легковых, маршрутных) и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта общего пользования и устанавливает единые (общие) требования к отличительным знакам, указателям и схемам маршрутов, информационным табличкам автобусов, троллейбусов, трамваев, информационно-указательным знакам их остановочных пунктов, информационному оформлению пассажирских станций.
1.1. Отличительный знак предназначен для обеспечения сигнальное™ и опознаваемости в общем транспортном потоке.
1.2. Отличительным знаком таксомоторов является символика таксомоторных перевозок - композиция из черных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке, наносимая на опознавательный фонарь оранжевого цвета, устанавливаемый на крыше автомобиля.
Изображение и основные размеры знака, наносимого на опознавательный фонарь таксомоторов, приведены в приложении 1, расположение отличительного знака - в приложении 2.
1.3. По показателям внешнего вида отличительный знак должен соответствовать III классу ГОСТ 23852.
1.4. Символику таксомоторных перевозок наносят на опознавательный фонарь эмалью холодной сушки черного цвета.
1.5. Потеки и распылы краски при нанесении изображения символики отличительного знака на поверхность опознавательного фонаря не допускаются.
2.1. Информационное обеспечение автобусов, троллейбусов, трамваев (далее - подвижного состава) должно содержать объем информации для пассажиров по вопросам организации их перевозки.
Информационное обеспечение подвижного состава производят посредством звуковой и визуальной информации.
2.2. Звуковую информацию осуществляет водитель подвижного состава или автоинформатор по громкоговорящей связи с целью четкого и своевременного оповещения пассажиров о наименованиях остановочных пунктов, своевременности оплаты проезда, возможных пересадках и т. д.
Информацию передают на двух языках - национальном языке союзной республики и русском.
2.3. Визуальную информацию наносят на указателях, схемах маршрутов и информационных табличках подвижного состава.
2.4. Указатели маршрутов подвижного состава должны содержать информацию о номерах маршрутов, названиях начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктах.
2.5. По месту расположения на подвижном составе указатели маршрутов (далее - указатели) подразделяют на передние, боковые и задние.
В автобусах пригородных маршрутов на переднем указателе наносят номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов.
В автобусах междугородных и дальнего следования на переднем указателе наносят только названия начального и конечного остановочных пунктов.
В автобусах, следующих по маршруту с ограниченным числом остановок и с оплатой проезда по повышенному тарифу, на переднем указателе наносят номер маршрута, названия начального и конечного остановочных пунктов и надпись «Экспресс». Допускается наносить на переднем указателе только надпись «Экспресс».
Передний указатель, освещаемый в темное время суток, устанавливают в специальной нише, предусмотренной конструкцией подвижного состава. При отсутствии ниши допускается установка переднего указателя внутри салона на специальном держателе за ветровым стеклом, при условии обеспечения требований необходимой обзорности с места водителя в соответствии с ГОСТ 28070*.
____________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51266-99.
2.7. На боковых указателях городских и пригородных маршрутов указывают их номера, названия начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктов.
В автобусах междугородных и дальнего следования на боковых указателях наносят названия начальных и конечных остановочных пунктов. Допускается наносить названия одного или двух основных промежуточных остановочных пунктов.
В автобусах экспрессных маршрутов на боковых указателях наносят их номера, названия начальных и конечных остановочных пунктов и, над ними, надпись «Экспресс».
В автобусах РАФ, используемых в качестве таксомоторов, на боковых указателях наносят номера маршрутов, названия начальных и конечных остановочных пунктов.
Боковые указатели следует устанавливать в специальных нишах, предусмотренных конструкцией подвижного состава.
При отсутствии ниш боковые указатели устанавливают возле входных дверей в специальных держателях снаружи у нижней окантовки оконного проема или внутри салона за боковым стеклом.
В двух- и трехвагонном подвижном составе боковые указатели устанавливают у входной двери каждого вагона. В сочлененном подвижном составе устанавливают один боковой указатель у задней входной двери.
2.8. На задних указателях указывают только номера маршрутов.
Задние указатели устанавливают в нишах, если это предусмотрено конструкцией, или в специальных держателях за задним стеклом.
В автобусах междугородного и дальнего следования задние указатели не устанавливают.
2.9. Указатели маршрутов изготовляют заводы - изготовители подвижного состава; они входят в комплект поставки. Допускается боковые указатели изготовлять транспортным предприятиям.
При отсутствии в конструкции подвижного состава специальных ниш для указателей, заводы-изготовители должны устанавливать для них специальные держатели.
