ГОСТ 24.702-85
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЕДИНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
|
Москва |
РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.В. Букановский, канд. эконом. наук (руководитель темы); А.И. Богатырев; В.В. Басманов, канд. техн. наук; И.П. Вахлаков; М.Ю. Горнштейн, канд. эконом. наук; Т.В. Долгова, канд. эконом. наук; Л.А. Зиновьева; В.Г. Жиганов; Л.А. Ивановский, канд. техн. наук; В.Г. Киевский, д-р эконом. наук; В.Ю. Королев; И.А. Кручинин, д-р эконом. наук; А.Г. Кузьминок, канд. эконом. наук; В.Г. Лисицин, канд. техн. наук; Т.Ф. Лытня; Ю.Е. Пирогов; В.М. Проняхин; В.И. Романова; В.В. Соломатин, д-р эконом. наук; Г.А. Старченко; Г.Н. Токмакова; М.Б. Утевский, канд. эконом. наук; В.А. Халдин
ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления
Член коллегии Н.И. Гореликов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 декабря 1985 г. № 4686
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Единая система стандартов автоматизированных систем управления ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ Основные положения Unified system of standards of computer
control systems. |
ГОСТ |
Переиздание. Июль 2009 г.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.12.85 г. № 4686 срок введения установлен
01.01.87
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы управления (далее - АСУ) всех видов и назначений и их части, вводимые в эксплуатацию для всех уровней управления, кроме общегосударственного, и устанавливает основные положения по определению эффективности АСУ и принципы оценки экономической эффективности АСУ.
1.1. Для каждой конкретной АСУ цель ее создания состоит в обеспечении наиболее полного использования потенциальных возможностей объекта управления для решения поставленных перед ним задач.
1.2. Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития.
Критерий эффективности АСУ определяют на множестве (системе) показателей, каждый из которых описывает одну из сторон рассматриваемой системы. В зависимости от используемого математического аппарата критерий может быть выражен в виде целевой функции или порядковой меры, устанавливающей упорядоченную последовательность сочетаний показателей.
1.3. При определении результатов от функционирования АСУ задают универсальную систему обобщенных показателей, таких, как оперативность (своевременность), устойчивость, качество управления и др. Используемые показатели должны быть развернуты применительно к характеристикам конкретной АСУ (например: оперативность - вероятностно-временные характеристики элементов процесса управления; устойчивость - показатели надежности, помехозащищенности и т.п.).
1.4. К показателям затрат ресурсов относят материальные, людские, финансовые, временные и др. затраты.
1.5. Оценку эффективности АСУ проводят при:
- формировании требований, предъявляемых к АСУ;
- анализе создаваемых и функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;
- выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития АСУ;
- синтезе (формировании) наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность - затраты».
1.6. Целесообразные варианты построения АСУ выбирают путем балансирования показателей приращения эффективности Э, получаемой за счет создания или совершенствования АСУ, и затрат Q.
Математически эту задачу формируют в виде:
max Э при Q = const
или в виде обратной задачи:
min Q при Э = const.
В тех случаях, когда приращение эффекта представлено в денежном выражении, определяют экономическую эффективность АСУ.
2.1. Оценку (определение) экономической эффективности АСУ проводят для:
- анализа и обоснования целесообразности создания функционирования и развития АСУ;
- установления основных направлений применения АСУ;
- выбора наиболее экономически эффективного варианта разработки и внедрения АСУ;
- отражения показателей экономической эффективности АСУ в нормах, нормативах и планах предприятий, объединений, министерств;
- формирования соответствующих показателей государственной статистической отчетности;
- определения размеров отчислений в фонды экономического стимулирования за создание АСУ.
2.2. Выбор наиболее экономически эффективного варианта создания АСУ проводят по максимуму народнохозяйственного экономического эффекта, представляющего собой разность между результатами деятельности и затратами за установленный для данного мероприятия расчетный период, с учетом народнохозяйственных экономических нормативов и других (социальных, экологических и пр.) установленных ограничений. В качестве начала расчетного периода, в пределах которого учитывают затраты, принимают год начала разработки АСУ. Конец расчетного периода определяют в соответствии со сроком морального старения технических средств и проектных решений АСУ.
2.2.1. Интегральные народнохозяйственные затраты З на объекте создания АСУ определяют по формуле
где Тt - длительность расчетного периода;
Иt - текущие издержки (себестоимость), включая затраты на эксплуатацию АСУ в году t;
Кt - все виды единовременных затрат на создание АСУ в году t;
Лt - остаточная стоимость выбывающих в год t основных фондов (при невозможности их использования - их ликвидационная стоимость);
at - коэффициент, используемый для приведения разновременных результатов и затрат к базисному году.
2.2.2. Народнохозяйственный экономический эффект Э при тождественности конечных результатов по сравниваемым вариантам определяют по формуле
Э = З1 - З2,
где З1, З2 - общие интегральные народнохозяйственные затраты в производстве и потреблении по базовому и новому вариантам на весь объем производимой продукции (работы) соответственно.
2.2.3. При нетождественности сравниваемых вариантов по результатам, которые могут быть приведены к стоимостной форме, изменение этих результатов должно быть дополнительно учтено в расчетах народнохозяйственного экономического эффекта в виде дополнительных экономических результатов.
