МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НОРМЫ 
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ 
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОТРАСЛИ
ОН 016-01124328-2000
Москва 2000 г.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
| УТВЕРЖДАЮ: Зам. Министра путей
  сообщения  | 
НОРМЫ 
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ 
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОТРАСЛИ
| СОГЛАСОВАНО:
   В.А. Щерица | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора ГУП ВНИИЖТА.Я. Коган | 
| СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента безопасности движения и экологии МПС России Б.Л. Недорчук | СОГЛАСОВАНО: Зам.
  руководителя Департамента локомотивного хозяйства  А.А. Троицкий | 
| СОГЛАСОВАНО: Зам.
  руководителя Департамента вагонного хозяйства  В.С. Силин | СОГЛАСОВАНО: Зам
  руководителя Департамента пути и сооружений  Н.П. Кемеж | 
Москва 2000 г
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие «Нормы водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли» разработаны с целью экономии водных ресурсов и в связи с изменениями в технологических процессах водопотребления и водоотведения на железнодорожном транспорте. «Нормы¼» разработаны взамен «Норм водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта», утвержденных первым заместителем Министра путей сообщения Мошенко О.А. 23 июня 1993 г.
«Нормы¼» предназначены для контроля за водопользованием, для разработки технико-экономических обоснований и проектирования как вновь строящихся, так и реконструируемых существующих систем водоснабжения и канализации железнодорожных объектов, для оценки эффективности использования воды на каждом действующем предприятии железнодорожного транспорта и для разработки баланса водопотребления и водоотведения.
В настоящем документе впервые введены нормы для различных машин и механизмов путевого хозяйства, исключены нормы для уже не существующих предприятий, снижены нормы для большинства технологических процессов железнодорожного транспорта с учетом последних исследований и нормативных документов.
Нормы даны как для прямоточной, так и для оборотной систем водоиспользования.
В «Нормах¼» приведены временные нормы качества воды в оборотных системах водоиспользования, разработанные ранее во ВНИИЖТе и приведенные в «Методических указаниях по проектированию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта», утвержденных заместителем Министра путей сообщения Богдановичем А.О., 1994 г.
«Нормы водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли» разработаны Департаментом капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта МПС России (Барковсков Б.В.; Кузнецов М.В.) и Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (Резник Н.Ф., к.т.н.; Бабкина Т.В.; Бельков В.М., д.ф-м.н.; Зубрева Н.П.).
Таблица 1
НОРМЫ 
водопотребления и водоотведения для предприятий 
железнодорожного транспорта
| № п/п | Наименование объектов водопотребления и водоотведения | Измеритель | Норма 1, 2), м3 | |||
| без оборотного водоиспользования | при оборотном водоиспользовании | |||||
| водопотребление | водоотведение | водопотребление | водоотведение | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| I. ЛОКОМОТИВНЫЕ, ВАГОННЫЕ ДЕПО И РЕМОНТНЫЕ ЗАВОДЫ | ||||||
| 1. | Наружная обмывка локомотивов, вагонов и моторвагонного подвижного состава | |||||
| - механизированная обмывка | секция локомотива | 1,8 | 1,5 | 0,2 | 0,2 | |
| вагон | 1,8 | 1,5 | 0,2 | 0,2 | ||
| - ручная обмывка локомотивов и пассажирских вагонов | секция локомотива | 0,9 | 0,8 | 0,15 | 0,15 | |
| вагон | 0,5 | 0,45 | 0,1 | 0,1 | ||
