ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
КАБИНА
САМОЛЕТА
ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ
И АВАРИЙНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСТ 24396-88
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ Общие требования к размещению
основных и Aircraft cabin for two pilots. |
ГОСТ |
Дата введения 01.07.89
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.
Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами.
Термины и их пояснения приведены в приложении.
1. Размещение органов управления должно соответствовать указанному на черт. 1 и в табл. 1.
-Черт. 1
Выполняемая функция |
Местоположение органов управления |
Оператор |
Примечание |
|
1 |
Управление по каналам тангажа и крена |
Штурвал самолета |
Левый и правый летчики |
- |
2 |
Управление по каналу курса |
Педали управления |
Левый и правый летчики |
- |
3 |
Управление режимами работы двигателей |
Центральный пульт |
Левый и правый летчики |
- |
4 |
Управление колесами передней опоры шасси на режимах взлета и посадки |
Педали управления |
Левый и правый летчики |
|
5 |
Управление торможением колес шасси |
Педали управления |
Левый и правый летчики |
- |
6 |
Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (электрическое) |
На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
При использовании стабилизатора для балансировки по усилиям орган управления триммером руля высоты (механизмом триммерного эффекта) допускается только как резервный под пломбой. В этом случае орган управления триммером руля высоты следует располагать вблизи органов управления 15 и 16 |
7 |
Управление углом установки стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений |
На центральном пульте кабины в зоне, установленной для рычага 15 |
Левый и правый летчики |
|
8 |
Управление оперативным отключением автопилота от системы штурвального управления |
На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
- |
9 |
Аварийное отключение автопилота |
На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
При наличии оперативного отключения автопилота размещать на штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика |
10 |
Управление выпуском штанги дозаправки топливом в полете |
На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
- |
11 |
Управление выпуском тормозного парашюта |
На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
- |
12 |
Управление открытием огня |
На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
- |
13 |
Включение радиосвязи |
На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
- |
14 |
Включение внутрисамолетной связи |
На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую, руку для правого летчика |
Левый и правый летчики |
Допускается объединение органов управления 13 и 14 |
15 |
Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (механическое) |
В средней части центрального пульта кабины слева и справа или только слева в зависимости от расстояния между летчиками в зоне II, допускается в зоне I |
Левый и правый летчики |
При наличии двух органов управления каждый летчик управляет одним |
16 |
Управление балансировкой по усилиям в канале крена |
В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II, допускается в зоне III |
Левый и правый летчики |
- |
17 |
Управление балансировкой по усилиям в канале курса |
В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее, за органом управления 16 в зоне III, допускается в зоне II |
Левый и правый летчики |
- |
18 |
Управление аварийным рассоединением проводок управления самолетом |
В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II |
Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее место которого размещено у центрального пульта кабины летчиков и ориентировано лицом по направлению полета; (далее - третий член экипажа} |
- |
19 |
Управление закрылками и предкрылками |
В средней части центрального пульта кабины, справа от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I |
Левый и правый летчики |
Допускается наличие раздельного (основного) управления закрылками и предкрылками |
20 |
Управление интерцепторами, воздушными тормозами |
В средней части центрального пульта кабины слева от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I |
Левый и правый летчики |
- |
21 |
Управление стреловидностью крыла |
В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I |
Левый летчик |
- |
22 |
Управление уборкой и выпуском шасси |
В левой части правой приборной доски, правой части центральной приборной доски летчиков |
Правый летчик |
При установке на приборной доске летчиков шести многофункциональных экранных индикаторов допускается установка органа управления в передней части верхнего пульта летчиков или под ним |
23 |
Рулежное управление колесами передней опоры шасси |
На левом пульте в зоне II |
Левый летчик |
При необходимости для обеспечения удобства руления орган управления устанавливается у правого летчика |
24 |
Управление аварийным торможением колес шасси |
В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I |
Левый летчик |
- |
25 |
Управление остановом двигателей |
В средней части центрального пульта кабины слева и справа или сзади органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
Допускается объединять с органами управления режимами работы двигателей. При наличии в составе экипажа бортинженера с основным рабочим местом у борта необходима установка резервных органов останова двигателей на его рабочем месте |
26 |
Управление реверсом тяги |
В средней части центрального пульта кабины непосредственно перед органами управления режимами работы двигателей или на них в зоне I |
Левый и правый летчики |
- |
27 |
Управление запуском двигателей в воздухе |
На верхнем пульте летчиков в зоне II. Допускается установка на центральном пульте кабины |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
