ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ОПОРЫ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЕ
ПОД ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРУБОПРОВОДЫ
ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ГОСТ 23237-78
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Москва
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства
ИСПОЛНИТЕЛИ
А. М. Монин; Н. А. Ушаков, канд. техн. наук; Г. И. Бердичевский, д-р техн. наук (руководитель темы); Л. В. Яковлев; Л. Д. Фомиль; М. Ю. Астряб, канд. техн. наук; М. М. Амочкина; В. А. Якушин, канд. техн. наук
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник отдела В. А. Алексеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 июля 1978 г. № 150
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ОПОРЫ ОТДЕЛЬНО
СТОЯЩИЕ Типы и основные параметры Piers for industrial pipe-lines. Types and basic parameters |
ГОСТ |
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 июля 1978 г. № 150 срок введения установлен
с 01.07.1979
Настоящий стандарт распространяется на стоящие низкие и высокие железобетонные и стальные опоры под технологические трубопроводы, применяемые в районах с расчетной температурой воздуха до минус 40°С, нормативным скоростным напором ветра до 55 кгс/см2 и сейсмичностью до 8 баллов включительно.
Стандарт устанавливает типы опор, их основные параметры и габаритные схемы.
Стандарт обязателен при разработке проектов технологических трубопроводов и стандартов на конструкции опор.
1.1. Вертикальные нагрузки на опоры приняты:
1; 2; 3; 5; 10; 20; 30; 40; 60; 100; 200 тс.
1.2. Длина траверс опор должна назначаться следующих размеров:
1,2; 1,8; 2,4; 3,0; 3,6; 4,2; 4,8; 6,0 м.
1.3. Высота опор от планировочной отметки земли до верха траверс должна приниматься равной 0,9; 1,2; 5,4; 6,0; 6,6; 7,2; 7,8; 8,4; 9,6; 10,8 м.
1.4. Шаг опор должен быть кратным 3 м и не менее 6 м. При проектировании опор под технологические трубопроводы допускается назначать шаг опор других размеров в местах их подхода к зданиям и сооружениям, а также в местах пересечения с автомобильными, железными дорогами и другими коммуникациями.
2.1. Типы, габаритные схемы и основные размеры опор, вертикальные нагрузки на опоры должны соответствовать указанным в табл. 1 и 2.
Тип |
Габаритная схема |
Нормативная вертикальная нагрузка на опору, тс |
Основные размеры опор, м |
Примечание |
||
длина траверсы b |
расстояние между стойками с |
высота h |
||||
|
5 |
2,4 3,0 |
1,8 |
0,9 1,2 |
Конструкции опор железобетонные |
|
10 20 |
2,4 3,0 3,6 |
1,8 |
||||
4,2 4,8 |
2,4 |
|||||
II |
|
1 2 3 |
1,2 1,8 |
- |
5,4 6,0 6,6 7,2 7,8 |
Конструкции опор железобетонные |
|
5 |
1,2 1,8 2,4 |
- |
5,4 6,0 6,6 7,2 7,8 |
||
III |
|
5 |
2,4 3,0 |
1,8 |
5,4 6,0 6,6 7,2 7,8 |
Конструкции опор железобетонные |
10 20 |
2,4 3,0 3,6 |
1,8 |
||||
4,2 4,8 |
2,4 |
|||||
IV |
20 30 |
2,4 3,0 3,6 |
1,8 |
5,4 6,0 |
Конструкции опор железобетонные |
|
4,2 4,8 |
2,4 |
|||||
40 60 |
6,0 |
3,6 |
5,4 6,0 |
Конструкции опор стальные |
||
V |
|
1 2 3 |
1,2 1,8 |
- |
5,4 6,0 6,6 7,2 7,8 |
Конструкции опор железобетонные с применением центрифугированных стоек |
5 |
1,2 1,8 2,4 3,0 |
|||||
10 20 |
2,4 3,0 3,6 4,2 4,8 |
|||||
VI |
|
20 30 |
2,4 3,0 3,6 4,2 4,8 |
- |
5,4 6,0 |
Конструкции опор железобетонные с применением центрифугированных стоек |
VII |
|
100 200 |
- |
- |
6,0 7,2 8,4 9,6 10,8 |
Конструкции опор стальные |
VIII |
|
100 200 |
1,2 2,4 |
1,2 2,4 |
6,0 7,2 8,4 9,6 10,8 |
Конструкции опор стальные |
Тип |
Габаритная схема |
Нормативная вертикальная нагрузка на опору, тс |
Основные размеры опор, м |
Примечание |
||
длина траверсы b |
расстояние между стойками с |
высота h |
||||
III |
5 |
2,4 3,0 |
1,8 |
5,4 6,0 6,6 7,2 7,8 |
Конструкции опор стальные |
|
10 20 |
2,4 3,0 3,6 |
1,8 |
||||
4,2 4,8 |
2,4 |
|||||
IV |
20 30 |
2,4 3,0 3,6 |
1,8 |
5,4 6,0 |
Конструкции опор стальные |
|
4,2 4,8 |
2,4 |
В табл. 2 приведены габаритные схемы стальных опор, которые следует применять в строгом соответствии с требованиями технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов, утвержденных Госстроем СССР.
2.2. Низкие опоры типа I следует применять на территориях, не подлежащих застройке, и при отсутствии пересечений трасс трубопроводов с дорогами.
Опоры типа I следует применять в виде бетонных или железобетонных стенок, расположенных перпендикулярно оси трассы, или отдельных фундаментов, на которые опираются железобетонные траверсы.
При непучинистых грунтах опоры высотой до 1200 мм допускается предусматривать в виде железобетонных шпал-траверс, укладываемых на песчаную подушку, защищенную от выдувания и вымывания.
2.3. Трасса отдельно стоящих опор должна состоять из отдельных температурных блоков, температурный блок должен компоноваться из промежуточных и одной анкерной опоры (промежуточной, концевой или концевой угловой), которые следует принимать железобетонными или стальными, в зависимости от конкретных условий строительства, габаритов, действующих вертикальных и горизонтальных нагрузок. Длина температурного блока определяется расчетом.
2.4. В местах ответвлений трубопроводов следует устанавливать опоры, рассчитанные дополнительно на горизонтальную сосредоточенную поперечную нагрузку от ответвлений трубопроводов. Расположение промежуточных и анкерных опор по трассе трубопроводов приведено в справочном приложении.
ПРИМЕР КОМПОНОВКИ
ТЕМПЕРАТУРНОГО БЛОКА ОТДЕЛЬНО
СТОЯЩИХ ОПОР
1 - анкерная
концевая опора; 2 - промежуточная опора; 3 - анкерная
промежуточная опора;
4 - анкерная концевая угловая опора; 5 - траверса железобетонная