Нормативные
документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Серия
10
Документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в области надзора за подъемными сооружениями
Выпуск 31
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ
Сборник документов
3-е издание, исправленное и дополненное
Москва
ЗАО НТЦ ПБ
2010
Ответственные
составители:
B.C. Котельников, В.А. Сушинский, Н.А. Шишков
В Сборник включены извлечения из Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), раздел 9 «Эксплуатация»; типовые инструкции для специалистов и персонала по обслуживанию стреловых кранов, с изменениями; Типовая программа и экзаменационные билеты для переподготовки и аттестации крановщиков (машинистов) автомобильных кранов; Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов (РД 10-399-01). Помещены Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин (РД 10-525-03); Рекомендации по применению РД 10-399-01 «Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов» (РД СМА-001-03); Типовая инструкция для специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов; информационное письмо Госгортехнадзора России от 09.09.03 № 12-01/105 и Управления технического надзора Ростехнадзора от 19.10.04 № 03/9-01/376 (об оснащении грузоподъемных машин приборами безопасности) и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Грузоподъемные стреловые краны (автомобильные, пневмоко-лееные, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничные, тракторные) находят все более широкое применение по сравнению с другими грузоподъемными машинами в промышленности, аграрном секторе и у индивидуальных предпринимателей.
С помощью стреловых кранов ведется строительство промышленных и жилых зданий, дач, коттеджей, гаражей, дорог, мостов, электростанций, газовых и нефтедобывающих объектов. Стреловые краны применяют для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в портах, причалах, на складах и базах, строительных и монтажных площадках. Они участвуют в процессе монтажа промышленного оборудования и магистральных трубопроводов, с их помощью производят работы по ремонту линий электропередачи, мостов, зданий, сооружений и других объектов.
Производство работ стреловыми кранами связано с повышенной опасностью. В процессе производства работ стреловыми кранами, как правило, принимает участие значительное количество работающих (специалисты, крановщики, стропальщики, монтажники , сварщики). Опасность ддя работающих и авари и кранов воз-никают при подъеме, перемещении, опускании и установке груза кранов из-за неправильных действий крановщиков; допуска к обслуживанию кранов неопытных или неквалифицированных крановщиков и стропальщиков; неисправности механизмов и приборов безопасности крана; неправильной установки крана на участке производства работ; неисправности грузозахватных приспособлений и тары; несоблюдения требований безопасности при работе крана вблизи линии электропередачи; недостаточных знаний или нарушений обслуживающим персоналом и специалистами инструкций, эксплуатационных документов и требований промышленной безопасности.
Обеспечение безопасности при эксплуатации стреловых кранов во многом зависит от специалистов и персонала, обслуживающего краны, хороших знаний и соблюдения ими требований правил, руководств по эксплуатации стреловых кранов, должностных (типовых) и производственных инструкций, проектов производства работ кранами, технологических карт и других регламентов по промышленной безопасности.
Соблюдение требований правил и других нормативных документов, включенных в настоящий Сборник, позволит специалистам и обслуживающему персоналу правильно и безопасно эксплуатировать стреловые краны без аварийности и травматизма на производстве.
После принятия документов, включенных в Сборник, произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, например, указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). Сведения о таких изменениях приведены в примечаниях издателя, которые не являются составной частью документов Сборника.
|
Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 26.11.93 № 42. Внесены Изменения № 1, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.00 № 59 [РДИ 10-388(40)-00] |
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
РД 10-40-93
Согласно Правилам организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263, каждая эксплуатирующая организация разрабатывает Положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Госгортехнадзора России*.
________________
* Далее - органы госгортехнадзора.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.99 № 98, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98)**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.98 № 79, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 24.11.98 № 67**, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.11.97 № 44, разработаны Изменения № 1 к Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
________________
* Далее - правила безопасности.
** В настоящее время действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 № 87, зарегистрированным Минюстом России 18.06.03 г., регистрационный № 4717. (Примеч. изд.)
Настоящая инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин с учетом численности и структуры службы надзора.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовое положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, утвержденное Госгортехнадзором СССР 25.11.67 г.
1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.
1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.
1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.
1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора.
1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.
1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органами госгортехнадзора.
1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.
1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.
1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.
1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:
1) правила безопасности;
2) Правила эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;
5) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;
6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.
2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:
1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;
2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;
3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;
4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживании и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;
5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;
7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:
правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;
соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;
правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;
соблюдение габаритов складирования грузов;
применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;
9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;
10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;
11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;
12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка
выделения и направления стреловых кранов и кранов-манипуляторов на объекты;
13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания (совещения) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;
14) присутствовать при обследованиях состояния технической безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.
2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:
1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неатгестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;
2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;
4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;
6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;
7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;
8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;
9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;
10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.
3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:
1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и производственных инструкций;
2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей Типовой инструкции;
3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;
4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушении;
5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;
6) ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.
4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:
1) нарушения им правил безопасности и невыполнение должностной инструкции;
2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.