ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта строительных машин СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И
ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, Технические требования Maintenance
and repair system of building |
ГОСТ |
* Переиздание (август 1986 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5032 срок введения установлен
Проверен в 1984 г.
с 01.01.82
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее - краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы тягач-крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.
Стандарт устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1. Сдача в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74 и ГОСТ 24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией на их изготовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).
Комплектность составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1. Краны направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).
Ресурс до первого ремонта кранов, изготовленных после 01.01.79 г., - по ГОСТ 22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85 % ресурса, установленного указанным стандартом.
Признаки предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ 18506-73, при котором он не подлежит ремонту.
Перечень дефектов составных частей, при наличии которых краны не принимают в ремонт
Наименование составных частей |
Краткое описание дефекта |
Дефекты рам |
|
Рама поворотной платформы |
Разрыв балок (швеллеров, боковин); наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50 % поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм; наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки; повреждение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15 % толщины элемента; погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины |
Рама ходового устройства |
Разрыв балок (швеллеров, боковин); наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства) захватывающих более 50 % поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом); наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах; отрыв балок в двух и более местах крепления; излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам); облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца); коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более; трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий; поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15 % толщины элемента; вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины. |
Рама гусеничная боковая |
Разрыв поперечных балок; отрыв балок в двух и более местах крепления; наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50 % их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам; излом или отрыв одной из головок рам |
Рама гусеничного хода |
Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50 % сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы; местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины. |
Дефекты основных составных частей |
|
Краны автомобильные и на специальном шасси |
|
Двигатель |
Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала, устранение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и других методов, не гарантирующих ресурс. |
Кабина автомобиля |
По ГОСТ 18506-73 |
Рама автомобиля |
По ГОСТ 18506-73 |
Опорно-поворотный круг |
Трещины, захватывающие более 10 % сечения полуобоймы (венца) или разрывы; излом одного и более зубьев венца; трещины, расположенные у основания зубьев венца; износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией |
Любые составные части крановой установки, имеющие корпус или картер |
См. приложение 2 |
Барабаны лебедок |
Трещины на поверхности барабана, выходящие на отверстия; трещины, обломы реборд; износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными документами размера |
Вал карданный |
Трещины одновременно на вилке, шлицевой части и трубе; скручивание шлицев вала; вмятины и погнутость вала, неустранимые правкой |
Гусеничные и пневмоколесные краны |
|
Опорно-поворотный круг |
Те же дефекты, что и для опорно-поворотного круга кранов автомобильных и на специальном шасси |
Любые составные части, имеющие корпус или картер |
См. приложение 2 |
Металлоконструкции стрелы или башни |
См. подраздел «Краны автомобильные или на специальном шасси» |
Барабаны лебедок |
То же |
Фрикционные диски (шкивы) лебедок |
Трещины на рабочей поверхности или выходящие на поверхности посадочных мест под подшипники |
Двигатель |
2.3. Составные части кранов направляют в ремонт, если признаки их предельного состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной документации, разработанной по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 27.103-83.
Составные части кранов, для которых не указаны признаки предельного состояния в эксплуатационной документации, направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков, перечисленных в обязательном приложении 2. В этом же приложении указаны дефекты основных составных частей кранов. При наличии одного из перечисленных дефектов у составной части ее в ремонт не принимают.
2.1 - 2.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1. Техническое состояние кранов и их составных частей, выдаваемых из ремонта, должно соответствовать требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт кранов. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных кранов (составных частей), которые изготовлены после 01.01.79 г., должны быть на уровне новых кранов - по ГОСТ 22827-77.
Для кранов, изготовленных до 01.01.79 г., указанные показатели устанавливают в нормативно-технической документации на их ремонт.
3.2. Краны выдают из ремонта с запасованными годными к применению канатами.
3.3. Каждый отремонтированный кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР и приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ 20831-75 и ГОСТ 24826-81.
3.4. Ресурс отремонтированных кранов (составных частей) до очередного ремонта должен быть не менее 80 % ресурса до первого их ремонта, установленного в эксплуатационных документах.
3.5. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие качества отремонтированных кранов требованиям настоящего стандарта и другой нормативно-технической документации на их ремонт при соблюдении заказчиком правил эксплуатации в соответствии с ГОСТ 25646-83.
Послеремонтный гарантийный срок для кранов, изготовленных после 01.01 1979 г., 12 мес при наработке не более 1000 ч, а для кранов, изготовленных до 01.01 1979 г. - 9 мес при наработке не более 750 ч.
Для составных частей кранов, используемых для текущего ремонта, послеремонтный гарантийный срок - 9 мес при наработке не более 750 ч.
