ГОССТРОЙ РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К.Д. ПАМФИЛОВА
НОРМЫ
РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ
МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В
ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
Москва 1999
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Госстроя России
от 10 февраля 1999г. № 6
В данном нормативном документе приведены значения норм расхода топлива для подвижного транспорта, на котором смонтировано специальное рабочее оборудование для производства работ по содержанию городских территорий и в ремонтно-строительном производстве.
Приведенные нормативные материалы утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике взамен "Норм расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся на предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве" от 23.01.98 № АТ-05-71/28.
Срок действия настоящих норм с 1 января 1999 г. до 1 января 2002 г.
Постановлением Госстроя РФ от 8 января 2002 г. N 1 срок действия продлен до 01.01.2003 г.
Нормативные материалы предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины, и могут использоваться как официальный документ для расчета тарифов на объемы выполненных работ.
Замечания и предложения по нормам просьба направлять по адресу: 123371, Москва, Волоколамское шоссе, 116. ГУП АКХ им. К.Д. Памфилова, отдел механизации.
В номенклатуру спецмашин для разработки норм расхода жидкого топлива включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие специальное оборудование, предназначенное для выполнения работ в городском хозяйстве.
Для спецмашин смежных отраслей техники, которые привлекаются дополнительно для выполнения ремонтно-аварийных работ в городском коммунальном хозяйстве (например, автокраны, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры и др.), расход жидкого топлива устанавливается по действующим в этих отраслях нормам с учетом специфических условий городского хозяйства, в котором они используются.
Разработанные временные отраслевые нормы расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые, на основе которых устанавливаются нормы расхода топлива применительно к конкретным условиям эксплуатации машин.
Линейная норма расхода топлива - эта норма, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы. В настоящее время нормативной основой для установления норм расхода отечественных машин являются введенные в действие с 1 января 1997 г. до 1 января 2002 г. "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (PЗII2I94-0366-97).
Для машин импортного производства нормы расхода топлива принимаются в соответствии с данными инструкции по эксплуатации.
Суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:
Д=Д1+Д2+Д3+Д4, (1)
где Д1=0,1 - 10%-ная надбавка при работе спецмашины в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на 1 км общего пробега);
Д2=0,1 - 10%-ная надбавка на работу спецмашины в зимний период года для районов с умеренным климатом (прил. 1). Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0°С составляет 0,05, а в северных районах страны - 0,15. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2. Перечень местностей с отнесением к особым климатическим зонам представлен в прил. 2;
Д3=0,05 - 5%-ная надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет;
Д4=0,2 - 20%-ная надбавка при работе в городах с населением свыше 2,5 млн. чел. (при населении от 0,5 до 2,5 млн. чел. Д4=0,15).
Использование в расчетах этих надбавок обусловливается спецификой работы спецмашины, ее конструктивными особенностями и назначением.
Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным инструкции по эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, обслуживающих коммунальные объекты, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего.
Для машин, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на передвижение в транспортном режиме (линейная норма расхода топлива) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля по формуле:
HS=HSб+в(Gм-Gб), (2)
где HSб - норма расхода топлива на транспортный пробег машины;
в - норма расхода топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси машины. Для машин с карбюраторным двигателем в=2 л/100 км пробега на каждую тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем в=1,3л/100 км соответственно;
Gм - масса машины конструктивная;
Gб - масса базового шасси.
Все спецмашины, используемые в коммунальных предприятиях, по потреблению жидкого топлива подразделяются на четыре группы:
- машины, имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси;
- машины, имеющие шасси, оснащенные специальными приборами и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины;
малогабаритные машины и механизированный инструмент;
- машины, используемые для перевозки грузов различного назначения.
Нормативный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле:
(3)
где Qн - норма расхода топлива за сутки;
Нs - линейная норма расхода топлива, л/100 км;
S - среднесуточный пробег машины, км;
S1 - среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д - суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива;
Q - расход топлива при работе спецоборудования, л/ч (или на одну погрузку и разгрузку).
Нормативный расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за время работы спецоборудования.
Нормы расхода жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки груза, определяются по формуле:
, (4)
где Qн - норма расхода топлива за сутки;
Нs - линейная норма расхода топлива, л/100 км;
S - среднесуточный пробег машины, км;
S1 - среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д=0,1 - 10%-ная надбавка при выполнении транспортной работы, например, при доставке на объект технологического материала.
Примеры использования нормативов настоящего документа приведены в прил. 3.
Плотность топлива при расчете принята, кг/л: бензина r=0,74, дизельного топлива - r=0,825.
Нормы расхода масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом на 1 тыс. л использованного горючего (см. таблицу).
Вид и сорт масел и смазок |
Норма расхода масел на 100 л топлива |
|
Грузовые автомобили и автобусы, работающие на бензине |
Грузовые автомобили и автобусы, работающие на дизтопливе |
|
Моторные масла, л |
2,4 |
3,2 |
Трансмиссионные масла, л |
0,3 |
0,4 |
Специальные масла, л |
0,1 |
0,1 |
Пластичные (консистентные) смазки, кг |
0,2 |
0,3 |
При этом необходимо руководствоваться следующими указаниями: для новых машин (до трех лет эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50%, а для машин свыше восьми лет эксплуатации - увеличиваются до 20%.
