ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РАЗМЕРЕНИЯ НАДВОДНЫХ
КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ГЛАВНЫЕ
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ГОСТ 1062-80
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РАЗМЕРЕНИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
Термины, определения и буквенные обозначения Principal ship dimensions. Terms, definitions and symbols |
ГОСТ Взамен |
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 мая 1980 г. № 2435 срок введения установлен
с 01.07.1981 г.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и буквенные обозначения главных размерений надводных кораблей и судов.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В стандарте имеется справочное приложение, содержащее чертежи, поясняющие определения главных размерений.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
Буквенное обозначение |
Определение |
|
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
|
||
1. Главные размерения судна |
- |
Совокупность конструктивных, расчетных наибольших и габаритных линейных размеров судна. |
|
Главные размерения |
|||
Примечания: |
|||
1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности. |
|||
2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме |
|||
2. Конструктивные размерения судна |
- |
Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте |
|
Конструктивные размерения |
|||
3. Расчетные размерения судна |
- |
Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте |
|
Расчетные размерения |
|||
4. Наибольшие размерения судна |
- |
Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности |
|
Наибольшие размерения |
|||
5. Габаритные размерения судна |
- |
Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей |
|
Габаритные размерения |
|||
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ КОРПУСА СУДНА, ПЛОСКОСТИ И ЛИНИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ СУДНА |
|||
6. Теоретическая поверхность корпуса судна |
- |
Поверхность судна, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька. |
|
Теоретическая поверхность корпуса |
|||
Примечание. Для судов с неметаллической наружной обшивкой теоретическая поверхность корпуса - наружная поверхность обшивка без учета местных утолщений. |
|||
Для металлических судов, не имеющих набора, теоретическая поверхность корпуса - внутренняя поверхность наружной обшивки без учета местных утолщений |
|||
7. Плоскости для установления главных размерений судна |
- |
Взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута судна. |
|
Примечание. Положение плоскостей для установления главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента |
|||
8. Линии для установления главных размерений судна |
- |
Линии пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута и плоскостями, параллельными основной плоскости; линия пересечения диаметральной плоскости с основной плоскостью судна, а также бортовая линия верхней палубы, носовой и кормовой перпендикуляры судна. |
|
Примечание. Положение линий для установки главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента |
|||
9. Диаметральная плоскость судна ДП |
- |
Вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна |
|
10. Плоскость мидель-шпангоута судна |
- |
Вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж |
|
Плоскость мидель-шпангоута |
|||
11. Основная плоскость судна |
- |
Горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута |
|
ОП |
|||
12. Мидель-шпангоут судна |
- |
Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута |
|
Мидель-шпангоут |
|||
13. Основная линия судна |
- |
Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна |
|
ОЛ |
|||
14. Ватерлиния судна |
- |
Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью |
|
ВЛ |
|||
15. Конструктивная ватерлиния судна |
- |
Ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна и нормальному водоизмещению корабля |
|
квл |
|||
16. Расчетная ватерлиния судна |
- |
Ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его расчетные характеристики. |
|
Расчетная ВЛ |
- |
Примечание. При определении расчетных характеристик в качестве расчетной ватерлинии принимают: |
|
для кораблей - ватерлинию, соответствующую нормальному водоизмещению; |
|||
для судов - ватерлинию, соответствующую осадке по центру круга грузовой марки |
|||
17. Бортовая линия верхней палубы судна |
- |
Линия пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы судна или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом |
|
Бортовая линия ВП |
|||
18. Носовой перпендикуляр судна |
- |
Линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна |
|
НП |
|||
19. Кормовой перпендикуляр судна |
- |
Линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии. |
|
кп |
|||
Примечание. При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна - линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97 % длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна. |
|||
Для кораблей кормовой перпендикуляр - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю кормовую точку конструктивной ватерлинии корабля. |
|||
