ОДН 218.014-99

Отраслевой дорожный норматив

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

МОСКВА

1. Разработано во исполнение Распоряжения ФДС России от 31.07.98 г. № 98 «О разработке отраслевых норм потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог».

2. Утверждено руководителем Федеральной дорожной службы В.Г. Артюховым.

3. Введено в действие приказом Федеральной дорожной службы взамен «Нормативов оснащенности средствами механизации для содержания автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР в 1989 г.

4. Разработано ГП «РОСДОРНИИ» на основе и в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом задач, стоящих перед российскими дорожниками по организации и проведению работ при содержании автомобильных дорог и сооружений.

 

Отраслевой дорожный норматив

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ
В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ
ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом ФДС России
№ 272 от 12.08.99

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

МОСКВА

ВВЕДЕНИЕ.

Настоящие Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог разработаны взамен аналогичных «Нормативов», утвержденных бывшим Министерством автомобильных дорог РСФСР в 1989 году.

Документ разработан с учетом новой Классификации работ по ремонту и содержанию дорог, введенной в действие с 1 января 1998 года приказом Федеральной дорожной службы России от 18 декабря 1997 года, № 80, а также на основании анализа выпускаемой отечественной промышленностью и зарубежными фирмами средств механизации для выполнения комплекса работ по содержанию дорог.

Настоящие «Нормативы» предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами при комплектовании службы содержания дорог необходимыми средствами механизации, обеспечивающими реализацию современных технологических процессов.

«Нормативы» разработали специалисты РОСДОРНИИ: к.т.н. Эрастов А.Я., инж. Розов Ю.Н., к.т.н. Сорока В.П., к.т.н. Мусатов С.А. и специалисты Федеральной дорожной службы Сычев В.И. и Секачева Н.А. В работе также участвовали инженеры РОСДОРНИИ Розов А.Ю., Швецов С.А. и Якобсон И.М.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Разработка и реализация Нормативов потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог (далее «Нормативы») направлены на:

- улучшение транспортно-эксплутационного состояния дорог и повышение безопасности дорожного движения за счет повышения уровня механизации и качества выполнения основных технологических процессов;

- расширение применения многоцелевых шасси с набором сменного рабочего оборудования, позволяющих сократить парк машин и обслуживающий персонал и обеспечить оперативное использование техники круглогодично;

- сокращение разномарочности машин и упрощение благодаря этому технического обслуживания и ремонта техники, снижение эксплуатационных затрат.

1.2. «Нормативы» позволяют целенаправленно и рационально использовать средства федерального и территориальных дорожных фондов на приобретение соответствующих отечественных и зарубежных машин и оборудования.

1.3. «Нормативы» разработаны с учетом основных технологических процессов в содержании дорог, установленных согласно действующей Классификации работ по ремонту и содержанию дорог. Перечень основных технологических процессов приведен в разделе 2 настоящего документа.

1.4. «Нормативы» установлены на 100 км автомобильных дорог I - V категории с учетом типа дорожных одежд (покрытий) и вида работ на основе расчетов и экспертных оценок потребности техники на 100 км двухполосных дорог шириной проезжей части 7,5 м.

При определении потребности в машинах для снегоочистки дорог вводятся поправочные коэффициенты в зависимости от категории трудности снегоборьбы в соответствии с Приложением 1. В отношении снегоочистительного оборудования для привлекаемого автотранспорта (см. Приложение 2 к таблице. 1) поправочный коэффициент принимают равным 1 независимо от района трудности снегоборьбы.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

2.1. С учетом специфики работ по содержанию в разные периоды года перечень основных технологических процессов определен для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего.

2.2. В весенне-летне-осенний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются:

а) полоса отвода

- очистка полосы отвода от мусора и посторонних предметов;

- планировка полосы отвода с прочисткой и профилированием кюветов и водоотводных канав;

- скашивание травы и ликвидация кустарника;

ликвидация нежелательной растительности химическим способом;

б) земляное полотно

- уборка с обочин, откосов и разделительной полосы посторонних предметов и мусора;

- устранение мелких повреждений (в т.ч. размывов) на неукрепленных обочинах и откосах с подсыпкой в отдельных местах грунта, планировкой и уплотнением;

- устранение мелких повреждений на укрепленных обочинах (в т.ч. на асфальтобетонных, щебеночно-гравийных);

- скашивание травы на обочинах, откосах и разделительной полосе;

- ликвидация кустарника на откосах и обочинах;

в) проезжая часть

асфальтобетонные (и другие «черные») и цементобетонные покрытия:

