Методические рекомендации о порядке организации и
проведения конкурсов по размещению
централизованных инвестиционных ресурсов
(временные положения)
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».
Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов по ключевым направлениям развития российской экономики, рост общеэкономической и коммерческой активности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства зданий и сооружений.
1.2. Порядок относится к конкурсному размещению централизованных ресурсов по инвестиционным проектам и определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации (в дальнейшем Комиссия по инвестиционным конкурсам), права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.
2.1. Конкурсный отбор строек и объектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам и создаваемыми ею рабочей группой по инвестиционным конкурсам, состав которой обновляется ежегодно, экспертной комиссией по оценке проектов и другими органами.
Комиссия по инвестиционным конкурсам образована при Министерстве экономики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе». Государственными заказчиками являются министерства и предприятия, на которые согласно действующему законодательству возложена ответственность за реализацию проекта или поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд.
2.2. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые к инициатору и всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.
3.1. Комиссия по инвестиционным конкурсам посредством публикаций в средствах массовой информации доводит до сведения потенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о предстоящем конкурсе:
· адрес организатора конкурса, у которого можно получить разъяснения;
· порядок оформления конкурсной заявки, требования к ее визированию и оформлению;
· требования к процедуре передачи заявок в Комиссию по инвестиционным конкурсам;
· обязательство конфиденциальности любой документации, составляемой в рамках проводимого конкурса;
· информацию о возможности внесения участниками конкурса изменений в имеющийся проект при соблюдении требований по согласованию с Комиссией по инвестиционным конкурсам, проводящей конкурс, или без такового;
· процедура и срок определения Комиссией по инвестиционным конкурсам победителя конкурса;
· указание сроков подписания контракта инвестором-победителем конкурса с уполномоченным представителем Минэкономики и Минфина России.
3.2. Претенденты, желающие участвовать в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов, направляют заявки в адрес Комиссии по инвестиционным конкурсам в двух экземплярах. Рекомендации по составу заявок претендентов приводятся в Приложении № 1.
На основе представленных заявок проводится проверка состоятельности претендентов и их квалификационный отбор.
3.3. Заявки претендентов регистрируются и рассматриваются Комиссией по инвестиционным конкурсам.
Не допускаются к конкурсу претенденты:
· структуры которых находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, либо ограничиваемые в правовом отношении действующим законодательством;
· сообщившие о себе ложные сведения;
· не предоставившие необходимые документы, а также надлежащие гарантии в отношении выполнения финансовых обязательств.
3.4. Обязательной составной частью заявки на участие в конкурсе является утвержденный претендентом и прошедший экспертизу бизнес-план (постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 г. «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»). Показатели бизнес-плана основываются на технологических и технико-экономических расчетах, проработке инженерных решений и показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости по данному объекту инвестирования.
Макет бизнес-плана претендента для участия инвестора в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов между проектами приведен в Приложении № 3.
3.5. Комиссия по инвестиционным конкурсам с привлечением независимых экспертов, консультантов и т.д. в течение 45 дней со дня регистрации заявки рассматривает материалы инвестора и принимает решения о предоставлении (отказе) претенденту искомого объема централизованных инвестиционных ресурсов.
Предложения о конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов среди объектов агропромышленного комплекса в тот же срок согласовываются с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
3.6. Основным критерием при принятии решения о выделении централизованных инвестиционных ресурсов является обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при сокращении объема и повышении эффективности использования средств федерального бюджета в финансировании проекта.
Среди рассматриваемых заявок претендентов различаются два варианта:
· ввод в действие объекта при гарантированных государством объемах централизованных капитальных вложений и соблюдении заданного срока производственных мощностей. Основным критерием для определения победителя конкурса в этом варианте является максимум объема привлекаемых инвестором средств;
· развитие мощностей действующих предприятий под заданный объем продукции и срок ввода их в действие. Основным критерием определения победителя конкурса при этом является минимум объема централизованных капитальных вложений, запрашиваемого для решения данной проблемы.
3.7. Комиссия по инвестиционным конкурсам не позднее, чем через три дня после принятия решения о выделении централизованных ресурсов сообщает о нем победителю конкурса. В тот же срок направляет письменные уведомления о своем решении тем претендентам, чьи предложения ею отклонены.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. № 1928 для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются:
· доля централизованных инвестиционных ресурсов в затратах на реализацию проекта не должна превышать 20 процентов и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные, частного инвестора не может быть менее 80 процентов;
· доля собственных средств частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов.
