МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
УТВЕРЖДЕНО
Начальником Главного управления
вневедомственной охраны
МВД России С. Ф. Радивилом
16 декабря 1997 г.
ПОРЯДОК ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ,
ПРИНИМАЕМЫХ ПОД ОХРАНУ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
РМ 78.36.002-99
МОСКВА 1998
Методическое пособие разработано сотрудниками НИЦ «Охрана» ВНИИПО МВД России Арлащенковым Ю.П. и Синиловым В.Г.
Порядок обследования объектов, принимаемых под охрану: Методическое пособие. - М.: НИЦ «Охрана», 1998.
Рассмотрены вопросы организации обследования объектов, принимаемых под охрану.
Определен порядок проведения обследования и требования к рабочей документации. Даны предложения по усилению охраны объектов с учетом сформированных типовых решений.
Предназначены для инженерно-технических работников вневедомственной охраны, занимающихся вопросами обследования объектов.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.1 Настоящее пособие устанавливает порядок обследования объектов, принимаемых под охрану*. Предназначено для оказания методической помощи специалистам вневедомственной охраны, занимающимся вопросами организации охраны объектов различных форм собственности.
* - на охраняемых объектах могут проводиться профилактические и/или внеплановые обследования, сроки, объемы и условия проведения которых должны указываться в «Договоре»
1.1.2 Пособие должно использоваться совместно со стандартами, руководящими и нормативными документами, директивными материалами и рекомендациями, в которых отражены вопросы организации охраны и оборудования объектов техническими средствами охранной сигнализации, видеоконтроля и управления доступом (приложение А).
1.2.1 Обследованием называется изучение на месте характеристик объекта, определяющих его устойчивость на данный момент к преступным посягательствам.
1.2.2 Целью обследования является определение комплекса мероприятий и разработка технических предложений по организации охраны объекта с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность имущества «собственника» по доступной цене.
При необходимости по результатам обследования разрабатывается техническое задание на проектирование комплекса технических средств охраны, в который, кроме средств охранной сигнализации, могут входить системы видеоконтроля и/или управления доступом.
1.2.3 Учитывая тот факт, что право окончательного выбора варианта охраны объекта остается за «собственником», непринятие им некоторых предложений ОВО, в результате чего может увеличиться риск кражи имущества, (например отказ от многорубежной охраны, блокировки отдельных конструкций применения систем видеоконтроля или управления доступом и т. п.), должно компенсироваться уменьшением материальной ответственности подразделения и оговариваться в особых условиях договора об охране.
Поэтому основной задачей обследования является выработка общей точки зрения по вопросам охраны объекта между «собственником» и ОВО. При этом «собственнику» необходимо разъяснить, что предлагаемые и рекомендуемые мероприятия, в случае их реализации, гарантируют надежную охрану объекта, а также указать на возможные негативные последствия их невыполнения.
1.3.1 Основанием для проведения обследования объекта является письменное или устное обращение «собственника» в ОВО с просьбой о приеме объекта под охрану.
1.3.2 Перед проведением обследования «собственнику» должна предоставляться исчерпывающая информация о комплексе услуг, оказываемых подразделением, в который входят:
- организация централизованной, милицейской, сторожевой, военизированной охраны;
- усиление элементов технической укрепленности;
- проектирование, монтаж и техническое обслуживание средств и систем охранной сигнализации, видеоконтроля и управления доступом.
1.3.3 Обращение «собственника» в день его поступления должно быть зарегистрировано в канцелярии и рассмотрено начальником ОВО или лицом его замещающим.
1.3.4 При необходимости оборудования рассматриваемого объекта техническими средствами охраны руководитель технической службы ОВО организует подготовительную работу для обследования объекта в течение двух дней, в процессе которой он должен:
- разъяснить «собственнику» порядок обследования и оборудования объекта техническими средствами охраны;
- согласовать с «собственником» предварительную дату и время работы межведомственной комиссии (МВК) в составе представителей подразделения вневедомственной охраны, ГПС и заказчика. В необходимых случаях в работе комиссии могут участвовать представители других заинтересованных ведомств, органов местного самоуправления и вышестоящих аппаратов вневедомственной охраны;
- назначить исполнителей от ОВО для проведения обследования и подготовки рабочей документации.
1.3.5 После согласования с ОВО и ГПС «собственник» принимает окончательное решение о дате обследования объекта и телефонограммой извещает подразделение охраны о месте и времени сбора МВК.
1.3.6 Телефонограмма регистрируется в ОВО, а ее содержание доводится под роспись сотрудникам, назначенным для участия в работе комиссии.