- очистка от мусора, пыли и грязи;

- заделка трещин и швов;

- устранение мелких повреждений (выбоин, просадок, колей и др.);

- устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума;

- поверхностная обработка (в т.ч. двойная) покрытий, включая очистку покрытия от пыли и грязи, распределение битумного вяжущего, распределение щебня (в т.ч. обработанного битумом), укатка, уборка неприжившегося щебня;

гравийные и щебеночные покрытия:

- восстановление профиля гравийных и щебеночных покрытий (в т.ч. с добавлением нового материала);

- планировка и обеспыливание гравийных и щебеночных покрытий;

г) искусственные сооружения

- очистка проезжей части и тротуаров мостов от грязи и мусора;

- устранение мелких повреждений на ж/б элементах мостов;

- исправление или замена отдельных секций перил или ограждений на мостах;

- очистка перил и ограждений от пыли и грязи;

- покраска перил и ограждений (кроме оцинкованных);

- очистка лотков и водопропускных труб от грязи, снега и льда;

- устранение мелких повреждений лотков и труб, включая оголовки;

д) обустройство и обстановка дороги

- восстановление и нанесение вновь дорожной разметки;

- очистка и мойка дорожных знаков, стоек, ограждений, сигнальных столбиков и др.;

- замена поврежденных и установка недостающих дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования), недостающих ограждений и направляющих устройств;

- содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, автопавильонов, площадок отдыха и элементов их обустройства;

- уход за дорожным освещением (замена ламп и светильников); чистка, мойка и окраска опор (вертикальная разметка);

- устройство снегозащитных лесных полос, выращивание и уход за посадками и саженцами, рубки ухода: обрезка веток для обеспечения видимости и др.

2.3. В зимний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются:

- патрульная очистка проезжей части дорог от снега;

- удаление снежных валов с обочин: сдвиганием, перекидкой, перекидкой у барьерных ограждений, сдвиганием с погрузкой в автосамосвалы (в основном на развязках в двух уровнях) и др.;

- удаление с проезжей части уплотненного снега;

- расчистка снежных заносов толщиной до 0,4 м, от 0,4 до 0,6 м, от 0,6 до 1,0 м и более 1,0 м;

- борьба с зимней скользкостью, в т.ч.: распределение пескосоляной смеси, распределение твердых реагентов в чистом виде, распределение увлажненных реагентов, распределение жидких реагентов;

- устройство снежных траншей или валов на придорожной полосе для защиты дороги от снежных заносов.

3. НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

3.1. «Нормативы» по основным типам специальных машин, поливомоечные и подметально-уборочные машины; машины и оборудование для заделки трещин и швов в асфальтобетонных (и других «черных») и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для устранения ямочности на асфальтобетонных (и других «черных») и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для скашивания травы; плужно-щеточные снегоочистители; распределители противогололедных материалов; комплект машин для поверхностной обработки покрытий; машины для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим «черным») и цементобетонным покрытиями определены расчетом (см. Приложение 2) с учетом их эксплуатационной производительности, а также коэффициентов цикла на соответствующие виды работ в соответствии с «Нормативными затратами на содержание км федеральных автомобильных дорог по органам управления дорожным хозяйством».

«Нормативы» по остальному перечню машин установлены на основе экспертных оценок специалистов и с учетом накопленного опыта в содержании дорог дорожной службой.

3.2. Разработанные «Нормативы» приведены в таблице 1, при этом потребность в снегоочистительной технике установлена для условий легкой снегоборьбы (см. Приложение 2). В таблице указаны также марки основных машин и оборудования и их основные параметры. Для возможности выбора эффективной зарубежной техники в таблице приведены (по большей части средств механизации) зарубежные аналоги.

Таблица 1.

№ n/п

Наименование средств механизации

Потребность на 100 км по категориям дорог

Основные параметры средств механизации

Зарубежные аналоги

I

II и III

IV и V

1

2

3

4

5

6

7

1. МАШИНЫ ДЛЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕ-ОСЕННЕГО СОДЕРЖАНИЯ

1.1.

Комбинированная дорожная машина со сменным оборудованием, в т.ч.

4

2

1

Базовое шасси автомобилей КаМАЗ, МАЗ, ЗИЛ-133 или ЗИЛ-433 и их модификаций

Шасси «Унимог» со сменным оборудованием фирмы Schmidt (Германия)

1.1.1.

Для мойки, подметания и обеспыливания покрытий

4

2

1

Вместимость цистерны, м3 6 - 10, ширина захвата щеток, м 2,50, ширина мойки покрытия, м до 10

-"-

2.1.2.

