Правительство Москвы
Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы
ПОРЯДОК 
определения стоимости работ, связанных с
согласованием 
предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП
МРР-3.2.09-96
СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОМ КОМПЛЕКСЕ
Москва 1996
СОДЕРЖАНИЕ
| Согласовано: Заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы В.Ф. Иликов | Председатель Москомархитектуры Л.В. Вавакин | 
| Начальник Мосгорэкспертизы А.Л. Воронин | Заместитель председателя Москомархитектуры В.Г. Семёнов | 
| Заместитель начальника управления Департамента экономической политики и развития Москвы Г.Г. Страшнов | Заместитель начальника Координационно- маркетингового управления Ю.В. Минаев | 
Порядок определения стойкости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП - М., НИАЦ.
Порядок подготовлен специалистами проектно-строительного инвестиционного комплекса Москвы в составе В.К. Соболева, В.А. Епифанова, И.Л. Дроновой под руководством заместителя начальника координационно-маркетингового управления Москомархитектуры Ю.В. Минаева.
Порядок предназначен для использования при определении работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в городе Москве и лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП).
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений возникла острая необходимость в принципиально новой системе ценообразования при оплате услуг, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, учитывающей, в первую очередь, некоторые особенности, вытекающие из «Порядка согласования проектно-сметной документации для строительства в г. Москве, и ЛПЗП» (распоряжение вице-мэра от 2612.91 г. № 426-РВМ), а также других распорядительных документов, выпущенных ранее по данному вопросу.
В настоящее время определение стоимости услуг, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, осуществляется организациями исполнителями с использованием различных методических подходов, не всегда отвечающих современным критериям оценки работ.
Методические подходы определения стоимости работ, связанных с согласованиями, изложены в «Порядке», предусматривают унификацию расчетов стоимости услуг по согласованию, независимо от профессиональной принадлежности и юридического статуса.
«Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП» базируется на системе, которая соответствующим образом учитывает характерные особенности каждого вида согласований и ориентирована, преимущественно, на профессиональный уровень работников, участвующих в согласовании предпроектной и проектной документации, на степень ее сложности и количества вопросов подлежащих рассмотрению, а также трудоемкость интеллектуального и другого труда, используемого в процессе согласования.
Порядок согласований определен действующими нормативными документами, постановлениями правительства Российской Федерации, распоряжениями мэра и правительства Москвы, в том числе:
- «Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве» (распоряжение мэра от 11.11.94 г., № Р561-РМ);
- «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» Госстроя России 1994 г.;
- «Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП», утвержденный распоряжением мера Москвы от 22.12.92 г. № 580-РМ;
- «Порядок определения стоимости работ за проведение экспертизы ТЭО и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР», утвержденный постановлением Госстроя РСФСР от 01.10.91 № 136;
- «Порядок определения стоимости работ по согласованию проектной документации Управлением Архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры», утвержденный распоряжением правительства Москвы от 30.06.92 № 1597-РП;
- распоряжение вице-мэра от 26.12.91 № 426-РВМ «О порядке согласования проектно-сметной документации на строительство объектов в Москве и ЛПЗП».
Настоящий документ разработан авторским коллективом под руководством заместителя начальника Управления координации и маркетинга Москомархитектуры Ю.В. Минаева.
Порядок носит рекомендательный характер и служит для определения базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации.
Методические положения определения стоимости работ, связанных с согласованиями, изложенные в «Порядке», будут положены в основу разработки Ценника на услуги по согласованиям предпроектной и проектной документации.
1.1. Настоящий «Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в г. Москве и ЛПЗП» является методической основой для определения базовой стоимости работ (услуг) по согласованию.
1.2. «Порядок» распространяется на предприятия и организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование и согласование ПСД в Москве и ЛПЗП.
1.3. Согласования, установленные официальными документами и организациями (СНиП, градостроительное задание, задание на проектирование и пр.), обязательны и оплачиваются заказчиком.
1.4. «Порядком» предусмотрено повышение эффективности процесса согласований на основе:
- оптимизации количества обязательных согласований;
- переноса центра тяжести согласований на предпроектную стадию;
- максимального совмещения по времени согласований в различных организациях;
- существенного сокращения сроков проведения согласований;
- значительного уменьшения объемов проектно-сметной документации, представляемой на согласование.
1.5. Нормативы стоимости различных видов согласований определена на основе экономико-математических моделей и методов математической статистики в увязке со стоимостью предпроектных и проектных работ, а также трудовых и материальных затрат согласовывающих организаций.
1.6. Предварительная стоимость работ и услуг по согласованию определяется с применением базовых цен, которые специально разработаны для этих целей и систематизированы по признакам, характеризующим особенности проведения согласования предпроектной и проектной документации в органах экспертизы (согласование проектных решений), органах государственного надзора, эксплуатирующих и заинтересованных организациях.
1.7. Базовая стоимость работ и услуг по согласованию предпроектной и проектной документации Мосгосэкспертизой, Москомархитектурой, ОПС и другими организациями, рассматривающими в процессе согласования градостроительные и проектные решения, определяется на основании норматива (в %) по отношению к общей стоимости предпроектных и проектных работ, а также по нормативу от стоимости отдельных стадий и разделов проектирования.
