Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ

О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации

(с изменениями от 23 июня 1999 г., 5 августа 2000 г.)

 

Принят Государственной Думой 24 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 3. Ограничение сферы действия настоящего Федерального закона

Статья 4. Государственная программа приватизации государственного имущества в Российской Федерации

Статья 5. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ

Статья 6. Представление интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности

Статья 7. Федеральный орган по управлению государственным имуществом

Статья 8. Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации

Статья 9. Покупатели государственного и муниципального имущества

Статья 10. Продавцы федерального имущества

Статья 11. Продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцы муниципального имущества

Статья 12. Средства платежа при приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 13. Распределение денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества

Глава II. Порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 14. Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 15. Порядок принятия решений о приватизации государственного имущества

Статья 16. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 17. Порядок определения начальной цены объектов приватизации

Статья 18. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 19. Порядок оплаты государственного и муниципального имущества при его приватизации

Статья 20. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности

Статья 21. Продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями

Статья 22. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

Статья 23. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

Статья 24. Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ владельцам ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций

Статья 25. Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам

Статья 26. Выкуп государственного или муниципального имущества, сданного в аренду

Статья 27. Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий

Глава III. Заключительные положения

Статья 28. Оформление сделок приватизации государственного или муниципального имущества

Статья 29. Недействительность сделок приватизации государственного или муниципального имущества

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

Статья 31. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Для целей настоящего Федерального закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Ограничение сферы действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

приватизацию имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;

восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо другим способом изъято против воли указанных лиц в государственную или муниципальную собственность;

приватизацию земли;

приватизацию природных ресурсов;

приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда;

приватизацию государственного резерва;

приватизацию государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами территории Российской Федерации;

приватизацию объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов;

отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

случаи выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, заключенным Российской Федерацией;

случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям.

Отчуждение указанного в настоящей статье государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, регулируется другими федеральными законами.

Статья 4. Государственная программа приватизации государственного имущества в Российской Федерации

1. Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества в Российской Федерации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации (далее - программа приватизации).

Правительство Российской Федерации ежегодно одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации.

Правительство Российской Федерации ежегодно до 1 апреля текущего года представляет Федеральному Собранию Российской Федерации отчет о реализации программы приватизации за прошедший год.

2. Программа приватизации содержит:

прогноз проведения приватизации государственного имущества в соответствующих отраслях экономики Российской Федерации;

прогноз изменения платежного баланса Российской Федерации вследствие приватизации государственного имущества;

прогноз увеличения внутренних и внешних инвестиций в экономику Российской Федерации вследствие приватизации государственного имущества;

требования к программам приватизации субъектов Российской Федерации в области обеспечения определенных в настоящем Федеральном законе целей и способов приватизации государственного имущества;

порядок выбора способов приватизации государственного имущества и принятия решений о его приватизации, условия закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции");

порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества;

определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот;

порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате приватизации федерального имущества.

3. Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:

имущество, приватизация которого запрещена;

имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;

имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства Российской Федерации;

имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом (далее - федеральный орган по управлению государственным имуществом), по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики (далее - соответствующие федеральные органы).

Программа приватизации содержит прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения при их приватизации, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанные перечни включаются государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает пять миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Также в указанные перечни включаются открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Продажа не включенных в указанные перечни акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, не допускается.

В прогнозные перечни, в частности, включаются:

открытые акционерные общества, при продаже акций которых Правительство Российской Федерации приняло решение о закреплении таких акций в федеральной собственности или об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами ("золотой акции");

открытые акционерные общества, в отношении акций которых, находящихся в федеральной собственности, в следующем году предполагается принять решение о прекращении их закрепления с указанием способа распоряжения ими: частичная или полная продажа таких акций, полная их продажа с использованием в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами ("золотой акции");

открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, подлежат передаче в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы хозяйственных обществ;

открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, могут быть отчуждены владельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В программе приватизации содержатся данные о государственных унитарных предприятиях, приватизация которых может быть осуществлена посредством передачи государственного имущества в аренду работникам указанных предприятий с правом его выкупа в порядке, установленном пунктом 8 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В программе приватизации могут содержаться перечни видов государственного имущества, при приватизации которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан Российской Федерации.

4. Ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о приватизации на оборот отдельных видов государственного имущества, сохраняют свою силу при всех последующих сделках с указанным имуществом.

5. Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону и программе приватизации.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ

1. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в управлении указанными открытыми акционерными обществами (далее - специальное право ("золотая акция").

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решения:

о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

о реорганизации открытого акционерного общества;

о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

о заключении указанных в главах X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг открытого акционерного общества данные об имени (наименовании) зарегистрированных в указанном реестре владельцев ценных бумаг открытого акционерного общества, количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" убытков.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований являются членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в совете директоров (наблюдательном совете) не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета). Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - члены совета директоров (наблюдательного совета) - имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, принявшие решения об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

3. Одновременное закрепление в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества и использование в отношении его специального права ("золотой акции") не допускаются.

4. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

5. Представителями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут назначаться соответственно государственные и муниципальные служащие, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Представление интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности

1. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения о закреплении акций указанных открытых акционерных обществ в государственной или муниципальной собственности.

При закреплении в государственной или муниципальной собственности 100 процентов акций открытого акционерного общества полномочия высшего органа управления общества - общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника акций орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Формирование позиции Российской Федерации как акционера осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством Российской Федерации, или в ином устанавливаемом им порядке. Принимаемые высшим органом управления открытого акционерного общества решения оформляются протоколом, подлежащим хранению в соответствии со статьей 89 Федерального закона "Об акционерных обществах". Предусмотренные указанным Федеральным законом процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества назначаются сроком на один год соответствующим органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом, который вправе досрочно прекратить полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета). Образование исполнительных органов открытого акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом, реализующего компетенцию высшего органа управления общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества.

Общее собрание акционеров созывается, проводится и принимает решения по правилам, предусмотренным Федеральным законом "Об акционерных обществах", с момента отчуждения двух и более процентов акций общества от общего количества акций (100 процентов), ранее закрепленных в государственной или муниципальной собственности.

2. Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вносят в установленном порядке предложения в повестку дня общего собрания акционеров, выдвигают кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию, а также в исполнительные органы открытого акционерного общества, если его уставом решение этого вопроса отнесено к компетенции общего собрания, и назначают представителей для голосования на общих собраниях акционеров акциями, находящимися в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Если в полномочиях представителей не указано количество голосов, подаваемых за выдвинутую кандидатуру, то при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества представители Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования должны голосовать так, чтобы обеспечить избрание максимального числа кандидатур, выдвинутых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

3. Лица, избранные в установленном порядке в состав совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества из числа кандидатур, выдвинутых уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, представляют в совете директоров (наблюдательном совете) общества интересы соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Представители интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества согласовывают в письменной форме в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным образованием, свое голосование по вопросам, рассматриваемым на совете директоров (наблюдательном совете) общества, в том числе по персональному составу исполнительных органов общества (если этот вопрос отнесен уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

Представители интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества, являющиеся государственными или муниципальными служащими, не могут получать в обществах вознаграждение в денежной или иной форме, а также покрывать за счет указанных обществ и третьих лиц расходы на осуществление своих функций.

Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе в любое время осуществить замену члена совета директоров (наблюдательного совета), избранного из числа выдвинутых ими кандидатур и представляющего соответствующие государственные или муниципальные интересы.

Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, более 25 процентов акций которого закреплено в государственной или муниципальной собственности, не вправе совершать сделки по отчуждению акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление, без письменного согласия органа по управлению государственным имуществом, осуществлявшего формирование уставного капитала этого общества. Сделка, совершенная без такого письменного согласия, ничтожна.