Для очистки и мойки барьерных ограждений с приспособлением для мойки дорожных знаков

2

1

0,5

Цистерна, вместимость, м3 6 - 10. Оборудование для мойки гидродинамическим способом

-"-

1.2.

Оборудование для установки барьерных ограждений, восстановления существующих, а также для других работ по содержанию

1

1

0,5

Глубина бурения (задавливания), м до 2, диаметр скважины, м 0,36. Грузоподъемность кранового оборудования, т 1,25

-"-

1.3.

Комплект оборудования для устранения ямочности (а/б смеси, литой а/б и другие композиционные материалы)

2,5

1,5

1

(кроме гравийно-щебеночных покрытий)

Производительность, м2/см до 100, компрессор производительностью м3/мин 1,0, ручной отбойник кромок, кВт 3 - 4, бункер для а/б смеси, м3 3,0, котел, л 600, прицеп грузоподъемностью, т 2,5, фреза, м до 0,5, каток, т 1,0 или виброплита, т до 0,1, оборудование для литого а/б, м3 до 4

Akzo Nobel TP-4 (США)

Teltomat SSG 25 (Германия)

1.4.

Машина холодного фрезерования для устранения келейности и деформации верхних слоев покрытий

1,5

1

-

Производительность, м3/ч 180, ширина фрезерования, м до 2,0, глубина фрезерования см 10, скорость фрезерования, м/мин 10, мощность, кВт 114

Wirtgen W-500 (Германия)

Caterpillar PR-05 (США)

Bitelli Talpa SF60T3
(
Италия)

1.5.

Комплект оборудования для подготовки и заливки трещин и швов (ЭД-135)

2

1

1

(кроме гравийно-щебеночных покрытий)

Оборудование для разметки продувки и разогрева кромок; котел для мастики вместимостью, л 500 со шлангами; оборудование для распределения высевок

Crafco E-Z 200 (США)

Breining FF6-SF (Германия)

Grun RVK. 450 комплекс (Германия)

1.6.

Автогудронатор (ДС-39Б, ДС-142Б, БЦМ-96042, СД 203-3)

1

0,5

0,15

Вместимость, м3 4 - 10, ширина распределения, м до 4

Å, Ä, Etnyre Co (ÑØÀ)

1.7.

Машины и оборудование для устройства шероховатых слоев (поверхностная обработка, «Сларисил» и т.п.)

1

0,25

0,15

Ширина укладки, м до 3,5, производительность, пог.м/ч до 200

Savalco (Швеция) Breining SW-4 (Германия)

Е, Д, Etnyre Co (США)

1.8.

Каток самоходный комбинированного действия со сменными вальцами (ДУ-92, ДУ-99)

1

0,5

0,25

Масса, т 9 - 12, ширина уплотнения см 170, рабочая скорость, км/ч 1 - 4

Caterpillar (ÑØÀ) Âomag BW-64AC (Ãåðìàíèÿ)

1.9.

Êàòîê ñàìîõîäíûé, ïíåâìîêîëåñíûé (ÄÓ-65)

1

0,5

0,25

Масса, т 16, ширина уплотнения, см 170, рабочая скорость, км/ч до 8

Caterpillar PF-300 (ÑØÀ)

Bomag BW-20h (Ãåðìàíèÿ)

1.10.

Îáîðóäîâàíèå äëÿ î÷èñòêè è ïðîôèëèðîâàíèÿ êàíàâ è êþâåòîâ

1

0,5

0,5

Оборудование к автогрейдеру

- вылет отвала, м 1,5,

- глубина копания, м до 1

и экскаватору-планировщику

- глубина копания, м до 5

Автогрейдер «Вамасс» (Финляндия)

Экскаватор-планировщик UDS-114 (Чехия)

1.11.

Оборудование для очистки лотков и водопропускных труб (КО-815, КО-804)

1

0,5

0,25

Гидромонитор к поливомоечному оборудованию КДМ. Оборудование для прочистки труб к машине «Сокол» (АО «Томез»)

Гидромонитор к поливомоечному оборудованию на шасси «Унимог» (Германия)

1.12.

Погрузочное оборудование с ковшом и набором для очистки полосы отвода, разделительной полосы, обочин и откосов от мусора и посторонних предметов

1

0,5

0,5

Манипулятор МГ-500, грузоподъемностью, т 0,5, оборудование МД-4 с ЛВ-19В и грейферным ковшом, м3 0,25

Навесное погрузочное оборудование с грейферным ковшом на шасси «Унимог» (Германия)

1.13.