- |
28 |
Включение режимов системы автоматического управления |
На козырьке приборной доски летчиков |
Левый и правый летчики |
Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, а козырьке приборной доски устанавливают два пульта - для левого и правого летчиков. Для летчиков, одетых в летние костюмы, допускается установка на козырьке одного пульта |
29 |
Строевое управление автопилотом |
В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II |
Левый и правый летчики |
- |
30 |
Управление отключением автомата тяги |
На органах управления режимами работы двигателей |
Левый и правый летчики |
Для левого летчика - на крайнем левом органе, для правого - на крайнем правом |
31 |
Управление противопожарной системой |
На верхнем пульте летчиков в зоне I или II |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
- |
32 |
Управление перекрывными топливными кранами (перед двигателями) |
В зоне, установленной для органов останова двигателей. Зона II |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
Если перекрывные топливные краны закрываются только в случае пожара, то органы управления ими следует размещать на щитке управления противопожарной системой 31 или вблизи него |
33 |
Переключение системы приемников воздушного давления на резервное питание |
На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III |
Левый и правый летчики |
- |
34 |
Управление открытием аварийного люка |
На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III |
Левый и правый летчики |
- |
35 |
Включение сигнализации об аварийных выходах, об аварийном покидании самолета |
На левом пульте в зоне II, допускается в зоне III |
Левый летчик |
- |
36 |
Управление аварийным сбросом давления в кабине |
На верхнем пульте в зоне II |
Правый летчик, третий член экипажа |
- |
Допускается на правом пульте |
Правый летчик |
|||
37 |
Управление внешним светотехническим оборудованием |
На верхнем пульте летчиков в зоне I, допускается в зоне II |
Правый летчик |
- |
38 |
Управление флюгированием винтов маршевых двигателей |
На верхнем пульте летчиков в зоне II, допускается на центральном пульте кабины в зоне II отдельно или совместно с органами управления 25 |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
- |
Примечания:
1. В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т. д., отдельные органы управления могут не устанавливаться на рабочем месте летчика. При отсутствии какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления должно быть сохранено.
2. Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям (электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6. Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в каналах крена и курса, место его размещения - как органа управления 16.
2. Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей, органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении укороченной колонки с миништурвалом относительно точки S должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.
* Размер для справок.
А - точка проекции линии, соединяющей середины обеих
рукояток штурвала при нейтральном положении поверхностей управления тангажом и
креном самолета;
В - точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении
линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали;
D - центр рукояток органов управления режимами работы
двигателей в положении «малый газ»;
S - теоретическая точка взаимного пересечения трех
плоскостей: плоскости симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки
при среднем положении кресла по вертикали;
1 - регулировка педалей; 2 - перемещение педалей
Черт. 2
Таблица 2
Размеры, мм
Расстояние
|
Расстояние
|
L, |
L1 |
L2 |
a |
||||||
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
||
Обычный |
340 |
+40 |
415 |
+25 -100 |
630 |
325 |
±10 |
640 |
±40 |
45° |
+7° |
-50 |
-3° |
||||||||||
Миништурвал на укороченной колонке |
210 |
+90 -10 |
565 |
325 |
+10 |
540 |
±20 |
53° |
±2° |
3. При применении укороченной колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50 %.
4. Органы управления размещают в пределах зон функциональной досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в зависимости от назначения самолета.
5. Органы управления, случайное воздействие на которые может привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить возможность непроизвольного их перемещения.
6. Расстояние между двумя органами управления, расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие на них летчика при работе в перчатках.
7. Органы управления должны быть установлены так, чтобы при их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки летчика и удобное приложение усилий.
8. Размещение органов управления в технически обоснованных случаях может уточняться решением макетной комиссии.
9. Размещение органов управления одного наименования и назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать расположению управляемых объектов на самолете.
10. Расстояние между границей зон I, II и точкой S (черт. 2) должно быть 400 мм, а между границей зон II, III и точкой 5 - 150 мм.
ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
Термин |
Пояснение |
Основной орган управления |
Орган управления, используемый членом экипажа при нормальном функционировании бортовых систем или агрегатов самолета |
Аварийный орган управления |
Орган управления, используемый в аварийной ситуации |
Резервный орган управления |
Орган управления, используемый для приведения в действие резервной системы в случае отказа (невозможности использования) основной системы |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ИСПОЛНИТЕЛИ
Г.Ф. Шитиков, канд. техн. наук (руководитель темы); В.А. Каряка; А.Л. Луговенко; В.В. Коренков; И.В. Диденко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88 №2238
3. Срок проверки - 1994 г.; периодичность проверки - 5 лет