ГОСТ Р 51769-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение
Обращение с отходами
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Основные положения
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК № 349 «Вторичные материальные ресурсы»
Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов
НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук
ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. № 251-ст
В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:
Закона Российской Федерации «О техническом регулировании»;
Закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе»;
Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»;
Закона Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»;
Резолюции ОЭСР о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.)
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
(Введено дополнительно. Изм. № 1).
СОДЕРЖАНИЕ
4 Документирование деятельности по обращению с отходами. 3 5 Региональная система регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации. 5 |
Введение
В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением не утилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.
Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способны эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.
ГОСТ Р 51769-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ Основные положения Resources saving. Waste treatment. |
Дата введения 2002-01-01
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.
Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее - предприятия) любых форм собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Новая редакция, Изм. № 1).
3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности:
- классификация отходов по ОК 005, [11], [12];
- учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, [1], [2] инертных и удалением отходов I-IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
- качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11] - [17];
- определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];
- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по [5], [7], [10];
- контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения с отходами.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отхода I-IV класса опасности согласно ГОСТ Р 53691, который в машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в 3.1.
3.3 Паспорт отхода I-IV класса опасности заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отхода I-IV класса опасности открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.
3.2, 3.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4 Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5 Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.
3.6 Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.
3.7 Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный, международный [23] - [26], [281 - [33], региональный [27], [34] и зарубежный опыт [35].
3.6, 3.7 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
4.1 Целью документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета (количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать классификаторы ОКП, ОКПО, ОКАТО, ГОСТ Р 52105, [12], [13].
4.2 Результаты образования (ГОСТ Р 53791), движения (ГОСТ Р 53692) и ликвидации отходов с утилизацией инертных их частей и удалением отходов I-IV класса опасности, захоронение которых проводят на основе требований [19], учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.
Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих его опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных.
4.3 Документирование отходов I-IV класса опасности [8], в т.ч. их токсичных [17] характеристик, заключается в оценке соответствующих классов опасности, определяемых расчетными или экспериментальными методами. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу «не более».
Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др.
4.1 - 4.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4 Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).
Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.
4.5 При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о составе и физико-химических, технологических и других свойствах отходов;
- сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6 Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.
4.7 Процедуры контроля выполнения требований нормативных документов в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами производства и потребления осуществляют уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами.
(Новая редакция, Изм. № 1).
4.7.1 Минприроды России осуществляет государственную политику [20], нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами, а также проводит приостановление или отмену неправомерных решений служб и агентств.
4.7.2 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляет в регионах: выдачу разрешений на выбросы и сбросы; оформление лимитов размещения отходов; выдачу лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности; проведение государственной экологической экспертизы.
4.7.3 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляют в регионах государственный экологический контроль.
4.7.1 - 4.7.3 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
4.8 (Исключен, Изм. № 1).
5.1 Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.
При отсутствии необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасного отхода.
5.2 Возможности регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована, исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической обстановки.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Рисунок 1 - Схема регионального
регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации
и сертификации
А.1 Отечественные нормативно-правовые и нормативно-методические документы по обращению с отходами
[1] Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г. Р 49 ФЗ
[2] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 3 октября 2002 г.)
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»
[8] Приказ Минприроды России от 15.06.2002 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»
[9] Приказ Минприроды России от 18 июля 2002 г. № 451 «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 29 ноября 2002 г.)
[10] Распоряжение МПР России от 2 декабря 2002 г. № 483-р «Об утверждении «Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации»
[11] Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов»
[12] Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
[13] Приказ Минприроды России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
[14] СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»
[15] СанПиН 2.1.7-95 «Правила очистки населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почв. Порядок хранения, транспортировки, захоронения и утилизации (токсичных) промышленных отходов»
[16] СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»
[17] СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»
[18] Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 169-ФЗ)
[19] Федеральный закон «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 8 ноября 2008 г. № 196-ФЗ
[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»
[21] Модельный закон «Об экологической безопасности», принят на 22-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление № 22-18 от 15 ноября 2003 г.)
[22] Модельный закон «Об отходах производства и потребления», принят на 29-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление № 29-15 от 31 октября 2007 г.)
А.2 Перечень международных и региональных документов*) по обращению с отходами
________
*) Директивы не приняты в Российской Федерации, но некоторые из них, в частности [28], являются основой для разработки технических регламентов.
[23] Директива Совета 75 /442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. «Об отходах», измененная в соответствии с Директивой 91/156/ЕЭС, Директивой 96/350/ЕЭС, а также решение Комиссии от 24 мая 1996 г.
[24] Директива Совета Европейского Союза 76/464/ЕЕС от 4 мая 1976 г. «О загрязнении некоторыми опасными веществами, сбрасываемыми в водную среду Сообщества»
[25] Директива Совета Европейского Союза 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 г. относительно оценки влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду
[26] Директива Совета Европейского Союза 91/689/ЕЕС от 12 декабря 1991 г. «Об опасных отходах» с последними поправками, внесенными Директивой 94/31/ЕС
[27] Резолюция Организации Экономического Содействия развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С (92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 г.)
[28] Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений»
[29] Директива Совета Европейского Союза 96/82/ЕС от 9 декабря 1996 г. «О контроле за предоставляющими собой серьезность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами»
[30] Директива Совета Европейского Союза 1999/13/ЕС от 11 марта 1999 г. «Об ограничении выбросов летучих органических соединений, образующихся в результате использования органических растворителей в определенных видах производственной деятельности и на определенных объектах»
[31] Директива Совета Европейского Союза 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г. о полигонах захоронения отходов
[32] Директива Совета Европейского Союза 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г. об основах деятельности Сообщества в области водной политики
[33] Директива Совета Европейского Союза 2001/80/ЕС от 23 октября 2001 г. «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу из крупных сжигательных установок»
[34] Гармонизация правового и нормативного обеспечения в сфере обращения с упаковкой и упаковочными отходами. Опыт ЕС и России//Сборник подготовлен в рамках проекта ТАСИС «Сближение технических правил и стандартов». Российская Федерация (Europe Aid/113648/D/SV/RU) - М.: Ростехрегулирование, 2006
[35] Улицкий В. А., Васильвицкий А. Е., Плущевский М. Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение/Под редакцией А. Д. Козлова и Т. В. Боравской. - М.: Изд. «САШКО», 2006)
(Новая редакция, Изм. № 1).
Ключевые слова: ресурсосбережение, вторичные материальные ресурсы, отходы, опасные отходы, классификация отходов, паспортизация и сертификация отходов, удаление отходов, инфраструктура работ с отходами