- наименование, адрес;
- ведомственная принадлежность;
- производственное или другое назначение;
- оценка степени тяжести возможного ущерба (включая угрозу здоровью и жизни людей) от несанкционированного проникновения на объект и присвоение соответствующей категории (приложение Б);
- расположение на местности;
- занимаемая площадь;
- конфигурация периметра: общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);
- количество строений: административных зданий, отдельно стоящих складских помещений, вспомогательных и других строений и т. п., их этажность, наличие подвальных и чердачных помещений, размеры по периметру;
- режимы работы объекта, наличие ограничения доступа в отдельные здания или помещения.
- вид и состояние внешнего ограждения;
- выявление уязвимых мест;
- наличие и состояние полосы отчуждения;
- работоспособность технических средств, установленных по периметру;
- наличие защитных металлических сеток на светильниках охранного освещения.
- количество, размеры, состояние и расположение открытых площадок для хранения ценностей: автостоянок, мест складирования товаров (в том числе - под навесами) и т. п.;
- укомплектованность штата охраны;
- соответствие дислокации постов местам хранения ценностей;
- состояние и количество контрольно-проходных и контрольно-проездных пунктов (КПП);
- техническая оснащенность КПП: наличие автоматизированных устройств контроля прохода, систем и средств управления доступом, средств связи и т. п.;
- количество и состояние запасных автотранспортных и железнодорожных ворот;
- наличие служебных собак.
- техническое состояние крыш, и техническая укрепленность всех коммуникаций, выходящих на крыши;
- деление помещений на группы в соответствии с их назначением, стоимостью и количеством предметов преступных посягательств (денежных средств и ценностей, оружия и боеприпасов, ядовитых, наркотических и радиоактивных веществ и т. п.);
- количество отапливаемых и неотапливаемых помещений, их геометрические размеры (длина и ширина, высота потолка);
- количество и характеристики (размеры, материал и т. п.) элементов строительных конструкций (окон, дверей, люков, некапитальных стен, перекрытий и т. п.), их техническая укрепленность (наличие металлических решеток, запорных и замковых устройств и т. п.);
- характеристики размещения предметов преступных посягательств;
- количество уязвимых мест и вероятные способы проникновения через них (открывание, взлом или пролом, другие способы);
- количество телефонных линий, категория энергоснабжения.
По результатам работы МВК составляется рабочая документация в составе:
- акт МВК по обследованию объекта (или акт технического состояния объекта);
- техническое задание на проектирование средств сигнализации, видеоконтроля и управления доступом (или акт обследования на монтаж средств сигнализации, видеоконтроля и управления доступом).
Рабочая документация составляется в 4-х экземплярах:
- два экземпляра передаются заказчику для выполнения предложений по результатам обследования;
- один экземпляр остается в ОВО;
- один экземпляр передается в ГПС.
- время и место составления рабочей документации;
- состав МВК, проводившей обследование.
- адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта;
- производственное или другое назначение объекта;
- местоположение объекта и оценка местности, непосредственно прилегающей к нему;
- наиболее вероятные пути проникновения на объект;
- имеющиеся технические и защитные средства: средства сигнализации и связи, освещение, ограждения и т. п.;
- наличие в черте режимной зоны объекта жилых домов, предприятий, учреждений, организаций, строений, не принадлежащих «собственнику»;
- структура имеющейся на объекте охраны: милицейская, военизированная, сторожевая и т.п.;
- оценка степени тяжести возможного ущерба (включая угрозу здоровью и жизни людей) от несанкционированного проникновения на объект;
- присвоенная объекту категория, включая категории, присвоенные отдельным его зонам;
- характеристика пропускного режима и работы бюро пропусков.
- объем и характер режимных мероприятий: порядок вывоза и выноса имущества, ограничения в передвижении по охраняемой территории, установление запретных зон на подступах к охраняемому объекту;
- рекомендуемые виды охраны: централизованная, милицейская, военизированная, сторожевая, с использованием служебных собак и ее структура: по периметру, по отдельным частям объекта, смешанная;
- состав служебной документации, которая должна находиться в караульном помещении, комнате милиции или на посту охраны объекта;
- необходимое количество постов и маршрутов, их дислокация, требуемое количество личного состава вневедомственной охраны по должностям;
- рекомендации по оборудованию объекта вспомогательными техническими средствами: устройству заграждений и наружного освещения объекта и подступов к нему, организации телефонной и иной связи;
- план обороны и защиты особо важного объекта от преступных посягательств с указанием порядка взаимодействия подразделений вневедомственной охраны, территориальных органов внутренних дел и работников охраняемого объекта в особых условиях.