Оборудование для скашивания травы в полосе отвода, на разделительной полосе, обочинах и откосах (дисковая косилка)

4

2

1

Ширина окашивания, м 1,2 - 2,0, угол наклона, град. до 40°, вылет, м 4 - 6, рабочая скорость, км/ч до 5

Косилка ME 700 на шасси «Унимог» (Германия). SUPERWINNER (Польша)

1.14.

Оборудование для срезки кустарника и мелколесья на обочинах, откосах и разделительной полосе

1

0,5

0,5

Ширина срезки, м 2 - 1,5, вылет, м 4 - 6

Кусторез на гидроманипуляторе на шасси «Унимог» (Германия)

1.15.

Оборудование для переработки срезанного кустарника и мелколесья в щепку

1

0,5

0,5

Производительность, м3/ч до 3

Кусторез-измельчитель на базе шасси «Унимог»

1.16.

Ручной кусторез (сучкорез)

5

3

2

Диаметр диска, см 30

Husqvarna (Швеция)

1.17.

Оборудование для внесения химикатов при химическом способе борьбы с нежелательной растительностью

1

0,5

0,25

Ранцевый распылитель емкостью, л 10 - 15

Оборудование к кусторезу для внесения химикатов на шасси «Унимог» (Германия)

1.18.

Экскаватор с ковшом 0,4 - 0,6 м3 со сменным оборудованием для планировки и уплотнения откосов

0,5

0,5

0,5

Неполно-поворотный гидравлический со сменным рабочим оборудованием

Навесное оборудование на шасси «Унимог» (Германия)

1.19.

Автокран

1

0,5

0,25

Грузоподъемность, т до 16

Автокраны «Либхер» (Германия)

1.20.

Автогидроподъемник (АГП 18.02) с комплектом инструмента

1

на 20 км электроосвещения

0,5

на 20 км электроосвещения

-

Высота подъема, м до 18, грузоподъемность, кг 300

Навесное подъемное оборудование на шасси «Унимог» (Германия)

1.21.

Машина с оборудованием для разметки дорог краской или термопластиком:

0,5

0,25

0,10 (кроме гравийно-щебеночных покрытий)

Рабочая скорость, км/ч до 6,0, ширина наносимых линий, м: термопластиком 0,1 - 0,2;

краской 0,1 - 0,3, котел для предварительного разогрева, м3 14, грейфер грузоподъемностью, т до 2

Сменное оборудование для маркировки дорог на шасси «Унимог» (Германия) Hofmann H-26-2 (Германия)

- оборудование для разметки краской

0,5

0,25

0,10

- оборудование для разметки термопластиком

0,34

0,17

-

Linatex Ync (США) Cote-L Ynd (США)

1.22.

Автомобиль-самосвал со съемной платформой ЗИЛ-ММЗ-49525 для уборки мусора

0,5

0,25

-

Вместимость платформы, м3 8,0, грузоподъемность, т 5

FAUN (Германия)

1.23.

Машина-ассенизатор (КО-507А, КО-519)

0,5

0,25

-

Вместимость цистерны, м3 10, производительность, м3/ч 10

На базе шасси «Унимог»

1.24.

Машина дорожного мастера на базе автомобилей «Газель» или «Бычок»

2

1

1

Состав звена, чел. 3 - 4, отсек для необходимых инструментов, дорожных знаков, оборудования для покраски элементов обстановки дороги (барьерных ограждений, автопавильонов, дорожных знаков и т.п.), сварочного оборудования, мотосучкорезов и др.

На базе шасси «Унимог»

1.25.

Автобус для перевозки рабочих

1

0,5

0,5

Вместимость, чел., не более 20

Мерседес (Германия) и др.

II. МАШИНЫ ДЛЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

2.1.

Комбинированная дорожная машина со сменным оборудованием, в т.ч.

4

учетом п. 1

2

учетом п. 1

1

учетом п. 1

Базовое шасси автомобилей КаМАЗ, МАЗ, ЗИЛ-133 или ЗИЛ-433 и их модификаций

«Ролак». «Арктик-машин» (Финляндия) и др.

2.1.1.

Для очистки дорог от снега и распределения противогололедных материалов (в твердом и жидком виде)

8 (6 полос)

4

2

Одноотвальный плуг, боковой отвал, м 1,6, средний отвал, м 2,5, ширина очистки, м 2,5; щетка, ширина, м 2,30; рабочая скорость, км/ч 10 - 60.

Емкость кузова, м3 6 - 8: ширина распределения, м 7,0 - 10,0; плотность посыпки, г/м2 10 - 400. Емкость цистерны, м3 6 - 8; ширина распределения, м 3,5 - 7,0, плотность розлива, г/м2 10 - 150

Навесное снегоочистительное оборудование на шасси «Унимог» (Германия).