Доля стоимости проектных работ по стадиям и разделам проектирования принимается на основании «Порядков» по определению стоимости проектных (предпроектных) работ для строительства в Москве и ЛПЗП», действующей в организациях системы распределения стоимости проектных работ между разделами проектирования в зависимости от характеристики и типа объекта.
В других случаях стоимость согласований рассчитывается по трудозатратам.
Стоимость предпроектных и проектных работ подтверждается справкой, заверенной проектной организацией и заказчиком, и представляется в согласующую инстанцию вместе с документацией, передаваемой на согласование.
1.8. Стоимость каждого вида согласований подлежит индексации путем применения коэффициента инфляции, утверждаемого Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве.
1.9. В базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации учтены расходы на:
- оплату труда всех участников работ, связанных с согласованиями;
- содержание административно-управленческого персонала;
- отчисления на государственное социальное страхование;
- материальные затраты;
- амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, расходы по всем видам их ремонта;
- арендную плату;
- оплату процентов за краткосрочные кредиты банка, в соответствии с действующим законодательством, и прибыль.
1.10. В базовую стоимость работ, связанных с согласованиями, не входят затраты на:
- оказание консультативной помощи;
- выезд на место намечаемого строительства;
- разработку заключения специализированными организациями.
1.11. В базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации не учтены и подлежат компенсации заказчиком следующие расходы, в том числе:
- командировочные и транспортные расходы;
- расходы на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления по поручению заказчика;
- налоги и т.д.
Стоимость этих расходов определяется по трудозатратам, нормативам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком особо по предъявлению счетов.
1.12. Заказчик имеет право делегировать свои полномочия по согласованиям ПСД инжиниринговым фирмам или другим, в том числе проектным, организациям по отдельному договору (контракту). Стоимость инжиниринговых услуг определяется на основе трудозатрат, подтверждаемых руководителями организации-исполнителя.
1.13. Участие специализированных научно-исследовательских и проектных организаций с привлечением ведущих специалистов, привлекаемых для рассмотрения проектной (предпроектной) документации на строительство особо важных и сложных в градостроительном и функциональном отношении объектов, подлежит оплате по отдельному договору. По этому вопросу принимает решение Архитектурный Совет Москомархитектуры.
1.14. Стоимость работ по рассмотрению и согласованию проектной (предпроектной) документации может быть уточнена дополнительным соглашением при изменении объемов работ в период рассмотрения.
1.15. Затраты по обязательным согласованиям проектных решений, являющихся функцией проектных организаций, входят в стоимость основных проектных работ и дополнительной оплате не подлежат (гл. 12, проектные работы, сводного сметного расчета стоимости строительства - ССРС).
Затраты на согласование проектно-сметной документации с органами госнадзора, экспертирующими организациями и т.п., являющиеся функцией заказчика, оплачиваются за счет главы 10 (затраты заказчика) ССРС строительства.
2.1. Нормативная база и система ценообразования при согласовании проектных и предпроектных работ базируется на:
- системном подходе к формированию нормативов стоимости согласований проектных и предпроектных работ на основе использования экономико-математических методов, статистической обработке данных ориентированной на применение современной вычислительной техники;
- определении стоимости согласований предпроектной и проектной документации с применением 2-х методов формирования ценообразования в процессе согласований, в т.ч.:
на основании нормативов (в %) от стоимости проектных работ;
при помощи нормативов, отражающих совокупные трудозатраты, расходуемые в процессе согласования;
- распределение общей стоимости согласований по стадиям и разделам предпроектной и проектной документации, пропорционально трудозатратам согласующих организаций;
- установлении функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости согласований с учетом объема и сложности рассматриваемых в процессе согласования вопросов;
- оптимальном совмещении во времени операций по согласованию;
- использовании повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих категорию сложности рассматриваемой документации;
- избирательном применении нормативного коэффициента рентабельности по себестоимости услуг по согласованию документации в размере от 1 до 1,3 в зависимости от организационно-правового статуса организаций и условий их финансово-хозяйственной деятельности (бюджетные, хозрасчетные);
- исключении повторного взимания платы при наличии согласования проектных решений на более ранней стадии.
2.2. При определении стоимости и продолжительности различных видов согласований необходимо учитывать внешние и внутренние факторы путей применения повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих конкретную ситуацию.
2.3. Нормативы разработаны в ценах 1991 года.
2.4. Стоимость согласований предпроектной и проектной документации, определяемая с использованием представленных нормативов, является базовой стоимостью согласований.
3.1. Система работ и услуг по согласованию находится в непосредственной зависимости от этапов инвестиционного процесса в строительстве.
По этому признаку система документов, подлежащих согласованию, подразделяется на две стадии: предпроектная и стадия проектирования.
В состав предпроектной стадии входят:
- предпроектная градостроительная документация (градостроительная концепция, генплан, схемы развития, ПДП и др.);
- программная документация (перечень строек, титульный список ПИР);
- прединвестиционная документация (архитектурная концепция, бизнес-план, ТЭО инвестиций);
- исходно-разрешительная документация (градостроительное заключение (задание), задание на проектирование и т.д.).
В состав стадии проектирования входят:
- утверждаемая документация (эскизный проект застройки, проект застройки, рабочий проект застройки, эскизный проект, ТЭО, проект, рабочий проект);
- рабочая документация.
