ОСТ 218.0.001-2002
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ И
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Московским государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ), ВНИИСтандартом Госстандарта России.
ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 20.05.2002 № ИС-465-р.
3. Взамен ОСТ 218.001-98.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСТ 218.0.001-2002
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ И
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Основные положения
Standardization of Road Industry
Basic principles
Дата введения 2002-06-01
Настоящий стандарт устанавливает задачи стандартизации в дорожном хозяйстве, категории и классификацию отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства, порядок их разработки и правил оформления.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения.
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Стандарт отрасли (ОСТ) - стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к любым объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Отраслевые дорожные нормы (ОДН) - нормативный документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) - документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и излагающий рекомендуемые требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Иные термины, используемые в настоящем стандарте, - по ГОСТ Р 1.0.
Основными задачами стандартизации в дорожном хозяйстве являются:
- обеспечение взаимопонимания между предприятиями-изготовителями продукции дорожного хозяйства и потребителями этой продукции по производственно-техническим отношениям, регулируемым нормативными и методическими документами дорожного хозяйства;
- установление наиболее рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции дорожного хозяйства;
- содействие выполнению законодательства Российской Федерации и обязательных требований государственных стандартов методами и средствами стандартизации в дорожном хозяйстве;
- содействие координации работ организаций и предприятий различных форм собственности в части стандартизации, метрологического обеспечения и сертификации продукции, услуг и производственных процессов дорожного хозяйства;
- содействие ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства;
- гармонизация нормативных документов дорожного хозяйства с соответствующими прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;
- обеспечение систематической актуализации действующих нормативных документов дорожного хозяйства путем разработки и внесения в них изменений и (или) пересмотра, а также посредством отмены морально устаревших документов;
- разработка программ и планов проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, аккредитации, системам качества и сертификации в дорожном хозяйстве;
- разработка, рассмотрение, согласование, подготовка к принятию проектов и применение государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ) в области дорожного хозяйства;
- научно-техническое сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства.
5.1. В дорожном хозяйстве действуют следующие категории отраслевых нормативных и методических документов:
- стандарты отрасли дорожного хозяйства (ОСТ);
- отраслевые дорожные нормы (ОДН);
- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ).
Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве, приведены в Приложении А.
5.2. Стандарты отрасли (ОСТ) разрабатывают на отраслевые организационно-технические и общетехнические объекты стандартизации, на продукцию, услуги и производственные процессы в дорожном хозяйстве и их элементы.
Требования ОСТ обязательны для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти стандарты отрасли на добровольной основе. Требования стандартов отрасли к продукции, услугам и производственным процессам подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре.
5.3. Отраслевые дорожные нормы (ОДН) устанавливают требования к организационно-техническим и общетехническим объектам стандартизации дорожного хозяйства, в том числе к объектам метрологического обеспечения, аккредитации, системам качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества.
Требования ОДН обязательны для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти нормы на добровольной основе. Требования норм подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре.
ОДН разрабатываются в следующих случаях:
- до разработки стандарта отрасли для апробации стандартизуемых требований;
- при нецелесообразности разработки стандарта отрасли.
ОДН на продукцию или услугу не разрабатываются.
5.4. Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ) по своему правовому статусу являются документами рекомендательными (добровольными) на организационно - технические и общетехнические объекты стандартизации в дорожном хозяйстве, в том числе на объекты метрологического обеспечения, аккредитации, системы качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества. Они могут содержать разъяснения положений правовых и нормативно-технических документов дорожного хозяйства, а также собственно рекомендации по проведению различных работ.
ОДМ на продукцию или услугу не разрабатываются.
6.1. Нормативные и методические документы дорожного хозяйства классифицируют по группам, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Наименование группы |
|
0 |
Организация работ в дорожном хозяйстве |
1 |
Автомобильные дороги, конструкции и инженерные сооружения на них |
2 |
Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение |
3 |
Дорожные и мостовые работы (услуги) |
4 |
Технологии, используемые в дорожном хозяйстве |
5 |
Обеспечение специальных в дорожном хозяйстве условий производства |
6 |
Аккредитация, испытания и сертификация в дорожном хозяйстве |
7 |
Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве |
8-9 |
Резерв |
6.2. В стандартах группы 0 устанавливаются организационно-технические основы стандартизации в дорожном хозяйстве (терминология, цели, задачи, структура нормативных и методических документов, организация и правила внедрения и контроля за соблюдением обязательных требований нормативных документов; типовые процедуры выполнения работ, обучения специалистов, аттестации персонала; методы оценки работ; а также организационно-методические основы планирования и экономики дорожного хозяйства).
6.3. В стандартах группы 1 устанавливаются:
а) классификация автомобильных дорог, требования к конструкции дорог по составляющим компонентам:
- земляному полотну;
- дорожной одежде;
- дренажу и водоотводу;
б) требования к инженерным сооружениям по составляющим компонентам:
- тоннелям и трубам;
- мостам, путепроводам и эстакадам;
- защитным сооружениям;
- объектам сервиса и элементам обустройства автомобильных дорог;
в) требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
6.4. В стандартах группы 2 устанавливаются требования к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению:
- энергии;
- сырью;
- материалам;
- изделиям и конструкциям;
- рабочей силе.
- строительству;
- содержанию;
- реконструкции;
- ремонту.
6.6. В стандартах группы 4 устанавливаются требования к типовым технологиям выполнения дорожных и мостовых работ (услуг) по п. 6.5 настоящего стандарта.
6.7. В стандартах группы 5 устанавливаются требования к обеспечению выполнения специальных государственных функций в дорожном хозяйстве:
- безопасности;
- экологии;
- обеспечению единства измерений.