Распределители фирм SCHMIDT, PIETSCH. NIDO (Германия)

«Sisu» (Финляндия)

2.2.

Машины и оборудование для уборки уплотненного снега

2

1

1

Автогреидер ширина захвата, м 2,5 - 3,0.

Шнекороторный снегоочиститель ширина захвата, м 2,5 - 3,2, производительность, т/ч не менее 1200

Средние отвалы AM ТЕНО (Финляндия).

Шнекороторный снегоочиститель на шасси «Унимог» (Германия)

2.3.

Универсальная малогабаритная машина (ДКТ-504) на базе мотоблока для снегоочистки тротуаров, площадок отдыха, а также в стесненных условиях

3

2

1

Монтируется на мотоблоке с двигателем мощностью 6 кВт щетка; угол поворота, град. 30, диаметр, м 0,4, частота вращения ротора, об/мин 200, масса, кг 49;

плуг: угол поворота, град. 30, рабочая скорость, км/ч 1,1, ширина захвата, м 1,0, масса, кг 20;

ротор для перекидки снега: ширина захвата, м 0,67, частота вращения ротора. об/мин 1000, дальность отбрасывания, м 5,0, масса, кг 52

Husqvarna (Швеция)

2.4.

Машины для работы на базах противогололедных материалов

3

2

2

Бульдозер на тракторе: мощность двигателя, кВт 55 - 75, класс тяги, тн 3,0.

Погрузчик: грузоподъемность, т 2,5, вместимость ковша, м3 1,5, высота подъема, м 2,7.

Экскаватор: вместимость ковша, м3 до 1

Бульдозеры и погрузчики фирмы «Камацу» (Япония)

2.5.

Машина с оборудованием для уборки снега за ограждениями

2

1

-

Аналог в Кемеровавтодоре. Подлежит комиссионной приемке, доработке и серийному производству

На базе шасси «Унимог»

III. МАШИНЫ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ МОСТОВ И ДРУГИХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

3.1.

Машина для осмотра и ремонта мостов (АООТ «Автогидроподъемник» АГПМ-18/9-7,5)

или

Машина для обследования и ремонта мостов [АВС-60 (на шасси ЗИЛ-53001), а также на шасси МАЗ (длина рабочей площадки, м 9)]

1 машина на специализированную бригаду

Вылет под мостом, м до 20; грузоподъемность, т 0,4; высота опускания площадки, м 8, ширина площадки, м 8.

Снижение платформы под мост относительно уровня проезжей части, м 4, максимальная нагрузка на край платформы, т 0,3, длина рабочей платформы, м 6, угол поворота платформы под мостом, град. 180.

Aspen Aerials ИВ-60
(США)

Barin AB9 (Италия)

Moog MBL 1300T (Германия)

3.2.

Комплект оборудования для устранения поверхностных дефектов ж/б мостов

-"-

Дизель агрегат мощностью, кВт 15, электротрамбовка. Цемент-пушка СБ-67. Нарезчик швов. Компрессор производительностью, м3/мин до 2,5

Машина для торкретирования ц/б поверхностей «Пуцмайстер» (Германия)

3.3.

Оборудование для инъецирования специальных составов в трещины и пустоты

-"-

Производительность, м3/см 1 - 2

Putzmeister RMP-1000 (Германия)

HibraTech (США)

Pumps Ync (США)

3.4.

Машина с поливомоечным оборудованием для промывки опорных частей и других элементов дороги(труб)

-"-

Вместимость цистерны, м3 6, длина шланга, м до 20

-

3.5.

Электростанция передвижная

-"-

Мощность, кВт 30

-

3.6.

Компрессор

-"-

Производительность, м3/мин до 10

-

3.7.

Бетоно-растворомешалка

1 на специализированную бригаду

Объем готового замеса, л 65

-

3.8.

Котел для подогрева битума

2 на специализированную бригаду

Вместимость, м3 до 1

-

3.9.

Электрогазосварочный агрегат (АДД-311)

1 на специализированную бригаду

Тип - передвижной

-

3.10.

Инвентарные подмостки

-"-

Лестница длиной, м до 8; монтажная площадка, м2 3

-

3.11.

Автомобиль «Газель» для перевозки бригады

-"-

Состав бригады, чел. 4 - 5, отсек для мелкого оборудования, инструментов и дорожных знаков

-

Примечания: 1. Машины, указанные в п.п. 1.6. - 1.9., предназначены для устройства поверхностной обработки и специальных слоев с применением битума и битумной эмульсии.