Подробно информация о видах предпроектной и проектной документации изложена в «Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовке строительства в Москве», разработанном Мосгосэкспертизой и утвержденной распоряжением мэра от 11.11.94 г. № 561-РМ.
В приложении 1 представлена блок-схема интегральной системы предпроектной и проектной подготовки инвестиционного процесса строительства в увязке с системой согласования.
3.2. Стоимость работ и услуг по согласованию складывается из 2-х составляющих:
- по нормативу от стоимости предпроектных или проектных работ;
- по нормативу, отражающему совокупные общественно-необходимые трудозатраты.
По нормативу от стоимости предпроектных и проектных работ определяется стоимость согласований, связанных с рассмотрением документации с позиций оценки и анализа принятых решений, архитекгурно-планировочной и экономической эффективности проекта.
По нормативу, отражающему необходимые общественные трудозатраты, определяется стоимость согласований по проверке соответствия принятых проектных решений действующим нормативным документам и выданным ранее техническим условиям, а также операций по приему, оформлению и отправке заключений.
Система выбора метода определения стоимости согласований представлена в приложении 3.
4.1. Базовая стоимость работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, определяется по формуле:
Ссс(об) = (Ссн + Сст)´Кип (4.1.)
где: Ссс(об) - общая базовая стоимость работ (услуг), связанных с согласованиями в тыс. руб.;
Ссн - базовая стоимость, определяемая по нормативу от стоимости проектных работ;
Ссг - базовая стоимость, определяемая по нормативу, отражающему совокупные общественно-необходимые трудозатраты;
Кип - коэффициент инфляции в проектировании.
4.2. Базовая стоимость работ (услуг), определяемая по нормативу, от стоимости проектных работ рассчитывается по формуле:
Ссн = Спрi´ai´Пкi (4.2.)
или
Ссн = Сб(н)i´Пкi
где: Спрi - базовая стоимость предпроектных, проектных работ в ценах 1991 года;
ai - коэффициент для определения нормативной стоимости согласований;
Сб(н)i - базовый показатель нормативной стоимости (принимается по таблице № 1);
Пкi - произведение коэффициентов, учитывающих характерные особенности согласований (принимается по таблице № 2).
Таблица № 1
ТАБЛИЦА 
базовых показателей нормативной стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной
документации
| Стоимость ПИР в млн. руб. (цены 1991 г.) | Сб(н)i тыс. руб. (цены 1991 г.) | Примечания | |
| до 0,01 | 0,15 | 1,5 | Промежуточные | 
| 0,05 | 0,075 | 3,75 | значения | 
| 0,10 | 0,056 | 5,6 | принимаются по | 
| 0,15 | 0,043 | 6,45 | интерполяции. | 
| 0,20 | 0,035 | 7,0 | При стоимости работ | 
| 0,25 | 0,030 | 7,5 | ПИР менее 0,005 млн. | 
| 0,30 | 0,027 | 8,1 | руб. ai = 0,2. | 
| 0,40 | 0,024 | 9,6 | При стоимости ПИР | 
| 0,50 | 0,0215 | 10,75 | более 20,0 млн. руб. | 
| 0,60 | 0,0195 | 11,7 | ai = 0,003. | 
| 0,70 | 0,018 | 12,6 | 
 | 
| 0,80 | 0,016 | 13,2 | 
 | 
| 0,90 | 0,015 | 14,0 | 
 | 
| 1,00 | 0,0134 | 14,6 | 
 | 
| 1,10 | 0,0130 | 15,2 | 
 | 
| 1,20 | 0,0125 | 15,6 | 
 | 
| 1,30 | 0,0120 | 16,1 | 
 | 
| 1,40 | 0,0115 | 16,5 | 
 | 
| 1,50 | 0,0113 | 17,0 | 
 | 
| 2,00 | 0,01 | 20,0 | 
 | 
| от 2,00 до 20,0 | от 0,009 до 0,003 | 
 | 
 | 
| пропорционально | |||
Базовая стоимость проектных работ определяется по «Порядку определения стоимости ¼¼¼¼¼».
При согласовании в Управлении государственного контроля и охраны памятников принимаются следующие значения Сб(н):
- до 3-х зданий исторической застройки - 1,35 тыс. руб.;
- 3-х и более зданий исторической застройки - 2,61 тыс. руб.
Таблица № 2
ТАБЛИЦА 
значений коэффициентов,
учитывающих характерные особенности работ и услуг по согласованию
| № п/п | Характеристика особенностей согласований | Примечания | |
| 1. | Ознакомление с документацией в целом | 1,2 | При рассмотрении отдельных разделов | 
| 2. | Повторное рассмотрение документации | до 0,5 | Одно дополнительное рассмотрение | 
| 3. | Рассмотрение с вариантами проектных (предпроектных) решений | 1,2 | На один вариант | 
| 4. | Рассмотрение последующих стадий при отсутствии изменений проектных решений, принятых в предыдущих стадиях | 0,9 | 
 | 
| 5. | При необходимости рассмотрения прилегающих к объекту территорий | 1,1 | 
 | 
| 6. | При работе со спецматериалами | 1,15 | 
 | 
| 7. | При осложняющих факторах, изменяющих объем работ по рассмотрению документации в целом или отдельных разделов (примерный перечень и значения коэффициентов, учитывающих осложняющие факторы, приведен в таблице № 3) | Кср. до 1,5 | Коэффициент сложности содержания раздела, Кср, определяется расчетом (см. приложение 5) | 
Стоимость разработки отдельных разделов или частей предпроектной и проектной документации определяется с помощью коэффициентов относительной стоимости, принимаемых по таблицам приложения 4.
