Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека

 

 

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

 

Оценка акустической нагрузки
в кабинах экипажей воздушных судов
при составлении санитарно-гигиенической
характеристики условий труда
лётного состава гражданской авиации

 

 

Методические указания
MУK 4.3.2231-07

 

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. № 2).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.

4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.

5. Введены впервые.

Содержание

1. Назначение и область применения. 2

2. Общие положения. 2

3. Расчёт эквивалентного уровня шума в полёте за оцениваемый период лётной работы.. 3

Приложение 1. Протокол расчёта эквивалентного уровня шума в полёте с учётом дополнительной акустической нагрузки  за оцениваемый период лётной работы.. 4

Приложение 2. Средние значения уровней шума, создаваемого в условиях крейсерского полёта в кабинах экипажа отечественных самолётов и вертолётов ГА.. 5

Приложение 3. Акустическая эффективность авиагарнитуры.. 6

Приложение 4. Уровни звука при активном прослушивании радиоэфира. 6

Приложение 5. Расчёт уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот. 6

Приложение 6. Пример оформления «Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы». 7

Приложение 7. 8

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

 

Г.Г. Онищенко

 

26 июля 2007 г.

 

Дата введения: 1 октября 2007 г.

 

 

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов
при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда
лётного состава гражданской авиации

Методические указания
МУК 4.3.2231-07

1. Назначение и область применения

1.1 Настоящий документ устанавливает методику оценки акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов (далее - ВС) при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лётного состава гражданской авиации (далее - ГА).

1.2 Методические указания по оценке акустической нагрузки в кабинах экипажей ВС при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лётного состава ГА (далее - указания) разработаны с учётом требований СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации».

1.3 Указания предназначены:

- для методической помощи организациям Роспотребнадзора при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц лётного состава ГА с учётом специфики профессиональной деятельности и условий труда членов экипажей ВС ГА;

- организациям гражданской авиации РФ при расчёте эквивалентного уровня шума в полёте с учётом акустической эффективности авиагарнитуры (далее - АГ) и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене за анализируемый период лётной работы.

1.4. Указания определяют требования к методу расчёта акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учётом шума под АГ, а также форму представления результатов.

2. Общие положения

2.1. Шум является одним из факторов полёта, оказывающим неблагоприятное воздействие на членов экипажей ВС ГА. Основными источниками шума в кабинах ВС ГА являются:

- силовая установка;

- система кондиционирования воздуха;

- аэродинамические шумы;

- шумы, возникающие при прослушивании радиоэфира и речевом радиообмене.

2.2 Акустическая эффективность АГ должна учитываться при расчёте акустической нагрузки на членов экипажей ВС.

2.3 Для оценки акустической нагрузки на лётный состав в кабинах экипажей ВС ГА в полёте рассчитывается эквивалентный уровень звука LAeq, дБА.

2.4 В случае превышения норм полётного времени за месяц вводится поправочный коэффициент LК, дБ.

3. Расчёт эквивалентного уровня шума в полёте за оцениваемый период лётной работы

3.1 На основании сведений по учёту полётного времени (данных лётной книжки или лётного отряда) заполняются п.п. 1 - 3.4 и графы 1, 2, 4, 6, 7 табл. 1 «Протокола расчёта эквивалентного уровня шума в полёте с учётом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период лётной работы» прилож. 1 (каждый месяц отдельно).

3.2 Графы 3 и 5 табл. 1 прилож. 1 заполняются на основании данных, приведённых в прилож. 2 и 3.

Суммируются показатели графы 3 (уровни звука в кабине ВС) с показателями, указанными в графе 5 (акустическая эффективность АГ); результат заносится в графу 8 (уровни звука с учётом АГ).

В графу 9 табл. 1 прилож. 1 заносятся данные в соответствии с п. 2 прилож. 4.

3.3 При определении дополнительной акустической нагрузки, в соответствии с п. 1 прилож. 4, графы 3 и 5 не заполняются. Данные измерений и расчётов вносятся соответственно в графы 8 и 9 табл. 1 прилож. 1.

3.4. Эквивалентный уровень звука LAeq,T, дБА, рассчитывают по формуле:

(1)

 - эквивалентный уровень звука в интервале Ti (час);

Тnorm - норма полетного времени в соответствии с прилож. 7 (час);

Ti - продолжительность оцениваемого периода полета (час);

i = 1, 2, … n, где n - номер интервала

(Новая редакция редакция. Изм. № 1)

Полётное время в часах рассчитывается по формуле:

T = Тч + Тмин/60

(2)

Длительности периодов полёта определяются по данным хронометража, выполненного в условиях реальных полётов.

