ГОСТ Р 51602-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ
Общие технические условия
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 268 «Машины бурильно-крановые и оборудование бурильное, сваебойное и копровое»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 мая 2000 г. № 131-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
4 Типы и основные параметры.. 2 6 Требования эргономики, безопасности и охраны окружающей среды.. 4 9 Транспортирование и хранение. 7 |
ГОСТ Р 51602-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ
Общие технические условия
Pile driving
rigs.
General specifications
Дата введения 2001-01-01
Настоящий стандарт распространяется на копры, предназначенные для навески на них свайных погружателей при проведении работ в промышленном и гражданском строительстве.
Требования 4.3, 4.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1, 5.3 и раздела 6 являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 8.326-89 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая аттестация средств измерений
ГОСТ 8.513-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 27251-87 (ИСО 5004-81) Машины землеройные. Метод испытаний по определению времени перемещения рабочих органов
ГОСТ 27253-87 (ИСО 6012-82) Машины землеройные. Приборы для обслуживания
ГОСТ 27256-87 (ИСО 7128-83) Машины землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим оборудованием
ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования
ГОСТ 27718-88 (ИСО 4510-2-86) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 2. Ремонтный инструмент. Механические съемники
ГОСТ 27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом; рабочего оборудования и составных частей
ГОСТ 28983-91 (ИСО 4510-1-87) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 1. Инструмент для ухода и регулировки
ГОСТ 29292-92 (ИСО 9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода. Методы акустических испытаний
ГОСТ 30067-93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные. Общие технические условия
ГОСТ Р 50906-96 Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности
ГОСТ Р 51318.12-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний
3.1 В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50906.
4.1 Копры подразделяют на типы:
4.1.1 по конструкции ходовой части:
- К - колесные,
- Г - гусеничные,
- Р - рельсовые.
4.1.2 по наличию поворотной платформы:
1 - с поворотной платформой,
0 - без поворотной платформы.
4.1.3 по наличию изменения вылета мачты:
1 - с изменением вылета,
0 - без изменения вылета.
4.1.4 по наличию наклона мачты:
1 - с изменением наклона,
0 - без изменения наклона.
4.2 Высоту мачты копра выбирают исходя из длины погружаемых свай и высоты навешиваемого на копер свайного погружателя с наголовником. При этом длину свай рекомендуется выбирать из следующего ряда чисел: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20; 24 м.
Допустимые отклонения ± 5.
4.3 В нормативных документах на копры конкретных моделей устанавливают следующие показатели:
- наибольшую грузоподъемность, в т.ч.:
на канате подъема погружателя,
на канате подъема сваи;
- максимальное сечение забиваемых свай;
- максимальную длину забиваемых свай;
- максимальную массу забиваемых свай;
- ширину направляющих мачты;
- угол поворота платформы (при наличии);
- диапазон вылета мачты (при наличии);
- диапазон углов наклона мачты (при наличии);
- максимальную частоту вращения поворотной платформы;
- кратность полиспаста подъема молота;
- кратность полиспаста подъема сваи;
- максимальную скорость подъема молота и сваи;
- максимально допустимую скорость ветра при работе копра;
- максимально допустимый уклон стройплощадки;
- максимальную массу молота с наголовником;
- массу копра без молота;
- габаритные размеры в рабочем положении;
- габаритные размеры в транспортном положении;
- колею (ширину гусеничного хода);
- максимальное удельное давление на грунт (кроме рельсовых копров);
- уровень звука на рабочих местах обслуживающего персонала;
- концентрацию вредных веществ (пыли, оксидов азота, оксида углерода и углеводородов) в рабочей зоне;
- параметры вибрации на рабочих местах и органах управления;
- 80 %-ный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (полный ресурс) и критерии предельного состояния.
Пример условного обозначения копра на гусеничном ходу для забивки свай длиной до 14 м, с поворотной платформой, без изменения вылета и наклона мачты, второй модели:
КоГ-14-1.0.0-02 - ГОСТ Р 51602-2000
5.1 Характеристики
5.1.1 Копры следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий и рабочих чертежей на копры конкретных моделей, утвержденных в установленном порядке.
5.1.2 Климатическое исполнение и категория размещения копров - по ГОСТ 15150 по согласованию с заказчиком.
5.1.3 Конструкция копров должна обеспечивать:
- навеску молотов и свай, соответствующих технической характеристике копра;
- фиксацию погружателя в нижнем положении и передвижение с ним по стройплощадке;
- свободный доступ к местам смазки, регулировки и контроля состояния секций мачты и их соединений;
- возможность использования средств технического диагностирования для оценки технического состояния копра в целом и его составных частей в соответствии с требованиями ГОСТ 27518.
5.1.5 Копры рекомендуется оборудовать устройством для учета наработки в моточасах.
5.1.6 Окраску копров следует осуществлять в соответствии со схемой окраски для копра конкретной модели по классу VI ГОСТ 9.032 и группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104.