2.3. За базу сравнения при определении экономической эффективности АСУ принимают:
- при расчете народнохозяйственного экономического эффекта на этапе выбора наилучшего варианта - технико-экономические показатели наиболее прогрессивных способов производства продукции (работ) в действующем производстве или по имеющимся проектам (в том числе с использованием зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или произведена в СССР на основе лицензий или патентов);
- при расчете показателей годовой экономической эффективности - технико-экономические показатели заменяемых способов производства продукции (работ). При этом за базовый вариант принимают:
плановые показатели производственно-хозяйственной деятельности объекта внедрения (без учета результатов функционирования АСУ) на год, следующий за годом ввода АСУ в промышленную эксплуатацию, если внедрение происходит на действующем объекте. В случае отсутствия названных плановых данных, принимаемых в качестве базового варианта, показатели последнего года перед внедрением АСУ приводят на год расчета с учетом их изменения за счет текущего совершенствования деятельности объекта применения в условиях отсутствия АСУ;
проектные технико-экономические показатели, если АСУ создают на строящемся объекте, в проекте которого не было предусмотрено ее применение;
фактические показатели объекта-аналога с лучшими показателями хозяйственной деятельности и наименьшей величиной потерь и упущений, если мероприятия по внедрению АСУ разрабатывают для проектируемого объекта.
Если заменяемый вариант исчерпал свои ресурсные возможности по совершенствованию объекта управления, то за базовый вариант принимают технико-экономические показатели других (помимо АСУ) технологически равноценных направлений достижения цели.
2.4. Обязательным условием определения экономической эффективности АСУ является следующая сопоставимость всех показателей:
- во времени;
- по ценам и тарифным ставкам заработной платы;
- по элементам затрат;
- по объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции или услуг;
- по сокращению ручного труда за счет автоматизации;
- по методам исчисления стоимостных показателей.
Оптовые цены, тарифы и ставки заработной платы определяют на основе действующих на момент расчета.
2.5. Источниками экономической эффективности являются сокращение потерь и реализация резервов улучшения деятельности объекта в результате создания, функционирования и развития АСУ.
2.6. Под факторами экономической эффективности АСУ понимают средства реализации источников эффективности. К ним относят совершенствование перспективного, годового, текущего планирования и оперативного регулирования, совершенствование управления технологическими процессами, улучшение условий труда работников предприятия (организации) и др.
2.7. В целях планирования, учета, отчетности и материального стимулирования мероприятий по созданию АСУ используют показатели годовой экономической эффективности.
2.8. Расчеты экономической эффективности АСУ выполняют на стадиях, определенных соответствующими государственными стандартами, и утверждают на предприятии (в организации) заказчика АСУ.
3.1. При оценке экономической эффективности АСУ используют обобщающие и частные показатели.
3.1.1. Основные обобщающие показатели экономической эффективности АСУ следующие:
- годовой экономический эффект;
- расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ;
- срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ.
3.1.2. К основным частным показателям, характеризующим экономическую эффективность АСУ, относят:
- годовую экономию (годовой прирост прибыли);
- снижение издержек производственно-хозяйственной деятельности на объекте управления в результате разработки и внедрения АСУ;
- повышение производительности труда;
- экономию по видам ресурсов;
- высвобождение работающих;
- повышение качества выпускаемой продукции.
3.2. Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ, определяемый как разность между расчетной годовой экономией и расчетными приведенными затратами на разработку и внедрение АСУ, представляет собой расчетный годовой экономический эффект.
3.3. Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ, определяемый как разность между годовой экономией (годовым приростом прибыли) и приведенными единовременными затратами на разработку и внедрение АСУ, утвержденный в установленном порядке и зафиксированный в акте приемки в промышленную эксплуатацию, подтвержденный заказчиком (пользователем системы) на основе фактических данных опытной эксплуатации, представляет собой фактический годовой экономический эффект.
3.4. Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ представляет собой отношение расчетной годовой экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и внедрение АСУ.
3.5. Срок окупаемости представляет собой отношение капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ к годовой экономии (к годовому приросту прибыли).
3.6. Годовая экономия (годовой прирост прибыли) от разработки и внедрения АСУ включает в себя:
- годовой прирост прибыли, вызванный увеличением объема хозяйственной деятельности (производства, услуг или работ) при разработке и внедрении АСУ;
- годовой прирост прибыли за счет сокращения сроков строительства, а также ускорения освоения новой продукции (услуг) в результате разработки и внедрения АСУ;
- экономию, текущих затрат на производство продукции, услуг или работ в условиях функционирования АСУ;
- экономию прочих затрат, не входящих в себестоимость производства или работ, обеспечиваемую функционированием АСУ как непосредственно на объекте внедрения, так и в сопряженных сферах и отраслях.
3.7. Единовременные затраты на разработку и внедрение АСУ включают в себя:
- затраты на разработку АСУ (предпроизводственные затраты);
- капитальные затраты на приобретение (изготовление), транспортирование, монтаж и наладку вычислительной техники, периферийных устройств, средств связи, программных средств, вспомогательного оборудования, оргтехники, производственно-хозяйственного инвентаря;
- затраты на строительство (реконструкцию) зданий, сооружений, необходимых для функционирования АСУ;
- изменение оборотных средств в связи с разработкой и внедрением АСУ;
- затраты на подготовку (переподготовку) кадров.
Примечание. Если автоматизированные системы управления или отдельные их элементы поставляют как продукцию производственно-технического назначения, то затраты на их разработку и приобретение определяют, исходя из действующих прейскурантных и договорных цен.
СОДЕРЖАНИЕ