При невозможности выполнения хронометража в условиях реального полёта длительность периода активного прослушивания эфира и речевого радиообмена принимается равной 33 %, а длительность периода воздействия уровня звука с учётом АГ (графа 8 табл. 1 прилож. 1) принимается равной 67 % фактического полётного времени Тi, (графа 6 и 7 табл. 1 прилож. 1) за месяц в часах.

В случае превышения норм полётного времени для данного периода (месяца), рассчитывается поправочный коэффициент LK, дБ.

LK = 10lg(T/Tnorm), где

(3)

где Т - фактическое полётное время (ч);

Tnorm - норма полётного времени (ч).

Поправочный коэффициент добавляется к LAeq,T, за конкретный месяц.

Полученный результат заносится в графу 10 табл. 1 прилож. 1.

3.5 В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с прилож. 5

(Новая редакция редакция. Изм. № 1)

3.6 В прилож. 6 приведен пример оформления «Протокола расчёта эквивалентного уровня шума в полёте с учётом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период лётной работы».

3.7 Графа 11 (превышение нормы (дБА) заполняется в соответствии с действующими нормативными документами (в настоящее время действует СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации»).

Приложение 1

Протокол расчёта эквивалентного уровня шума в полёте
с учётом дополнительной акустической нагрузки
за оцениваемый период лётной работы

1. Работник

(фамилия, имя, отчество)

1.1. Год рождения

2. Наименование предприятия (работодателя)

полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,

форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ

3. Профессия или должность работника

по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94

3.1. Общий стаж работы

3.2. Стаж работы в данной профессии (должности)

3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов (налёт часов) ________________________________________________

3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке)

Таблица 1

Показатели акустической нагрузки (дБА)

Год и месяц работы ГА

Тип ВС

Уровни звука в кабине ВС (дБА)

Тип применяемой

АГ

Акустическая эффективность АГ (дБА)

Фактическое полётное время за месяц

Уровни звука с учётом АГ (дБА)

Уровни звука при активном прослушивании радио-эфира (дБА)

Lэкв (дБА)

Превышение нормы (дБА)

ч

мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Расчёт эквивалентного уровня шума с учётом дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период лётной работы выполнил ______________________________________________________________________

должность, наименование отдела, отделения

Подпись

(Ф.,И.,О. полностью)

Расчёт эквивалентного уровня шума выполнен в ____ экз.

С расчётом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель

Работник (доверенное лицо)

«____» __________________ 20 ____ г.

«____» __________________ 20 ____ г.

М.П.

 

Приложение 2

Средние значения уровней шума, создаваемого в условиях крейсерского
полёта в кабинах экипажа отечественных самолётов и вертолётов ГА

Тип ВС

La,
дБА

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5

63

125

250

500

100

2000

4000

8000

Уровни звукового давления, дБ

Самолёты с ТРД

Ту-104

93

-

86

82

85

88

90

85

78

67

Ту-124

86

81

86

70

81

86

80

74

69

61

Ту-134 А

89

80

80

78

80

82

86

83

78

70

Ту-154 М

77

81

74

73

70

70

70

70

69

69

Ту-154

84

78

78

80

76

77

78

78

74

72

Ту-144

89

84

78

74

79

84

84

82

80

80

Ил-62 (Ил-62 М)

89

86

84

82

80

83

84

84

74

72

Ил-76 Т

84

78

77

80

81

81

81

76

72

70

Ил-76 ТД

87

84

83

82

84

85

83

79

69

62

Ил-86

81

80

79

80

83

80

77

73

69

59

Ил-96-300

77

74

79

78

78

77

64

66

68

50

Як-40

86

79

80

82

82

80

80

80

76

72

Як-42

83

83

75

71

71

80

79

75

70

63

Самолёты с ТВД

Ту-114

89

86

90

92

90

84

82

80

72

68

Ил-18

84

77

98

92

84

81

75

72

72

70

Ан-3

96

98

105

105

98

92

89

87

86

85

Ан-12

90

80

94

86

86

85

85

82

78

75

Ан-24

92

82

102

99

96

88

80

82

74

74

Ан-26

92

83

103

102

96

91

80

71

66

64

Ан-30

92

82

102

99

96

88

80

82

74

74

Ан-28

98

94

103

102

101

91

91

87

83

78

Ан-74

87

80

83

78

80

82

82

82

77

72

Л-410

109

78

112

114

108

97

86

81

77

76

Л-410 УВП Э

95

88

90

103

97

88

84

78

71

69

Самолёты с поршневыми двигателями

Ил-14

89

-

98

93

92

84

81

85

72

72

Ан-2

102

104

108

108

104

100

94

86

82

75

Ан-14

84

95

100

94

86

80

76

68

64

62

Як-18 Т

104

104

105

107

101

96

90

91

91

86

Ли-2 (ДС-3)