Срок окупаемости проектов, рассчитанный на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Госстроем России, Министерством экономики Российской Федерации, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47, не должен, как правило, превышать два года. Инвестор имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта:
а) предоставление по решению Правительства Российской Федерации валютно-номинированного государственного кредита на срок не более 24 месяцев по ставке «ЛИБОР» плюс 1 - 7 процентов (фиксируемых до проведения конкурса) в зависимости от народно-хозяйственной значимости проекта. Величина «ЛИБОРА», зафиксированная на время реализации проекта, сообщается инвесторам перед проведением конкурса;
б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта.
Частные инвесторы, вложившие свои средства в реализацию коммерческого проекта, включенного в федеральную инвестиционную программу, приобретают право собственности на созданные (или реконструированные) объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
5.1. Сообщение Комиссией по инвестиционным конкурсам инвестору-победителю является официальным приглашением к подписанию контракта. Контракт должен быть подписан в течение 30 дней после принятия решения Комиссией по инвестиционным конкурсам.
5.2. Контракт подписывается руководителями Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и является гарантией государственного финансирования в течение периода реализации инвестиционного проекта.
Рекомендации по составу контракта, заключаемого согласно итогам конкурса, инвестором и уполномоченными представителями Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации приводятся в Приложении № 4.
5.3. По результатам инвестиционного конкурса оформляются следующие документы:
· протокол Комиссии по инвестиционным конкурсам о выделении централизованных капитальных вложений победителю конкурса;
· соглашение о финансировании проекта, подписанное представителями Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, коммерческого банка, уполномоченного Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики и инвестором;
· договор по условиям реализации проекта, подписанный инвестором и представителями предприятия-заказчика;
· обязательство по распределению собственности между государством (Госкомимущество России) и частным инвестором.
Министр экономики РФ Е.Г. Ясин,
20 декабря 1994, ЕЯ-152
Зам. министра экономики РФ В.В. Коссов,
6 декабря 1994
Зам. министра финансов РФ А.Л. Самусев,
2 декабря 1994, № 7-02-01
Зам. министра строительства РФ В.А. Балакин,
2 декабря 1994 года, № ВБ 11-258/7
Заявка претендента, которая представляется им в Комиссию по инвестиционным конкурсам, должна содержать:
- официальное обращение;
- анкету образца, установленного Конкурсной комиссией (см. Приложение 2);
- подтверждение (при необходимости) наличия лицензии на право соответствующей деятельности;
- утвержденный претендентом бизнес-план по форме, установленной конкурсной комиссией (см. Приложение 3). Макет бизнес-плана рассчитанный на полный проект, начинающийся со строительства предприятия. Поскольку проекты со сроком окупаемости до двух лет, как правило, не предусматривают строительства, разрабатываются разделы и подразделы 1; 2; 3 (3.3; 3.4; 3.5); 4 (4.4); 5; 6 (6.1; 6.4; 6.5; 6.8); 7; 8.;
- заключение государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы (постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»);
- информацию банка, по поручению конкурсной комиссии (на договорной основе), по платежеспособности претендента;
- бухгалтерский баланс (формы 1, 2 с приложениями, 5) за предыдущий год и истекший квартал текущего года (формы 1, 2 с приложениями), заверенный налоговой инспекцией.
Указанные документы скрепляются подписью и печатью претендента.
Анкета претендента, которая представляется им в Комиссию по инвестиционным конкурсам, должна включать следующие данные о претенденте:
- наименование организации или предприятия;
- статус и организационная форма предприятия или организации (акционерное общество, товарищество и т.п.);
- фамилия, имя, отчество директора и других лиц, ответственных за реализацию инвестиционного проекта;
- почтовые реквизиты, номера телефонов, факса, телекса и другие.
Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных ресурсов. Для оформления бизнес-плана рекомендуется использовать приводимое ниже его описание с краткими комментариями. Дополнительные расчетные таблицы при необходимости составляются в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (приложение 7), утвержденными Госстроем России, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47.
1. Титульный лист
Название и адрес предприятия.
Директор: имя и телефон.
Имена и адреса учредителей.
Суть проекта (3 - 5 строк).
Совокупная стоимость и источники средств (выпуск акций, займы).
Заявление о коммерческой тайне.
Весь лист не более 25 строк.
2. Вводная часть или резюме проекта (3 - 4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается обоснование того, почему предприятие добьется успеха.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3. Анализ положения дел в отрасли (3 - 4 стр.)
