ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 20772-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading, transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic parameters and sizes. General technical requirements |
ГОСТ Взамен |
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. № 2457 срок введения установлен
Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта СССР от 26.09.86 № 2893 срок действия продлен
с 01.07.82
до 01.07.90
* Переиздание (март 1989 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС 12-86).
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на полевые сборно-разборные трубопроводы.
Стандарт не распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов, самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с присоединительными устройствами типа МПТ.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Условный проход Dу |
Условное давление ру, МПа |
Присоединительные размеры |
Область применения |
Назначение |
|
1 - резьбовое |
25 |
0,4; 0,63 |
Рекомендуемое приложение 1 |
Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов |
Для соединения с деталями сливно-наливных систем |
40; 50* |
Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных судов |
||||
65* |
Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резино-тканевых резервуаров |
||||
2-фланцевое |
80; 100; 150 |
1,0; 1,6 |
Рекомендуемое приложение 1 |
Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов |
Для соединения с ответными фланцами трубопроводной арматуры и шлангующими устройствами (стендерами) |
100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500 |
Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских, речных нефтеналивных судов и береговых трубопроводов |
||||
3 - раструбное |
100; 150; 200 |
6,3 |
Рекомендуемое приложение 1 |
Полевые сборно-разборные трубопроводы и патрубки их средств перекачки |
Для соединения трубопроводов |
4 - механические захваты |
150; 175; 200 |
0,4; 1,0 |
Установки для слива-налива нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн |
Для соединения с универсальными приборами железнодорожных вагонов цистерн и автоцистерн (при нижнем сливе-наливе) |
|
65; 80; 100 |
0,4 |
- |
Установки для нижнего слива-налива автоцистерн и резервуаров |
Для соединения с универсальными приборами железнодорожных вагонов-цистерн и автоцистерн (при нижнем сливе-наливе) |
|
5 - гидропневматические захваты |
80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500 |
1,0; 1,6 |
ГОСТ 19762-81 |
Стендеры |
Для соединения с приемо-отливными патрубками судовой грузовой системы |
Примечания:
1. Отклонение от соосности отверстий соединительных частей типа - 2 по ГОСТ 14140-81.
2. Соединения с условными проходами Dy 65 и 80 мм должны иметь в комплекте переходники на фланцевое соединение Dy 100 мм.
3. Область применения указанных типов может быть расширена по согласованию с заказчиком.
4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.
Материалы и покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.
Материалы и покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при ударе.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в табл. 1.
2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные давления по ГОСТ 356-80.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
2.3б. Минимальное разрушающее давление для вновь проектируемых присоединительных устройств должно быть равно четырехкратному номинальному давлению.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.
2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов инструмента и надорванных или смятых витков.
2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в зависимости от области применения должно обеспечивать:
а) взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;
б) удобство обслуживания;
в) искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.
2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:
возможность подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения дополнительных устройств, деталей и инструментов;
пропускание нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива автоцистерн;
автоматическое закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую отсоединение наконечника при открытых клапанах.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива.
Требования к береговому причальному оборудованию, обеспечивающему безопасное проведение грузовых операций, должны соответствовать правилам, действующим на различные виды транспорта для наливных грузов.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.9. Показатели надежности следует устанавливать в научно-технической документации на конкретные типы присоединительных устройств.
(Новая редакция, Изм. № 2).
2.10. Место установки присоединительного устройства на автомобильных средствах заправки, транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика. Основные размеры расположения присоединительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 2.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее 575 мм.
Таблица 2
Значения, м, для |
||
автомобильных средств заправки и транспортирования |
средств перекачки |
|
1. Расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли |
От 0,7 до 1,5 |
От 0,5 до 1,5 |
2. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до плоскости, определяющей наружный габарит |
От 0,2 до 0,5 |
- |
3. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более |
0,3 |
- |
Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и рекомендуемому приложению 3.
Таблица 3
Значения, м, при грузоподъемности, т |
||||||
До 6000 включ. |
Св. 6000 до 16000 включ. |
Св. 16000 до 25000 включ. |
Св. 25000 до 63000 включ. |
Св. 60000 до 160000 включ. |
Св. 160000 |
|
1. Расстояние между центрами фланцев, не менее |
1,0 |
1,1 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
2. Расстояние от центров фланцев |
||||||
до рабочей площадки, не менее |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
до палубы, не более |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
3. Расстояние от привалочной плоскости фланца до борта |
2,0 ± 1,0 |
2,5 ± 1,0 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
Примечание. Внешние присоединительные фланцы приемно-отливных патрубков судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.1. Должно быть исключено попадание посторонних предметов внутрь присоединительных устройств в нерабочем и транспортном положениях.
3.2. При осуществлении сливо-наливных операций с нефтью и нефтепродуктами технические средства заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения должны быть надежно заземлены.
3.3. Усилия на рукоятках (маховиках) присоединительных устройств не должны быть более 160 Н.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4. Допускаемые нагрузки присоединительных устройств типа 5 на фланцы грузовых и бункеровочных линий нефтеналивных судов - по ГОСТ 19762-81.
Рекомендуемое
Резьбовые соединения с Dу 25; 40 и 50 мм
Условный проход Dу |
D 8g |
d Н12 |
d1 Н14 |
d2 Н14 |
d3 h14 |
l |
l1 |
l2 |
25 |
М42×2 |
32 |
23 |
35 |
31 |
3 |
16 |
18 |
40 |
М56×3 |
42 |
33 |
45 |
41 |
3 |
16 |
18 |
50 |
М68×3 |
56 |
46 |
60 |
55 |
4 |
20 |
20 |
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Черт. 1
Резьбовое соединение с Dу 65 мм
Исполнение 1
Исполнение 2
* Размер для справок.
Черт. 2
Примечание. Резьбу М85×3 для вновь проектируемых изделий применять не допускается.
(Новая редакция, Изм. № 2).
Фланцевое соединение с Dy 80, 100, 150 мм
d |
d1 |
D |
l |
|
Пред. откл. по h14 |
||||
80 |
72 |
82 |
100 |
4,5 |
100 |
98 |
108 |
132 |
6,5 |
150 |
144 |
154 |
190 |
10,5 |
(Измененная редакция, Изм. № 2).
* Размер для справок.
Черт. 3
Раструбное соединение с Dy 100; 150; 200 мм
* Размер для справок.
Условный проход Dу |
d |
d1 |
d2 |
d3 |
d4 |
d5 |
d6 |
D |
L |
L1 |
h14 |
Н12 |
h14 |
||||||||
100 |
97,6 |
102 |
108,1 |
114 |
110 |
113,7 |
130,8 |
146 |
77 |
56 |
150 |
145,6 |
152 |
160 |
168 |
162 |
166,8 |
185,8 |
203 |
92 |
67 |
200 |
212 |
219 |
225 |
239 |
233 |
237 |
255 |
273 |
108 |
81 |
Продолжение
Условный проход Dу |
L2 H14 |
L3 H14 |
L4 h12 |
L5 H12 |
L6
|
L7 H12 |
L8
|
100 |
8 |
5 |
29 |
20 |
13 |
7 |
7 |
150 |
9 |
6 |
38 |
20 |
22 |
8 |
12 |
200 |
9 |
8 |
50 |
20 |
31 |
9,0 |
21 |
Черт. 4
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
Приложение 2. (Исключено, Изм. № 2).
2. Гидропневматические захваты
Примечание. Допускается применение переходников.
(Новая редакция, Изм. № 2).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типы, основные параметры и размеры.. 2 Приложение 1 Присоединительные размеры резьбовых, фланцевых и раструбных соединений. 5 |