ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
САМОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ
И ТРАНСПОРТНЫЕ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА,
СОЗДАВАЕМОГО
НА МЕСТНОСТИ
ГОСТ 17228-87
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
САМОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ Допустимые уровня шума, создаваемого на местности Passenger and transport aeroplanes. Acceptable noise levels on ground |
ГОСТ |
Дата введения 01.07.88
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого дозвуковыми пассажирскими и транспортными самолетами с турбореактивными или турбореактивными двухконтурными двигателями всех массовых категорий (далее - реактивные самолеты), с длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) более 610 м, а также самолетами с поршневыми, турбовинтовыми и турбовинтовентиляторными двигателями со взлетной массой более 9000 кг (далее - винтовые самолеты), на местности в контрольных точках при исходных условиях, установленных ГОСТ 17229-85.
Стандарт не устанавливает допустимые уровни шума в качестве норм шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов (эти нормы регламентируются ГОСТ 22283-76).
1.1. Шум, создаваемый самолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPNдБ, установленных ГОСТ 17229-85.
1.2. Максимально допустимые уровни шума устанавливают для контрольных точек, местоположение которых указано в таблице.
Этап полета |
Местоположение контрольных точек |
Взлет |
Точка на линии, параллельной оси ВПП, отстоящей на расстоянии 450 м от оси ВПП, в которой уровень шума от взлетающего самолета достигает максимального значения (методика определения положения указанной точки и методы определения уровней шума по ГОСТ 17229-85). |
Набор высоты |
Точка на продолжении оси ВПП в направлении полета на расстоянии 6500 м от начала разбега самолета |
Заход на посадку |
Точка на продолжении оси ВПП в направлении против полета на расстоянии 2000 м до порога ВПП под траекторией снижения на посадку. На ровной местности она соответствует точке, расстояние от которой до глиссады 3°, начинающейся в пределах ВПП на расстоянии 300 м и за ее порогом, составляет по вертикали 120 м. С целью определения эффективности эксплуатационных процедур, используемых для снижения шума при заходе на посадку, наряду с измерениями шума в указанной точке следует измерять шум в точке, расположенной на удалении 4000 м от порога ВПП |
1.3. В случае, когда ожидаемые уровни шума, создаваемого самолетом при взлете и наборе высоты, могут быть сопоставимы с уровнями фонового шума, допускается измерять шум в контрольных точках, расположенных сбоку от оси ВПП на удалении 350 м (вместо 450 м) и 4500 м от начала разбега (вместо 6500 м). Методы приведения полученных результатов к условиям п. 1.2 настоящего стандарта подлежат согласованию с органом, ответственным за сертификацию. Указанные рекомендации относятся обычно к самолетам с высокими летно-техническими характеристиками при взлете и максимальной взлетной массой до 40 - 50 т.
2.1. Требования настоящего стандарта устанавливают для самолетов, относящихся к одной из следующих категорий:
2.1.3. Модифицированные варианты реактивных самолетов по п. 2.1.2, а также винтовых самолетов со взлетной массой более 9000 кг, техническое задание на разработку которых утверждено после 01.01.90.
2.1.4. Модифицированные варианты всех реактивных, а также винтовых самолетов, к которым не применяют требования ГОСТ 23023-85, в отношении которых сертифицирующими органами принята заявка на выдачу дополнения к сертификату летной годности при изменении типовой конструкции или выполнена другая аналогичная установленная процедура в период после 26.11.81 и до 01.01.90.
Если период между подачей заявки на получение сертификата летной годности типа и его выдачей какому-либо самолету данного типа превышает пять лет, то при определении даты применяемости требований стандарта к этому самолету следует использовать пятилетний срок, предшествовавший дате выдачи сертификата на этот самолет.
Максимально допустимые уровни шума, в зависимости от максимальной взлетной массы самолета m (в килограммах), не должны превышать значений, устанавливаемых в формулах пп. 2.2 - 2.4.
Максимально допустимые уровни шума даны для исходных атмосферных условий в соответствии с ГОСТ 17229-85.