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива |
|||
Специальной машины |
базового шасси |
Двигателя |
на транспортное движение, л/100 км |
на 1 погрузку и разгрузку, л |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
53-М |
ГАЗ-53 |
ЗМЗ-53 |
28,8 |
5,5 |
2 |
М-30А |
ГАЗ-53 |
ЗМЗ-53 |
28,8 |
2,9 |
3 |
КО-413 |
ГАЗ-53-14-01 |
ЗМЗ-53-11 |
28,8 |
5,5 |
4 |
КО-33МД |
ГАЗ-3307 |
ЗМЗ-53-11 |
28,2 |
5,5 |
5 |
КО-413-3 |
ГАЗ-3309 |
ДИЗЕЛЬ-ТУРБО |
19,4 |
4,2 |
6 |
МКМ2 |
ЗИЛ-433362 |
ЗИЛ-508.10 |
35,8 |
7,4 |
7 |
КО-431 |
ЗИЛ-431412, |
ЗИЛ-508.10 |
35,4 |
7,8 |
8 |
КО-424 |
ЗИЛ-494560, |
ЗИЛ-508.10 |
35 |
5,8 |
9 |
КО-429 |
ЗИЛ-133 Д4 |
ЗИЛ-645 |
33,5 |
9,8 |
10 |
КО-415А, КО-415 |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
31,3 |
13,5 |
11 |
КО-415, КО-415А* |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
- |
5,5 |
12 |
БМ-53213 |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
31,3 |
11,7 |
13 |
КИ-5 «РИКО» |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
31,3 |
10,6 |
14 |
Faun (Wariopress-211) |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
30,7 |
13,5 |
15 |
М-72 (ПП13, Югосл.) |
КАМАЗ-55111 |
КАМАЗ 740.10 |
42,4 |
10,2 |
16 |
MAN-26.240 |
MAN |
N=176 кВт |
33,1 |
13,8 |
17 |
MAN-22.192 |
MAN |
N==139 кВт |
32,5 |
10,2 |
18 |
MAN-16.168FK0 |
MAN |
N=124 кВт |
28,2 |
7,4 |
19 |
IVEKO-MAGIRUS 190-25 АН |
IVECO |
N=162 кВт |
32,6 |
12,7 |
20 |
IVECO-MAGIRUS KM-170D19F |
IVECO |
N=130 кВт |
30,4 |
9,6 |
21 |
IVECO-MAGIRUS |
IVECO |
N=162 кВт |
31,3 |
7,1 |
22 |
MERSEDES BENZ-1617C |
MERSEDES BENZ |
N=1116 кВт |
26,6 |
6 |
23 |
MERSEDES BENZ-1617 |
MERSEDES BENZ |
N=132 кВт |
26,6 |
7,1 |
24 |
MERSEDES BENZ-1619 |
MERSEDES BENZ |
N=139 кВт |
28 |
8,1 |
25 |
MERSEDES BENZ-1622 |
MERSEDES BENZ |
N=162 кВт |
32,6 |
9,5 |
26 |
MERSEDES BENZ-2629 |
MERSEDES BENZ |
N=218 кBT |
49,8 |
18,1 |
27 |
Faun (Wariopress-211) |
ЗИЛ-4331 |
ЗИЛ-645 |
30,2 |
10,7 |
28 |
Бункеровоз CA-3, CA-4 |
ЗИЛ-130, |
ЗИЛ-508.10 |
31 |
2,1 |
29 |
Бункеровоз ЗИЛ-4952 |
ЗИЛ-495710 |
ЗИЛ-508.10 |
35,5 |
2,2 |
* Обслуживание мусороперегрузочных станций.
