Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Оценка акустической нагрузки
в кабинах экипажей воздушных судов
при составлении санитарно-гигиенической
характеристики условий труда
лётного состава гражданской авиации

Изменения и дополнения 1 к МУК 4.3.2231-07

Методические указания
МУК 4.3.2499-09

Москва 2009

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 24 марта 2009 г. № 1).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 23 апреля 2009 г.

4. Введены в действие с 20 июля 2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации

______________________ Г.Г. Онищенко

23 апреля 2009 г.

Дата введения: 20 июля 2009 г.

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей
воздушных судов при составлении санитарно-
гигиенической характеристики условий труда
лётного состава гражданской авиации

Изменения и дополнение 1 к МУК 4.3.2231-07

Методические указания
МУК 4.3.2499-09

Внести изменения в МУК 4.3.2231-07:

1. В раздел 3. Расчёт эквивалентного уровня шума в полёте за оцениваемый период лётной работы:

пункт 3.4 абзац 1 изложить в следующей редакции:

«3.4. Эквивалентный уровень звука LAeq,T, дБА, рассчитывают по формуле:

(1)

 - эквивалентный уровень звука в интервале Ti (час);

Тnorm - норма полетного времени в соответствии с прилож. 7 (час);

Ti - продолжительность оцениваемого периода полета (час);

i = 1, 2, … n, где n - номер интервала».

2. Пункт 3.5 изложить в следующей редакции:

«3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с прилож. 5».

3. Изложить прилож. 6 в следующей редакции:

Приложение 6

Пример оформления «Протокола расчета эквивалентного
уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической
нагрузки за оцениваемый период летной работы»

1. Работник ________________ Иванов Иван Иванович ____________________________

(фамилия, имя, отчество)

1.1. Год рождения_______________1952 год____________________________________

2. Наименование предприятия (работодателя)______ОАО «КДА авиалинии» 123456,

г, Москва, Ленинградский пр-т д. 37, к. 37, Москва, аэропорт Быково_________________

полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,

ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789_______________________________________________

форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ

___________________________________________________________________________

2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) л/о № 36 воздушных судов

Ту-154_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Профессия или должность работника 2 пилот ВС Ту-154________________________

___________________________________________________________________________

по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94

3.1. Общий стаж работы_____29 лет___________________________________________

3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) работал пилотом 27 лет __________

___________________________________________________________________________

3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов (налет часов) 15000 ч _______________________________

3 .4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) В 1978 г. после окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г. переведен на должность 2 пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность 2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Таблица

Показатели акустической нагрузки (дБА) Иванова Ивана Ивановича

Год и месяц работы ГА

Тип ВС

Уровни звука в кабине ВС (дБА)

Тип применяемой АГ

Акустическая эффективность АГ (дБА)

Фактическое полетное время за месяц

Уровни звука с учетом АГ (дБА)

Уровни звука при активном прослушивании радиоэфира (дБА)

Lэкв (ДБА)

Превышение нормы (дБА)

ч

мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

Ан-2

102

АГ-2

0,85

52

23

102,85

114,85

107,75

27,75

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

Ан-24

92

ГСШ-С12А

-4,22

69

58

87,78

99,78

95,49

15,49

1981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Ан-2

102

ГСШ-А-18

-10,02

52

23

91,98

103,98

96,88

16,88

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

Ан-24

92

ГСШ-А-18

-10,02

69

58

81,98

93,98

89,69

9,69

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Ту-154

84

ГСШ-А-18

-10,02

75

57

73,98

85,98

81,69

1,69

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

Ту-154 М

77

ГСШ-А-18

-10,02

65

59

66,98

78,98

74,07

-5,93

май

Ил-96-300

77

ГСШ-А-18Э

-6,02

65

59

70,98

82,98

78,69

-1,31

июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы выполнил

___________________________________________________________________________

должность, наименование отдела, отделения

подпись ____________________

Петров Петр Петрович _____________________

(Ф., И., О. полностью)

Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в 3 кз.

С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель

С.С. Сидоров

Работник (доверенное лицо)

И.И. Иванов

«__» __________ 2009 г.

«__» __________ 2009 г.

М.П.

 

4. Дополнить прилож. 7 в следующей редакции:

Приложение 7

Тип ВС

Норма летного времени (ч)

Норма полетного времени (ч)

1980 г.

1990 г.

1992 г.

1993 г.

2006 г.

МГА СССР Положение о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации (вводится в действие с 1 июня 1980 г.) от 4 февраля 1980 г. № 2/И

МГА СССР Указание от 7 августа 1990 г. № 369/у О введении в действие рекомендованных нормативов режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации

Отраслевое тарифное соглашение между Правительством Российской Федерации, Департаментом воздушною транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Советом Федерации профсоюзов авиационных работников России и ЦС профсоюза летного состава Российской Федерации на 1992 г.

Постановление Минтруда России от 25 июня 1993 г. № 124 Об Утверждении Временного положения о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

в месяц

в год

в месяц

в год

в месяц

в год

в месяц

в год

в месяц

в год

Самолеты с ТРД

Ту-104

70

700

-

-

-

-

-

-

80

800

Ту-124

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Ту-134 А

70

7 00

70

700

70

700

77

770

80

800

Ту-154 М

-

-

70

700

70

700

76

760

80

800

Ту-154

70

700

70

700

70

700

76

760

80

800

Ту-144

50

300

-

-

-

-

-

-

80

800

Ил-62 (Ил-62 М)

80

800

70

700

70

700

74

740

80

800

Ил-76 Т

80

800

70

700

70

700

76

760

80

800

Ил-76 ТД

80

800

70

700

70

700

76

760

80

800

Ил-86

60

600

60

600

60

600

66

660

80

800

Ил-96-300

-

-

-

-

-

-

66

660

80

800

Як-40

70

700

70

700

70

700

79

790

80

800

Як-42

70

700

70

700

70

700

78

780

80

800

Самолеты с ТВД

Ту-114

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Ил-18

70

700

70

700

70

700

75

750

80

800

Ан-3

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Ан-12

80

800

70

700

70

700

75

750

80

800

Ан-24

70

700

70

700

70

700

79

790

80

800

Ан-26

80

800

70

700

60

600

67

670

80

800

Ан-30

70

700

70

700

70

700

79

790

80

800

Ан-28

70

700

60

600

60

600

68

680

80

800

Ан-74

-

-

-

-

70

700

76

760

80

800

Л-410

70

700

60

600

60

600

70

700

80

800

Л-410 УВП Э

-

-

60

600

60

600

70

700

80

800

Самолеты с поршневыми двигателями

Ил-14

100

1000

80

800

80

800

-

-

80

800

Ан-2

100

1000

80

800

80

800

80

800

80

800

Ан-14

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Як-18 Т

80

800

80

800

80

800

75

750

80

800

Ли-2 (ДС-3)

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Вертолеты

Ми-1

80

800

-

-

-

-

-

-

80

800

Ми-2

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ми-2 СХ

70

700

70

700

50

500

55

550

80

800

Ми-4

80

800

-

-

-

-

-

-

80

800

Ми-6

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ми-8

80

800

70

700

70

700

77

770

80

800

Ми-10 К

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ми-26 Т

-

-

60

600

60

600

66

660

80

800

Ка-26

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ка-32

-

-

70

700

60

600

70

700

80

800

В-3

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.

При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12 %.