ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ
АВИАЦИОННЫЕ
понятия, состав и контроль массы
ГОСТ 17106-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ Понятия, состав и контроль массы Aircraft gas-turbine engines Concepts, composition and mass control |
ГОСТ |
Срок действия с 01.07.91
до 01.07.2001
Настоящий стандарт распространяется на все виды авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и устанавливает основные понятия, состав и требования к контролю массы авиационных ГТД.
Виды авиационных ГТД - по ГОСТ 23851.
1.1. На всех стадиях жизненного цикла авиационного ГТД необходимо руководствоваться следующими понятиями его массы:
1) сухая масса (Мдв с);
2) масса двигателя в реальной компоновке (Мдв рк);
3) поставочная масса (Мдв п).
Значения сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке задаются в тактико-техническом или техническом задании (ТТЗ или ТЗ) на его разработку.
Масса двигателя в реальной компоновке является основным (базовым) значением для расчета (формирования) поставочной массы.
1.2. При контроле массы двигателя необходимо руководствоваться следующими пояснениями:
1) сухая масса - масса двигателя без деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для его установки и эксплуатации на борту летательного аппарата (ЛА), для улучшения характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей;
2) масса двигателя в реальной компоновке - масса двигателя, соответствующая всем требованиям ТТЗ (ТЗ) на его разработку, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА;
3) поставочная масса - масса двигателя в реальной компоновке, укомплектованного деталями, сборочными единицами и агрегатами, предусмотренными в технических условиях (ТУ) на ГТД.
1.3. Определяющими принципами для включения массы деталей, сборочных единиц и агрегатов в массу двигателя являются:
1) в сухую массу - обеспечение работоспособности двигателя;
2) в массу двигателя в реальной компоновке - требования ТТЗ (ТВ).
1.4. Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, приведен в разд. 2.
1.5. Масса упаковочной тары с элементами крепления и консервации двигателя в контейнере, масса формуляра и сопроводительной документации, прикладываемых к двигателю, не включаются в его поставочную массу.
1.6. Значения сухой, поставочной массы и массы двигателя в реальной компоновке указывают в основных документах на двигатель, как указано ниже:
1) сухая масса двигателя, равная 1395 кг, - масса сухая двигателя 1395 кг по ГОСТ 17106;
2) поставочная масса двигателя, равная 2100 кг, - масса поставочная двигателя 2100 кг по ГОСТ 17106;
3) масса двигателя в реальной компоновке, равная 1731 кг, масса двигателя в реальной компоновке 1731 кг по ГОСТ 17106.
Наименование |
Масса в составе двигателя, % |
Дополнительные сведения |
|
Сухая |
В реальной компоновке |
||
УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЯ |
|||
1. Вентилятор с элементами его механизации |
100 |
100 |
|
2. Компрессор с опорами |
100 |
100 |
|
3. Механизация компрессора: кинематическая система управления поворотными лопатками направляющих аппаратов, клапаны и ленты перепуска воздуха |
100 |
100 |
|
4. Встроенное пылезащитное устройство (ПЗУ) |
Только детали, составляющие конструкцию компрессора |
100 |
|
5. Камера сгорания с пусковыми воспламенителями |
100 |
100 |
|
6. Турбина с опорами |
100 |
100 |
|
7. Форсажная камера |
100 |
100 |
|
8. Камера смешения ТРДД |
100 |
100 |
|
9. Смеситель камеры смешения |
100 |
100 |
|
10. Реактивное сопло: |
|||
1) осесимметричное круглое |
100 |
100 |
|
2) произвольной формы |
Кс×100 |
100 |
где Кс - коэффициент пропорционального распределения массы сопла; Мс.ос - масса осесимметричного круглого сопла, кг; Мс.пф - масса сопла произвольной формы |
3) внешние створки, упругие элементы |
- |
100 |
|
11. Корпус наружного контура ТРДД |
100* |
100 |
* - без обтекателя газогенератора, необходимого для формирования потока воздуха на борту ЛА и ТРДД с коротким каналом наружного контура |
12. Выхлопная удлинительная труба (патрубок, насадок), кожухи, дефлекторы |
- |
100 |
|
13. Реверс тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями |
- |
100 |
|
14. Устройство поворота вектора тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями |
- |
100 |
|
15. Коробка приводов агрегатов, устанавливаемая на двигатель с ведущей шестерней и рессорой центрального привода |
Кк.п×100 |
100 |
где Кк.п - коэффициент пропорционального распределения массы коробки приводов; Мкр.дв - крутящий момент, передаваемый на агрегаты, обслуживающие двигатель, кгс×см; Мкр.к.п - суммарное значение крутящего момента коробки приводов, кгс×см |
16. Редуктор ТВД, ТВВД, ТВЛД |
100 |
100 |
|