| 2. | Внутренняя влажная уборка пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава | вагон | 0,2 | 0,15 | - | - | 
| 3. | Промывка отопительной и водяной систем пассажирских вагонов | вагон | 2,8 | 2,6 | - | - | 
| 4. | Промывка радиаторов, топливных, водяных баков рефрижераторного подвижного состава | 5-вагонная секция | 1,4 | 1,2 | 0,15 | 0,15 | 
| 5. | Промывка узлов и деталей вагонов и локомотивов в моечных машинах и выварочных ваннах | секция локомотива  | 0,72 | 0,7 | 0,72 | - | 
| 6. | Промывка деталей в гальванических отделениях | вагон  | 1,8 | 1,6 | - | - | 
| - с очисткой стоков методом электрокоагуляции | - | - | 1,1 | 1,03) | ||
| 7. | Промывка и заправка аккумуляторов | вагон  | 2,0 | 0,5 | 0,22 | - | 
| 8. | Опрессовка водяной системы и деталей дизеля тепловоза и котлов цистерн | секция тепловоза | 0,9 | 0,72 | 0,6 | - | 
| цистерна | 0,9 | 0,72 | 1,2 | - | ||
| 9. | Реостатные испытания тепловозов на жидкостных реостатах: | |||||
| тепловозы мощностью | ||||||
| до 1000 л.с. | секция тепловоза | 2-3 | 0,2 | - | - | |
| до 2000 л.с. | секция тепловоза | 6-8 | 0,2 | - | - | |
| до 3000 л.с. | секция тепловоза | 10-12 | 0,2 | - | - | |
| до 4000 л.с. | секция тепловоза | 12-15 | 0,2 | - | - | |
| 10. | Экипировка пассажирских вагонов: | |||||
| - после ремонта к подаче из отстоя | вагон | 2,0 | - | - | - | |
| - в транзитных поездах и своего формирования | вагон | 1,0 | - | - | - | |
| 11. | Экипировка оборудования рельсосварочных предприятий: | |||||
| - вагон ПРСМ | цистерна | - | - | 0,4 | - | |
| - рельсошлифовальный поезд | цистерна | 50 | - | - | - | |
| 12. | Экипировка рефрижераторного подвижного состава | |||||
| 5-вагонная секция ЦА5 | 1,4 | - | - | - | - | |
| 5-вагонная секция ЦВ5 | 6,0 | - | - | - | - | |
| 5-вагонная секция БМЗ | 3,55 | - | - | - | - | |
| 13. | Экипировка тепловозов: | |||||
| - после ремонта | секция тепловоза | 1,0 | - | - | - | |
| - пополнение охлаждающей системы при экипировке | секция тепловоза | 0,,1 | - | - | - | |
| 14. | Проверка на водонепроницаемость контейнеров | контейнер | 0,5 | 0,4 | - | - | 
| II. ПРОМЫВОЧНО-ПРОПАРОЧНЫЕ СТАНЦИИ | ||||||
| 15. | Внутренняя обработка котлов цистерн | цистерна | - | - | 1,5 | 1,3 | 
| 16. | Наружная обмывка цистерн | цистерна | - | - | 1,5 | 1,0 | 
| 17. | Полная обработка цистерн под налив4) | цистерна | - | - | 0,6 | 0,3 | 
| III. ПУНКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАГОНОВ, ПОДГОТОВКА ВАГОНОВ К ПЕРЕВОЗКАМ | ||||||
| 18. | Внутренняя промывка грузовых вагонов: | |||||
| - ручная | вагон | 1,0 | 0,8 | 0,2 | 0,17 | |
| - машинная | вагон | 1,6 | 1,3 | 0,4 | 0,3 | |
| 19. | Внутренняя промывка рефрижераторных вагонов: | |||||
| - ручная | вагон | 2,0 | 1,7 | - | - | |
| - машинная | вагон | 3,0 | 2,7 | - | - | |
| 20. | Внутренняя промывка рефрижераторных вагонов: | |||||
| - ручная | вагон | 0,7 | 0,6 | 0,15 | 0,06 | |
| - машинная | вагон | 1,6 | 1,36 | 0,16 | 0,08 | |
| 21. | Комплексная5) обработка грузовых вагонов под погрузку | вагон | - | - | 2,5 | 2,1 | 
| IV. ДЕЗПРОМСТАНЦИИ И ДЕЗПРОМПУНКТЫ | ||||||
| 22. | Обработка вагонов I категории: | |||||
| - ручная | вагон | 0,7 | 0,6 | - | - | |
| - машинная | вагон | 1,5 | 1,3 | - | - | |
| 23. | Обработка вагонов II категории: | |||||
| - ручная | вагон | 0,9 | 0,8 | - | - | |
| - машинная | вагон | 2,0 | 1,8 | - | - | |
| 24. | Обработка вагонов III категории: | |||||
| - ручная | вагон | 1,2 | 1,0 | - | - | |
| V. РЕЛЬСОСВАРОЧНЫЕ ПОЕЗДА И МАШИНЫ | ||||||
| 25. | Очистка, шлифовка, ремонт и сварка рельсов | 1 км рельс | 85 | 80 | 20 | 10 | 