2.2. Для новых реактивных и винтовых самолетов, включая их модифицированные варианты по п. 2.1.1, максимально допустимые уровни шума для различных этапов полета не должны превышать значений, указанных в формулах 1 - 5 (приложения 1 и 4):
в точке сбоку от ВПП на расстоянии 450 м от ее оси при взлете самолета
в точке по оси ВПП при наборе высоты (для условий МСА, см. разд. 2 ГОСТ 17229-85):
для двухдвигательного самолета
(2)
для трехдвигательного самолета
(3)
для четырехдвигательного самолета
(4)
в точке по оси ВПП при заходе самолета на посадку
2.3. Для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов по пп. 2.1.2 и 2.1.3 максимально допустимые уровни шума для различных этапов полета не должны превышать значений, указанных в формулах 6 - 10 (приложения 2 и 5):
в точке сбоку от ВПП на расстоянии 450 м от ее оси при взлете самолета
в точке по оси ВПП при наборе высоты (для условий МСА, см. разд. 2 ГОСТ 17229-85):
для двухдвигательного самолета
(7)
для трехдвигательного самолета
(8)
для четырехдвигательного самолета
(9)
в точке по оси ВПП при заходе самолета на посадку
2.4. Для модифицированных вариантов реактивных и винтовых самолетов по п. 2.1.4 максимально допустимые уровни шума не должны превышать значений, указанных в формулах 11 - 15 (приложения 3 и 6);
в точке сбоку ВПП на расстоянии 450 м от ее оси при взлете самолета
в точке по оси ВПП при наборе высоты (для условий МСА, см. разд. 2 ГОСТ 17229-85)
для двухдвигательного самолета
(12)
для трехдвигательного самолета
(13)
для четырехдвигательного самолета
(14)
в точке по оси ВПП при заходе самолета на посадку
2.5. Расчет максимально допустимых уровней шума по формулам 1 - 15, приведенным в пп. 2.2 - 2.4, проводят с округлением конечного результата до 0,1 EPNдБ.
2.6. Сертификацию по шуму новых и модифицированных типов воздушных судов проводят до начала их регулярной эксплуатации. Сроки сертификации по шуму новых, модифицированных и эксплуатирующихся типов воздушных судов определяют планом-графиком, утвержденным Минавиапромом и МГА.
2.7. На основании положительных результатов сертификационных испытании самолета по шуму на местности оформляют сертификат по шуму на тип воздушного судна, в котором указывают наименование органа, выдавшего сертификат; основные летно-технические характеристики, включая максимальные взлетные и посадочные массы самолета, для которых определены эффективные уровни воспринимаемого шума, определенные в соответствии с ГОСТ 17229-85 значения эффективных уровней воспринимаемого шума и значения 90 %-ного доверительного интервала для каждой из трех контрольных точек и сопоставлении с уровнями, установленными настоящим стандартом, а также условия обеспечения в эксплуатации указанных в сертификате уровней. Стандартная форма сертификата приведена в приложении 7. Основание для выдачи сертификата - заявка головного предприятия-исполнителя, представление Минавиапрома и МГА СССР (форма дана в приложении 8), отчет и заключение по результатам акустических испытаний самолета Сертификат по шуму на тип - основание для оформления Удостоверения о годности каждого экземпляра воздушного судна по шуму, стандартная форма которого представлена в приложении 9 к настоящему стандарту.
3.1. Разрешается превышать максимально допустимые уровни шума в одной или двух контрольных точках:
суммарное превышение допустимых уровней в двух контрольных точках для самолетов по пп. 2.2 - 2.4 не должно быть более 3 EPNдБ;
превышение допустимых уровней шума в любой отдельной взятой контрольной точке для самолетов по пп. 2.2 - 2.4 не должно быть более 2 EPNдБ.
Превышение допустимых уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума в другой точке или точках.
3.2. Фактические уровни шума, измеренные по ГОСТ 17229-85 при сертификационных летных испытаниях самолета и соответствующих условиям его повседневной эксплуатации на внутренних и внешних авиалиниях Аэрофлота, сопоставляют с максимально допустимыми уровнями шума, регламентируемыми настоящим стандартом. Указанная информация - неотъемлемая часть отчета и заключения по результатам акустических испытаний самолета.
В отчете по результатам сертификационных испытаний самолета в качестве обязательной информации приводят расчетно-экспериментальные зависимости изменения шума в EPNдБ и дБА с расстоянием до самолета для характерных режимов работы двигателей при его взлете и посадке.
3.3. Форму представления информации об основных характеристиках самолета, прошедшего сертификационные испытания по шуму, включая сопоставление зарегистрированных уровней шума с максимально допустимыми уровнями в соответствии с требованиями настоящего стандарта приводят для реактивных и винтовых самолетов соответственно в приложениях 10 и 11.
В указанных стандартных формах графу «Вид информации» заполняют в виде одной буквы в соответствии со схемой:
А - результаты сертификационных испытаний;
В - результаты измерений с использованием точных методик, аналогичных сертификационным, но не применяемых специально для целей сертификации;
С - расчетные данные по результатам предварительных летных испытаний;
D - ориентировочные значения уровней шума;
Е - информация, полученная на основе параметрических исследований.