3.3 - 3.5. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Наименование составных частей |
Комплектность |
Турботрансформатор |
В сборе без трубопроводов |
Силовой генератор |
В сборе со шкивом, без ремня и электропроводов |
Электродвигатель |
В сборе без электропроводов |
Аккумуляторная батарея |
В сборе без проводов с наконечниками, не подвергавшаяся вскрыванию и наличии выводов с обозначением из них полярности |
Автотракторный генератор |
В сборе со шкивом, без кронштейнов крепления и ремня привода |
Стартер |
В сборе с реле и защитным кожухом без щитка и электропроводов |
Магнето |
В сборе с муфтой опережения зажигания, без электропроводов |
Компрессор |
В сборе со шкивом, воздушным фильтром без трубопроводов (но с трубопроводами между ступенями) |
Гидронасос и гидромотор |
В сборе со штуцерами без трубопроводов |
Гидрораспределитель |
В сборе со штуцерами и предохранительными клапанами без трубопроводов |
Гидроцилиндр |
В сборе со штоком, крышками и штуцерами без трубопроводов |
Механизм поворота |
В сборе с тормозным шкивом, тормозом, кулачковой муфтой и устройством включения |
Опорно-поворотный круг |
В сборе с сепарирующим и уплотнительным устройствами |
Грузовая и стреловая лебедки |
В сборе с тормозом, электродвигателем или гидромотором (или без них при механическом приводе) |
Редуктор отбора мощности |
В сборе с фланцами карданных валов и гидронасосами (если они устанавливаются на редукторе) |
Редуктор промежуточный |
В сборе с фланцами карданных валов |
Центральный реверс |
В сборе без тяг управления |
Редуктор (коробка) распределительный |
То же |
Коробка передач |
В сборе с фланцем вторичного вала, центральным стояночным тормозом (если он укреплен на коробке передач), но без тяг управления |
Задний и передний мосты |
В сборе со всей расположенной на нем арматурой (тормозными барабанами, дисками крепления колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, фланцем ведущего зубчатого колеса, без рессор, амортизаторов, дисков и гаек колес) |
Редуктор хода (левый, правый или центральный) |
В сборе с тормозом, электродвигателем или гидродвигателем (или без них при механическом приводе) |
Ведущее колесо |
В сборе с осью, корпусами подшипников и втулками |
Натяжное колесо |
То же |
Опорный ролик |
» » |
Поддерживающий ролик |
В сборе с осью, корпусами подшипников, с втулками и без них, если это не предусмотрено конструкцией |
Наименование составных частей |
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт |
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают |
Турботрансформатор |
Снижение к.п.д. более чем на 15 %; трещины зубьев или лопаток любого размера и расположения; излом одного и более зубьев или лопаток |
Трещины корпуса, проходящие через посадочные места подшипников |
Электродвигатель и силовой генератор |
Трещины корпуса менее половины его длины; трещины подшипниковых щитов, не выходящие на посадочные места подшипников; обгорание, обугливание, замыкание или обрыв обмоток; износ или повреждение посадочных мест в подшипниковых щитах, износ шеек вала или его изгиб и дисбаланс ротора, превышающие допустимые значения нормативно-технической документации; трещины вала любого размера и расположения; снижение сопротивления изоляции и более установленного в нормативно-технической документации, не поддающиеся восстановлению сушкой. Кроме того, только для генераторов: повреждение коллекторных пластин (отлом гребешков, замыкание пластин на корпус и между пластинами, значительное выгорание и др.); замыкание между пластинами коллектора возбудителя |
Трещины корпуса размером более половины его длины; трещины подшипниковых щитов, выходящие на посадочные места подшипников; излом более двух лап; сколы гнезд крепления подшипниковых щитов; излом вала |
Аккумуляторная батарея |
Ускоренный саморазряд; резкое снижение уровня электролита; пониженное напряжение или плотность электролита в одном из элементов; не держится напряжение при испытании нагрузочной вилкой; изменяется плотность электролита одного из элементов |
Сколы моноблоков, нарушающие их ритмичность; сколы и обугливание поверхности бортов каркаса более 1/3 ее поверхности; батареи, подвергавшиеся вскрыванию |
Автотракторный генератор переменного тока |
Снижение силы тока и напряжения более чем на 20 % по сравнению с номинальным; повреждение обмоток статора; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
Трещины статора любого размера; изменение формы, нарушающее герметичность соединения корпуса с крышками; веерность пластин статора |
Стартер и автотракторный генератор постоянного тока |
Снижение мощности более чем на 20 % по сравнению с номинальной; повреждение изоляции обмоток; износ коллектора; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
Трещины корпуса любого размера; изменение формы корпуса, нарушающее герметичность его соединения с крышками |
Магнето |
Слабая или отсутствует искра; перебои в искрении; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
Трещины любого размера стенок корпуса; излом лапок крепления |
Компрессор |
Износ цилиндров более допустимого значения по нормативно-технической документации; трещины блока, не проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха; трещины водяной рубашки блока длиной до 70 мм; пробоины водяной рубашки блока площадью до 6 см2 |
Трещины блока, проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха; трещины блока водяной рубашки длиной более 70 мм; пробоины водяной рубашки блока площадью более 6 см2 |
Гидронасос и гидромотор |
Снижение полного к.п.д. на 15 % и более; трещина корпуса, не проходящая через посадочные места; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
Трещина корпуса, проходящая через посадочные места подшипников |
Гидрораспределитель |
Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном положении золотника 0,45 % и более номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15 % и более - для остальных секций (конкретные значения утечек в соответствующих единицах измерения физических величин устанавливаются при испытаниях на стендах или средствами технической диагностики) |