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива |
|||
Специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение л/100 км |
на работу машины, л/100 км, л/маш-ч* |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
КО-713-01,02; КО-002; ПМ-130, 130Б; КДМ-130 |
ЗИЛ-431412, |
ЗИЛ-508.10, |
34 35,8 35,8 35,8 |
Плуг-60,8 |
2 |
КО-713-01,02; ПМ-130; КО-002; КДМ-130 |
ЗИЛ-130, ЗИЛ-431412, ЗИЛ-43812 |
ЗИЛ-130, |
35,8 34 |
|
3 |
КО-705 ПЩ |
Трактор Т-40АП |
Д-37М |
5,4* |
|
4 |
КО-812-6 |
Трактор ЛТЗ-55А |
Д-144-32 |
6,2* |
|
5 |
КО-707-1 |
Трактор МТЗ-80/82 |
Д-240 |
8,2* |
|
6 |
КО-719 |
Трактор Т-25А |
Д-21А1 |
4,6* |
|
7 |
ЭД-403 |
ЗИЛ-133 ГЯ |
КАМАЗ-740.10 |
28,2 |
Плуг-57,6 |
8 |
ЭД-403 |
ЗИЛ-133 Г4 |
ЗИЛ-645 |
28,2 |
Плуг-49,5 |
9 |
КО-806.02 |
КАМАЗ-4925 |
КАМАЗ-740.10 |
27,8 |
Плуг-55,1 |
10 |
КО-712 ПлЩ, УСБ-25 ПЩ |
Трактор Т-25 |
Д-21А |
4,6* |
|
11 |
ЭД-226 |
ЗИЛ-433102 |
ЗИЛ-645 |
27 |
Плуг-49,5 |
12 |
ЭД-224 |
ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
Плуг-60,8 |
13 |
МДК-5337 |
МАЗ-5337 |
ЯМЗ-236М |
25,5 |
Плуг-44,8 53,8 |
14 |
КУМ-5551 "КРОЛЛ" |
МАЗ-5551 |
ЯМЗ-236М2 |
30,5 |
Плуг и щетка-56,5 |
15 |
Мультикар-26А |
Спецшасси |
IVECO-8140-23-Т-2585 |
16,6 |
Плуг и щетка-48,3 |
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч* |
||||
специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение |
на подметание |
||
проезжей части |
прилотковой зоны |
|||||
1 |
ПУ-53А, ПУ-61, ПУ-60 |
ГАЗ-53А |
ЗМЗ-53-11 |
30,8 |
59 |
60,6 |
2 |
ПУ-93; ПУМ-1 |
ГАЗ-53 |
ЗМЗ-53 |
29,8 |
59 |
60,6 |
3 |
ПУ-93 |
ЗИЛ-433362 |
ЗИЛ-508.10 |
35,8 |
75,4 |
78,6 |
4 |
КО-309А |
ГАЗ-53 |
ЗМЗ-53 |
29,6 |
77 |
81 |
5 |
КО-304А |
ГАЗ-53 |
ЗМЗ-53 |
29,3 |
76,5 |
80 |
6 |
"Кролл" КУМ-5551" |
МАЗ-5551 |
ЯМЗ-236М2 |
32,9 |
11,2 |
12,1 |
7 |
КО-719 |
Трактор Т-25 |
Д-21А |
3,5* |
||
8 |
КО-707-1 |
Трактор МТЗ-80/82 |
Д-240 |
7,5* |
||
9 |
Бошунг-"Олимник" |
Спецшасси |
ПЕЖО XUD9 |
8,9* |
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч* |
||||||
Специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение |
при поливе |
при мойке лотковой части |
|||
1 |
КО-002; ПМ-130, ПМ-130Б; КДМ-130 |
ЗИЛ-130 |
ЗИЛ-130 |
34 |
116 |
140 |
||
2 |
КО-713-03, КО-713-04 |
ЗИЛ-431412, ЗИЛ-431812 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
116 |
140 |
||
3 |
КО-804 |
ЗИЛ-433362 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
116 |
140 |
||
4 |
ЭД-224 |
ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
116 |
140 |
||
5 |
КО-705ПМ |
Трактор Т-40 АП |
Д-37М |
5,4* |
||||
6 |
КО-811ПМ |
Трактор ЛТЗ-55А |
Д-144.32 |
6,2* |
||||
7 |
КО 806-02 |
КАМАЗ-4925 |
КАМАЗ-740.10 |
28,2 |
67,7 |
81,6 |
||
8 |
ЭД-226 |
ЗИЛ-433102 |
ЗИЛ-645.10 |
27 |
75,4 |
89,1 |
||
9 |
ЭД-403М |
ЗИЛ-133 ГЯ |
КАМАЗ-740.10 |
29 |
68,2 |
84,2 |
||
10 |
КО-707ПМ (прицеп) |
Трактор МТЗ-80/82 |
Д-240 |
8,2* |
||||
11 |
МДК-5337 |
МАЗ-5337 |
ЯМЗ-236М |
25 |
67,7 |
80 |
||
12 |
ЭД-403 |
ЗИЛ-133 Г4 |
ЗИЛ-645110 |
26,8 |
75,4 |
89,1 |
||
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива |
||||
специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение, л/100 км |
на заполнение и слив цистерны, л |
на слив цистерны, л |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Вакуум-машина КО-503А, КО-503Б, КО-503В |
ГАЗ-53, ГАЗ-3307 |
ЗМЗ-53 |
27 |
0,72 |
- |
2 |
Вакуум-машина КО-505, КО-505А |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
31,7 |
2,4 |
- |
3 |
Вакуум-машина КО-520 |
ЗИЛ-433362 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
1,2 |
- |
4 |
Вакуум-машина КО-705АНМ |
Трактор Т-40АП |
Д-37М |
5,4* |
||
5 |
Илосос ИЛ-980, ИЛ-980А, ИЛ-980В |
ЗИЛ-130-76, ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
35,5 |
7,6 |
- |
6 |
Машина илососная КО-510 |
ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
35,2 |
7,6 |
- |
7 |
Машина илососная КО-507А |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
30,9 |
18,5 |
- |
8 |
Машина для очистки канализационных сетей КО-512 |
КАМАЗ-53213 |
КАМАЗ-740.10 |
31,2 |
- |
15,1 |
9 |
Машина для очистки канализационных сетей КО-514 |
КАМАЗ-4925 |
КАМАЗ-740.10 |
30,6 |
- |
9,5 |
10 |
Машина для очистки канализационных сетей КО-502Б |
ЗИЛ-433362. ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
36,2 |
- |
11,3 |
* На 1 маш/ч работы.