| 26. | Наружная обмывка передвижных, самоходных, стыковочных, рельсоочистительных машин: | |||||
| - ручная | машина | 1,1 | 0,9 | 0,3 | 0,15 | |
| - машинная | машина | 2,7 | 2,0 | 0,36 | 0,18 | |
| 27. | Машины и механизмы6, 7, 8) путевого хозяйства. Наружная обмывка машин и механизмов 1-й группы (баластирочные, щебнеочистительные, выправочно-подбивочные, отделочные и рихтовочные, кюветоочистительные, уборочные, для смены стрелочных переводов и струго-очистительные): | |||||
| - ручная | секция | 1,35 | 1,1 | 0,3 | 0,12 | |
| - машинная | секция | 2,7 | 2,2 | 0,36 | 0,18 | |
| 28. | Наружная обмывка машин и механизмов 2-й группы (вагоны-дефектоскопы, путеизмерители, моторные платформы, путеукладочные краны, путеремонтные летучки, путевые моторные гайковерты, хопер-дозаторы, снегоуборочные машины, вагон-электростанции): | |||||
| - ручная | машина | 1,0 | 0,8 | 0,15 | 0,06 | |
| - машинная | машина | 1,5 | 1,3 | 0,18 | 0,09 | |
| 29. | Наружная обмывка машин и механизмов 3-й группы (автодрезины, прицеп УП-3, бульдозеры, экскаваторы, грузовые и пассажирские дрезины, мотодрезины): | |||||
| - ручная | машина | 0,31 | 0,27 | 0,07 | 0,03 | |
| - машинная | машина | 0,7 | 0,5 | 0,09 | 0,04 | |
| 30. | Внутренняя влажная обмывка путевых машин и механизмов всех типов | |||||
| - ручная | машина | 0,2 | 0,15 | - | - | |
| 31. | Опрыскивание раствором гербицида для предотвращения появления и уничтожения сорной травянистой растительности на балластной призме земляного полотна | 10000 м2 земляного полотна | 0,3 | - | - | - | 
| IV. ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЕ ЗАВОДЫ | ||||||
| 32. | Пропитка шпал | 1 тыс. м3 шпал | 609) | 73 | 504) | - | 
| 33. | Ремонт шпал | 1 тыс. м3 шпал | 10 | 7 | - | - | 
| VII. АВТОБАЗЫ | ||||||
| 34. | Наружная обмывка автомашин: | |||||
| - грузовых до 6 т | ||||||
| ручная | автомашина | 0,6 | 0,5 | - | - | |
| машинная | автомашина | - | - | 2,0 | 1,8 | |
| - легковых | ||||||
| ручная | автомашина | 0,4 | 0,3 | - | - | |
| машинная | автомашина | - | - | 1,5 | 1,3 | |
| VII. ЩЕБЕНОЧНЫЕ И ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЕ ЗАВОДЫ | ||||||
| 35. | Щебеночные и дробильно-сортировочные заводы10) | |||||
| - с промывкой продукции | 1 м3 щебня | 3,5 | 3,46 | 0,45 | 0,40 | |
| - без промывки продукции | 1 м3 щебня | 0,63 | 0,60 | 0,23 | 0,17 | |
| 36. | Гравийно-песчаные заводы | |||||
| - с экскаваторным способом добычи | 1 м3 щебня, песка и гравия | 3,4 | 3,1 | 0,34 | 0,31 | |
| с гидромеханизированным способом добычи | 1 м3 щебня, песка и гравия | 19,5 | 15,2 | 4,3 | 33,4 | |
| IX. КОМПРЕССОРНЫЕ УСТАНОВКИ | ||||||
| 37. | Охлаждение компрессоров | компрессор в час | - | - | 0,1-0,2 | - | 
| X. КОТЕЛЬНЫЕ | ||||||
| 38. | Производство пара, в т.ч. | 1 т пара | 1,3 | 0,5 | - | - | 
| - на получение пара (возврат конденсата 30%) | 1,0 | - | ||||
| - на регенерацию Na-катионитовых фильтров | 0,3 | 0,3 | ||||
| - на продукцию котла 10% паропроизводительности | 0,1 | 0,1 | ||||
| - на собственные нужды котельной 2% паропроизводительности | 0,02 | 0,02 | ||||
| - на охлаждение дымососов | 0,125 | 0,125 | ||||
| 1 Гкал | 2,0 | 0,8 | - | - | ||
| XI. ПАРОВОЗЫ | ||||||
| 39. | Поддерживание в горячем состоянии | паровоз в сутки | 3 | - | - | - | 
| 40. | Маневровые паровозы | паровоз в месяц | 30 | - | - | - | 
| 41. | Промывка и заполнение котла | паровоз в месяц | 30 | - | - | - | 
| 42. | Наружная обмывка | паровоз | 1,5 | 1,3 | - | - | 
Примечания:
1) За основу взяты «Нормы водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта», утвержденные МПС в 1993 г;
2) Нормы даны для прямоточного и оборотного водоиспользования.
