ГОСТ 10289-79
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт
МАСЛО
ДЛЯ СУДОВЫХ
ГАЗОВЫХ ТУРБИН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
|
Москва |
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт
МАСЛО ДЛЯ СУДОВЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН Технические условия Oil for marine gas turbines. Specifications |
ГОСТ Взамен |
Издание (июнь 2011 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., мае 1985 г. и июне 1990 г. (ИУС 6-82, 8-85, 9-90).
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 мая 1979 г. № 1786 дата введения установлена
01.01.81
Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
Настоящий стандарт распространяется на нефтяное масло с присадками, применяемое для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.
1.1. Масло для судовых газовых турбин должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.2. По физико-химическим показателям масло должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
1. Вязкость кинематическая, м2/с (сСт): |
По ГОСТ 33-2000 |
|
при 50 °С |
(7,0 - 9,6) · 10-6 |
|
при 20 °С, не более |
(7,0 - 9,6) |
|
30 · 10-6 |
||
(30) |
||
2. Индекс вязкости, не менее |
40 |
|
3. Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более |
0,02 |
По ГОСТ 5985-79 |
4. Зольность, %, не более |
0,005 |
По ГОСТ 1461-75 |
5. Температура застывания, °С, не выше |
Минус 45 |
|
6. Стабильность против окисления: массовая доля осадка после окисления, %, не более кислотное число окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более |
0,20 |
По ГОСТ 981-75 и п. 4.2 настоящего стандарта |
0,65 |
||
7. (Исключен, Изм. № 3) |
||
8. Содержание механических примесей |
Отсутствие |
По ГОСТ 6370-83 |
9. Содержание воды |
» |
По ГОСТ 2477-65 |
10. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже |
135 |
По ГОСТ 6356-75 |
11, 12. (Исключены, Изм. № 3) |
||
13. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более |
1,5 |
|
14. Плотность при 20 °С, г/см3 (кг/м3), не более |
0,905 |
По ГОСТ 3900-85 |
Примечания:
1. Индекс вязкости определяют в масле, предназначенном для экспорта.
2. Для масла, предназначенного для экспорта, цвет на колориметре ЦНТ устанавливается не более 1,0 ед. ЦНТ.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).
2.1. Масло для судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура вспышки не ниже 135 °С, температура самовоспламенения - 270 °С.
2.2. В помещении для эксплуатации масла запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
При вскрытии тары не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.
2.3. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и пар.
2.4. По степени воздействия на организм человека масло для судовых газовых турбин относится к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
2.5. Для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация оборудования, аппаратов.
Помещение, в котором проводятся работы с маслом, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией.
2.6. При работе с маслом применяют индивидуальные средства защиты.
При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
3.1. Масло для судовых газовых турбин принимают партиями. Партией считают любое количество масла, однородного по своим показателям качества и оформленное одним документом о качестве.
3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
3.4. (Исключен, Изм. № 3).
4.1. Отбор проб масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 2517-85. Для объединенной пробы берут 2 дм3 масла.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2. Определение стабильности против окисления
Заполненные приборы опускают в масляную баню, нагретую до (170 ± 1) °С, и выдерживают при этой температуре 10 ч при непрерывном пропускании через испытуемое масло воздуха из баллона или от воздуходувки со скоростью 50 см3/мин.
По окончании испытания окисленное масло сливают в стаканы вместимостью 100 см3 каждый. Затем, после перемешивания масла, берут отдельные навески: для определения осадка - по 10 г с погрешностью не более 0,01 г в стаканы вместимостью 150 см3, а для определения кислотного числа - по 5 г с погрешностью не более 0,01 г в конические колбы вместимостью 250 см3.
При определении осадка массу масла, взятую в стакан, растворяют в 100 см3 технического изооктана по ГОСТ 4095-75 или технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и оставляют отстаиваться на 1 ч. По истечении этого времени содержимое стакана фильтруют через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр. Осадок на фильтре тщательно промывают изооктаном. Фильтр с осадком сушат при (105 ± 5) °С до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г.
Массовую долю осадка после окисления (Х) в процентах вычисляют по формуле
где m - масса осадка, г;
т - масса окисленного масла, г.
Определение кислотного числа - по ГОСТ 5985-79.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.3. (Исключен, Изм. № 3).
5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 1510-84.
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие качества масла для судовых газовых турбин требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок хранения масла - пять лет со дня изготовления.
6.1; 6.2. (Измененная редакция, Изм. № 2).
СОДЕРЖАНИЕ