4.3. К работам, связанным с согласованием, стоимость которых определяется по трудозатратам, относятся рассмотрение документации с позиции соответствия принятым решениям и действующим нормативных актам, а также процедура по приемке, оформлению и отправке заключений экспертов по результатам их рассмотрения.
Стоимость работ по трудозатратам определяется по формуле:
| 
 | (4.3.) | 
или
| Сст = Вср´Чр´Тнп | (4.3.1.) | 
где: ЗПср(91) - средняя зарплата в организации-исполнителе, в руб./день, в ценах 91 год»;
Р - уровень рентабельности в организации-исполнителе (в пределах до 0,3);
Кз - коэффициент, учитывающий долю зарплаты в себестоимости;
Чр - расчетная численность специалистов-исполнителей;
Тип - нормативная продолжительность выполнения операций, в днях (определяется на основе технологических карт);
Вср(91) - средняя выработка по согласующим организациям-исполнителям в 1991 г.
| 
 | |
| Чр = Чп´Куч | (4.3.2.) | 
где: Чп - плановая численность исполнителей согласующих организаций;
Куч. - коэффициент участия специалистов в выполнении процедур по прохождению документа при согласовании;
| 
 | (4.3.3.) | 
где: Тпi - плановое (нормативное) время участия исполнителя в выполнении работы, в днях;
Чi - численность группы исполнителей участвующих одинаковое время в выполнении работ.
Расчетная численность исполнителей и стоимость работ, рассчитываемая по трудозатратам, может быть определена с помощью таблиц № 4 и 5.
4.4. В стоимость работ и услуг по согласованию предпроектной и проектной документации могут входить сопутствующие дополнительные услуги, оказываемые согласующей организацией заказчику (проектировщику).
В этом случае обобщающая формула для определения стоимости согласований будет иметь следующий вид:
где: Ссу - общая расчетная стоимость дополнительных работ (услуг), оказываемое заказчику (проектировщику) при согласовании предпроектной и проектной документации.
Примерный перечень и способ определения стоимости дополнительных работ (услуг) представлен в таблице № 5.
Таблица № 3
ТАБЛИЦА
значений расчетной численности специалистов-исполнителей
Таблица № 4
Определение стоимости работ по трудозатратам
4.6. Примерный перечень и способ определения стоимости дополнительных работ (услуг), оказываемых заказчику (проектировщику) при согласовании предпроектной и проектной документации представлен в таблице.
Таблица № 5
| № п/п | Способ определения стоимости | |
| 1 | 2 | 3 | 
| 1. | Оказание консультативной помощи, в т.ч. с использованием нормативной и директивной документации | К = 0,1 - 0,15 от стоимости согласования документа, определяемой по нормативу от стоимости ПИР (Ссн) | 
| 2. | Оказание консультативной помощи с выездом на место намечаемого строительства или в другие заинтересованные организации | К = 0,2 от стоимости согласования документа, определяемой по нормативу от стоимости ПИР (Ссн) | 
| 3. | Участие в разработке отдельных разделов или частей документации, подлежащей согласованию | На основании порядка и действующих ценников по определению стоимости ПИР или по трудозатратам | 
| 4. | Оказание услуг по корректировке документации по замечаниям эксперта | На основании порядка и действующих ценников по определению стоимости ПИР или по трудозатратам | 
| 5. | Оказание маркетинговых, консалтинговых и инжиниринговых услуг | К = 0,2 - 0,3 от стоимости согласования документа или по трудозатратам | 
4.7. Стоимость рассмотрения и согласования заданий на разработку предпроектной (проектной) документации определяется по базовой стоимости, приведенной в таблице 6.
Таблица № 6
| № п/п | Базовая стоимость согласования, тыс. руб. (в ценах 1991 г.) | Примечания | |
| 1. | Отдельно стоящее здание (сооружение) | 4,0 | 
 | 
| 2. | Отдельно стоящее здание (сооружение), расположенное в исторической зоне г. Москвы и на ответственных в градостроительном отношении территориях; комплекс, состоящий из нескольких зданий (сооружений) | 5,0 | 
 | 
| 3. | Пристройка или надстройка к существующему зданию, принципиально не изменяющее архитектурно-объемное и градоформирующее решение | 2,0 | 
 | 
| 4. | Планировочные работы, а также проекты отдельно стоящих объектов и комплексов, которые подлежат рассмотрению на Архитектурном совете (президиуме Архитектурного совета) | 5,0 | 
 | 
Базовая стоимость согласований заданий на разработку предпроектной и проектной документации приняты на основе данных, представленных во «Временном сборнике цен на предпроектные работы и услуги по всем видам строительства в Москве и ЛПЗП», утвержденным Председателем исполкома Моссовета Лужковым Ю.М. 09.09.90 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Блок-схема
интегральной системы предпроектной и проектной подготовки инвестиционного процесса
строительства в увязке с системой согласования

Условные обозначения:
МКА - Москомархитектура
АПУ АО - Архитектурно-планировочное управление административного округа
ЧС - чрезвычайные ситуации
ПФ - префектура
МКП - Москомприрода
МГЦСЭН - Московский государственный центр Санэпидемнадзора
ЗП - землепользователи
ЭСИК - эксплуатационные службы инженерных коммуникаций
ДС - Департамент строительства
ДЭПиР - Департамент экономической политики и развития Москвы
ДФ - Департамент финансов
АО МКС - АО «Москапстрой»
ИНВ - инвестор
МГЭ - Мосгосэкспертиза
УГК и ОП - Управление государственного контроля и охраны памятников
НИиПИ Генплана - Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы
ОПС - отдел подземных сооружений
УПО - управление пожарной охраны
МГЛП - Мосгослесопарк
ЗО - заинтересованные организации
ЭО - эксплуатирующие организации
ГСО - генподрядная строительная организация
ЗИ - заводы-изготовители
МКИ - Москомимущество
Порядок проведения работ и услуг по согласованию
Согласования предпроектных и проектных документов в зависимости от назначения могут носить:
- общий характер;
- корректирующий характер;
- целевой характер.
