ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ.
ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОСТ 22653-77
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
МОСКВА
РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)
Зам. директора по научной работе В.А. Петрушов
Руководитель темы Ю.П. Назаров
Исполнители: С.А. Шуклин, В.С. Никандров
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности
Член Коллегии И.В. Орлов
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)
Директор М.А. Довбенко
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 августа 1977 г. № 1925
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ. ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Automobiles.
Parameters of trafficability. |
ГОСТ |
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 августа 1977 г. № 1925 срок введения установлен
с 01.07 1978 г.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения параметров проходимости автомобиля.
Установленные настоящим стандартом термины и определения обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены «Ндп».
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В стандарте приведено справочное приложение терминов, относящихся к проходимости автомобилей.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, недопустимые синонимы - курсивом.
Термин |
Определение |
Часть массы автомобиля, создающая нормальные нагрузки ведущих колес автомобиля |
|
Отношение сцепной массы автомобиля к массе автомобиля |
|
3. Дорожный просвет автомобиля Ндп. Клиренс |
Расстояние от одной из наиболее низко расположенных точек автомобиля до опорной поверхности |
Расстояние от крайней точки контура передней (задней) выступающей части автомобиля по длине до плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры передних (задних) колес автомобиля |
|
5. Угол переднего (заднего) свеса автомобиля Ндп. Угол въезда Угол съезда Передний (задний) угол проходимости Передний (задний) угол свеса |
Угол между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям наружных диаметров передних (задних) колес и проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого угла |
6. Продольный радиус проходимости автомобиля Ндп. Радиус продольной проходимости |
Радиус цилиндра, касательного к окружностям, описанным динамическим радиусом соседних колес, наиболее разнесенных по базе, и проходящего через точку контура нижней части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого цилиндра |
Наибольший угол подъема, имеющего протяженность не менее двойной длины автомобиля, и ровную опорную поверхность, преодолеваемого автомобилем без использования инерции, нарушений условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения |
|
Наибольший угол косогора с ровной опорной поверхностью, преодолеваемого автомобилем бокового без скольжения колес более чем на ширину профиля шины и без нарушения условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения |
|
Номинальная мощность двигателя, отнесенная к полной массе автомобиля |
|
Мощность, равная сумме мощностей сопротивления качению колес автомобиля |
|
Мощность, равная сумме мощности сопротивления качению автомобиля и мощности, затрачиваемой на преодоление трения в трансмиссии и сопротивлений подъему, инерции, воздуха и прицепа |
|
Часть мощности сопротивления качению автомобиля, затрачиваемая на деформирование опорной поверхности движителем автомобиля |
|
Сила тяги автомобиля, равная сумме сил тяги ведущих колес автомобиля |
|
Сила тяги автомобиля, равная разности между полной силой тяги автомобиля, равномерно движущегося по горизонтальной опорной поверхности, и суммой силы сопротивления воздуха движению автомобиля и толкающих сил ведомых колес автомобиля |
|
Отношение свободной силы тяги автомобиля к полной массе автомобиля |
|
Сила, приложенная к автомобилю со стороны прицепа |
|
Сила тяги на крюке автомобиля, отнесенная к полной массе автомобиля |
|
Мощность, равная произведению силы тяги на крюке автомобиля на скорость движения автомобиля |
|
Мощность, равная отношению тяговой мощности на крюке автомобиля к полной массе автомобиля |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Клиренс 3
Коэффициент свободной тяги автомобиля 15
Коэффициент сцепной массы автомобиля 2
Мощность на крюке автомобиля тяговая 18
Мощность на крюке автомобиля тяговая удельная 19
Масса автомобиля сцепная 1
Мощность автомобиля удельная 9
Мощность колееобразования автомобилем 12
Мощность сопротивления движению автомобиля 11
Мощность сопротивления качению автомобиля 10
Просвет автомобиля дорожный 3
Радиус продольной проходимости 6
Радиус проходимости автомобиля продольный 6
Свес автомобиля передний (задний) 4
Сила тяги автомобиля полная 13
Сила тяги автомобиля свободная 14
Сила тяги на крюке автомобиля 16
Сила тяги на крюке автомобиля удельная 17
Угол въезда 5
Угол переднего (заднего) свеса автомобиля 5
Угол преодолеваемого автомобилем косогора наибольший 8
Угол преодолеваемого автомобилем подъема наибольший 7
Угол проходимости передний (задний) 5
Угол свеса передний (задний) 5
Угол съезда 5
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Термин |
Определение |
1. Буксование автомобиля |
Буксование ведущих колес автомобиля |
2. Юз автомобиля |
Движение автомобиля при наличии юза колес |