Держатели должны обладать жесткостью крепления и удобством замены указателей в процессе эксплуатации.
2.10. На передних и боковых указателях названия остановочных пунктов должны наноситься на двух языках в две строки: верхняя - на национальном языке союзной республики; нижняя - на русском языке.
2.11. Надпись «Экспресс» на переднем и боковом указателях наносят красной краской над наименованиями остановочных пунктов.
2.12. Освещение переднего и заднего указателей маршрутов, а также размеры информационных надписей на всех указателях маршрута следования должны обеспечивать их читаемость в светлое и темное время суток: на переднем и заднем номере маршрута с расстояния не менее 15 м, на боковом указателе - с расстояния не менее 3 м.
Читаемость информации определяют визуально в светлое и в темное время суток.
2.13. Схемы маршрутов, предназначенные для информации пассажиров о последовательности прохождения всех остановочных пунктов маршрута, устанавливают в салонах подвижного состава в местах, удобных для обозрения пассажирами.
На схеме маршрута наносят графическое изображение маршрута с названиями начального, конечного и всех промежуточных остановочных пунктов.
2.14. Информационные таблички, устанавливаемые в салонах, предназначены для информации пассажиров об организации их перевозки на данном виде подвижного состава.
2.15. Информационные таблички должны содержать следующий объем обязательной информации:
- инвентарный номер подвижного состава;
- индекс и номер телефона транспортного предприятия;
- места для пассажиров с детьми и инвалидов (для подвижного состава городских маршрутов);
- место расположения огнетушителя;
- место расположения кнопки экстренной остановки;
- место расположения аптечки;
- правила пользования подвижным составом;
- вход и выход;
- места аварийных выходов (через окна, двери, люки) с указанием способа их открывания.
2.16. Информационные надписи на табличках могут дополняться или заменяться соответствующими символическими изображениями (пиктограммами).
2.17. Фон указателей маршрута, схем маршрута, информационных табличек должен быть белого цвета, информационные надписи - черного цвета. Цветографическое решение пиктограмм - черно-белое или цветное.
Информационные надписи на табличках, обозначающих аварийные выходы, должны быть красного цвета.
2.18. Цветовое кодирование номеров маршрутов в указателях устанавливают республиканские министерства и ведомства по принадлежности вида транспорта.
3.1. Информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров данного пункта.
3.2. На остановочных пунктах устанавливают информационно-указательные знаки по ГОСТ 10807, имеющие поле знака и информационное поле.
На поле знака наносят условное изображение подвижного состава - автобуса, троллейбуса, трамвая, таксомотора. Условное изображение автобуса и троллейбуса одинаковое.
3.3. На информационном поле указывают наименование остановочного пункта и номер маршрута.
Вся остальная информация должна наноситься на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним - в месте, удобном для обозрения.
3.4. Информация должна содержать: номер маршрута, наименования начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава.
3.5. При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах.
3.6. Информация на остановочных пунктах автобусов, троллейбусов междугородного и пригородного сообщений должна содержать наименование остановки, начального и конечного пунктов следования и время отправления.
На остановочных пунктах подвижного состава экспрессного сообщения на информационно-указательном знаке остановочного пункта над наименованием остановки наносят красной краской надпись «Экспресс».
Примеры расположения информации на остановочных пунктах приведены в приложении 3.
3.7. Допускается в верхней части информационного поля, над знаком изображения вида подвижного состава, наносить наименование организации, ответственной за санитарное состояние данного остановочного пункта.
3.8. Информацию об изменении порядка движения подвижного состава в воскресные и праздничные дни дают в виде примечания к основной информации.
3.9. Наименования остановочных пунктов на информационном поле и информационной табличке наносят на двух языках: в верхней строке - на национальном языке союзной республики, в нижней - на русском языке.
3.10. Информационно-указательные знаки остановочных пунктов должны изготовляться по ГОСТ 10807 и устанавливаться на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного состава или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость.
3.11. Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж - по ГОСТ 9.104.
3.12. Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.
3.13. Надписи и цифры на указателях маршрута следования наземного пассажирского транспорта, знаках остановочных пунктов следует выполнять по ГОСТ 10807.
4.1. Информационное обеспечение пассажирских станций (вокзалов) для автобусов, троллейбусов, трамваев (далее - пассажирских станций) предназначено для своевременной информации пассажиров по всем вопросам, относящимся к процессу их перевозки с данной пассажирской станции.
4.2. По способу передачи информацию пассажирской станции подразделяют на визуальную и звуковую.