К согласованиям общего характера относятся работы и услуги по оформлению документов по отводу земельных участков; принципиальных проектных решений (соответствие их нормам, правилам, инструкциям), исходных данных, технических условий на присоединение инженерных сетей, согласование с пользователями земельных участков и т.д. Согласование общего характера производятся только один раз при разработке ПДП, ЭП, ТЭО, градостроительного задания и задания на проектирование.
Согласования корректирующего характера производятся на любой стадии проектирования в тех случаях, если допущено отступление от условий представления земельного участка, ранее согласованных принципиальных решений, изменения технических условий и т.д.
Необходимость проведения целевых согласований возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам допущено отступление от нормативных документов, утвержденных проектных решений и т.д.
Процедура работ и услуг по согласованию не зависит от принадлежности строительства по формам собственности (муниципальное, министерств и ведомств, коммерческое).
Исчерпывающая информация о порядке работ и услуг по согласованию, экспертизы и утверждения проектной и предпроектной документации изложена в разделе 5 «Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве».
Организации, осуществляющие работы и услуги по согласованию подразделяются на 4 группы:
- экспертирующие организации;
- органы государственного надзора;
- эксплуатирующие организации;
- заинтересованные организации.
К экспертирующим организациям относятся: Мосгосэкспертиза, Москомприрода, Управление градостроительного совета и согласования проектов Москомархитектуры, а также ведомственная экспертиза. Экспертирующие организации рассматривают предпроектную и проектную документацию. Заключения экспертирующих организаций являются окончательными.
Органы государственного надзора рассматривают только проектную документацию с позиций соответствия действующим нормам и правилам.
Эксплуатирующие организации согласовывают проектную документацию в целях достижения соответствия принятых решений выданных ими техническим условиям на инженерное обеспечение, технологии производства и т.п.
Заинтересованные организации - это организации, интересы которых в той или иной степени затрагиваются в процессе строительства и последующей эксплуатации объекта. В первую очередь это муниципальные организации и пользователи территорий (арендаторы и т.д.). Перечень заинтересованных организаций определяется конкретными условиями.
Перечень организаций, принимающих участие в работах (услугах) по согласованию проектной (предпроектной) документации до предоставления ее на рассмотрение в Мосгосэкспертизу, представлен в приложении 7 «Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки для строительства в Москве».
Система выбора метода определения стоимости работ и услуг по согласованию
| № п/п | Организация | Решение о предоставлении земельных участков | Решение о разрешении проектирования и строительства | Градостроительное заключение | Градостроительное задание | Задание на проектирование | Утверждение проектной документации | Рабочая документация | Примечание | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 
| 1. | Москомархитектура | ТЗ | ТЗ | 
 | НР | НР | НР | 
 | 
 | 
| 2. | Москомзем | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 3. | Мосгосэкспертиза | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | НР | НР | 
 | 
 | 
| 4. | Москомимущество | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 5. | Москомприрода | ТЗ | ТЗ | НР | НР | 
 | НР | 
 | 
 | 
| 6. | АО «Москапстрой» | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | НР | 
 | 
 | Выполнение функций заказчика | 
| 7. | НииПИ Генплана | ТЗ | ТЗ | НР | НР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 8. | Мосгоссанэпиднадзор | ТЗ | ТЗ | НР | НР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 9. | Департамент внешних связей | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 10 | Департамент строительства | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 11 | Департамент экономической политики и развития города Москвы | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 12 | Комиссия правительства Москвы по земельным отношениям и градостроительству | ТЗ | ТЗ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 13 | ОПС | 
 | 
 | НР | НР | 
 | НР | 
 | 
 | 
| 14 | УГКиОП | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | НР | 
 | При проектировании в охранной зоне | 
| 15 | Префектура АО | 
 | 
 | ТЗ | ТЗ | НР | НР | 
 | 
 | 
| 16 | АПУ АО | 
 | 
 | НР | НР | 
 | НР | 
 | 
 | 
| 17 | Мослесопарк | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | 
 | НР | 
 | 
| 18 | МОБУ | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 19 | Штаб ГО | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | НР | 
 | По объектам, где есть сооружения ГО | 
| 20 | Метрополитен | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | В охранной зоне действующих линий метрополитена | 
| 21 | Метрогипротранс | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | В охранной зоне проектируемых и строящихся линий метрополитена | 
| 22 | Управление железной дороги | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | В полосе отвода ж/д | 
