государственный стандарт
союза сср
СИСТЕМА
ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
ГОСТ 20334-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Показатели эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности Motor vehicle maintenance and repair
system. |
ГОСТ Взамен |
Переиздание. Январь 1991 г.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. № 5620 срок введения установлен
с 01.01.83
1. Настоящий стандарт устанавливает основные и дополнительные показатели эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП) изделий автомобильной техники - неполно-приводных и полноприводных автомобилей (грузовых, легковых и автобусов), прицепов и полуприцепов (далее - изделий) для регламентированных условий эксплуатации.
2. Основные показатели ЭТ и РП изделия приведены в таблице, дополнительные показатели - в рекомендуемом приложении.
3. Оценку показателей ЭТ и РП изделия следует проводить на этапах разработки, модернизации, эксплуатации и капитального ремонта.
4. По результатам оценки показателей ЭТ и РП изделия на основе опыта их эксплуатации разработчики или предприятия-изготовители составляют программу обеспечения ЭТ и РП в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79, включающую следующие работы:
подбор и анализ исходных материалов;
выбор аналогов (прототипов)/если такие имеются;
анализ ЭТ и РП изделия и аналогов;
разработка мероприятий по улучшению ЭТ и РП изделия;
отработка конструкции изделия на ЭТ и РП;
определение значений показателей ЭТ и РП изделия и аналогов.
Обозначение |
Определение |
|
Периодичность технического обслуживания, тыс. км |
Lто |
|
Разовая оперативная трудоемкость ежедневного технического обслуживания, чел. ч |
SЕО |
Средняя оперативная трудоемкость выполнения одного ежедневного технического обслуживания |
Удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания, |
|
|
Удельная оперативная трудоемкость текущего ремонта, |
|
|
Примечание. Дифференцированный анализ эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности может производиться по показателям, определенным отдельно по основным сборочным единицам и системам и по основным видам работ технического обслуживания (ТО) и ремонта автомобилей аналогично приведенным в ГОСТ 27.003-90. |
5. Результаты оценки ЭТ и РП изделия следует включать в акты приемки изделий.
6. Для дифференцированной оценки ЭТ и РП изделий в ходе исследования допускается применять дополнительные показатели, приведенные в приложении.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ
Обозначение |
Определение |
|
ПОКАЗАТЕЛИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ |
||
Удельная оперативная продолжительность капитального ремонта1, |
|
|
Удельная оперативная трудоемкость капитального ремонта1, |
|
|
Коэффициент оперативной трудоемкости капитального ремонта изделия |
Кк.р |
Отношение средней оперативной трудоемкости капитального ремонта к средней оперативной трудоемкости изготовления изделия |
Удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания, отнесенная к номинальному значению его основного параметра2, |
Rт.о |
- |
Удельная оперативная трудоемкость текущего ремонта, отнесенная к номинальному значению его основного параметра, |
Rт.р |
|
Уровень ремонтопригодности изделия по техническому обслуживанию |
Ку.т.о |
Показатель ремонтопригодности по техническому обслуживанию, определяемый относительно соответствующего заданного значения или базового показателя ремонтопригодности |
Уровень ремонтопригодности изделия по текущему ремонту |
Ку.т.р |
Показатель ремонтопригодности изделия по текущему ремонту, определяемый относительно соответствующего значения или базового показателя |
ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ |
||
Разовая оперативная трудоемкость изделия по ТО-1, чел. ч |
SТО-1 |
Средняя оперативная трудоемкость одного ТО-1 |
Разовая оперативная трудоемкость изделия по ТО-2, чел. ч |
SТО-2 |
Средняя оперативная трудоемкость одного ТО-2 |
Разовая оперативная трудоемкость изделия сезонного технического обслуживания, чел. ч |
Sco |
Средняя оперативная трудоемкость одного сезонного обслуживания |
Коэффициент доступности изделия при техническом обслуживании |
Кд.т.о |
|
Коэффициент доступности изделий при текущем ремонте |
Кд.т.р |
|
Удельное число операций при техническом обслуживании изделия по видам работ |
По |
Число регламентированных операций по видам работ (смазочным, крепежным, регулировочным), отнесенное к 1000 км пробега |
Число марок применяемых топливо-смазочных материалов |
nм |
Суммарное число марок применяемых топливо-смазочных материалов, рекомендуемых эксплуатационной документацией предприятия-изготовителя без учета заменителей и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте |
Число марок применяемых технических жидкостей |
nж |
Суммарное число марок применяемых технических жидкостей, рекомендуемых эксплуатационной документацией предприятия-изготовителя без учета заменителей и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте |
Коэффициент применяемости инструмента изделия |
Кп |
Отношение количества инструмента к общему количеству точек, для которых этот инструмент предназначен в процессе ТО и ТР |
1) Показатели включают удельные оперативные продолжительность и трудоемкость выполнения только разборочно-сборочных операций при капитальном ремонте. 2) За основной параметр следует принимать основной конструктивный или эксплуатационный параметр, предусмотренный технической документацией на изделие. |