17. Переходник стыковки двигателя с воздухозаборником ЛА |
- |
100 |
|
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ |
|||
Система топливопитания, управления и автоматического регулирования |
|||
18. Агрегаты топливопитания и автоматического управления двигателя: основной насос (насос-регулятор), дополнительный подкачивающий насос, форсажный насос; гидравлические, воздушные, электрические и электронные регуляторы; ограничители режимов работы двигателя в комплекте с приводами, трубопроводами, электропроводкой и приемниками первичной информации |
100 |
100 |
|
19. Топливные коллекторы с рабочими форсунками основной и форсажной камер сгорания |
100 |
100 |
|
20. Трубопроводы, топливные фильтры в магистрали от подкачивающего насоса до коллекторов основной и форсажной камер |
100 |
100 |
|
21. Кинематическая система управления двигателем: |
|||
1) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления расходом топлива, механизацией вентилятора, компрессора, турбины и реактивного сопла в системе «насос-регулятор-двигатель» |
100 |
100 |
|
2) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления шагом воздушного винта и винтовентилятора |
- |
100 |
|
22. Единые электронные блоки управления двигателем и ЛА |
Купр×100 |
Купр×100 |
где Купр - коэффициент пропорционального распределения массы блоков управления; Пдв - количество функций, заведенных в блок для управления двигателем; п - общее количество функций блока |
23. Электрическая проводка от единого электронного блока управления двигателем и ЛА до исполнительного механизма на двигателе Масляная система и система суфлирования |
100 |
100 |
|
24. Масляный бак |
50 |
100 |
|
25. Элементы контроля заправки и наличия масла в баке |
- |
100 |
|
26. Маслоагрегат или нагнетающий, подкачивающий и откачивающий масляные насосы |
100 |
100 |
|
27. Воздухоотделитель (центробежный суфлер, сепаратор) с воздухоотводящим трубопроводом |
100 |
100 |
|
28. Топливомасляный (воздушномасляный) теплообменник |
100 |
100 |
|
29. Фильтры маслосистемы |
100 |
100 |
|
30. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей двигателя и редукторов |
100 |
100 |
|
31. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей в системе управления шагом воздушного винта, винтовентилятора и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА |
- |
100 |
|
Пусковая система |
|||
32. Пусковое устройство: электростартер, воздушный турбостартер, гидростартер, твердотопливный турбостартер |
100 |
100 |
|
33. Стартер-генератор, турбокомпрессорный стартер-энергоузел |
Кстг×100 |
100 |
где Кстг - коэффициент пропорционального распределения массы стартера-генератора; Nст - мощность, необходимая для запуска двигателя, кВт, Nг - мощность генератора, кВт |
34. Электрическая (электронная) панель автоматического запуска |
Ка.п×100 |
100 |
где Ка.п - коэффициент пропорционального распределения массы панели автоматического запуска, Пдв - количество функций, заведенных в панель управления двигателем, п - общее количество функций, выполняемых панелью |
35. Электрические (электронные), гидравлические и воздушные агрегаты системы запуска, установленные на двигателе |
100 |
100 |
|
36. Топливные трубопроводы, коллекторы и пусковые форсунки основной и форсажной камер |
100 |
100 |
|
Система зажигания |
|||
37. Агрегаты зажигания с элементами систем, обеспечивающими розжиг топливно-воздушной смеси в основной и форсажной камерах сгорания |
100 |
100 |
|
38. Коллекторы |
100 |
100 |
|
39. Электрическая проводка системы Система отбора воздуха |
100 |
100 |
|
40. Элементы конструкции, обеспечивающие работу пылезащитного устройства (ПЗУ) - отбор воздуха на ПЗУ |
- |
100 |
|
41. Элементы конструкции, обеспечивающие работу противообледенительной системы (ПОС) двигателя - отбор воздуха на ПОС |
100 |
100 |
|
42. Элементы конструкции, связанные с отбором воздуха в обеспечение устойчивой работы двигателя (дополнительно к клапанам или лентам перепуска в системе механизации компрессора) |
100 |
100 |
|
43. Элементы системы кондиционирования (СКВ) кабин ЛА - отбор воздуха на СКВ |
- |
Только неразъемные узлы конструкции корпусов двигателя |
|
44. Элементы конструкции, объединяющие отбор воздуха на нужды двигателя и ЛА |
Котб×100 |
Kотб.×100 |
где Котб. - коэффициент пропорционального распределения массы элементов конструкции отбора воздуха; Gотб.дв - расход воздуха на нужды двигателя, кг/с; Gотб. - суммарный расход воздуха через элемент конструкции на нужды двигателя и ЛА, кг/с |
45. Элементы системы отбора, установленные на двигателе и обеспечивающие работу систем ЛА |
- |
100 |
|
46. Элементы конструкции системы отбора воздуха на запуск соседнего двигателя электрические, гидравлические воздушные краны (заслонки) и клапаны, устанавливаемые на двигатель |