Обязательное
Максимально допустимые значения уровней шума для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, включая их модифицированные варианты, по п. 2.1.1 настоящего стандарта
Максимальная взлетная масса - m, кг |
19300 |
35000 |
280000 |
400000 |
|||||||||||
17000 |
28600 |
48100 |
385000 |
||||||||||||
Шум при взлете сбоку от оси ВПП (450 м) EPNдБ. |
92 |
8,507lgm + 53,345 |
101 |
||||||||||||
Шум при наборе высоты, EPNдБ |
nдв ≤ 2 |
85 |
13,289lgm + 22,774 |
97 |
|||||||||||
nдв = 3 |
85 |
13.289lgm +25,774 |
100 |
||||||||||||
nдв ≥ 4 |
85 |
13,289lgm + 28,774 |
103 |
||||||||||||
Шум при заходе на посадку, EPNдБ. |
96 |
7,751lgm + 62,779 |
105 |
||||||||||||
Обязательное
Максимально допустимые значения уровней шума для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, по пп. 2.1.2 и 2.1.3 настоящего стандарта
Максимальная взлетная масса т, кг |
20200 |
35000 |
280000 |
400000 |
|||||||||
28600 |
48100 |
385000 |
|||||||||||
Шум при взлете сбоку от оси ВПП (450 м), EPNдБ |
94 |
8,507lgm + 55,345 |
103 |
||||||||||
Шум при наборе высоты, EPNдБ |
nдв ≤ 2 |
88 |
13,289lgm + 25,774 |
100 |
|||||||||
nдв = 3 |
88 |
13,289lgm + 28,774 |
103 |
||||||||||
nдв ≥ 4 |
88 |
13,289lgm + 30,774 |
105 |
||||||||||
Шум при заходе на посадку, EPNдБ. |
98 |
7,751lgm +62,779 |
105 |
||||||||||
Обязательное
Максимально допустимые значения уровней шума для модифицированных вариантов дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, по п. 2.1.4 настоящего стандарта
Максимальная взлетная масса m, кг |
35000 |
66720 |
280000 |
400000 |
||||||||||||
34000 |
48300 |
133450 |
325000 |
|||||||||||||
Шум при взлете сбоку от оси ВПП (450 м) EPNдБ |
97 |
8,507lgm + 58,345 |
106 |
|||||||||||||
Шум при наборе высоты, EPNдБ |
nдв ≤ 2 |
92 |
13,289lgm + 29,752 |
103 |
||||||||||||
nдв = 3 |
92 |
-16,611lgm + 16,727 |
13,289lgm + 32,752 |
106 |
||||||||||||
nдв ≥ 4 |
92 |
16,611lgm + 16,727 |
13,289lgm + 33,752 |
107 |
||||||||||||
Шум при заходе на посадку, EPNдБ |
101 |
7,751lgm + 65,778 |
108 |
|||||||||||||
Рекомендуемое
График зависимости максимально допустимых значений уровней шума от максимальной взлетной массы дозвуковых и винтовых самолетов по п. 2.1.1.
Черт. 1
Рекомендуемое
График зависимости максимально допустимых значений уровней шума от максимальной взлетной массы для дозвуковых реактивных и винтовых самолетов, включая их модифицированные варианты по пп. 2.1.2 и 2.1.3 настоящего стандарта.
Черт. 2
Рекомендуемое
График зависимости максимально допустимых значений уровней шума от максимальной взлетной массы для модифицированных вариантов дозвуковых реактивных и винтовых самолетов по п. 2.1.4. настоящего стандарта
Черт. 3
Обязательное
(Герб СССР) СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СЕРТИФИКАТ № ___________ Настоящий сертификат выдан __________________________________________________________________________ министерство-изготовитель на _______________________________________________________________________ тип гражданского воздушного судна Удостоверяется, что данный тип гражданского воздушного судна соответствует требованиям главы ... международных Стандартов и Рекомендуемой практики «Охрана окружающей среды», Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 «Авиационный шум» ... издание ... г. Уровни шума и их 90 %-ные доверительные пределы в контрольных точках на местности, определенные в соответствии с Приложением 16, для данного типа гражданского воздушного судна при максимальных взлетной ... кг и посадочной ... кг массах составляют: сбоку от ВПП (при взлете) _________________________________________________ при наборе высоты (при пролете) ___________________________________________ при заходе на посадку ____________________________________________________ Ограничения, условия и методы эксплуатации для обеспечения указанных уровней шума содержатся в эксплуатационной документации __________________________________________________________________________ тип гражданского воздушного судна ____________________ должность М.П. ____________________ подпись фамилия и. о. «___» ________ 19 __ г. |
Обязательное
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР И МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР ПРЕДСТАВЛЯЮТ __________________________________________________________________________ тип гражданского воздушного судна на получение Сертификата по шуму на местности По результатам летных акустических испытаний установлено соответствие данного типа гражданского воздушного судна требованиям главы ... международных Стандартов и Рекомендуемой практики «Охрана окружающей среды», Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 «Авиационный шум», ... издание ... г., при соблюдении ограничений; условий и методов летной эксплуатации, предусмотренных РЛЭ __________________________________________________________________________ тип гражданского воздушного судна (дополнениями к РЛЭ ______ от _____), введенным в действие «__» _____ 19 ___ г. Отчет по результатам летных акустических испытаний __________________________________________________________________________ тип гражданского воздушного судна и Заключение головного предприятия-исполнителя, ЛИИ, ГосНИИ ГА, устанавливающие соответствие данного типа гражданского воздушного судна требованиям указанных Стандартов по шуму, представлены в Госавиарегистр СССР.