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч* |
|||
специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение |
на выполнение рабочей операции |
|
1 |
КО-713-02 |
ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
86,7 |
2 |
КДМ-130; МДК-433362 |
ЗИЛ-130-80, ЗИЛ-433362 |
ЗИЛ-508.10, ЗИЛ-508.10 |
34 34,4 |
86,7 86,7 |
3 |
ПР-130; КО-105 |
ЗИЛ-130, ЗИЛ-130 |
ЗИЛ-130, ЗИЛ-130 |
34 34 |
86,7 86,7 |
4 |
МДК-5337 |
МАЗ-5337 |
ЯМЗ-236М |
25 |
70 |
5 |
КО-104А, КО-104 |
ГАЗ-53 |
ЗМЗ-53 |
27,7 |
74,5 |
6 |
ЭД-226 |
ЗИЛ-433102 |
ЗИЛ-645 |
27,0 |
76.3 |
7 |
КО-705УР |
Трактор 1-40 АЛ |
Д-37М |
5,4* |
|
8 |
ЭЛ-224 |
ЗИЛ-431412 |
ЗИЛ-508.10 |
34 |
86,7 |
9 |
ЭД-403 М |
ЗИЛ-133 ГЯ |
КАМАЗ-740.10 |
27,5 |
89,6 |
10 |
ЭД-403 |
ЗИЛ-133 Г4 |
ЗИЛ-645 |
26,8 |
76,3 |
11 |
КДМ-4331 |
ЗИЛ-4331 |
ЗИЛ-645 |
26,6 |
76,3 |
12 |
КУМ-5551 "КРОЛЛ" |
МАЗ-5551 |
ЯМЗ-236 М2 |
29,7 |
66,2 |
13 |
Мультикар-26А |
Спецшасси |
IVECO-8140-23-2585 |
17,7 |
10,4* |
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива, л/маш-ч |
|||
специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение |
на выполнение рабочей операции |
|
1 |
Д-566А |
Спецшасси |
Д-50 |
4,6 |
|
2 |
КО-203 |
" |
ГАЗ-52-01 |
6,6 |
|
3 |
КО-206 |
" |
Д-240 |
7,8 |
|
4 |
КО-205 |
Трактор МТЗ-82 |
Д-240 |
8,2 |
|
5 |
ТМ-ЗА |
Спецшасси |
Д-242 |
5,8 |
№ п/п |
Марка |
Норма расхода топлива |
||||||
специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
на транспортное движение, л/100 км |
на выполнение рабочей операции, л/ч, кг/ч* |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
МТРД |
ГАЗ-53А |
ЗМЗ-53 |
33 |
9 |
|||
2 |
ЭД-10А |
ГАЗ-53А |
ЗМЗ-53 |
29,1 |
6 |
|||
3 |
АР-53 |
ГАЗ-53А |
ЗМЗ-53 |
33 |
4,5 |
|||
4 |
Термос-бункер для перевозки литого асфальта РД-105 |
КАМАЗ-55111 Силовая установка |
КАМАЗ-74006.10 Дизель ДЕУТЗ ФЗЛ912 |
39,4 |
6- на перемещение и распределение литого асфальта |
|||
Обогрев миксера: расход пропана |
6* |
|||||||
5 |
Термос-бункер для перевозки литого асфальта РД-905 |
ЗИЛ-431410 |
ЗИЛ-508.10 |
35 |
3-цикл загрузка-разгрузка |
|||
6 |
Фреза прицепная ФД-500 |
Трактор МТЗ-82 |
Д-240 |
10 |
||||
7 |
Фреза навесная "Амкодор"-8047Б |
МТЗ-82 |
Д-240 |
10,4 |
||||
8 |
Кохер КС-8 |
КрАЗ-25 8Б1 |
ЯМЗ-238 |
42,5 |
6, 8- на перемещение и распределение литого асфальта |
|||
Обогрев миксера: расход пропана |
6,4* |
|||||||