Предусмотренные настоящим пунктом особенности правового положения открытых акционерных обществ, созданных при приватизации государственных или муниципальных предприятий, действуют в отношении общества до окончания срока приватизации или до момента, когда количество акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию, составит не более 25 процентов их общего количества.

Статья 7. Федеральный орган по управлению государственным имуществом

1. Федеральный орган по управлению государственным имуществом определяет Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Руководитель федерального органа по управлению государственным имуществом является членом Правительства Российской Федерации и по должности министром Российской Федерации. Руководитель федерального органа по управлению государственным имуществом при расширении своих функций может являться заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации федеральный орган по управлению государственным имуществом создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия.

2. Для осуществления единой государственной политики в области приватизации государственного имущества федеральный орган по управлению государственным имуществом:

координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью;

разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные настоящим Федеральным законом, программой приватизации, другими федеральными законами нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных правовых актов, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о приватизации;

совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству Российской Федерации проект программы приватизации;

организует и контролирует реализацию программы приватизации;

осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением приватизации федерального имущества;

в соответствии со своей компетенцией принимает решение о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специализированному учреждению, которому Правительством Российской Федерации предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи федерального имущества (далее - специализированное учреждение), для продажи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

осуществляет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

от имени Российской Федерации осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности;

создает комиссии по приватизации федерального имущества;

организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, учет федерального имущества и ведение его реестра.

3. Федеральный орган по управлению государственным имуществом не вправе делегировать свои полномочия, определенные настоящим Федеральным законом, другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам.

4. Федеральный орган по управлению государственным имуществом совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления готовит предложения о разграничении федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Решения о разграничении государственной собственности принимаются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находятся полномочия на управление и распоряжение государственным имуществом субъектов Российской Федерации (далее - органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации могут наделяться полномочиями территориальных органов федерального органа по управлению государственным имуществом. В данном случае органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность по управлению и распоряжению федеральным имуществом в соответствии с положением об органе по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, который наделен полномочиями территориального органа федерального органа по управлению государственным имуществом.

В указанном положении определяются права и обязанности органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, который наделен полномочиями территориального органа федерального органа по управлению государственным имуществом. Указанное положение утверждает Правительство Российской Федерации.

2. Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации по поручению федерального органа по управлению государственным имуществом вправе осуществлять отдельные полномочия на приватизацию федерального имущества.

Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации вправе направлять своих представителей в создаваемые федеральным органом по управлению государственным имуществом комиссии по приватизации объектов федеральной собственности, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

3. В соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления могут создаваться органы по управлению муниципальным имуществом.

Статья 9. Покупатели государственного и муниципального имущества

1. При приватизации государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов (далее - покупатели), не могут быть покупателями такого имущества.

2. Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателей.

Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи государственного или муниципального имущества покупатель не имел законных прав на его покупку, сделка приватизации государственного или муниципального имущества признается недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Перечень документов, представляемых покупателями, и порядок их представления определяет Правительство Российской Федерации. Обязательным является представление покупателями - юридическими лицами своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года деятельности, а также справок налоговой инспекции. Справки налоговой инспекции представляются покупателями - юридическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более десяти тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и покупателями - физическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более двух тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Статья 10. Продавцы федерального имущества

1. Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители (далее - продавцы федерального имущества).

2. Специализированное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации является юридическим лицом и наделено обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.

Специализированное учреждение может создавать в субъектах Российской Федерации свои отделения.

Деятельность специализированного учреждения и его отделений по продаже объектов приватизации не облагается налогами.

3. Специализированное учреждение в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

от имени Российской Федерации владеет переданными ему федеральным органом по управлению государственным имуществом или органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации принадлежащими Российской Федерации объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Российской Федерации как акционера (участника) в хозяйственных обществах;

от имени Российской Федерации осуществляет продажу переданных ему федеральным органом по управлению государственным имуществом или его территориальными органами объектов приватизации;

выступает на основании поручения Правительства Российской Федерации учредителем хозяйственных обществ;

ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате приватизации федерального имущества;

ведет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, учет подлежащих приватизации акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих Российской Федерации, а также учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества;

получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате приватизации федерального имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой приватизации;

осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых специализированное учреждение от имени Российской Федерации осуществляет полномочия акционера (участника);

осуществляет от имени Российской Федерации выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

4. Подлежащие продаже акции созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, которыми владеет специализированное учреждение, имеют право голоса на общем собрании акционеров.

5. Порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Обязательным условием указанных договоров является обязательство реализации представителями выставляемых на продажу объектов приватизации на утвержденных указанными договорами условиях и по цене, которая не должна быть ниже, чем установленная начальная цена.

Отбор представителей проводится на конкурсной основе. Деятельность представителей финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества.

Статья 11. Продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцы муниципального имущества

1. Продажу государственного имущества субъектов Российской Федерации могут осуществлять юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества (далее - продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации).

Порядок деятельности продавцов государственного имущества субъектов Российской Федерации устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.

Статья 12. Средства платежа при приватизации государственного и муниципального имущества

1. При приватизации государственного и муниципального имущества законным средством платежа признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.

2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, средством платежа при приватизации государственного и муниципального имущества могут быть признаны целевые долговые обязательства Российской Федерации.

Статья 13. Распределение денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества

1. Полученные в результате приватизации государственного имущества денежные средства распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые установлены соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного или муниципального имущества, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и являются обязательными платежами.

2. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.

3. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества с первого по пятнадцатое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты не позднее двадцать пятого числа соответствующего месяца. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества с шестнадцатого по тридцать первое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты не позднее десятого числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.

4. В случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных в результате приватизации государственного имущества, федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся координация и регулирование деятельности по сбору налогов, его территориальные органы и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств со счетов соответственно продавцов федерального имущества и продавцов государственного имущества субъектов Российской Федерации.

5. За несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты продавцы федерального имущества, продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцы муниципального имущества (далее - продавцы имущества) уплачивают пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.

Глава II. Порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 14. Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества

1. Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества может исходить от Правительства Российской Федерации, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц.

2. Заявки на приватизацию государственного имущества подаются соответственно в федеральный орган по управлению государственным имуществом, его территориальные органы, органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации (далее - органы по управлению имуществом). Форму заявки устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом.

Статья 15. Порядок принятия решений о приватизации государственного имущества

1. Заявки на приватизацию государственного имущества регистрируют соответствующие органы по управлению имуществом в день их подачи.

2. В случае, если в соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации объект приватизации может приватизироваться по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом вносят в Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его приватизации, указанием предлагаемых способа и срока приватизации такого объекта, обоснованием необходимости закрепления акций открытого акционерного общества в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации или использования специального права ("золотой акции").

3. В случае, если в соответствии с программой приватизации объект приватизации может приватизироваться по решению федерального органа по управлению государственным имуществом, согласованному с соответствующими федеральными органами, решение о приватизации указанного объекта принимает федеральный орган по управлению государственным имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки на приватизацию государственного имущества.

Порядок рассмотрения федеральным органом по управлению государственным имуществом заявки на приватизацию государственного имущества и согласования решения о его приватизации с соответствующими федеральными органами устанавливает Правительство Российской Федерации.

4. В случае, если в соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации объект приватизации может приватизироваться без решения Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или федерального органа по управлению государственным имуществом, решение о приватизации такого объекта или об отказе в его приватизации принимают соответствующие органы по управлению имуществом в месячный срок со дня регистрации заявки на приватизацию государственного имущества. Решение о приватизации такого объекта или об отказе в его приватизации направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок с момента принятия указанного решения.

5. Решение о приватизации государственного имущества, указанного в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или федеральный орган по управлению государственным имуществом с учетом значимости объекта приватизации для обеспечения обороны страны и безопасности государства, учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслевых особенностей объекта приватизации, решений общих собраний работников преобразуемых в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий, федерального антимонопольного органа, соответствующих федеральных органов, а также мнений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если указанные предприятия имеют градообразующий характер или оказывают существенное влияние на социально-экономическое положение территории.

6. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом при рассмотрении заявок на приватизацию государственного имущества могут принять решение об отказе в приватизации государственного имущества или о его приватизации.

7. Отказ в приватизации государственного имущества возможен в случае, если:

на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет;

имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности;

имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.

В случае принятия решения об отказе в приватизации государственного имущества заявителю направляется извещение в письменной форме с обоснованием такого решения.

8. В случае принятия решения о приватизации государственного имущества соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение о закреплении акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, в федеральной собственности или в государственной собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение о приватизации государственного имущества с использованием специального права ("золотой акции").

9. В случае принятия решения о приватизации государственного имущества соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации, который не может превышать шесть месяцев со дня принятия решения о приватизации такого имущества.

Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению соответствующих органов по управлению имуществом не более чем на один год.

10. В состав комиссии по приватизации входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае необходимости представители соответствующих территориальных органов федерального антимонопольного органа, а также иные лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Комиссия по приватизации вправе привлекать к работе экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.

11. В плане приватизации определяются способ продажи объекта приватизации, сроки и условия его продажи, а также начальная цена объекта приватизации. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом. Типовую форму плана приватизации утверждает Правительство Российской Федерации.

Статья 16. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. При приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

2. Продажа предприятия как имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

3. Продажа (передача) кредиторам права собственности на государственное или муниципальное имущество в зачет внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а равно обмен государственного или муниципального имущества на иное имущество (денежные средства, товары и услуги), не допускается, за исключением случая, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона.

4. При определении способа приватизации государственного или муниципального имущества комиссия по приватизации учитывает: предложения, содержащиеся в заявках на приватизацию государственного или муниципального имущества, поданных в соответствующие органы по управлению имуществом;

отраслевые особенности объектов приватизации и их социально-экономическое значение для территории;

рыночную стоимость объектов приватизации.

5. Решение о выборе способа приватизации государственного имущества принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Порядок определения начальной цены объектов приватизации

1. Порядок определения начальной цены объектов приватизации устанавливается программой приватизации.

2. Продавцы имущества вправе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка принять решения об изменении начальной цены объектов приватизации. Начальная цена объектов приватизации не может быть снижена продавцами имущества более чем на 10 процентов без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом, утвердившими планы приватизации указанных объектов.

Статья 18. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества

1. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества должна быть опубликована продавцами имущества в официальных информационных бюллетенях и других средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи указанного имущества. При приватизации муниципального имущества органы местного самоуправления могут устанавливать более короткий срок опубликования такой информации, который не может быть менее чем один месяц.

2. Перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в форме информационного сообщения при продаже объектов приватизации, устанавливает Правительство Российской Федерации.

3. При продаже акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, обязательному включению в информационное сообщение подлежат следующие сведения:

площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество такого общества;

характеристики недвижимого имущества такого общества и наличие у него обременений;

установленные ограничения на перепродажу акций такого общества;

обязательства такого общества, в том числе перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами;

балансовый отчет такого общества;

основная номенклатура продукции (работ, услуг) такого общества;

численность работников такого общества;

условия продажи акций такого общества;

ограничения на участие нерезидентов Российской Федерации, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) и аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;

порядок ознакомления покупателей с иными сведениями.

В соответствии с представлением федерального антимонопольного органа и его территориальных органов в информационное сообщение включаются сведения о доле продукции (работ, услуг) открытого акционерного общества, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

С иными сведениями об открытом акционерном обществе покупатели имеют право ознакомиться в месте, указанном в информационном сообщении.

Форму предоставления дополнительных сведений об открытом акционерном обществе и их перечень устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом.

4. Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в месячный срок со дня совершения указанных сделок. Порядок опубликования информации о результатах сделок приватизации государственного имущества определяет Правительство Российской Федерации.