М.П. Ответственный руководитель головного предприятия-исполнителя ___________________________ подпись фамилия и. о. «___» _________ 19 __ г. |
Обязательное
(Герб СССР) СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ УДОСТОВЕРЕНИЕ № 1 Государственно-регистрационный опознавательный знак _____________________ 2 Тип воздушного судна ___________________________________________________ 3 Серийный (заводской) номер _____________________________________________ 4 Категория _____________________________________________________________ 5 Номер Сертификата по шуму на местности на тип ГВС, дата выдачи 6 Настоящий документ удостоверяет соответствие ГВС требованиям главы международных Стандартов и Рекомендуемой практики «Охрана окружающей среды», Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 «Авиационный шум», издание _______ г. 7 Уровни шума и их 90 %-ные доверительные пределы в контрольных точках на местности, определенные в соответствии с Приложением 16, для данного типа ГВС при максимальных взлетной ____ кг и посадочной ____ кг массах составляют сбоку от ВПП (при взлете) _________________________________________________ при наборе высоты (при пролете) ___________________________________________ при заходе на посадку ____________________________________________________ 8 Воздушное судно соответствует указанным в п. 6 Стандартам при обязательном соблюдении ограничений, условий и методов эксплуатации, содержащихся в эксплуатационной документации ГВС Начальник инспекции (старший пилот инспектор) Управления гражданской авиации МП __________________________ подпись фамилия и. о. «____» __________ 19 __ г. |
Обязательное
ТИПОВАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНСТРУКТИВНЫХ, ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ САМОЛЕТОВ С РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ Заявитель Дата (месяц, год) Регистрационный № № листа Тип самолета Пункт предъявляемых требований ГОСТ (ИКАО, Приложение 16, том, глава, пункт) Максимальная взлетная масса, кг Максимальная посадочная масса, кг Число двигателей Тип двигателя Тяга двигателя в статических условиях, кН Степень двухконтурности Угол отклонения закрылок при взлете, град Максимальный угол отклонения закрылок при посадке, град. Установленные максимально допустимые уровни шума EPNL, EPNдБ взлет _____________________________________ набор высоты ______________________________ заход на посадку ___________________________ Фактические уровни шума FPNL для условий МСА + 10 °С и относительной влажности 70 %, EPNдБ, а также значения 90 % доверительного интервала, EPNдБ Взлет __________________________ удаление 450 м набор высоты _______________________ случай отказа двигателя градиент 4 % посадка удаление 2000 м удаление 4000 м Источник информации Дата Вид информации Примечания |
Обязательное
ТИПОВАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНСТРУКТИВНЫХ, ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВИНТОВЫХ САМОЛЕТОВ ТЯЖЕЛОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ САМОЛЕТ: Страна производства Год изготовления Тип Максимальная взлетная масса, кг ДВИГАТЕЛИ: Тип Число Мощность, кВт Режим работы n, об/мин Крутящий момент, Н ∙ м Температура газа Тг, °С Система выхлопа ВИНТЫ: Изготовитель Тип Максимальный диаметр, м Число лопастей Шаг Форма законцовки Число М конца лопасти РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ: Дата Ответственный за сертификат орган Средняя температура, °С Углы отклонения закрылков: набор высоты посадка Измеренный уровень шума (среднее значение ± доверительный интервал), дБА: набор высоты посадка сбоку от оси ВПП Норма шума ИКАО, EPNдБ: набор высоты посадка сбоку от оси ВПП ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Вид информации Примечания |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.08.87 № 3331
2. Срок первой проверки 1993 г.
Периодичность проверки 5 лет.
3. Стандарт полностью соответствует стандартам ИКАО по шуму (международные стандарты и рекомендуемая практика «Охрана окружающей среды» Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 «Авиационный шум» первое издание. Монреаль, 1981 г.).
4. ВЗАМЕН ГОСТ 17228-78
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
ГОСТ 22283-76 |
Вводная часть |
Вводная часть |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Единицы измерения шума и расположение контрольных точек на местности. 1 3. Допускаемые отклонения и форма представления результатов испытаний. 5 |