2. Нормативы по п.п. 1.6. - 1.9. установлены для условий III дорожно-климатической зоны (ДКЗ). Нормативы для других ДКЗ определяют путем умножения приведенных в таблице нормативов на коэффициенты; для I зоны - 2,0, II зоны - 1,4, IV и V зон - 0,7.

3. Кроме указанных снегоочистительных машин настоящие «Нормативы» предусматривают также необходимость наличия комплектов стандартных навесных одноотвальных плугов для привлекаемого автотранспорта: 8 комплектов для дорог I категории, 4 комплекта для дорог II и III категорий и 3 комплекта для дорог IV и V категорий из расчета на 100 км.

4. В графе 3 пункта 2.1. указано количество машин для дорог I категории с 6-полосным движением, для дорог с 8- и 4-полосным движением соответственно принимают коэффициент 1,2 и 0,7.

5. В графах 3, 4, 5 пункта 1.16. количество кусторезов (сучкорезов) уточняется в зависимости от протяжения лесопосадок и объема работ.

6. В графах 3, 4, 5 пункта 2.4. указанное количество машин приобретается по лизингу или в аренду.

7. В раздел III. «Машины для содержания мостов и других искусственных сооружений» приняты из расчета на 1 специализированную бригаду, которая может выполнять работы по содержанию 1000 - 1200 пог.м. мостов в год.

8. Марки машин и оборудования, указанные в графе 2, могут быть заменены другими (см. Краткий справочник «Строительная, дорожная и специализированная техника». - М.: АО «ПРОФТЕХНИКА», 1998, 129085, г. Москва, а/я 18, телефон (095) 485-54-54).

Приложение 1.

Поправочные коэффициенты для определения нормативов потребности в снегоочистительной технике

№ п/п

Районы по трудности снегоборьбы

Поправочный коэффициент

1

2

3

1.

I. Районы легкой снегоборьбы:

Калининградская область, южная часть Республики Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, южные части Астраханской и Ростовской областей, Читинская и Амурская области, юго-западная часть Хабаровского края.

1,0

2.

II. Районы средней трудности снегоборьбы:

Республика Карелия, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Костромская, Вологодская, Смоленская, Брянская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Московская, Ивановская области, южные части Республики КОМИ и Архангельской области, Кировская, Пермская, Волгоградская, Томская, Свердловская, Иркутская, Челябинская, Курганская области, Республика Удмуртия, Тюменская область (кроме Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов), северные части Омской, Ростовской, Астраханской, Нижегородской и Калужской областей, северная часть Республики Калмыкия, Хабаровский край (кроме юго-западной части), республики Тува, Бурятия, Саха (Якутия) южнее Северного полярного круга, Приморский и Красноярский края (кроме его юго-западной части и Таймырского автономного округа).

1,5

3.

III. Районы трудной и очень трудной снегоборьбы:

остальная часть Архангельской области, Тульская, Орловская, Курская, Воронежская, Белгородская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, республики Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Саратовская и Ульяновская области, южная часть Нижегородской, Омской и Калужской областей, Мурманская область, Новосибирская и Кемеровская области, остальная часть Красноярского края, Республика Алтай, остальная часть Республики КОМИ, Магаданская область, остальная часть Республики Саха (Якутия), Самарская и Оренбургская области, Алтайский край, Сахалинская область, Камчатская область, Корякский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ, побережье Чукотского автономного округа в пределах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей.

2,0

Приложение 2.

Расчет потребности основных типов специальных машин и оборудования.

А. Поливомоечное и подметально-уборочное оборудование на базовой машине.

                                                       (1)

где F - обрабатываемая площадь проезжей части, м2;

кц - коэффициент цикла, характеризующий число обработок площади F за сезон (принято кц = 10,0);

кпр - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов машины (кпр =1,2);

Пэ - эксплуатационная производительность машины, м2/ч:

Тс - продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут;

mт - число дней возможной работы машины за сезон, сут;

кип - коэффициент использования парка (кип = 0,7).

Б. Машины и оборудование для скашивания травы.

                                                    (2)

где Fт - площадь скашивания травы на обочинах, откосах и полосе отвода, м2;

кпрк - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов косилки (кпрк = 1,1);

кцт - коэффициент цикла (принято кцт = 2,0);

Пэт - эксплуатационная производительность машины, оборудования, м2/ч;

Тст - продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут;

mэт - число дней работы машины за сезон, сут;

кип - коэффициент использования парка (кип = 0,7).