Предложения должны разрабатываться на основе сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность имущества по доступной цене. При этом отражаются следующие вопросы:
- необходимость проведения монтажных работ на объекте;
- предлагаемый комиссией принцип организации охраны объекта: по периметру, по отдельным частям объекта, с применением средств видеоконтроля и управления доступом;
- порядок защиты окон, дверей, люков, воздуховодов техническими средствами;
- блокировка строительных конструкций: наименование материалов, из которых они изготовлены, размеры, количество;
- структура комплекса охранной сигнализации: количество рубежей защиты, автономная или централизованная, резервирование электропитания;
- необходимость применения средств усиления охраны: систем видеоконтроля и управления доступом;
- состав, количество и размещение оборудования;
- протяженность, тип прокладки проводов и кабелей, их защита;
- ориентировочная стоимость оборудования объекта;
- надежность охраны;
- дополнительные требования - перечислить.
- окончательное решение по выбору рекомендуемых мероприятий принадлежит «собственнику»;
по достижении общего мнения рабочая документация подписывается всеми членами межведомственной комиссии и скрепляется печатями соответствующих организаций.
(обязательное)
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»
2 Приказ МВД России от 5 августа 1993 г. № 371 «Об утверждении Инструкции о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел»
3 Приказ МВД России от 15 июня 1994 г. № 201 «Об утверждении Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел»
4 Приказ МВД России от 31 января 1994 года № 35 «Об утверждении нормативных актов по технической эксплуатации средств охранно-пожарной сигнализации подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»
5 ГОСТ Р 50776-95 Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию
6 РД 78.143-92 МВД России Руководящий нормативный документ. Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования
7 РД 78.145-93 МВД России Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, правила производства и приемки работ
8 РД 78.145-93 МВД России Пособие к руководящему документу. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, правила производства и приемки работ
9 РД 78.146-93 МВД России Инструкция. О техническом надзоре за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации
10 РД 78.147-93 МВД России Руководящий документ. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов
11 РД 78.148-94 МВД России Руководящий документ. Защитное остекление. Классификация, методы испытаний, применение
12 СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений
13 Типовые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией предприятий торговли
14 Типовые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией учреждений культуры, расположенных в зданиях, не являющихся историческими и архитектурными памятниками
15 Рекомендации по комплексному оборудованию банков, пунктов обмена валюты, оружейных и ювелирных магазинов, коммерческих и других фирм и организаций техническими средствами охраны, видеоконтроля и инженерной защиты. Типовые варианты
16 Рекомендации по выбору и применению телевизионных систем видеоконтроля
17 Рекомендации по оборудованию церквей современными техническими средствами охранной сигнализации
18 Рекомендации по проверке обеспечения надежности охраны объектов при сдаче в эксплуатацию установок охранной сигнализации
19 Рекомендации по выбору и применению современных технических средств охранно-пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства
20 Справочник инженерно-технических работников и электромонтеров технических средств охранно-пожарной сигнализации
21 РД 25.952-80 Минприбора СССР Системы автоматического пожаротушения, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование
22 РД 25.953-80 Минприбора СССР Системы автоматического пожаротушения, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Обозначения условные графические элементов системы
23 РД 25.985-80 Минприбора СССР Комплексы, системы пожаротушения, технические средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Термины и определения
24 ВНТП 116-80 Минсвязи СССР Ведомственные нормы технологического проектирования. Проводные средства связи. Линейно-кабельные сооружения
25 Временное положение о приемке законченных строительных объектов на территории Российской Федерации (взамен СНиП 3.01.04-87), одобренное коллегией Минстроя России (Протокол от 10.06.92 № 10)
(рекомендуемое)
Категорией охраняемого объекта называется комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную (например, культурную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны (ГОСТ Р 50776-95).
По результатам обследования объекту в целом и каждой отдельной зоне объекта, подлежащей охране, присваивается категория в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Характеристики объектов по категориям
Назначение и характеристика значимости объекта, зоны объекта |
|
А |
Хранилища, депозитарии и кассовые залы банков, подъезды инкассаторских машин, места хранения ядовитых, наркотических и радиоактивных веществ и отходов, оружия и боеприпасов и т. п. объекты или зоны объектов (здания, помещения, территории), несанкционированное проникновение на которые может нанести особо крупный или невосполнимый ущерб, создать угрозу здоровью и жизни людей, привести к другим тяжелым последствиям |
Б |
Прочие объекты (квартиры, офисы, коттеджи, торговые залы магазинов, служебные помещения учреждений и т. п.) |