9 |
Дорожный ремонтер |
ГАЗ-53А |
ЗМЗ-53 |
27,6 |
32 л/100 км |
|||
№ п/п |
Марка |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
двигателя |
||
1 |
ДЗ-122А |
А-01М |
11,8 |
2 |
ДЗ-143 |
А-01МС |
11,8 |
3 |
ДЗ-180 |
А-01М |
12,5 |
4 |
ДЗ-98 |
У1Д6-ТК-С5 |
20,6 |
5 |
ДЗ-98 |
ЯМЗ-8482.10 |
18,4 |
№ п/п |
Марка |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
базового шасси |
||
1 |
ЭО-2621А; ЭО-2621В-3 |
Трактор ЮМЗ-6КЛ |
5,3 |
2 |
ЭО-2626; ЭО-2626А |
Трактор МТЗ-82Л |
5,3 |
3 |
ЭО-3322Б; ЭО-3323 |
Спецшасси |
7,1 |
4 |
ЭО-4224 |
Спецшасси гусеничное |
9,8 |
5 |
ЭО-6526 |
Спецшасси |
12 |
6 |
ЭО-5126 |
" |
14,3 |
7 |
ЭО-5221 |
" |
14,9 |
8 |
ТО-49 |
" |
8 |
9 |
ЭО-2629 |
Трактор ЮМЗ-6КЛ |
5,1 |
№ п/п |
Марка |
Норма |
||
специальной машины |
базового шасси |
на транспортное движение, л/100 км |
на заполнение и слив цистерны, л |
|
1 |
АТЗ-3, 8-53А |
ГАЗ-53А, ГАЗ-3307 |
27 |
3 |
2 |
АТЗ-3, 8-130 |
ЗИЛ-130 |
33 |
3 |
3 |
АТЗ-10,5 |
МАЗ-5337 |
27 |
6 |
4 |
АТЗ-4-131 |
ЗИЛ-131 |
44 |
3 |
5 |
АТЗ-52 |
ГАЗ-52-04 |
23,5 |
2,2 |
№ п/п |
Марка |
Норма |
||
специальной машины |
базового шасси |
на транспортное движение, л/100 км |
на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
1 |
КС-2561 К-1 |
ЗИЛ-431412, ЗИЛ-130 |
40 |
6 |
2 |
КС-2571 А |
ЗИЛ-431412, ЗИЛ-130 |
40 |
6 |
3 |
КС-3575 |
ЗИЛ-133ГЯ (КАМАЗ-53213; КрАЗ-250) |
33 |
6 |
4 |
КС-3577 |
МАЗ-5337 |
29 |
6,4 |
5 |
КС-3574 |
УРАЛ-5557 |
42,2 |
6,4 |
6 |
КС-3561 |
МАЗ-500 |
33 |
7,7 |
7 |
КС-3577-4 |
МАЗ-5337 |
29,4 |
7,7 |
№ п/п |
Марка |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
двигателя |
||
1 |
ДУ-47Б; ДУ-48Б |
Д-144 |
5,1 |
2 |
ДУ-31А |
А-41Д |
6 |
3 |
ДУ-54М |
УД-25М |
2,5 |
4 |
ДУ-50 |
Д-144 |
4,9 |
5 |
ДУ-52 |
ЯМЗ-238ГМ |
9,7 |
6 |
ДУ-63 |
Д-144 |
5,1 |
7 |
ДУ-73 |
Д-144 |
5,1 |
8 |
ДУ-74 |
Д-243 |
8,8 |
9 |
ДУ-65 |
Д-243 |
8,8 |
10 |
ВА-252 "АМКОДОР" |
Д-21А1 |
3 |
№ п/п |
Марка |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
базового шасси |
||
1 |
ДЗ-37А |
МТЗ-50/52 |
4,8 |
2 |
ДЗ-133 |
МТЗ-80/82 |
7 |
3 |
ДЗ-27 |
Т-130 |
11,1(12,5*) |
4 |
ДЗ-42 |
ДТ-75-С2 |
8,4 |
5 |
ДЗ-94С |
Т-330 |
24,2 |
6 |
ДЗ-170М; ДЗ-171.1 |
Т-170.01 |
14,5 |
7 |
СД-112 |
Т-150 |
9,8 |
8 |
"Фиат Аллис" ФД-ЗОВ |
Спецшасси |
16,8 |
9 |
ДЗ-59 |
" |
17,9 |
10 |
Т-150К |
" |
10,1 |
11 |
К-701М |
" |
16,2 |
* При работе с рыхлителем.