В. Машины и оборудование для заделки раскрытых трещин и швов.

                                                      (3)

где Lтр - длина, подлежащая заделке раскрытых трещин и швов, км;

кцтр - коэффициент цикла (кцтр = 1,0);

Пэтр - эксплуатационная производительность машины, м/ч;

Тстр - продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут:

mэтр - число дней работы машины за сезон, сут;

кип - коэффициент использования парка (кип = 0,7).

Г. Машины и оборудование для устранения ямок, выбоин, просадок.

                                                     (4)

где Fя - площадь устраняемых дефектов, м2;

кця - коэффициент цикла (принято кця = 1,0);

Пэя - эксплуатационная производительность машины по заделке дефектов а/б смесью, м3/ч;

Тся - продолжительность работы машины в течение суток, ч;

mэя - число дней работы машины в течение сезона, сут;

кип - коэффициент использования машин (кип = 0,7).

Д. Плужно-щеточные снегоочистители для легких условий снегоборьбы.

                                                   (5)

где Fсн - площадь проезжей части, подлежащая снегоочистке, м2:

кцсн - коэффициент цикла;

ктрс - коэффициент трудности снегоборьбы (см. Приложение 1);

Пэсн - эксплуатационная производительность снегоочистителя, тыс. м2/ч;

Тэсн - средняя продолжительность работы в течение суток, ч;

mэсн - количество дней работы машины в течение сезона, сут;

кип - коэффициент использования машин (кип = 0,7).

Е. Распределители противогололедных материалов.

                                             (6)

где Fрп - площадь проезжей части, подлежащая обработке противогололедными материалами, м2;

кцрп - коэффициент цикла;

Пэрп - эксплуатационная производительность распределителя, тыс. м2/ч;

Тсрп - средняя продолжительность работы в течение суток, ч;

mэрп - количество дней работы машины в течение сезона, сут;

кип - коэффициент использования машин (кип = 0,7).

Ж. Машины и оборудование для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим «черным») и цементобетонным покрытиями.

а) для разметки краской

                                                (7)

где Lpз - длина дорожной разметки, п.м;

кцрз - коэффициент цикла (кцрз = 1,0);

Пэрз - эксплуатационная производительность оборудования маркировочной машины, п.м/ч;

Тсрз - средняя продолжительность работы машины в течение суток, ч;

mэрз - число дней работы машины за сезон, сут;

кип - коэффициент использования машин (кип = 0,7).

б) для разметки термопластиком

коэффициент цикла кцрз = 1/3 » 0,33 (разметка термопластиком выполняется один раз в три года).

3. Комплект машин для поверхностной обработки с применением битума.

Состав комплекта            Автогудронатор;

Щебнераспределитель;

Каток самоходный средний, комбинированного действия;

Каток самоходный тяжелый пневмоколесный.

а) автогудронатор.

                                                           (8)

где Fоб - площадь проезжей части, подлежащая обработке битумом за сезон, тыс. м2;

Примечание: Поверхностную обработку возобновляют один раз в три года.

кпер - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов гудронатора (кпер = 1,1);

Па - эксплуатационная производительность автогудронатора в день (в смену), тыс. м2/см;

mа - число рабочих дней (смен) за сезон, сут;

кИП - коэффициент использования машин (кИП = 0,7).

Примечание: В расчете должна учитываться предварительная подгрунтовка покрытия жидким битумом.

б) щебнераспределитель.

                                                             (9)

где Foб - площадь проезжей части, обработанная битумом за сезон, тыс. м2;

ПЩ - эксплуатационная производительность щебнераспределителя в день (в смену), тыс. м2/см;

mЩ - число рабочих дней (смен) в году, сут;

кИП - коэффициент использования машин (кИП = 0,7).

в) катки.

                                                           (10)

где Fоб - площадь проезжей части, подлежащая укатке за сезон, тыс. м2;

кПЕР - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов катка (кПЕР = 1,1);

кПРОХ - количество проходов катка по данному следу (кПРОХ = 3):

ПКС - эксплуатационная производительность катка в день (в смену), тыс. м2/см;

mКC - число рабочих дней (смен) катка за сезон, сут;

кИП - коэффициент использования машин (кИП = 0,7).


Приложение 3

ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ЗИМНЕМУ СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Схема 1.

ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Плужно-щеточный одноотвальный снегоочиститель

ЭД-403, ЭД-226, SAL03008, Сокол, обор. «Тройка»

2.

Плужно-щеточный одноотвапьный снегоочиститель с боковым отвалом

То же

3.

Шнекороторный снегоочиститель

ДЭ-210Б, ДЭ-206

Схема 2.

ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Плужно-щеточный одноотвальныи снегоочиститель

ЭД-403, ЭД-226, SAL03008, Сокол, обор. «Тройка»

2.

Плужно-щеточный одноотвальный снегоочиститель с боковым отвалом

То же

3.

Автогрейдер

ДЗ-180, ДЗ-143, ДЗ-122

4.

Шнекороторный снегоочиститель

ДЭ-210Б, ДЭ-206

5.

Валоразбрасыватель - боковая снегоуборочная фреза

Шмидт SF-Z-3 к шасси «Унимог»

Схема 3

ПАТРУЛЬНАЯ УБОРКА СНЕГА НА ДОРОГАХ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСОЙ

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Плужно-щеточный одноотвальный снегоочиститель

ЭД-403, ЭД-226, «Сокол», оборудование «Тройка»

la.

Плужно-щеточный снегоочиститель с боковым отвалом

То же

2.

Шнекороторный снегоочиститель

ДЭ-210Б, ДЭ-226

Схема 4

ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА (СКОРОСТНАЯ)

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Одноотвальные плужные снегоочистители, работающие в скоростном режиме

SAL03008 на КАМАЗ 53213, Сокол, КУМ 5551, Ролак, Арктик машин, Тройка

2.

Фронтальная или задняя щетка

MPS26H-C отвалом к «Унимогу» и КУМ 5551; LKC18-Н-фронтальная, НКС22 -задненавесная

Схема 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА ПОКРЫТИЯ

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Распределитель противогололедных материалов

SAL03008 на КАМАЗ 53213, ЭД-403,

2.

Плужно-щеточный одноотвальный снегоочиститель

ЭД-226, КО-80601, PIETSCH (жидкие материалы)

2а.

Плужно-щеточный снегоочиститель с боковым отвалом

Сокол ЭД-403, ЭД-226

Схема 6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА ПОКРЫТИЯ

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Распределитель противогололедных материалов

SAL03008 на КАМАЗ 53213, ЭД-403, ЭД-226, Сокол (АО Томез)

2.

Фронтальная или задненавесная щетка

MPS26H-c отвалом к «Унимогу» и КУМ 5551; LКС18-Н-фронтальная, НКС22-задненавесная

Схема 7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИДКИХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА ПОКРЫТИЯ

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Распределитель жидких противогололедных материалов

ЭД-403А, ДКТ-503

2.

Фронтальная или задненавесная щетка

MPS26H-C отвалом к «Унимогу» и КУМ 5551; LKC18-Н-фронтальная, НКС22-задненавесная

Схема 8

ОЧИСТКА ДОРОГИ ОТ СНЕЖНОГО НАКАТА

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Распределитель твердых противогололедных материалов

SAL03008 на КАМАЗ 53213, Сокол (АО Томез), ЭД-403, РП-1

2.

Автомобиль с оборудованием (средний отвал) для снятия снегового наката

Тройка2 на КаМАЗ, УРАЛ, ЗИЛ

3.

Автогрейдер

ДЗ-180 с рыхлителем

Схема 9

УБОРКА СНЕГА НА ПУТЕПРОВОДАХ

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Плужно-щеточный снегоочиститель

ЭД-403, ЭД-226, SAL03008, Сокол

1а.

Плужно-щеточный снегоочиститель с боковым отвалом

То же

2.

Шнекороторный снегоочиститель с погрузочным патрубком

ДЭ-210Б, ДЭ-226

3.

Самосвал с наращенными бортами

ЗИЛ-ММЗ-45063, КаМАЗ-55118

4.

Может заменяться лаповым погрузчиком

КО-206А

Схема 10

УБОРКА СНЕГА НА ОГРАНИЧЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТАХ, НА ТРОТУАРАХ ЗА БАРЬЕРНЫМИ ОГРАЖДЕНИЯМИ

СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

Наименование

Марка

1.

Снегоуборочная фреза на рычажном подвесе в комплекте к косилке

Косилка FM-E, ME (Шмидт) к автомобилю И800-И2150

2.

Малогабаритный снегоочиститель отбрасывающего действия

Хонда HS621, HS622, Хускварна 8-26Т, 4-21


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

1. Основные положения. 2

2. Основные технологические процессы при содержании автомобильных дорог. 2

3. Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог. 3

Приложение 1. Поправочные коэффициенты для определения нормативов потребности в снегоочистительной технике. 9

Приложение 2. Расчет потребности основных типов специальных машин и оборудования. 10

Приложение 3. Основные схемы производства работ по зимнему содержанию автомобильных дорог. 14