Трещина корпуса любого размера; продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм; излом фланца крепления (моноблочных) |
Гидроцилиндр |
Значения наружных утечек превышают установленные нормативно-технической документацией для гидроцилиндров конкретного типоразмера; скорость перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если проверка проводится без снятия гидроцилиндра с крана) во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекрытой бесштоковой полости) составляет 3 мм в минуту и более; трещина одной из проушин; изгиб или обрыв штока |
Сквозные трещины гидроцилиндра любого размера; продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм |
Грузовая и стреловая лебедки |
Радиальный зазор в подшипниках, превышающий допустимый нормативно-технической документацией; изгиб вала более допустимого нормативно-технической документацией; трещины корпуса редуктора менее половины его длины, не проходящие через посадочные места под подшипники; трещины на валах; излом одного и более зубьев зубчатых колес |
Трещины корпуса редуктора размером на половину и более его длины или проходящие через посадочные места под подшипники; излом мест крепления; трещины любого расположения на барабанах |
Механизм поворота |
Износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; трещины менее чем на половину корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники; трещины валов; излом одного и более зубьев зубчатых колес |
Трещины более чем на половину корпуса или проходящие через посадочные места под подшипники |
Опорно-поворотный круг |
Взаимное перемещение колец и зубчатого венца в осевом направлении в нагруженном состоянии составляет более 0,2 % габаритного диаметра опорно-поворотного круга; износ (вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет более 0,05 % габаритного диаметра опорно-поворотного круга; наличие трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой площади одного участка сплошного выкрашивания; пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм; частичная поломка (выкрошивание) вершины зубьев до 0,33 от их высоты; трещина, захватывающая до 10 % сечения полуобоймы или венца; разрушение тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств |
Трещины, захватывающие 10 % и более сечения полуобоймы (венца) или разрывы; излом одного и более зубьев венца; трещины, расположенные у основания зубьев венца; износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией |
Редукторы отбора мощности, промежуточный, распределительный и центральный реверс автомобильного крана |
Износ зубьев зубчатых колес более 10 % первоначальной толщины; трещины валов; излом одного или более зубьев зубчатых колес; трещины корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники; износ мест под подшипники и износ валов более допустимого нормативно-технической документацией |
Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники; изломы, захватывающие более двух отверстий для крепления |
Коробка передач пневмоколесного крана |
Износ зубьев зубчатых колес более 15 % первоначальной толщины; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; излом одного и более зубьев зубчатых колес; трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники |
Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники |
Задний и передний мосты пневмоколесного крана |
Износ зубьев зубчатых колес более 15 % первоначальной их толщины; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; трещины валов; трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники; излом одного и более зубьев зубчатых колес |
Трещина картера, проходящая через посадочные места под подшипники |
Редукторы (левый и правый) гусеничного хода |
Износ зубьев зубчатых колес более 15 % первоначальной толщины; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения излом одного и более зубьев зубчатых колес; трещины менее чем на половину картера и не проходящие через посадочные места под подшипники |
Трещины на половину и более поперечного или продольного размера картера или проходящие через посадочные места под подшипники |
Ведущее колесо гусеничного хода |
Износ зубьев колеса или увеличение размера под гребень звена гусеницы более 20 % первоначального размера; трещины длиной до 300 мм; износ оси более допустимого нормативно-технической документацией |
Трещины длиной 300 мм и более, проходящие от обода до ступицы; излом двух и более зубьев; излом ступицы колеса |
Натяжное колесо гусеничного хода |
Износ рабочей поверхности обода колеса до 10 % первоначального размера; трещина обода, не проходящая до ступицы; износ осей более допустимого нормативно-технической документацией |
Износ поверхности обода 10 % и более первоначального размера; трещина, проходящая от обода до ступицы; излом ступицы колеса; выкрошивание обода |
Опорный каток и поддерживающий ролик гусеничного хода |
Износ обода катка (ролика) до 10 % первоначального диаметра; трещина обода, не проходящего до ступицы; износ осей более допустимого нормативно-технической документацией |
Трещина, проходящая от обода до ступицы; выкрошивание обода; излом ступицы катка; износ обода 10 % и более первоначального диаметра |
Металлоконструкции телескопической стрелы |
Износ отверстий посадочных мест более допустимого нормативно-технической документацией; деформации и трещины основных несущих элементов, допустимые к исправлению в соответствии с нормативно-технической документацией |
Прогиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях сверх значений, допустимых нормативно-технической документацией; местная прогнутость (вмятины, неровности) полок профилей и листов сверх значений, допустимых нормативно-технической документацией; более двух трещин на листах, проходящих не более чем на половину поперечного сечения листа или выходящих на поверхность отверстий, или одна трещина большего размера; более двух поперечных трещин на продольных уголках, захватывающих не более половины сечения уголков и не расположенных друг против друга одновременно на двух уголках в средней части металлоконструкции, или по одной трещине на каждом уголке, расположенных друг против друга |
СОДЕРЖАНИЕ