| 23 | Управление канала им. Москвы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | В охранной зоне канала | 
| 24 | Управление гражданской авиации | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | Для объектов высотой более 50 м по трассе авиалиний | 
| 25 | Управление магистральных газопроводов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | В охранной зоне газопровода | 
| 26 | Теплосеть | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Теплосеть | 
| 27 | Мосгортепло | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Теплосеть | 
| 28 | Мосводопровод | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Водоснабжение | 
| 29 | Мосочиствод | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Канализации | 
| 30 | Кабельная сеть (МКС) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Все сети | 
| 31 | Мосгорсвет | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Кабели | 
| 32 | Мосгаз | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Все сети на участках действующих газовых сетей | 
| 33 | Мосводосток | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Дождевая канализация | 
| 34 | Телефонная сеть (МГТС) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Телефонная канализация | 
| 35 | Радиосеть (МГРТС) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | При кабельных прокладках радиосетей | 
| 36 | ОДС Мослифт | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | Сети ОДС | 
| 37 | ТЦУМС-22 (междугородные телефонные линии) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | 
 | 
| 38 | ГАИ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | В случае разрытия или уменьшения проезжей части | 
| 39 | Департамент автомобильного транспорта | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | 
 | 
| 40 | Пожарная охрана | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | 
| 41 | Вневедомственная охрана | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | 
| 42 | Генподрядчик | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | ТЗ | 
 | 
| 43 | Заводы-изготовители | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | 
 | 
| 44 | Торгтехника | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | 
 | 
| 45 | Медтехника | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ТЗ | 
 | 
| 46 | Комбинат холодильного оборудования | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | 
| 47 | Росбытмонтажналадка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | НР | 
 | 
Условные обозначения: НР - норматив от стоимости проектных и предпроектных работ (общая стоимость - стадия, раздел);
ТЗ - норматив по трудозатратам
Таблица 1
Значения коэффициентов распределения относительной стоимости по разделам, Крi(к), для стадии «Концепция»
| № п/п | Наименование раздела | Крi | Примечания | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 1. | Основные положения | 0 | 
 | 
| 2. | Проектная документация: | 
 | 
 | 
| 
 | А. Современное состояние и предпосылки развития | 0,12 | 
 | 
| 
 | Б. Варианты перспективного развития | 0,1 | 
 | 
| 
 | В. Основные направления социально-экономического развития | 0,09 | 
 | 
| 
 | Г. Градостроительная организация территории и застройки | 0,13 | 
 | 
| 
 | Д. Жилая застройка и жилищное строительство | 0,1 | 
 | 
| 
 | Е. Размещение мест приложения труда | 0,04 | 
 | 
| 
 | Ж. Культурно-бытовое и коммунальное обслуживание | 0,04 | 
 | 
| 
 | З. Транспорт и пешеходное движение | 0,05 | 
 | 
| 
 | И. Инженерное обеспечение, использование подземного пространства | 0,1 | 
 | 
| 
 | К. Охрана окружающей среды | 0,06 | 
 | 
| 
 | Л. Сохранение памятников истории, культуры, архитектуры | 0,04 | 
 | 
| 
 | М. Первоочередные градостроительные и организационно-экономические мероприятия | 0,12 | 
 | 
| 
 | ИТОГО: | 1,0 | 
 | 
Примечание: Разбивка относительной стоимости по разделам стадии «Генплан территории административного образования» осуществляется по принятой в проектной организации схеме.
Таблица 2
Значения коэффициентов распределения относительной стоимости по разделам, Крi(к), для стадии «ПДП»
| № п/п | Наименование раздела | Крi | Примечания | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 1. | Пояснительная записка | 0,08 | 
 | 
| 2. | Схема размещения проектируемого района (микрорайона) на территории административного округа (опорный план) | 0,1 | 
 | 
| 3. | Эскиз застройки с планом красных линий и выделением очередности строительства, М 1:2000 | 0,25 | 
 | 
| 4. | Разбивочный чертеж-акт красных линий, М 1:2000 | 0,03 | 
 | 
| 5. | Схема организации движения транспорта и пешеходов, М 1:2000 | 0,06 | 
 | 
| 6. | Схема размещения улично-дорожной сети с выделением очередности строительства, М 1:2000 | 0,03 | 
 | 
| 7. | Схема дорожно-мостового строительства, М 1:2000 | 0,04 | 
 | 
| 8. | Схема размещения объектов социального обслуживания, М 1:2000 | 0,06 | 
 | 
| 9. | Сводный план инженерных сетей и сооружений т использования подземного пространства, М 1:2000 | 0,18 | 
 | 
| 10. | Схема вертикальной планировки, М 1:2000 | 0,02 | 
 | 
| 11. | Мероприятия по охране окружающей среды | 0,15 | 
 | 
| 
 | ИТОГО: | 1,0 | 
 | 
Таблица 3
Значения коэффициентов распределения относительной стоимости по разделам, Крi(к), для стадии «ЭПП»
| № п/п | Наименование раздела | Крi | Примечания | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 1. | Общая пояснительная записка | 0,15 | 
 | 