Для судов и кораблей, имеющих погруженную транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, проходящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца |
|||
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА |
|||
20. Длина судна по конструктивной ватерлинии |
L*квл |
Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна (черт. 1, 3 и 5 справочного приложения) |
|
Длина по КВЛ |
|||
21. Длина судна по расчетной ватерлинии |
Lвл |
Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна. |
|
Длина по расчетной ВЛ |
|||
Примечание. Для одновальных водометных судов и одновинтовых судов с тоннельной кормой кормовая точка конструктивной или расчетной ватерлинии принимается в диаметральной плоскости на линии пересечения плоскости выходного отверстия водометной трубы или тоннеля с плоскостью конструктивной или расчетной ватерлинии |
|||
22. Длина судна между перпендикулярами |
Lпп |
Расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна (черт. 1 и 3 справочного приложения). |
|
Длина между перпендикулярами |
|||
Примечание. Для кораблей, у которых кормовой перпендикуляр проходит через точку пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью, термин «Длина судна между перпендикулярами» не применяется |
|||
23. Наибольшая длина судна |
Lнб |
Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях (черт. 1 и 3 справочного приложения) |
|
Наибольшая длина |
|||
24. Габаритная длина судна |
Lгб |
Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей (см. черт. 2 справочного приложения) |
|
Габаритная длина |
|||
25. Ширина судна по конструктивной ватерлинии |
Вквл |
Наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна (черт. 4 справочного приложения) |
|
Ширина по КВЛ |
|||
26. Ширина судна по расчетной ватерлинии |
Ввл |
Наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна |
|
Ширина по расчетной ВЛ |
|||
27. Ширина судна на мидель-шпангоуте |
Ширина конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте |
||
Ширина на мидель-шпангоуте |
|||
28. Наибольшая ширина судна |
Внб |
Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна (черт. 4 справочного приложения) |
|
Наибольшая ширина |
|||
29. Габаритная ширина судна |
Вгб |
Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей |
|
Габаритная ширина |
|||
30. Высота борта судна |
Hвп |
Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна (черт. 1, 3 и 4 справочного приложения) |
|
Высота борта |
|||
31. Осадка судна по конструктивную ватерлинию |
Тквл |
Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна (черт. 1, 3 и 4 справочного приложения) |
|
Осадка по КВЛ |
|||
32. Осадка судна по расчетную ватерлинию |
Твл |
Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна |
|
Осадка по расчетную ВЛ |
* Не допускается использовать термины и индексы буквенных обозначений, принятые в стандарте, для размерений судов, не относящихся к главным.
Если в документе или его разделе используется только один вид размерений, включая и главные, то соответствующие буквенные обозначения, принятые в стандарте, могут применяться без индексов.
Ватерлиния судна 14
Ватерлиния судна конструктивная 15
Ватерлиния судна расчетная 16
ВЛ 14
ВЛ расчетная 16
Высота борта 30
Высота борта судна 30
Длина габаритная 24
Длина между перпендикулярами 22
Длина наибольшая 23
Длина по КВЛ 20
Длина по расчетной ВЛ 21
Длина судна габаритная 24
Длина судна между перпендикулярами 22
Длина судна наибольшая 23
Длина судна по конструктивной ватерлинии 20
Длина судна по расчетной ватерлинии 21
ДП 9
КВЛ 15
КП 19
Линии для установления главных размерений судна 8
Линия верхней палубы судна бортовая 17
Линия ВП бортовая 17
Линия судна основная 13
Мидель-шпангоут 12
Мидель-шпангоут судна 12
НП 18
ОЛ 13
ОП 11
Осадка по КВЛ 31
Осадка по расчетную ВЛ 32
Осадка судна по конструктивную ватерлинию 31
Осадка судна по расчетную ватерлинию 32
Перпендикуляр судна кормовой 19
Перпендикуляр судна носовой 18
Плоскости для установления главных размерений судна 7
Плоскость мидель-шпангоута 10
Плоскость мидель-шпангоута судна 10
Плоскость судна диаметральная 9
Плоскость судна основная 11
Поверхность корпуса судна теоретическая 6
Поверхность корпуса теоретическая 6
Размерения габаритные 5
Размерения главные 1
Размерения конструктивные 2
Размерения наибольшие 4
Размерения расчетные 3
Размерения судна габаритные 5
Размерения судна главные 1
Размерения судна конструктивные 2
Размерения судна наибольшие 4
Размерения судна расчетные 3
Ширина габаритная 29
Ширина наибольшая 28
Ширина на мидель-шпангоуте 27
Ширина по КВЛ 25
Ширина по расчетной ВЛ 26
Ширина судна габаритная 29
Ширина судна наибольшая 28
Ширина судна на мидель-шпангоуте 27
Ширина судна по конструктивной ватерлинии 25
Ширина судна по расчетной ватерлинии 26
Главные размерения судов без выступающих частей
- условное обозначение мидель-шпангоута.
Главные размерения судов с постоянно выступающими частями
Главные размерения судов с транцевой кормой и конструктивным дифферентом
- условное обозначение мидель-шпангоута.
Главные размерения судов с различными формами шпангоутов в наиболее широкой части КВЛ
Главные размерения судов с водометными движителями и тоннельной кормой
Примеры определения теоретических линий и носового перпендикуляра