МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ГОСТ
12.3.029-82, ГОСТ
12.3.030-83, ГОСТ
12.3.031-83,
ГОСТ
12.3.032-84, ГОСТ
12.3.033-84, ГОСТ
12.3.034-84,
ГОСТ
12.3.035-84, ГОСТ
12.3.036-84, ГОСТ
12.3.037-84,
ГОСТ
12.3.038-85, ГОСТ
12.3.039-85, ГОСТ
12.3.040-86,
ГОСТ
12.3.041-86, ГОСТ
12.3.042-88, ГОСТ
12.3.043-90,
ГОСТ
12.3.046-91
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ГОСТ
12.3.029-82,ГОСТ
12.3.030-83,ГОСТ
12.3.031-83,
ГОСТ
12.3.032-84,ГОСТ
12.3.033-84,ГОСТ
12.3.034-84,
ГОСТ
12.3.035-84,ГОСТ
12.3.036-84,ГОСТ
12.3.037-84,
ГОСТ
12.3.038-85,ГОСТ
12.3.039-85,ГОСТ
12.3.040-86,
ГОСТ
12.3.041-86,ГОСТ
12.3.042-88,ГОСТ
12.3.043-90,
ГОСТ
12.3.046-91
Москва
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
2001
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ В МОРЕ Требования безопасности Occupational safety standards system. Handling operations in the sea. Safety requirements |
ГОСТ |
Дата введения 01.01.83
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности проведения погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых в море на взаимоошвартованных судах промыслового флота. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3083-81.
1.1. Общие требования безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.009.
1.2. Погрузочно-разгрузочные работы в открытом море (в дрейфе, на ходу или стоянке на якорях) допускаются при наличии кранцевой защиты, специальных канатов для ошвартования согласно требованиям эксплуатационных документов и после завершения процесса швартования с учетом ограничений, приведенных в таблице.
Масса судна при осадке по грузовую марку, т |
Степень волнения моря, балл |
Высоты волны, м |
Характеристика волнения моря |
От 20 до 300 включ. |
3 |
От 0,75 до 1,25 включ. |
Значительное |
Св. 300 » 2000 » |
4 |
» 1,25 » 2,00 » |
» |
» 2000 |
5 |
» 2,00 »3,50 » |
Сильное |
Примечание
Ограничения определяют по судну меньшей массы.
1.3. При увеличении волнения моря погрузочно-разгрузочные работы на ошвартованных судах должны быть немедленно приостановлены, а суда должны отойти одно от другого на безопасное расстояние.
1.4. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ между ошвартованными судами должна постоянно поддерживаться радиосвязь.
1.5. Погрузочно-разгрузочные работы следует проводить механизированным способом при помощи грузоподъемных устройств и средств внутритрюмной механизации.
2.2. Выбранную схему работы грузоподъемных устройств по п. 2.1 следует проверить вхолостую.
2.3. Во время проведения грузовых операций угол между шкентелями спаренных стрел не должен превышать наибольших значений, определенных для каждого из взаимоошвартованных судов.
2.4. Во время проведения погрузочно-разгрузочных работ одиночной стрелой величина отклонения груза на шкентеле от вертикали не должна превышать двойного габаритного размера груза.
Останавливать раскачивающийся груз следует только опусканием его на палубу.
2.5. Перед подъемом и перемещением грузов необходимо проверить их устойчивость и правильность строповки.
2.6. Снимать (устанавливать) бимсы и лючины при открывании (закрывании) люков допускается: в случае отсутствия людей под просветом люка;
стропами, предназначенными для этих целей; с помощью оттяжек, если судно имеет крен.
2.7. Накрывать люки брезентом допускается после установки всех лючин на место.
2.8. При спуске работающих в трюм трап и трюм должны быть освещены.
2.9. При погрузочно-разгрузочных работах через люки у каждого люка должна осуществляться сигнализация для подачи команд членам экипажа, участвующим в этих работах.