| 2. | Основные чертежи: | 
 | 
 | 
| 
 | Опорный план, М 1:2000 | 0,1 | 
 | 
| 
 | Ситуационный план, М 1:2000 | 0,15 | 
 | 
| 
 | Схема генерального плана, М 1:500, М 1:1000 | 0,20 | 
 | 
| 
 | Схема организации движения транспорта и пешеходов, М 1:500, 1:1000 | 0,15 | 
 | 
| 
 | Схема благоустройства и озеленения, М 1:500, М 1:1000 | 0,1 | 
 | 
| 
 | Схема организации рельефа, М 1:2000 | 0,05 | 
 | 
| 
 | Развертка фасадов застройки, М 1:5000 | 0,1 | 
 | 
| 
 | ИТОГО: | 1,0 | 
 | 
Таблица 4
Перечень разделов ПСД и рекомендуемое распределение стоимости проектирования по разделам
| № п/п | Наименование работ | Доля в общей стоимости работ по стадиям проектирования, % к итогу | |||
| эскизный проект ЭП | проект П | рабочий проект РП | Рабочая документация | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 
 | Всего стоимость, работ, в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 1. | Архитектурно-строительный раздел, | 50 | 40 | 45 | 50 | 
| 
 | в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | архитектурная часть | (30) | (20) | (23) | (23) | 
| 
 | генплан, вертикальная планировка, благоустройство | (5) | (5) | (3) | (2) | 
| 
 | конструкторская часть | (15) | (15) | (19) | (25) | 
| 2. | 2. Технологический раздел, механизация | 25 | 17 | 9 | 10 | 
| 3. | Сантехнический раздел, | 10 | 15 | 17 | 18 | 
| 
 | в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | отопление, вентиляция, кондиционирование, теплоснабжение | (6) | (9) | (10) | (10,5) | 
| 
 | водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение, водостоки | (4) | (6) | (7) | (7,5) | 
| 4. | Электротехнический раздел, | 7 | 10 | 11 | 12 | 
| 
 | в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | электроснабжение | (3) | (4) | (5) | (5) | 
| 
 | связь и сигнализация | (2) | (3) | (3) | (3,5) | 
| 
 | автоматика | (2) | (3) | (3) | (3,5) | 
| 5. | Проект организации строительства, ведомость потребности в материалах | - | 5 | 4 | - | 
| 6. | Мероприятия по улучшению и охране окружающей среды | 3 | 4 | 4 | - | 
| 7. | Сметная документация в системе технико-экономических показателей | 5 | 9 | 10 | 10 | 
Расчет значений коэффициента сложности раздела (Ксрi) предпроектной и проектной документация
Коэффициент сложности содержания раздела Ксрi учитывает возможные отклонения от нормативных объемов работ по тому или иному разделу, связанные с уникальностью, особой градостроительной значимостью застройки, сложными конструкциями, инженерными решениями, природно-геологическими, экологическими условиями и пр.
Увеличение объема работ по разделу влечет изменение удельного веса по смежным разделам. Доля увеличения объема работ по разделу и влияние на смежные разделы определяется экспертным путем по согласованию с заказчиком.
Алгоритм расчета Ксрi может быть представлен следующим образом:



¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼
| 
 | 
где:  ¼ - объем работ по разделам;
¼ - объем работ по разделам;
К1; К2, К3,¼ - коэффициенты, учитывающие изменения объема работ раздела;
Ксрi - средневзвешенный коэффициент;
| 
 | 
 ¼
- доля изменения объема работ по разделу;
¼
- доля изменения объема работ по разделу;
Расчет Ксрi осуществляется в табличной форме.
| № п/п | Наименование раздела | Крi | Ккi | Крi´Ккi | Примечание | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1. | Основные положения | 0,01 | 1,2 | 0,012 | 
 | 
| 2. | Современное развитие территории | 0,13 | 1,2 | 0,156 | 
 | 
| 3. | Основные направления социального развития | 0,1 | 1,0 | 0,1 | 
 | 
| 4. | Варианты перспективного развития | 0,1 | 1,0 | 0,1 | 
 | 
| 5. | Градостроительная организация | 0,13 | 1,0 | 0,13 | 
 | 
| 6. | Жилая застройка | 0,1 | 1,0 | 0,1 | 
 | 
| 7. | Размещение мест приложения труда | 0,04 | 1,0 | 0,04 | 
 | 
| 8. | Культурно-бытовое и коммунальное обслуживание | 0,05 | 1,0 | 0,05 | 
 | 
| 9. | Транспорт и пешеходное движение | 0,05 | 1,0 | 0,05 | 
 | 
| 10. | Инженерное обеспечение | 0,105 | 1,3 | 0,137 | 
 | 
| 11. | Охрана окружающей среды | 0,06 | 1,5 | 0,09 | 
 | 
| 12. | Сохранение памятников | 0,04 | 1,0 | 0,04 | 
 | 
| 13. | Первоочередные градостроительные и организационно-экономические мероприятия | 0,13 | 1,2 | 0,156 | 
 | 
| 
 | Итого: | Кср = 1,161 | |||
Технологическая карта
Оформление и выпуск градостроительного задания (ГЗ) (пример)
| № п/п | Наименование технологических операций | Трудоемкость операций в чел./днях | Примечание | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| 1. | Машинописные работы | 0,6 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2. | Сверка машинописного текста | 0,4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 3. | Согласование и подписание документов | 
 | 1,0 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 4. | Размножение материалов документов | 
 | 
 | 0,3 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 5. | Переплет материалов ГЗ | 
 | 
 | 0,7 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 6. | Регистрация ГЗ | 
 | 
 | 
 | 0,1 | 
 | 
 | 
 | 
| 7. | Отправка ГЗ заказчику | 
 | 
 | 
 | 0,3 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | Итого | 3,4 чел./дн. | ||||||
Примеры расчета стоимости работ (услуг), связанных с согласованием предпроектной и проектной документации
1. Стоимость разработки ПСД на стадии «Проект» (Спрi) в ценах 1991 года - 50 тыс. руб.