6.8. В стандартах группы 6 устанавливаются требования к организации и правилам аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), проведению испытаний, методам и средствам испытаний, сертификации в дорожном хозяйстве.
6.9. В стандартах группы 7 устанавливаются требования по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
7.1. Стандарты отрасли (ОСТ) дорожного хозяйства разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.1.1-7.1.7.
Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности или видам продукции, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
- наименование стандарта отрасли;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации-разработчика;
- основание для разработки стандарта отрасли;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- введение о соответствии проекта стандарта отрасли законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственных стандартов (ГОСТ);
- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта отрасли и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
Построение, изложение, оформление и содержание стандартов - по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа стандарта отрасли оформляют в соответствии с Приложением Б.
7.1.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и в случае одобрения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии стандарта отрасли устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).
7.1.6. Разработку изменений к стандарту отрасли и его пересмотр осуществляют по п.п. 7.1.1 - 7.1.5.
7.1.7. Отмена стандарта отрасли проводится в следующем порядке:
- организация-инициатор отмены стандарта направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене стандарта отрасли с изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает внесенное предложение и в случае положительного решения оформляет соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного стандарта отрасли из реестра. Информация об отмене стандарта отрасли опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Работы п.п. 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5 проводятся на договорной основе.
7.2. Отраслевые дорожные нормы разрабатываются в порядке п.п. 7.1.1-7.1.7.
Построение, изложение, оформление и содержание отраслевых дорожных норм осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных норм оформляют в соответствии с Приложением В.
7.3. Отраслевые дорожные методические документы разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.3.1-7.3.7.
Разработка отраслевого дорожного методического документа может проводиться любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения установленных настоящим стандартом требований к отраслевым дорожным методическим документам.
Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
- наименование документа;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации-разработчика;
- основание для разработки документа;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
Построение, изложение и оформление осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Содержание документа определяется организацией-разработчиком в соответствии с договором. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных методических документов оформляют в соответствии с Приложением Г.
7.3.3. Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта отраслевого дорожного методического документа и представляет ее вместе с пояснительной запиской для принятия в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.3.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект отраслевого дорожного методического документа и в случае положительного решения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии отраслевого дорожного методического документа устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).
7.3.6. Разработка изменений к отраслевому дорожному методическому документу и пересмотр отраслевого дорожного методического документа осуществляются по п.п. 7.3.1 - 7.3.5.
7.3.7. Отмена отраслевого дорожного методического документа проводится в следующем порядке:
- организация-инициатор отмены отраслевого дорожного методического документа направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене отраслевого дорожного методического документа с изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения готовит соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного отраслевого дорожного методического документа из реестра. Информация об отмене отраслевого дорожного методического документа опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Работы п.п. 7.3.2, 7.3.5. проводятся на договорной основе.
7.4. Наименования нормативных и методических документов дорожного хозяйства должны быть краткими, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по пункту 6 настоящего стандарта. Примеры наименований стандартов отрасли, отраслевых дорожных норм и отраслевых методических дорожных документов приведены в Приложении Д.
8.1. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства состоит из индекса документа и его номера, состоящего из:
- трехзначного числа с точкой, означающего комплекс дорожного хозяйства;
- однозначного числа с точкой, означающего классификационную группу по п. 6.1 настоящего стандарта;
- трехзначного числа, означающего порядковый номер документа в группе;
- четырехзначного числа, означающего год регистрации документа.
Пример обозначения основополагающего стандарта отрасли дорожного хозяйства:
Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве
В дорожном хозяйстве действуют следующие категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов:
- межгосударственные стандарты (ГОСТ);
- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила (СаНиП);
- отраслевые дорожные нормы (ОДН);
- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);
- стандарты субъектов Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской Федерации;
- методические документы субъектов Российской Федерации;
- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);
- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений в сфере дорожного хозяйства (СТО);
- нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае регистрации их Минюстом России;
- технические условия (ТУ) в случае ссылок на них в проектной документации и договорах.
_________________________ обозначение стандарта СТАНДАРТ ОТРАСЛИ ________________________ наименование стандарта Издание официальное _____________________________________________ наименование органа, принявшего стандарт Москва |
__________________________________ обозначение нормативного документа ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ __________________________________ наименование нормативного документа Издание официальное _____________________________________________ наименование органа, принявшего нормативный документ Москва |
__________________________________ обозначение методического документа ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ __________________________________ наименование методического документа _____________________________________________ наименование органа, принявшего методический документ Москва |
В наименовании нормативного или методического документа не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.
Наименование стандарта в зависимости от его содержания должно состоять из заголовка и подзаголовка.
Примеры:
1. Система отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства.
Основные положения.
2. БЕТОНЫ ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Общие технические условия.
Наименование отраслевых дорожных норм в зависимости от их содержания может носить следующие формулировки:
Примеры:
1. Нормы проектирования нежестких дорожных одежд.
2. Правила проведения калибровочных работ в дорожном хозяйстве.
Наименование отраслевого дорожного методического документа в зависимости от его содержания может носить следующие формулировки:
Примеры:
1. Методические рекомендации по применению наполнителя «Грикол» в составах асфальтобетонных смесей.
2. Рекомендации по устройству щебеночного основания методом заклинки.
3. Руководство по метрологическому обеспечению измерений в испытательных лабораториях дорожного хозяйства.
4. Пособие по ведению исполнительной документации.
Ключевые слова: задачи стандартизации в дорожном хозяйстве; категории и классификация отраслевых нормативных и методических документов; порядок разработки