2.10. Во избежание загромождения рабочей площадки ритм погрузочных работ должен соответствовать скорости уборки груза в трюме из-под просвета люка.
2.11. Погрузочно-разгрузочные работы допускается вести при условии исправности трюмных трапов.
2.12. В процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ не допускается: находиться под грузом и в зоне перемещения груза;
находиться под просветом люка во время опускания или подъема груза;
устанавливать груз на палубе вблизи люка, если площадка в трюме под просветом люка занята грузом;
поднимать или опускать людей на грузовых площадках, ящиках, контейнерах, в сетках, подвешенных на шкентеле;
поднимать груз на сращенных стропах и цепях;
перемещать груз в неисправной таре;
пользоваться стропами, у которых более 10 % лопнувших проволок на длине каната, равной восьми его диаметрам;
пользоваться цепными стропами при температуре наружного воздуха ниже минус 20 °С;
подтягивать груз шкентелем одиночной стрелы при отклонении его от вертикали более 10°;
подтягивать шкентелем груз, зацепившийся за элемент конструкции судна;
поднимать груз до высоты, при которой грузовая подвеска может быть затянута в грузовой блок;
сбрасывать грузозахватные приспособления в трюм;
рывком переводить рычаги реверса грузоподъемных механизмов во время их работы на обратный ход за исключением случаев, когда работающим грозит опасность;
перемещать груз на расстоянии менее 0,5 м от элементов конструкции судна;
останавливать раскачивающийся груз вручную;
оттягивать и раскачивать груз, висящий на шкентеле, для подачи его в трюм.
2.13. Способы укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость штабелей, пакетов и их содержимого;
возможность разборки штабелей при помощи средств внутритрюмной механизации; безопасность работающих на штабеле или около него;
нормальное функционирование средств защиты работающих (вентиляции, заземления и пр.), а также средств пожаротушения.
2.14. Принимать палубный груз разрешается при наличии на палубе устройств для его крепления.
2.15. Расположение палубных грузов должно обеспечивать: свободный сток воды к бортам;
безопасный доступ к трапам, судовым устройствам и системам; свободный подход к аварийным установкам, входам и выходам.
2.16. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными (массой более 5 т) и крупногабаритными грузами допускается проводить с учетом дополнительного крена от момента, создаваемого перемещаемым за борт грузом, при суммарном угле крена судна, не превышающем 5°.
2.17. При подъеме тяжеловесных грузов необходимо следить за правильностью намотки канатов грузоподъемных устройств на барабаны лебедок.
2.18. Допускается разворачивать и направлять тяжеловесные грузы на весу при помощи оттяжек, закрепленных за груз.
2.19. Перегрузку баллонов, наполненных сжатыми и сжиженными газами, следует осуществлять в специальных контейнерах, обеспечивающих устойчивое положение и закрепление баллонов. Вентили баллонов должны быть защищены от непредвиденного срабатывания.
2.20. Баллоны, находящиеся в процессе перегрузки на открытой палубе в летнее время, должны быть защищены от солнечных лучей брезентом.
2.21. При погрузочно-разгрузочных работах с легковоспламеняющимися грузами в металлических бочках не допускается:
пользоваться стальными грузозахватными приспособлениями; ставить бочки пробками вниз и на металлическую палубу без настила; работать в обуви, подбитой металлическими гвоздями или подковами.
2.22. После окончания погрузочно-разгрузочных работ и на время перерыва продолжительностью более 4 ч гаки стрел и кранов должны быть закреплены за рымы, шкентели натянуты, рычаги управления поставлены на стопоры, энергопитание грузоподъемных механизмов отключено.
2.23. Не допускается выполнение погрузочно-разгрузочных работ в трюмах с помощью электропогрузчиков при следующих условиях:
статический крен более 5 °С, статический дифферент более 3°, амплитуда поперечной качки более 7°, амплитуда продольной качки более 5°.