3) Водоотведение отсутствует в случае использования очищенных стоков в других технологических процессах предприятия, например, при подаче их в моечные машины.
4) Нормы даны для замкнутого цикла водопользования.
5) Нормы даны для оборотного водопользования при комплексной подготовке грузовых вагонов под погрузку, включающую наружную обмывку грузовых вагонов, внутреннюю их промывку и домывку питьевой водой вагонов, поступающих на пункт под пищевые грузы.
6) Система планово-предупредительного ремонта путевых машин предусматривает следующие виды технического обслуживания (ТО) и ремонтов:
техническое обслуживание - ежесменное и периодическое;
ремонт - текущий, средний, капитальный (первого объема, второго объема).
7) Ремонт путевых машин производится в мастерских предприятий приписки в дорожных ремонтных мастерских, в вагонных и локомотивных депо, на ремонтных заводах.
8) Нормы водопотребления и водоотведения для путевых машин и механизмов даны по аналогии с локомотивами и грузовыми вагонами, в зависимости от сложности и объема разделены на три группы (1 - крупные; 2 - средние; 3 - мелкие).
9) Нормы даны без учета расхода воды на охлаждение компрессоров и другого оборудования при приготовлении пара в котельной.
10) За основу взяты разработанные ранее «Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности». М.: Стройиздат, 1982 г.
При наличии в горной массе значительного количества глинистых включений норма водопотребления при промывке продукции щебеночного завода в корытных мойках может быть увеличена до 5 м3, нормы водоотведения до 4,5 м3
Расход воды на производственные нужды, не указанные в таблице 1 и в СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»/ Госстрой России. -М.: ГУП ЦПП, 2000, следует принимать в соответствии с технологическими заданиями и указаниями по строительному проектированию предприятий отдельных отраслей промышленности.
Расход воды на второстепенные нужды, включая потери в водопроводных сетях, принимать в пределах 5-10% от водопотребления предприятия.
Нормы водоотведения поверхностных стоков принимаются по данным местных управлений Гидрометеослужбы и по СНиП 2.04.03-85 «Канализация, наружные сети и сооружения», Москва, 1986 г.
Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды предприятий должен определяться отдельно в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Нормы расхода воды на хозяйственно-бытовые нужды
| № п/п | Потребитель | Единица измерения | Норма, л*) | |
| водопотребления | водоотведения | |||
| 1. | Хозяйственно-бытовые нужды | 1 человек в смену | 16 | 16 | 
| 2. | Прачечные: | |||
| - механизированные | на 1 кг сухого белья | 75-100 | 70-90 | |
| - немеханизированные | на 1 кг сухого белья | 40 | 35 | |
| 3. | Установка «Орбита» для химчистки спецодежды | на 1 кг сухого белья | 133 | 130 | 
| 4. | Душевые | 1 душевая сетка в смену | 500 | 500 | 
| 5. | Приготовление пищи | 1 блюдо | 16 | 15 | 
| 6. | Полив территории и зеленых насаждений | л/м2 | 3-6 | - | 
| * Основание: СНиП 2.04.01-85 | ||||
Нормы расхода воды на хозяйственно-бытовые нужды, не указанные в настоящей таблице, следует принимать в соответствии со СНиП 2.04.01-85.