№ п/п |
Марка |
Норма на транспортное движение, л/100 км |
Норма расхода топлива, л/ч |
||
специальной машины |
базового шасси |
битумный насос |
подогрев цистерны |
||
1 |
ДС-39Б |
ЗИЛ-431412 |
33,5 |
8 |
10 |
2 |
ДС-39А |
ЗИЛ-130 |
34,5 |
8 |
10 |
3 |
Д-164А |
МАЗ-500 |
31,5 |
8 |
15 |
4 |
ДС-142 |
КАМАЗ-53213 |
31 |
8 |
12 |
№ п/п |
Марка |
Норма на транспортное движение, л/100 км |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
||
специальной машины |
базового шасси |
двигателя |
|||
1 |
4013 |
ГАЗ-52-07 |
ГАЗ-52-07 |
29,3 |
5,8 |
2 |
4014 |
ГАЗ-53-12 |
ЗМЗ-53-11 |
32,5 |
8,1 |
3 |
4018 |
ГАЗ-53-12 |
ЗМЗ-53-11 |
33,5 |
8,1 |
4 |
4045 |
ГАЗ-63 |
ГАЗ-53 |
31,8 |
6,2 |
5 |
4081 |
ГАЗ-53-07 |
ЗМЗ-53 |
29,5 |
4,9 |
6 |
АГП-22 |
ЗИЛ 433362 |
ЗИЛ-508.10 |
40,5 |
8,3 |
7 |
DAEWOO-DISS |
Спецшасси |
- |
2,9 |
№ п/п |
Марка |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
базового шасси |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ТО-6А; ТО-7А |
- |
5,4 |
2 |
ТО-10А; ТО-10Б |
Трактор Т-170 |
6,6 |
3 |
TO-18; ТО-18Б |
Спецшасси |
10,6 |
4 |
УНЦ-60 |
" |
3,5 |
5 |
TO-25 |
Трактор Т-150К |
9,9 |
6 |
TO-30 |
Спецшасси |
9,7 |
7 |
TO-28 |
" |
13,2 |
8 |
ПК-271 |
Спецшасии |
9 |
9 |
ЗТМ-216 |
" |
15,7 |
10 |
МАЗ-4048 |
" |
26,7 |
11 |
ПУМ-500 |
" |
4,1 |
12 |
МКСМ-800 |
" |
4,6 |
13 |
"Бобкет-753" |
" |
3,2 |
14 |
Миниагрегат Т.02.01. Уралец |
" |
2,1 |
15 |
"Бобкет-553" |
" |
2,6 |
№ п/п |
Марка специальной машины |
Производительность, м3/мин |
Тип ДВС привода компрессора |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
1 |
ПКС-5 |
5 |
КАЗ-120 |
8,5 |
2 |
ЗИФ-55В |
5,2 |
ЗИЛ-157М |
9,6 |
3 |
ПР-10М |
10 |
А-01МК |
14,5 |
4 |
ПВ-10 |
11,2 |
ЯМЗ-236 |
17 |
5 |
ПР-8 |
6,3 |
Д-243 |
13 |
№ п/п |
Марка |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
двигателя |
||
1 |
ДС-404 |
Д-240 |
9,5 |
2 |
ДС-191 |
Д-260.1 |
16,3 |
№ п/п |
Марка |
Норма на транспортное движение, л/100 км |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
|
специальной машины |
базового шасси |
|||
1 |
ТЦ-12 |
КАМАЗ-54112 |
33,8 |
10,2 |
2 |
ТЦ-15 |
МАЗ-54328 |
30,5 |
7,2 |
3 |
ТЦ-26 |
ЗИЛ-4421 |
29,5 |
4,1 |
№ п/п |
Марка оборудования |
Выполняемая операция |
Норма на выполнение рабочей операции, л/ч |
1 |
"CRAFTSMAN" Мод.385.798530 |
Бензокоса |
1 |
2 |
"CRAFTSMAN" Мод.536.886220 |
Снегоочистка |
1,9 |
Предельные значения зимних надбавок к линейным нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в этих регионах.
Период применения зимних надбавок к линейной норме и ее величина, оформляются приказом руководителя спецавтохозяйства.
Руководители предприятий могут производить уточнение зимних надбавок относительно рекомендованных значений для данного региона при значительном отклонении (понижении или повышении) температуры от средних ежегодных значений.
Климатическая зона |
Автономные республики, края, области, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива) |
Срок действия в течение года, мес |
Предельная величина надбавки, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Ингушская Республики |
3 |
5 |
|
2 |
Северно-Осетинская Республика; Краснодарский и Ставропольский края |
3 |
5 |
|
3 |
Белгородская, Калининградская, Ростовская области |
4 |
7 |
|
4 |
Республика Калмыкия; Астраханская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская области |
5 |
10 |
|
5 |
Республики Марий Эл, Татарстан, Чувашская Республика; Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская области |
5 |
10 |
|
6 |
Мордовская Республика; Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области |
5 |
10 |
|
7 |
Удмуртская Республика; Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области |
5 |
10 |
|
8 |
Республики Башкортостан и Карелия; Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Кировская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области |
5 |
12 |
|
9 |
Амурская, Камчатская, Кемеровская, Оренбургская области |
6 |
15 |
|
10 |
Республики Бурятия и Коми; Архангельская, Иркутская, Мурманская, Читинская области; острова Баренцева и Белого морей |
6 |
15 |
|
11 |
Республика Тува; Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа; Магаданская область, острова моря Лаптевых |
6 |
18 |
|
12 |
Республика Саха Якутия; острова Ледовитого океана, Карского моря |
7 |
20 |
|
Примечание. В местностях Красноярского края, Республики Коми, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Тюменской, Читинской и других областей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяются надбавки, установленные для 11 климатической зоны.
МУСОРОВОЗЫ
Ниже приведен расчет расхода топлива для машин КО-413 и КО-415. Данные для расчета взяты из путевого листа для конкретных условий эксплуатации.