4.3. Обязательная визуальная информация пассажирской станции должна наноситься на таблицы, схемы, указатели и включать в себя:
- план пассажирской станции;
- схему маршрутов следования;
- расписания движения, отправления и прибытия подвижного состава с указанием номеров платформ;
- таблицы стоимости проезда и провоза багажа;
- правила перевозки пассажиров и багажа;
- схему расположения и нумерацию мест в подвижном составе различных моделей;
- план эвакуации пассажиров, персонала и имущества пассажирской станции в случае пожара и других стихийных бедствий;
- указатели и справочные таблицы, содержащие информацию о месте расположения и порядке работы служебных помещений станции: касс продажи билетов, камер хранения ручной клади, аптеки и т. д.
4.4. На плане пассажирской станции схематически изображают расположение всех служебных, пассажирских и вспомогательных помещений.
4.5. Схемы маршрутов следования схематически изображают направления движения подвижного состава.
4.6. Расписание движения предназначено для информации пассажиров об остановках на пассажирской станции проходящего подвижного состава с указанием номера платформы, номера рейса, времени прибытия и отправления.
4.7. Расписание отправления (прибытия) предназначено для информации пассажиров о номере рейса, номере платформы, времени отправления (прибытия) подвижного состава.
4.8. Указатели предназначены для информации пассажиров в зоне посадочных площадок пассажирских станций о номерах платформ, номерах рейсов подвижного состава, конечных пунктах маршрутов, времени отправления.
4.9. В справочных таблицах указывают время работы билетных касс, камер хранения ручного багажа, ресторана (буфета), комнаты матери и ребенка и т.д. Информационные надписи на справочных таблицах могут дополняться или заменяться пиктограммами.
4.10. Помимо обязательной информации на пассажирской станции может быть помещена дополнительная информация:
- расписания движения других видов транспорта, которыми пассажиры могут воспользоваться в данном населенном пункте;
- адреса и номера телефонов гостиниц;
- о проезде к железнодорожным вокзалам, аэропортам;
- виды дополнительных услуг, оказываемых на станции пассажирам (предварительный заказ билетов, бронирование билетов, прием заказов на таксомоторы, экскурсии и т.д.).
4.11. На фасаде здания пассажирской станции должна быть расположена надпись «Станция» («Вокзал») и ее наименование.
4.12. Снаружи здания у входа в пассажирскую станцию помещают табличку с информацией о принадлежности станции к министерству (ведомству) и режим ее работы.
4.13. Надписи на таблицах, расписаниях, указателях должны выполняться на двух языках в две строки: верхняя - на национальном языке союзной республики, нижняя - на русском языке.
4.14. Звуковую информацию на пассажирских станциях осуществляют через систему громкоговорящей связи. Посредством ее пассажиров информируют о прибытии и отправлении подвижного состава, о наличии билетов, об отмене или задержке рейса, о назначении дополнительного рейса и т. д.
Звуковая информация должна быть четкой, лаконичной и исчерпывающей.
4.15. Звуковая информация на пассажирской станции должна осуществляться на двух языках: на национальном языке союзной республики и русском языке.
4.16. Схемы маршрутов и расписания движения на пассажирских станциях должны располагаться внутри помещений в местах, удобных для обозрения.
4.17. Справочные таблицы должны располагаться непосредственно на дверях или местах расположения соответствующих служб пассажирских станций на высоте 1,5-2,0 м от уровня пола.
4.18. Цветографическое решение элементов информационного обеспечения пассажирских станций должно соответствовать общему интерьеру, обеспечивать четкость и выразительность подачи информации.
4.19. Размеры, расцветку таблиц, схем, указателей пассажирской станции устанавливают с учетом общей компановки, размеров здания, его архитектурных особенностей.
4.20. Элементы информационного обеспечения пассажирских станций должны изготовляться в климатическом исполнении УХЛ, категории размещения 1 - для указателей в зоне посадочных площадок и 2 - для схем маршрутов следования, расписаний движения, справочных таблиц и т.д. внутри помещений по ГОСТ 15150.
легковых таксомоторов
маршрутных таксомоторов
1. Указатель остановки автобусов |
2. Указатель остановки троллейбусов |
3. Указатель остановки трамваев |
4.
Указатель остановки городских автобусов |
5.
Указатель остановки междугородных |
6.
Указатель остановки маршрутных |
7. Указатель остановки легковых такси |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством транспорта УССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 12.03.90 № 395
3. ВЗАМЕН ГОСТ 25869-83
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2001 г.
СОДЕРЖАНИЕ