В выполнении процедур по приемке, оформлению и отправке заключений по результатам рассмотрения документации принимают участие:
1 человек - 1 день
2 человека - 3 дня
Продолжительность выполнения процедур 3 дня.
Требуется - определить общую стоимость работ (услуг) по согласованию в текущих ценах с дополнительным рассмотрением варианта объемно-планировочных решений.
2. Расчет стоимости работ (услуг) по согласованию осуществляем по формуле 4.1.
Ссс(об) = (Ссн + Ссб)´Кип
а) Ссн = Спрi´ai´ПКi или Ссн = Сб(н)´ПКi
в соответствии с данными таблицы 1,
Сб(н) = 3,75 тыс. руб.
С учетом рассмотрения варианта объемно-планировочных решений (Кi = 1,2, по таблице 2)
Сб(н) = 3,75´1,2=4,5 тыс. руб.
б) 
Чр = Чп´Куч
Ккуч = Тп´Чi/Тип/Чп = 0,55
Чр=3´0,55=1,65 чел.
Сст= ´1,65´3/22=1575
руб.
´1,65´3/22=1575
руб.
в) Ссс(об) = (4,5 + 1,575)´200=1215 тыс. руб. = 1,215 млн. руб.
Пример № 2
1. Стоимость разработки ПСД на стадии «Проект» (Спрi) в ценах 1991 года - 250,0 тыс. руб.
Затраты на выполнение процедур по приемке, оформлению и отправке заключений соответствуют величине, принятой в примере № 1.
Требуется - определить стоимость согласований архитектурно-строительного раздела.
2. Расчет стоимости работ (услуг) по согласованию:
а) в соответствии с данными по распределению стоимости проектирования по разделам, приведенным в таблице 4 приложения 4, доля архитектурно-строительного раздела составляет 40 %.
Таким образом, Ссн = 7,5´0,4´1,2 = 3,6 тыс. руб.
б) Ссс(об) = (3,6+1,575´200 = 1035 тыс. руб. = 1,035 млн. руб.
Пример № 3
1. Исходные данные приняты из примера № 1.
2. Требуется - определить общую стоимость согласований в текущих ценах с оказанием дополнительных услуг по консультативной помощи с выездом на место намечаемого строительства.
3. Расчет стоимости согласований осуществляем по формуле 4.4
Ссс(об) = (Ссн+Сст+Ссу)´Кип
Ссн = 3,75´1 = 3,75 тыс. руб.
Сст = 1,575 тыс. руб.
Ссу = 3,75´0,2 = 0,75 тыс. руб.
Коэффициент 0,2 принят по данным таблицы № 7.
Ссс(об) = (3,75 + 1,575 + 0,75)´200 = 1215 тыс. руб.
Порядок определения стоимости инжиниринговых услуг по согласованию ПСД
1. Оплате инжиниринговых услуг по согласованию ПСД подлежат все необходимые согласования, за исключением обязательных согласований, защиты проекта в экспертирующих организациях и утверждающих инстанциях, оплата которых входит в стоимость проектных работ (см. п. 1.5 «Порядка определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП»).
2. К обязательным согласованиям проектных материалов относятся:
- согласование градостроительных решений с органами Москомархитектуры;
- согласование проекта организации строительства (ПОС);
- согласование индивидуальных и индустриальных изделий;
- согласование подземных коммуникаций с ОПС;
- отступление от требований нормативных документов и технических условий на инженерное обеспечение, а также отступление от ранее согласованных решений, в т.ч. требований Градостроительного задания и задания на проектирование.
3. Стоимость инжиниринговых услуг по согласованию ПСД рассчитывается по трудозатратам, в соответствии с методикой, изложенной в п. 4.3 настоящего «Порядка».
4. При определении трудозатрат учитывается время, необходимое для:
- рассмотрения и подборки проектных материалов;
- доставку проектных материалов в согласовывающие, экспертирующие и утверждающие организации;
- оплаты счетов за услуги согласовывающих организаций;
- получения заключений согласовывающих экспертирующих и утверждающих организаций;
- изучения полученных заключений;
- рассмотрения заключений, полученных от согласовывающих организаций с авторским коллективом разработчиков ПСД;
- подготовки ответов на замечания согласовывающих организаций;
- подготовки и заключения договоров на дополнительные проектные и исследовательские работы по требованию экспертирующих инстанций;
- подборки, систематизации и передачи заказчику согласованной и утвержденной ПСД.
Состав инжиниринговых услуг определяется заданием на проведение работ по согласованиям.
5. В стоимость инжиниринговых услуг не входят затраты согласовывающих организаций и оплачиваются дополнительно по предъявлению счетов.