Статья 19. Порядок оплаты государственного и муниципального имущества при его приватизации

1. Оплата приобретаемого покупателями государственного имущества может производиться единовременно или в рассрочку. Порядок предоставления рассрочки при оплате государственного имущества устанавливается соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации.

2. Порядок оплаты муниципального имущества при его приватизации устанавливают органы местного самоуправления.

Статья 20. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть преобразованы в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

2. Подготовка государственных и муниципальных унитарных предприятий к преобразованию в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, состоит в инвентаризации имущества указанных предприятий и проведении аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, балансовая стоимость основных фондов которых на день принятия решений об их преобразовании в открытые акционерные общества превышает пять миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также в случае необходимости в реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе в выделении их подразделений в качестве юридических лиц.

3. При преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Указанный срок не может превышать шесть месяцев со дня подачи заявки на приватизацию государственного имущества.

Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению соответствующих органов по управлению имуществом не более чем на один год.

Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проект плана приватизации, подготовленный представителями работников государственного или муниципального унитарного предприятия.

4. В состав комиссии по приватизации входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной собственности, орган местного самоуправления по месту нахождения указанного предприятия, его работники, а также территориальный орган федерального антимонопольного органа вправе направлять своих представителей в состав указанной комиссии.

Комиссия по приватизации вправе привлекать к работе экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.

5. В плане приватизации определяются способ и сроки преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, величина уставного капитала открытого акционерного общества, льготы, предоставляемые его работникам, категории (типы) акций открытого акционерного общества, номинальная стоимость указанных акций, способы и сроки их продажи.

6. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации и направляет его общему собранию работников государственного или муниципального унитарного предприятия для согласования.

Если общее собрание работников государственного или муниципального унитарного предприятия в месячный срок со дня получения плана приватизации не рассмотрело его, план приватизации считается согласованным.

План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом по представлению комиссии по приватизации.

7. В случае, если общее собрание работников государственного или муниципального унитарного предприятия не согласовало план приватизации, комиссия по приватизации обязана предложить другой вариант плана приватизации. В случае, если общее собрание работников государственного или муниципального унитарного предприятия повторно не согласовало план приватизации, решение о его утверждении принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления.

8. При приватизации государственного и муниципального имущества, виды которого установлены соответственно программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, и при наличии соответствующего решения общего собрания работников государственного или муниципального унитарного предприятия приватизация такого имущества осуществляется посредством аренды с правом его выкупа работниками указанного предприятия по рыночной стоимости. Порядок и условия осуществления приватизации посредством аренды с правом выкупа имущества государственного унитарного предприятия его работниками по рыночной стоимости определяет Правительство Российской Федерации.

9. Преобразование в открытые акционерные общества государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые включены в Государственный реестр объединений и предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

10. После завершения работы комиссии по приватизации соответствующие органы по управлению имуществом осуществляют реорганизацию либо ликвидацию государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию открытого акционерного общества, формируют его органы управления.

11. В уставе открытого акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, должны быть учтены требования Федерального закона "Об акционерных обществах" и определенные настоящим Федеральным законом особенности.

12. При преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, государственное или муниципальное унитарное предприятие со дня принятия решения о его преобразовании в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации не вправе без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов государственного или муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета.

Совершение государственным или муниципальным унитарным предприятием сделок с недвижимым имуществом, а также увольнение более чем 10 процентов численности работников указанного предприятия в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, и до момента государственной регистрации такого общества, не допускается.

Статья 21. Продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями

1. Государственное или муниципальное имущество продается на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (далее - коммерческий конкурс) в случае, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия.

Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе коммерческого конкурса наиболее высокую цену за указанный объект, при условии выполнения таким покупателем инвестиционных и (или) социальных условий.

Порядок проведения коммерческих конкурсов определяет Правительство Российской Федерации.

2. Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом.