100

-

106

106

106

94

91

84

78

70

Вертолёты

Ми-1

88

97

100

93

87

80

80

81

83

81

Ми-2

94

101

98

98

92

92

90

81

75

68

Ми-2 СХ

102

103

96

99

100

94

86

100

88

79

Ми-4

103

-

112

110

106

102

90

84

74

66

Ми-6

84

101

100

94

86

81

76

70

68

79

Ми-8

89

96

102

96

88

86

86

84

78

72

Ми-10 К

88

98

99

100

88

82

77

75

70

73

Ми-26 Т

88

90

91

94

89

86

82

74

69

62

Ка-26

102

109

101

106

102

100

96

92

80

68

Ка-32

95

100

103

100

97

92

89

84

81

80

В-3

96

100

93

90

88

92

93

87

85

85

 

Приложение 3

Акустическая эффективность авиагарнитуры

Тип авиагарнитуры

Акустическая эффективность АГ* (дБА)

Среднее ослабление шума (дБ) на частотах, Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

АГ-2

0,85

1

1

3

2

10

15

17

АГ-2М

-2,83

2

2

5

6

21

27

30

Г-63

-22,55

22

25

28

30

34

40

42

ГСШ-С12А (АГ-3)

-4,22

3

1

5

11

18

30

29

ГСШ-А-18

-10,02

5

7

11

17

28

32

30

ГСШ-А-18Э

-6,02

0

7

6

18

20

25

30

НМЕ 45 СА

-0,7

0,3

0,9

0,3

0,7

0,3

0,3

4,0

15,2

11,9

НМЕ 1410 КА

-0,4

0,2

0,3

0,4

0,2

1,6

0,8

1,6

6,9

7,7

* Акустическая эффективность авиагарнитуры по уровню звука (дБА) рассчитана по спектральной акустической характеристике для типовых спектров шума в кабинах ВС ГА.

 

Приложение 4

Уровни звука при активном прослушивании радиоэфира

1. Определение дополнительной акустической нагрузки, возникающей в результате прослушивания эфира и речевом радиообмене, при расчёте эквивалентного уровня звука производится в соответствии с «Методикой определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учётом шума под авиагарнитурами».

Необходимо использовать результаты хронометража, определённого в условиях реальных полётов, выполняемых в данной организации ГА.

2. При невозможности выполнения измерений в условиях реального полёта дополнительная акустическая нагрузка принимается равной 12 дБА и суммируется с величиной, указанной в графе 8 табл. 1 (уровни звука с учётом АГ).

Приложение 5

Расчёт уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот

Расчёт уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:

где Li - уровень звукового давления в октавной полосе частот (дБ);

KAi - частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (дБ) по таблице.

Таблица

Частота Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (KAi)дБ

-39,4

-26,2

-16,1

-8,6

-3,2

0,0

1,2

1,0

-1,1

Приложение 6

Пример оформления «Протокола расчета эквивалентного
уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической
нагрузки за оцениваемый период летной работы»

1. Работник ________________ Иванов Иван Иванович ____________________________

(фамилия, имя, отчество)

1.1. Год рождения_______________1952 год____________________________________

2. Наименование предприятия (работодателя)______ОАО «КДА авиалинии» 123456,

г, Москва, Ленинградский пр-т д. 37, к. 37, Москва, аэропорт Быково_________________

полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,

ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789_______________________________________________

форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ

___________________________________________________________________________

2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) л/о № 36 воздушных судов

Ту-154_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Профессия или должность работника 2 пилот ВС Ту-154________________________

___________________________________________________________________________

по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94

3.1. Общий стаж работы_____29 лет___________________________________________

3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) работал пилотом 27 лет __________

___________________________________________________________________________

3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов (налет часов) 15000 ч _______________________________

3 .4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) В 1978 г. после окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г. переведен на должность 2 пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность 2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Таблица

Показатели акустической нагрузки (дБА) Иванова Ивана Ивановича

Год и месяц работы ГА

Тип ВС

Уровни звука в кабине ВС (дБА)

Тип применяемой АГ

Акустическая эффективность АГ (дБА)

Фактическое полетное время за месяц

Уровни звука с учетом АГ (дБА)

Уровни звука при активном прослушивании радиоэфира (дБА)

Lэкв (ДБА)

Превышение нормы (дБА)