Машины эксплуатируются в районе с умеренным климатом. Население города 2,3 млн. чел. Работа машин осуществляется зимой.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
КО-413 |
КО-415 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Вид топлива |
- |
- |
А-76 |
Дизельное |
2 |
Расстояние вывоза мусора |
км |
S1 |
15 |
15 |
3 |
Среднесуточное число рейсов |
км |
n |
4 |
2 |
4 |
Нулевой пробег машины (от САХ до участка работы и обратно) |
км |
S0 |
15 |
15 |
5 |
Пробег по городу при сборе мусора за сутки |
км |
S2 |
8 |
10 |
6 |
Норма на транспортное движение машины |
л/100 км |
HS |
28,8 |
31,3 |
7 |
Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой |
% |
Д1 |
10 |
10 |
8 |
Надбавка при работе в городах с населением 0,5 - 2,5 млн. чел. |
% |
Д2 |
15 |
15 |
9 |
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу мусора |
% |
Д3 |
10 |
10 |
10 |
Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза |
л |
Q |
5,5 |
13,5 |
Среднесуточная расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле:
Для мусоровоза КО-413 расход топлива среднесуточный составляет:
Для мусоровоза КО-415:
ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ
Ниже приведены примеры расчета расхода топлива для подметально-уборочных машин ПУМ-1 и ПУ-61. Машины со сроком эксплуатации 9 лет. Город с населением 0,4 млн. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
ПУ-61 |
ПУМ-1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
ГАЗ-53 |
ГАЗ-53 |
2 |
Вид топлива |
- |
- |
А-76 |
А-76 |
3 |
Расстояние вывоза смета |
км |
S1 |
5 |
5 |
4 |
Часы работы машин в сутки |
ч |
l |
11,6 |
11,6 |
5 |
Продолжительность цикла работы машины, состоящего из подметания, вывоза и разгрузки смета, возвращения к месту работы |
ч |
ТЦ |
3,5 |
2,6 |
6 |
Среднесуточное число рейсов при вывозе смета |
Т |
3 |
4 |
|
7 |
Пробег при подметании за один цикл работы |
км |
Sn |
24 |
21 |
8 |
Норма линейного расхода топлива на транспортное движение машины |
л/100км |
HS |
30,8 |
29,8 |
9 |
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу смета |
% |
Д1 |
10 |
10 |
10 |
Надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет |
% |
Д2 |
5 |
5 |
11 |
Расход топлива при подметании |
л/100 км |
Q1 |
60,6 |
60,6 |
12 |
Расход топлива на разгрузку смета за один цикл |
л |
Q2 |
0,25 |
0,25 |
13 |
Нулевой пробег машины за сутки (от САХ до участка работы и обратно) |
км |
S0 |
15 |
15 |
Среднесуточная потребность в топливе для подметалъно-уборочных машин определяется по формуле:
Для машины ПУ-61 расход топлива составит:
Для машины ПУМ-1:
ПОЛИВО-МОЕЧНЫЕ МАШИНЫ
Ниже приведены примеры расчета расхода топлива при эксплуатации машины КО-713-03. Город с населением свыше 2,5 млн.чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
КО-713 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
ЗИЛ-431412 |
2 |
Среднее расстояние до пункта заправки машины водой |
км |
S1 |
2 |
3 |
Число часов работы машины в сутки |
ч |
l |
11,6 |
4 |
Продолжительность цикла работы, включая заправку водой, движение на участок, мойку и движение к пункту заправки |
ч |
ТЦ |
0,8 |
5 |
Среднесуточное число циклов работы машины |
- |
n |
14 |
6 |
Пробег при мойке за один цикл |
км |
SM |
0,8 |
7 |
Норма расхода топлива на транспортное движение машины |
л/100 км |
HS |
34 |
8 |
Вид топлива |
- |
- |
Бензин А-76 |
9 |
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по доставке воды к участку работы |
% |
Д1 |
10 |
10 |
Надбавка при работе в больших городах |
% |
Д2 |
17 |
11 |
Расход топлива при моечных работах |
л/100 км |
Q |
140 |
12 |
Нулевой пробег машины за сутки |
км |
S0 |
15 |
Среднесуточная потребность в топливе для поливо-моечной машины рассчитывается по формуле:
ВАКУУМ-МАШИНЫ
Ниже приведен пример расчета расхода топлива при эксплуатации вакуум-машин КО-503 и КО-505. Город с населением 0,5 млн. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
КО-503 |
КО-505 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
ГАЗ-53 |
КамАЗ-53213 |
2 |
Вид топлива |
- |
- |
Бензин А-76 |
Дизельное |
3 |
Среднее расстояние вывоза нечистот |
км |
S1 |
15 |
15 |
4 |
Среднесуточный нулевой пробег |
км |
S0 |
15 |
15 |
5 |
Пробег при маневрировании в жилых кварталах города |
км |
S2 |
3 |
2 |
6 |
Количество рейсов в течение суток |
- |
n |
5 |
4 |
7 |
11орма линейного расхода топлива на базовый автомобиль |
л/100 км |