3. В случае, если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, победитель коммерческого конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции осуществляет голосование по ним по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:

внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества;

залог, сдача в аренду, отчуждение имущества открытого акционерного общества, если стоимость такого имущества превышает 10 процентов уставного капитала открытого акционерного общества;

залог и отчуждение недвижимого имущества открытого акционерного общества;

получение кредита в размере более чем 10 процентов стоимости чистых активов открытого акционерного общества;

учреждение хозяйственных обществ (товариществ);

эмиссия ценных бумаг, не конвертируемых в акции открытого акционерного общества;

утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков открытого акционерного общества, а также распределение его прибыли и убытков.

Голосование по указанным вопросам победитель коммерческого конкурса осуществляет после согласования такого голосования с соответствующими органами по управлению имуществом в письменной форме.

Победитель коммерческого конкурса не вправе осуществлять голосование за реорганизацию или ликвидацию открытого акционерного общества.

Открытое акционерное общество, которое создано в процессе приватизации и в отношении которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий, не вправе принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных конвертируемых в акции указанного общества ценных бумаг.

Порядок осуществления победителем коммерческого конкурса права владения и права пользования объектом приватизации, за исключением случая, если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, определяет Правительство Российской Федерации.

4. При продаже государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе социальные условия могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как имущественный комплекс или если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, составляющие более чем 50 процентов его уставного капитала.

Указанные социальные условия могут предусматривать в отношении объекта приватизации:

сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

переподготовку или повышение квалификации работников;

сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования;

реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Указанные социальные условия являются исчерпывающими и не подлежат изменению.

Указанные социальные условия коммерческого конкурса должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения.

Социальные условия коммерческого конкурса подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с работниками открытого акционерного общества, акции которого являются объектом приватизации.

5. При продаже государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе инвестиционные условия могут предусматривать осуществление в отношении объекта приватизации мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства.

Указанные инвестиционные условия коммерческого конкурса должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения.

Инвестиционные условия коммерческого конкурса подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При продаже объектов приватизации на коммерческом конкурсе в качестве инвестиционных условий может служить обязательство победителя коммерческого конкурса осуществить установленные меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей, в том числе использовать российские сырье, материалы и полуфабрикаты в случаях, если их качественные характеристики соответствуют зарубежным аналогам или превосходят характеристики указанных аналогов либо если цены указанных сырья, материалов и полуфабрикатов соответствуют ценам зарубежных аналогов или ниже таких цен.

Также в качестве инвестиционного условия коммерческого конкурса может служить обязательство победителя коммерческого конкурса погасить в установленный срок задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

6. Инвестиционные и (или) социальные условия коммерческого конкурса, объемы, порядок выполнения, меры по контролю за их выполнением, а также порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса выполнения таких условий устанавливают при утверждении плана приватизации соответствующие органы по управлению имуществом по согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Все инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных победителем коммерческого конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с соответствующим продавцом имущества договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий. В случае, если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, указанное общество одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий заключает с соответствующим продавцом имущества договор об использовании инвестиционных средств. Заключение указанных договоров является обязательным для победителя коммерческого конкурса, а также для открытого акционерного общества, акции которого являются объектом приватизации. Внесение изменений и дополнений в инвестиционные и (или) социальные условия коммерческого конкурса и обязательства его победителя после заключения указанных договоров не допускается.

Формы и условия указанных договоров устанавливает Правительство Российской Федерации.

7. В случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную и муниципальную собственность, а органы и лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, обязаны в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, возмещении убытков и применении иных последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами купли-продажи государственного или муниципального имущества.

8. Инвестиции в денежной или иной форме, осуществленные победителем коммерческого конкурса для выполнения его инвестиционных и (или) социальных условий, не подлежат налогообложению.

Статья 22. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении объектов приватизации. Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такой объект.

2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок определения победителей аукциона, а также порядок расчетов за приобретенное государственное или муниципальное имущество регулируются положением, которое утверждает Правительство Российской Федерации.

3. Продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества может осуществляться на специализированном аукционе.