- |
100 |
|
Дренажная система |
|||
47. Дренажные клапаны (блоки дренажных клапанов) в системе автоматического регулирования двигателя - внутренняя система |
100 |
100 |
|
48. Бачки, краны, агрегаты возврата или утилизации дренированного топлива, трубопроводы и арматура дренажной системы двигателя - внешняя система |
100 |
100 |
|
Противообледенительная система |
|||
49. Элементы системы, составляющие конструкцию компрессора |
100 |
100 |
|
50. Элементы системы автоматического и ручного управления обогревом воздухозаборника и ПЗУ, устанавливаемые на двигатель, включая трубопроводы и электроразводку |
- |
100 |
|
СИСТЕМЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ДИАПАЗОН ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ |
|||
51. Система защиты двигателя от помпажа |
100 |
100 |
|
52. Система восстановления режима работы двигателя |
100 |
100 |
|
53. Элементы конструкции двигателя, предназначенные для снижения теплового (ИК) излучения |
- |
100 |
|
54. Система шумоглушения |
Только силовые элементы конструкции двигателя |
100 |
|
55. Система снижения уровня радиозаметности двигателя |
- |
100 |
|
56. Система форсирования двигателя впрыском жидкости |
- |
100 |
|
УЗЛЫ ПОДВЕСКИ ДВИГАТЕЛЯ |
|||
57. Несъемные узлы крепления двигателя к узлам подвески ЛА |
100 |
100 |
|
58. Специальные элементы подвески двигателя, обусловленные установкой его на различные типы ЛА |
- |
100 |
|
59. Технологические детали, установленные на двигатель для выполнения монтажных и демонтажных работ из ЛА |
- |
100 |
|
ПОКУПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ И ДР. |
|||
60. Механические (статические и динамические), электрические и электронные преобразователи (датчики), установленные на двигателе в системах управления и диагностирования (контроля параметров), включая трубопроводы и электроразводку |
100* |
100 |
* - за исключением датчиков и элементов системы контроля параметров, установленных по требованию разработчика ЛА |
61. Масла и другие жидкости в замкнутых системах двигателя |
- |
Кр.ж×100 |
где Кр.ж - коэффициент пропорционального распределения массы рабочих жидкостей; Мр.ж - масса рабочих жидкостей при номинальной заправке систем, кг; Мсл.ж - масса слитых жидкостей перед упаковкой двигателя для поставки, кг |
62. Масса двигателя, необходимая для усиления отдельных его деталей, в связи с установкой агрегатов, обслуживающих ЛА |
- |
100 |
Примечания:
1. Коэффициенты - Кс, Кк.п, Купр, Кстг, Котб, Кр.ж и распределение массы по пп. 54 и 62 подтверждаются расчетом.
2. При отсутствии в перечне какого-либо элемента конструкции конкретного двигателя включение его массы в сухую массу или массу двигателя в реальной компоновке должно осуществляться в соответствии с разд. 1.
3. Втулки и лопасти воздушного винта (винтовентилятора) с элементами крепления на выводном валу ТВД (ТВВД) в сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке не включаются.
2.2. Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, устанавливаемых на двигатель и предназначенных для обслуживания ЛА, устанавливается в ТУ на ГТД.
2.3. Спецификация сухой массы и массы разрабатываемого двигателя реальной компоновки должны соответствовать требованиям разд. 1 и п. 2.1.
3.1. Все двигатели серийного производства подлежат взвешиванию с определением поставочной массы и с записью в формуляр полученного ее значения.
3.2. Сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке следует оценивать не менее чем на трех двигателях опытного производства, на первых пяти двигателях каждого завода-изготовителя, на первых трех двигателях каждой серии (модификации) и не менее чем на одном двигателе в квартал при дальнейшем производстве и ремонте.
Полученные значения масс указывают в документах на двигатель.
3.3. Оценку сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке осуществляют на соответствие значениям, заданным в ТТЗ (ТЗ) на разработку двигателя.
3.4. Поставочную массу двигателя (Мдв.п) в килограммах определяют из соотношения
Мдв.п = Мдв.р.к + Магр,
где Мдв.р.к - масса двигателя в реальной компоновке;
Магр - масса деталей, сборочных единиц и агрегатов, установленных на двигатель в соответствии с ТУ на ГТД, кг.
3.5. Контроль поставочной массы осуществляют по технологической инструкции, разработанной изготовителем и согласованной с разработчиком и заказчиком двигателя.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Ю.А. Горбанев, З.А. Приорова, В.П. Пономарев
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.04.90 № 1067
3. Срок проверки - 1996 г.
4. ВЗАМЕН ГОСТ 17106-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
Вводная часть |
СОДЕРЖАНИЕ