HS |
27 |
31,7 |
8 |
Надбавка для машин, эксплуатирующихся в больших городах |
% |
Д1 |
10 |
10 |
9 |
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы |
% |
Д2 |
10 |
10 |
10 |
Расход топлива на одно заполнение и слив нечистот |
л |
Q |
0,72 |
2.4 |
Среднесуточная потребность в топливе для вакуум-машины рассчитывается по формуле:
Для машины КО-503:
Для машины КО-505:
ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
Работа машины для города, расположенного в климатической зоне с умеренным климатом.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
Тип спецмашины и базового шасси |
- |
- |
КО-713-03 на шасси ЗИЛ-431412 |
2 |
Среднесуточный пробег машины |
км |
S |
80 |
3 |
Среднесуточный пробег при снегоочистке |
км |
S1 |
55 |
4 |
Вид топлива |
- |
- |
Бензин А-76 |
5 |
Норма линейного расхода топлива |
л/100 км |
HS |
34 |
6 |
Расход топлива при снегоочистке |
л/100 км |
Q |
73,6 |
7 |
Надбавка на работу спецмашины в зимний период |
% |
Д |
10 |
Среднесуточная потребность в топливе составляет:
ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛИ
Пескоразбрасыватель КО-104А работает в городе с населением 2,4 млн. чел. в районе с умеренным климатом.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Тип спецмашины и базового шасси |
- |
- |
КО-104А на шасси ГАЗ-53 |
2 |
Среднее расстояние до пескобазы |
км |
S1 |
4 |
3 |
Пробег машины при посыпке за один цикл работы |
км |
Sp |
1,5 |
4 |
Среднесуточное число циклов работы (цикл-погрузка песка, движение на участок, распределение песка и движение на пескобазу) |
- |
n |
10 |
5 |
Норма линейного расхода топлива |
л/100 км |
HS |
27,7 |
6 |
Вид топлива |
- |
- |
Бензин А-76 |
7 |
Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы по доставке технологических материалов на участок работы |
% |
Д1 |
10 |
8 |
Надбавка на работу спецмашины в зимний период |
% |
Д2 |
10 |
9 |
Надбавка на работу спецмашины в городе с населением до 2,5 млн. чел. |
% |
Д3 |
11 |
10 |
Расход топлива при распределении технологического материала |
л/100 км |
Q |
74,5 |
11 |
Нулевой пробег машины за сутки (от САХ до участка работы и обратно) |
км |
S0 |
20 |
Среднесуточная потребность в топливе рассчитывается по формуле:
СНЕГОПОГРУЗЧИКИ
Приводится пример расчета потребности в топливе для снегопогрузчика КО-206, эксплуатируемого в городе с населением 400 тыс. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
Специальное |
2 |
Вид топлива |
- |
- |
Дизельное |
3 |
Число часов работы машины за сутки |
ч |
l |
6,82 |
4 |
Часовой расход топлива |
л/ч |
НЧ |
7,8 |
5 |
Надбавка на работу спецмашины в зимний период |
% |
Д1 |
10 |
6 |
Надбавка при работе в больших городах |
% |
Д2 |
6 |
Среднесуточная потребность в топливе для снегопогрузчиков рассчитывается по формуле:
ИЛОСОСЫ
Проводится расчет среднесуточных затрат топлива для илососа ИЛ-980В, срок службы которого составляет 9 лет.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
Базовое шасси |
- |
- |
ЗИЛ-431412 |
2 |
Вид бензина |
- |
- |
А-76 |
3 |
Расчетное число дней работы машин в году |
Ддни |
Дгод |
190 |
4 |
Среднее расстояние вывоза ила |
км |
S1 |
15 |
5 |
Среднесуточный нулевой пробег |
км |
S0 |
15 |
6 |
Пробег при переездах в период наполнения емкости илом за сутки |
км |
S2 |
1 |
7 |
Количество рейсов при вывозе или в течение суток |
- |
n |
2 |
8 |
Норма линейного расхода топлива на базовый автомобиль |
л/100 км |
HS |
32,5 |
9 |
Надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет |
% |
Д1 |
5 |
10 |
Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы |
% |
Д2 |
10 |
11 |
Расход топлива на одно заполнение и выгрузку ила |
л |
Q |
7,6 |
Среднесуточный расход топлива составит:
Среднесуточный расход топлива составит:
для машины КО-707ПМ
УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ НА ТРАКТОРНЫХ ШАССИ
Приводятся примеры расчета топлива для поливо-моечных прицепов, эксплуатирующихся для уборки проездов и дворовых территорий.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
КО-707ПМ (прицеп) |
КО-811ПМ (прицеп) |
||||
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
МТЗ-80/82 |
ЛТЗ-55 |
2 |
Вид топлива |
- |
- |
Дизельное |
|
3 |
Число часов работы машины в сутки |
ч |
l |
6,82 |
6,82 |
4 |
Часовой расход топлива |
л/ч |
НЧ |
8,2 |
6,9 |
Среднесуточный расход топлива составит:
для машины КО-707ПМ
для машины КО-811ПМ
СОДЕРЖАНИЕ