Специализированный аукцион проводится в виде открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене.

Порядок проведения специализированного аукциона, условия участия в нем покупателей, форма подачи ими заявок на участие в специализированном аукционе, порядок определения победителей, а также порядок расчетов за приобретенные акции открытого акционерного общества устанавливаются положением, которое утверждает Правительство Российской Федерации.

Статья 23. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации.

Статья 24. Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ владельцам ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций

1. Решения о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Такими решениями определяется порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, количество акций открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, а также наименования открытых акционерных обществ - эмитентов таких акций.

2. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных в пункте 1 настоящей статьи ценных бумаг и ограничения на обращение таких бумаг устанавливает Правительство Российской Федерации.

Статья 25. Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам

1. Акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, могут продаваться работникам таких обществ.

Порядок продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам определяется федеральным законом.

2. Количество акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые могут быть проданы его работникам, категория (тип) таких акций, порядок определения их цены, а также порядок и сроки оплаты таких акций устанавливаются программой приватизации.

Статья 26. Выкуп государственного или муниципального имущества, сданного в аренду

1. Приватизация сданного в аренду в соответствии с договором аренды с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", имущества государственного или муниципального унитарного предприятия осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества следующими способами:

в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором;

посредством преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

Порядок осуществления арендатором такого имущества права на первоочередное приобретение акций открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных или муниципальных унитарных предприятий, порядок определения стоимости указанных акций определяются соответственно программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством Российской Федерации положением о порядке приватизации сданного в аренду государственного имущества.

2. В других случаях арендатор имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, может приобрести такое имущество в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации.

3. Порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий

1. Открытые акционерные общества, созданные посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

2. По истечении трех месяцев с момента государственной регистрации открытого акционерного общества его работники (представители работников) или исполнительный орган указанного общества могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.

3. Увольнение работников открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, и трудоустройство указанных работников регулируются законодательством Российской Федерации о труде, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Глава III. Заключительные положения

Статья 28. Оформление сделок приватизации государственного или муниципального имущества

1. При приватизации государственного или муниципального имущества между продавцом имущества и покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются:

сведения о продавце имущества и покупателе; наименование объекта приватизации; место его нахождения; состав и стоимость государственного или муниципального имущества; условия аренды (пользования) земельным участком; количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий;

способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения;

порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на такое имущество;

иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку.

3. Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит соответственно от Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к его покупателям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором купли-продажи государственного или муниципального имущества.

Статья 29. Недействительность сделок приватизации государственного или муниципального имущества

1. В случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась с нарушением положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также условий договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры Российской Федерации вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.

2. Основанием для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными является:

нарушение положений настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества;

приобретение государственного или муниципального имущества лицом, не имеющим на это права;

использование при приватизации государственного или муниципального имущества незаконных средств платежа;

наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;

предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями;

иное основание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

3. Договоры купли-продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия.

4. Споры о признании сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными рассматриваются в суде, арбитражном суде в порядке и в сроки, которые предусмотрены процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Осуществление приватизации государственного или муниципального имущества способами, отличными от способов, установленных настоящим Федеральным законом, не допускается, а соответствующие сделки приватизации государственного или муниципального имущества признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:

выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Статья 31. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Все обязательства, возникшие по договорам купли-продажи государственного или муниципального имущества до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат восстановлению в учете продавцами имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не содержащие стоимостной оценки указанного имущества, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия.

3. В связи с принятием настоящего Федерального закона признается, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 настоящего Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("золотой акцией").

4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о вопросах, которые согласно настоящему Федеральному закону регулируются другими федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

5. В связи с принятием настоящего Федерального закона признаются утратившими силу:

Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 27, ст. 927);

Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 28, ст. 1614);

статья 17 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 12, ст. 1381)".

6. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Российской Федерации                                                                   Б. Ельцин

 

Москва, Кремль

21 июля 1997 года

N 123-ФЗ