5.2 Комплектность
5.2.1 Комплект поставки копра должен включать:
- копер;
- приспособления для монтажа и демонтажа копра, специальный инструмент (при необходимости) и запасные части согласно ведомости ЗИП;
- эксплуатационную документацию на копер по ГОСТ 2.601: руководство по эксплуатации, ведомость ЗИП и формуляр;
- сертификат соответствия (для машин, прошедших обязательную сертификацию);
- эксплуатационную документацию на базовую машину (при использовании таковой).
5.2.2 Комплект поставки копра по согласованию с заказчиком может быть дополнен:
- ремонтной документацией по ГОСТ 2.602;
- перечнем быстроизнашивающихся деталей.
5.3.1 На каждом копре согласно чертежу должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
- индекс копра;
- заводской номер копра;
- год выпуска;
- обозначение нормативного документа, по которому изготавливают копер;
- надпись с указанием страны-изготовителя, например «Сделано в России».
5.3.2 На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
5.4 Упаковка и консервация
5.4.1 Требования к упаковке и консервации копров, запасных частей и инструмента должны быть установлены в нормативном документе на копры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.
6.1 Конструкция копра должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50906.
6.2 Конструкция копра должна обеспечивать его устойчивость и работоспособность на площадках с уплотненным грунтом при уклоне 3°.
Критерием устойчивости является визуально определяемое отсутствие отрыва от фунта или рельса наиболее удаленного катка гусеницы (колеса) копра от текущего ребра опрокидывания копра.
6.3 Копры должны быть оборудованы:
- звуковой сигнализацией передвижения, слышимость которой должна соответствовать требованиям ГОСТ 29292;
- осветительными приборами, обеспечивающими в темное время суток освещенность в направлении передвижения на расстоянии не менее 5 м от копра - не менее 10 лк;
- прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении мачты копра к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линий электропередачи (для копров на колесном ходу);
- ограничителем скорости вращения платформы;
- устройством, регулирующим плавность разгона и торможения барабанов лебедок и поворотной платформы;
- устройством для снижения уровня радиопомех, установленного ГОСТ Р 51318.12 (при необходимости).
6.4 Элементы металлоконструкции копра (стрела, секции мачты и др.) должны иметь проушины для монтажа и демонтажа.
6.5 Все разъемные соединения должны иметь специальные устройства для стопорения, исключающие их самопроизвольное разъединение.
6.6 Применяемые канаты должны соответствовать действующему на них нормативному документу. Применение канатов, не предусмотренных нормативным документом, а также изношенных не допускается.
6.7 Конструкция заправочных емкостей для топлива и гидравлических жидкостей должна исключать загрязнение окружающей среды при заправке.
7.1 Для проверки качества изготовления копров серийного производства проводят приемосдаточные, сертификационные обязательные, а также сертификационные добровольные или периодические испытания.
Объем приемо-сдаточных испытаний устанавливают на копры конкретных моделей. Сертификационные испытания проводят в порядке, установленном Госстандартом РФ.
7.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый копер.
7.3 При приемо-сдаточных испытаниях проводят:
- визуальный контроль;
- опробование копра на холостом ходу.
7.4 Сертификационным испытаниям подвергают копры, прошедшие приемо-сдаточные испытания и полностью укомплектованные.
7.5 При добровольных сертификационных или периодических испытаниях проверяют показатели и характеристики копра, перечисленные в 4.3 (кроме показателей надежности), а также все требования раздела 6. При этом проводят:
- визуальный контроль;
- опробование копра на холостом ходу;
- ходовые испытания;
- статические и динамические испытания.
8.1 Требования к средствам испытаний
8.1.1 Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике испытаний.
8.1.2 Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326.
8.1.3 Погрешности средств измерений не должны быть более:
± 0,3 % - линейных размеров до 10000 мм;
± 0,5 % - линейных размеров св. 10000 мм;
± 0,02 рад (1°) - угловых величин;
± 2,5 % - массы;
± 1 % - времени;
± 1 °С - температуры;
± 2 % - площади поверхности;
± 2 % - усилия до 1000 Н;
± 2,5 % - усилий св. 1000 Н;
± 5 % - скорости движения.
8.2 Подготовка к испытаниям
8.2.1 С копром, предъявляемым к испытаниям, представляют комплект документации:
- программу и методику испытаний;
- эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601;
- нормативный документ на серийно выпускаемый копер;
- акт приемо-сдаточных испытаний и протокол предшествующих сертификационных испытаний (для сертификационных испытаний);
- комплект рабочих чертежей серийного производства.
8.3 Проведение испытаний
8.3.1 Визуальный контроль копра и его основных частей проводят без снятия и разборки агрегатов. При этом проверяют:
- комплектность копра, в том числе сопроводительной документации;
- отсутствие видимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;
- наличие необходимых пломб, маркировки, надписей и табличек;
- состояние уплотнений, отсутствие утечек масла и других эксплуатационных жидкостей;
- заправку топливом, эксплуатационными жидкостями и смазочными материалами в необходимых количествах;
- качество сборки узлов и агрегатов, удобство и безопасность монтажа и демонтажа для обслуживающего персонала;
8.3.2 Опробование копра на холостом ходу при работающем двигателе проводят путем последовательного включения всех механизмов. При этом проверяют:
- исправность механизмов;
- правильность и надежность включения и выключения механизмов;
- правильность регулирования (без заеданий) сборочных единиц и механизмов;
- возможность совмещения операций: одновременной работы лебедок подъема молота и сваи и горизонтального перемещения копра с одновременным поворотом платформы;
- правильность регулирования тормозов лебедок.