ч

мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

Ан-2

102

АГ-2

0,85

52

23

102,85

114,85

107,75

27,75

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

Ан-24

92

ГСШ-С12А

-4,22

69

58

87,78

99,78

95,49

15,49

1981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Ан-2

102

ГСШ-А-18

-10,02

52

23

91,98

103,98

96,88

16,88

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

Ан-24

92

ГСШ-А-18

-10,02

69

58

81,98

93,98

89,69

9,69

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Ту-154

84

ГСШ-А-18

-10,02

75

57

73,98

85,98

81,69

1,69

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

Ту-154 М

77

ГСШ-А-18

-10,02

65

59

66,98

78,98

74,07

-5,93

май

Ил-96-300

77

ГСШ-А-18Э

-6,02

65

59

70,98

82,98

78,69

-1,31

июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы выполнил

___________________________________________________________________________

должность, наименование отдела, отделения

подпись ____________________

Петров Петр Петрович _____________________

(Ф., И., О. полностью)

Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в 3 кз.

С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель

С.С. Сидоров

Работник (доверенное лицо)

И.И. Иванов

«__» __________ 2009 г.

«__» __________ 2009 г.

М.П.

 

(Новая редакция редакция. Изм. № 1)

Приложение 7

Тип ВС

Норма летного времени (ч)

Норма полетного времени (ч)

1980 г.

1990 г.

1992 г.

1993 г.

2006 г.

МГА СССР Положение о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации (вводится в действие с 1 июня 1980 г.) от 4 февраля 1980 г. № 2/И

МГА СССР Указание от 7 августа 1990 г. № 369/у О введении в действие рекомендованных нормативов режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации

Отраслевое тарифное соглашение между Правительством Российской Федерации, Департаментом воздушною транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Советом Федерации профсоюзов авиационных работников России и ЦС профсоюза летного состава Российской Федерации на 1992 г.

Постановление Минтруда России от 25 июня 1993 г. № 124 Об Утверждении Временного положения о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

в месяц

в год

в месяц

в год

в месяц

в год

в месяц

в год

в месяц

в год

Самолеты с ТРД

Ту-104

70

700

-

-

-

-

-

-

80

800

Ту-124

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Ту-134 А

70

7 00

70

700

70

700

77

770

80

800

Ту-154 М

-

-

70

700

70

700

76

760

80

800

Ту-154

70

700

70

700

70

700

76

760

80

800

Ту-144

50

300

-

-

-

-

-

-

80

800

Ил-62 (Ил-62 М)

80

800

70

700

70

700

74

740

80

800

Ил-76 Т

80

800

70

700

70

700

76

760

80

800

Ил-76 ТД

80

800

70

700

70

700

76

760

80

800

Ил-86

60

600

60

600

60

600

66

660

80

800

Ил-96-300

-

-

-

-

-

-

66

660

80

800

Як-40

70

700

70

700

70

700

79

790

80

800

Як-42

70

700

70

700

70

700

78

780

80

800

Самолеты с ТВД

Ту-114

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Ил-18

70

700

70

700

70

700

75

750

80

800

Ан-3

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Ан-12

80

800

70

700

70

700

75

750

80

800

Ан-24

70

700

70

700

70

700

79

790

80

800

Ан-26

80

800

70

700

60

600

67

670

80

800

Ан-30

70

700

70

700

70

700

79

790

80

800

Ан-28

70

700

60

600

60

600

68

680

80

800

Ан-74

-

-

-

-

70

700

76

760

80

800

Л-410

70

700

60

600

60

600

70

700

80

800

Л-410 УВП Э

-

-

60

600

60

600

70

700

80

800

Самолеты с поршневыми двигателями

Ил-14

100

1000

80

800

80

800

-

-

80

800

Ан-2

100

1000

80

800

80

800

80

800

80

800

Ан-14

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Як-18 Т

80

800

80

800

80

800

75

750

80

800

Ли-2 (ДС-3)

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

Вертолеты

Ми-1

80

800

-

-

-

-

-

-

80

800

Ми-2

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ми-2 СХ

70

700

70

700

50

500

55

550

80

800

Ми-4

80

800

-

-

-

-

-

-

80

800

Ми-6

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ми-8

80

800

70

700

70

700

77

770

80

800

Ми-10 К

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ми-26 Т

-

-

60

600

60

600

66

660

80

800

Ка-26

80

800

70

700

70

700

70

700

80

800

Ка-32

-

-

70

700

60

600

70

700

80

800

В-3

-

-

-

-

-

-

-

-

80

800

До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.

При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12 %.

(Новая редакция редакция. Изм. № 1)