Таблица 3
Временные нормы качества
воды в оборотных 
системах водоиспользования
| Технологический процесс и показатели качества оборотной воды | Допустимая величина | Примечания | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Обмывка узлов и деталей подвижного состава в моечных машинах | ||
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 2000 | |
| Эфирорастворимые вещества, мг/л, не более | 3000 | |
| Щелочность общая, мг-экв/л, до | 1250 | |
| РН | до 14 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 70000 | |
| Обмывка пассажирских вагонов электропоездов и кузовов локомотивов | При выходе из моечной машины на последней позиции производится обмывка водопроводной водой, которая одновременно используется для пополнения потерь в оборотной системе | |
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 75 | |
| Нефтепродукты, мг/л, не более | 20 | |
| РН | 6,5-8,5 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 1500 | |
| Коли-индекс | 1000 | |
| Индекс колифага | 1000 | |
| Промывка грузовых
  вагонов  | ||
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 100 | |
| Нефтепродукты, мг/л, не более | 50 | |
| РН | 6,5-9,0 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 3000 | |
| Коли-индекс | 1000 | |
| Индекс колифага | 1000 | |
| Промывка и пропарка цистерн | ||
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 1000 | |
| Нефтепродукты, мг/л, не более | 800 | |
| РН | 6,5-9,0 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 5000 | |
| Фенолы, мг/л, не более | 50 | |
| Мойка автомобилей,
  тракторов,  | ||
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 100 | |
| Нефтепродукты, мг/л, не более | 50 | |
| Промывка деталей при  | ||
| После травления: | ||
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 300 | |
| РН | 6,5-8,5 | |
| Жесткость общая, мг-экв/л, не более | 14 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 5000 | |
| Сульфаты, мг/л, до | 2000 | |
| Хлориды, мг/л, до | 1000 | |
| Железо растворенное, мг/л, до | 10 | |
| После гальванических покрытий: | ||
| Хром, цинк, никель, медь (каждого), мг/л, не более | 10 | |
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 40 | |
| РН | 6,5-8,5 | |
| Жесткость общая, мг-экв/л, не более | 14 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 1500 | |
| Сульфаты, мг/л, до | 500 | |
| Хлориды, мг/л, до | 100 | |
| Железо общее, мг/л, до | 5 | |
| Охлаждение компрессоров
   | Температура воды на выходе из компрессора согласно «Правилам устройства и безопасности эксплуатации воздушных компрессоров» не должна превышать 40°С | |
| Температура на входе в компрессор, °С, не выше | 28 | |
| Взвешенные вещества, мг/л, не более | 30 | |
| Нефтепродукты, мг/л, не более | 20 | |
| РН | 7-8 | |
| Жесткость карбонатная, мг-экв/л, не более | 3 | |
| Щелочность общая, мг-экв/л, не более | 4 | |
| Сухой остаток, мг/л, не более | 2000 | |
| Сульфаты, мг/л, до | 500 | |
| Хлориды, мг/л, до | 350 | 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормы водопотребления и водоотведения на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденные МПС в 1993 г.
2. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. М.: Стройиздат, 1982 г.
3. СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий/Госстрой России. -М.: ГУП ЦПП, 2000.
4. СНиП 2.04.03-85. Канализация, наружные сети и сооружения. Москва, 1986 г.
5. Положения о планово-предупредительном ремонте путевых машин, Транспорт, 1993 г.
6. Временные инструктивные указания по применению арсенала, утвержденные МПС России, 1996 г.
7. Ницкевич Е.А. Проектирование котельных агрегатов малой и средней производительности. М-Л., Госэнергоиздат, 1971 г.
8. Методические указания по проектированиию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта, М., 1994 г.
9. Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта. ВНТО железнодорожников и транспортных строителей. -М.: Транспорт, 1989 г.
10. Технические требования на проектирование замкнутой системы водоиспользования в локомотивном депо. М., 1989 г.
11. Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов. М., 1994 г.
12. Нормирование расходов тепла и топлива для стационарных установок железнодородного транспорта, М., Транспорт, 1976 г.