2.24. Движение электропогрузчиков с грузом и без груза допускается только с опущенным грузозахватным приспособлением при максимально отклоненном назад грузоподъемнике.
2.25. При работе электропогрузчиков не допускается: отрывать примерзший или зажатый груз;
поднимать груз при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода грузозахватного приспособления;
укладывать опускаемый лебедкой (краном) груз непосредственно на грузозахватное приспособление электропогрузчика;
становиться на грузозахватное приспособление электропогрузчика.
3.1. Места проведения погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены съемными леерами, оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026 и освобождены от посторонних предметов.
3.2. Открытые люки твиндеков и люки на верхней палубе, высота комингсов которых менее 0,75 м, на время работы должны быть ограждены съемными леерами высотой не менее 1,0 м.
3.3. На твиндечных палубах, являющихся местами производства погрузочно-разгрузочных работ, грузовые люки должны быть закрыты.
3.4. Снятые с люков брезент, лючины и бимсы должны быть уложены и закреплены на палубе борта, противоположного борту погрузки так, чтобы они не мешали грузовым работам.
При проведении погрузочно-разгрузочных работ на оба борта брезент, лючины и бимсы должны быть уложены вдоль бортов так, чтобы между ними и продольными комингсами люков оставались проходы шириной не менее 0,9 м.
3.5. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть освещены и при необходимости обеспечены вентиляцией.
3.6. Настилы и решетки в грузовых трюмах должны иметь нескользкую поверхность.
3.7. Светильники в трюмах должны быть защищены от повреждения при погрузочно-разгрузочных работах.
3.8. На выступающих частях судовых конструкций, находящихся в зоне перемещения груза, для предотвращения повреждений самих конструкций и груза следует крепить мягкие кранцы.
4.1. Грузоподъемные устройства и средства внутритрюмной механизации, используемые для производства погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать требованиям правил Регистра СССР по грузоподъемным устройствам морских судов.
4.2. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проверить готовность грузоподъемных устройств и средств внутритрюмной механизации к выполнению работ.
4.3. Эксплуатация грузоподъемных устройств и средств внутритрюмной механизации допускается при выполнении следующих условий:
наличие эксплуатационной документации; наличие клейма надзорного органа на съемных деталях; наличие устройства контроля угла расхождения шкентелей; топенантная лебедка установлена на стопор;
коренной конец шкентеля грузовой стрелы грузоподъемностью 1 т и более закреплен на барабане грузоподъемного механизма или турачке;
наличие на электропогрузчиках верхних предохранительных ограждений и защитных решеток; наличие устройства, предотвращающего затягивание подвески в грузовой блок.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4. Эксплуатация средств внутритрюмной механизации, не закрепленных на судовых фундаментах, допускается только при обеспечении укрытия их в подпалубном пространстве и безопасности спуска в трюм и подъема из трюма с помощью грузоподъемных устройств.
4.5. Грузоподъемные устройства должны быть снабжены табличками с указанием допустимой грузоподъемности стрел (кранов), углов расхождения между шкентелями (при работе спаренными стрелами), схем работы.
5.1. Крепление грузов к грузозахватному органу следует выполнять с учетом вида груза стандартизованными в отрасли грузозахватными приспособлениями.
5.2. Грузозахватные приспособления должны иметь маркировку в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
6.1. Требования к профессиональному отбору и проверке знаний работающих - по ГОСТ 12.3.002.
6.2. Порядок и виды обучения - по ГОСТ 12.0.004.
7.1. Погрузочно-разгрузочные работы в море необходимо выполнять с применением средств защиты работающих.
7.2. Работающие должны носить защитные каски согласно требованиям ГОСТ 12.3.009.
7.3 Спецодежда, спецобувь и средства защиты рук - по ГОСТ 12.4.103.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством рыбного хозяйства СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.03.82 № 1331
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
4. ИЗДАНИЕ (март 2001 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте 1988 г. (ИУС 6-88)