(назначением раздела является указание на характер отрасли - развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
3.1. Цель - раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные сопоставления отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения - порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
3.3. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за 3 последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта (до 5 стр.)
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товара.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортных.
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться (цены, маркетинг, создание сети сбыта и т.д.). Необходимость лицензии (заполняется при намерении экспортировать).
4.4. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5. Производственный план (до 5 стр.)
(назначение раздела - дать убедительные аргументы о продуманности производственного процесса)
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы: поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6. План маркетинга (до 5 стр.)
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем)
6.1. Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2. Воздействие на продукт технологических изменений (законодательство по охране природы; продукты-заменители).
6.3. Каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4. Обоснование цены на продукцию.
6.5.Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта.
6.6. Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7. Сведения о разработке новых продуктов, могущих составить конкуренцию предлагаемому.
6.8. Имеются ли договоры на реализацию товара.
7. Организационный план (2 - 3 стр.)
7.1. Форма собственности. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по АО - основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2. Если это открытое АО, то сколько акций уже выпущено и сколько предполагается выпустить.
7.3. Члены совета директоров и их телефоны, краткие биографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в состав АО).
7.4. Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6. Отношения с местной администрацией. Важно привести аргументы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
7.7. Указать вопросы, решение которых существенно зависит от отношения к ним местной администрации.
8. Финансовый план (до 5 стр.)
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта)
8.1. План доходов и расходов.
Назначением данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств.
Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции. Дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований из федерального, регионального и местного бюджетов, облигационных займов, средств, полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2. Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3 План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
|
Годы освоения мощности 1:2:3 |
Годы после освоения мощности 4:5:6:7:8:9:10:11:12 |
|
1. |
Поступление выручки от продажи |
|
|
2. |
Др. доходы от реализации |
|
|
3. |
Итого поступления: (3) = (1) + (2) |
|
|
4. |
Платежи на сторону, всего: |
|
|
4.1. |
оплата счетов поставщиков |
|
|
4.2. |
заработная плата (за вычетом удержаний) |
|
|
4.3. |
расчет с поставщиками |
|
|
4.4. |
реклама |
|
|
4.5. |
арендная плата |
|
|
4.6. |
страховка |
|
|
4.7. |
процент по кредитам |
|
|
4.8. |
возврат кредитов |
|
|
4.9. |
амортизация |
|
|
4.10. |
налоги и другие обязательные платежи |
|
|
5. |
Баланс платежей (3) - (4) |
|
|
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: (3) = (1) + (2). По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса (строка 5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
где Рt - ежегодная разность платежей (строка 5); Т - сумма периодов создания проекта и средней продолжительности эксплуатации основного технологического оборудования; n - внутренняя норма рентабельности.
Расчеты производятся последовательным подбором n.
Условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.
Срок окупаемости представляет собой период времени, за который величина накопленной чистой прибыли сравняется с инвестициями и отрицательное сальдо погасится положительным сальдо последующих лет. Применительно к условиям конкурса это означает, что отрицательное сальдо 1995 г. по абсолютной величине должно не превосходить сумму за 1996 и 1997 годы. Срок окупаемости без дисконтирования рассчитывается по данным приведенной таблицы. Числителем расчетной формулы служит сумма строки 4 за все годы создания проекта, т.е. до освоения производственных мощностей, знаменателем - сумма строки 5 за период с начала освоения мощностей.
В контракте отражаются следующие условия и обязательства, согласно результатам конкурса:
- распределение объемов финансирования, функции управления проектом и сроки вывода производства на заданную мощность;
- льготы и преимущества, предоставляемые инвестору и вновь построенному предприятию в целом;
- возможные условия оплаты инвесторами своей доли капитальных затрат ценными бумагами, порядок реализации этих ценных бумаг государством и перечисления вырученных средств на счет финансирования;
- система взаимоотношений по поводу собственности на вновь создаваемые средства производства и вещных прав вновь построенного предприятия;
- наименование банка, обслуживающего счет финансирования (ссудный счет) данной стройки, и условия его возможного участия в инвестиционном процессе;
- система взаимных санкций за несоблюдение условий контракта победителем конкурса, а также иных взаимных обязательств;
- выпуск закладной на имущество негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта и передача ее госзаказчику до подписания контракта;
- безусловный переход в государственную собственность активов негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта в случае инициирования процедуры банкротства в отношении этого инвестора в установленном законом порядке, а также порядок расторжения контракта и последующего регулирования взаимоотношений сторон.
СОДЕРЖАНИЕ