8.3.3 Ходовые испытания проводят на 10-метровом маршруте при вертикальном положении мачты, опущенном молоте, положении стрелы вдоль продольной оси копра и уклоне стройплощадки не менее 3° для проверки: работоспособности ходовой части; устойчивости копра при передвижении; исправности приборов безопасности.
8.3.4 Грузоподъемность, устойчивость и работоспособность копра проверяют при статических и динамических испытаниях.
8.3.4.1 Статические испытания проводят на стройплощадке с уклоном не менее 3° под нагрузкой, превышающей максимальную грузоподъемность копра на 25 %, при положении стрелы, повернутой на 90° относительно продольной оси копра.
Для проверки прочности механизмов подъема сваи и подъема молота груз, превышающий номинальную грузоподъемность лебедки на 25 %, поднимают на соответствующей грузовой обойме на высоту 100-200 мм над опорной поверхностью и выдерживают в течение 10 мин. За указанный промежуток времени груз не должен опуститься на опорную поверхность.
8.3.4.2 Динамические испытания осуществляют трехкратным раздельным и совместным подъемами и опусканиями двух грузов общей массой, на 10 % превышающей номинальную грузоподъемность копра, при повороте платформы на 360°, при положении стрелы вдоль продольной оси копра и под 90° к ней, на стройплощадке под уклоном не менее 3°. Масса груза, поднимаемого на грузовой обойме молота, - 3/5, на грузовой обойме сваи - 2/5 общей массы двух грузов. Расположение груза на грузовой обойме молота должно быть выше груза на грузовой обойме сваи, и его подъем следует проводить в направляющих мачты копра.
При динамических испытаниях проводят также трехкратный подъем на высоту 1 м свайной лебедкой груза массой, на 10 % превышающей номинальную грузоподъемность грузовой обоймы сваи.
8.3.4.3 Копер считается выдержавшим статические и динамические испытания при отсутствии видимых разрушений металлоконструкций, сварных швов и остаточных деформаций его элементов при штатной работе всех механизмов и устойчивости копра.
При обнаружении во время испытаний каких-либо дефектов последние должны быть устранены, после чего испытания, вызвавшие появление этого дефекта, должны быть повторены.
8.5 Геометрические показатели проверяют в соответствии с ГОСТ 27256.
8.6 Проверку массы копра и его составных частей проводят в соответствии с ГОСТ 27922.
8.7 Скорости подъема и опускания, а также частоту вращения проверяют по ГОСТ 27251.
8.8 Ресурс проверяют при работе в условиях эксплуатации.
8.9 Удельное давление на грунт гусеничных копров проверяют в соответствии с ГОСТ 30067 (приложение Д).
8.10 Конструктивные параметры и наличие необходимых комплектующих изделий проверяют по конструкторской документации, нормативному документу на копры конкретных моделей, а также визуально.
8.11 Контроль лакокрасочных покрытий проводят по эталонным образцам, а также визуально оценивают отсутствие дефектов, не допустимых по ГОСТ 9.032. Внешний вид металлических и неметаллических неорганических покрытий проверяют по ГОСТ 9.302.
8.12 Проверка требований эргономики, безопасности и охраны окружающей среды - в соответствии с ГОСТ Р 50906.
8.13 Проверку слышимости звуковой сигнализации при передвижении копра проводят в соответствии с ГОСТ 29292.
8.14 Проверку освещенности рабочей зоны собственными источниками света проводят по отраслевой документации.
9.1 Группа условий хранения и транспортирования копра 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.
9.2 Транспортирование осуществляют любым видом транспорта в соответствии с действующими правилами.
9.3 Мачту, разобранную на секции, головку мачты, распорку и лестницу транспортируют без упаковки.
9.4 Съемные детали и сборочные единицы транспортируют упакованными в деревянные ящики, соответствующие ГОСТ 2991.
9.5 Базовую машину транспортируют в соответствии с нормативным документом на нее.
10.1 Копры эксплуатируют в соответствии с эксплуатационной документацией на копры конкретных моделей и требованиями ГОСТ Р 50906.
10.2 В эксплуатационной документации должен быть приведен перечень инструментов и приборов для обслуживания копра по ГОСТ 28983 и ГОСТ 27253, а также перечень приспособлений для ремонта по ГОСТ 27718.
11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие копра требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении условий монтажа, эксплуатации, транспортирования и хранения.
11.2 Гарантийный срок эксплуатации копра не менее 12 мес со дня ввода в эксплуатацию или не менее 18 мес со дня отгрузки потребителю, но в пределах моторесурса, установленного в нормативном документе на копры конкретных моделей.
Ключевые слова: копры, сваи, глубина погружения, сечение сваи, устойчивость