Изменение № 2 ГОСТ 1425-93 Рессоры листовые для подвижного состава железных дорог. Технические условия
Принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС № 3299
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Украина |
Госстандарт Украины |
Пункт 1.2 дополнить абзацем: «втулки - сталь 110Г13Л по ГОСТ 977».
Раздел 1 дополнить пунктами - 1.3а, 1.3б:
«1.3а. Требования к качеству поверхности листов и методы исправления местных дефектов - по ГОСТ 14959. Электроожоги на поверхности листов не допускаются.
Кромки рессорных листов на торцах и в отверстиях коренных листов должны быть скруглены радиусом:
1,5 мм - для листов толщиной до 6 мм,
2,0 » - » » » свыше 6 до 16 мм,
3,0 » - » » » » 16 мм
или обработаны в виде фасок тех же размеров. Заусенцы должны быть удалены.
1.3б. Пробивку отверстий в коренных листах необходимо производить в горячем состоянии, при этом температура нагрева листов должна быть от 900 до 950 °С (для подвижного состава, не эксплуатируемого на магистральных железных дорогах, температура нагрева листов от 800 до 950 °С допускается по согласованию между изготовителем и заказчиком). Допускается изготовление отверстий в коренных листах механическим способом на металлорежущих станках. Отклонение от симметричности отверстий относительно продольной оси листов не должно превышать 0,5 мм».
Пункт 1.4 дополнить абзацем:
«Температура нагрева листов под гибку и закалку от 900 до 950 °С».
Пункт 1.5 дополнить абзацем:
«После закалки листов следует производить их отпуск».
Пункт 1.6 дополнить абзацем:
«Микроструктура листов рессор должна соответствовать эталонам (оценочным шкалам), утвержденным в установленном порядке (ОСТ 32.86)».
Пункт 1.8. Первый абзац. Заменить слова: «методом пластического деформирования» на «методом холодного пластического деформирования».
Пункт 1.9. Первый абзац изложить в новой редакции:
«Необходимость упрочнения (п. 1.8) листов рессор промышленных тепловозов типа 6 по ГОСТ 22339 и путевых машин устанавливается по согласованию с заказчиком»;
второй абзац исключить.
Пункты 1.10, 1.11 исключить.
Пункт 1.14. Первый абзац. После слов «из листов, изогнутых» исключить слова: «в штампах».
Пункты 1.17, 1.18 изложить в новой редакции:
«1.17. Величины зазоров между элементами рессоры в свободном состоянии и их глубины распространения должны быть не более указанных в таблице 1.
Таблица 1
В миллиметрах
Наименование (местонахождение) зазора в свободном состоянии рессоры |
Величина зазора |
Глубина распространения зазора |
не более |
||
Между хомутом и поверхностью крайнего коренного листа |
0,1 |
15 |
Между хомутом и поверхностью крайнего подкоренного листа |
0,3 |
15 |
Между хомутом и боковыми гранями отдельных листов |
0,5 |
Любая |
Между хомутом и листами в углах хомута |
1,5 |
Любая |
Между листами непосредственно у хомута |
0,4 |
40 |
Между листами у концов листов |
2,5 |
Любая |
Между листами на остальной длине листов |
1,5 |
Любая |
1.18. Предельные отклонения размеров в свободном состоянии рессоры, мм:
- по длине хорды Lo
до 600 ±3
св. 600 до 1500 ± 6 (при выпуске из ремонта ± 10)
св. 1500 ±7;
- по общему ребровому смещению листов - не более величины поля допусков на ширину листа и ребровую кривизну (серповидность) по ГОСТ 7419;
- по симметричности подкоренных листов рессоры относительно оси хомута:
для новых рессор ±3
при выпуске из ремонта ±5».
Пункт 1.22. Первый абзац. Исключить слова: «как правило».
Пункт 1.23 изложить в новой редакции:
«1.23. На боковой поверхности хомутов наносят ударным способом следующие знаки маркировки (высотой шрифта от 10 до 15 мм):
- условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя;
- порядковый номер рессоры по системе, установленной на предприятии-изготовителе;
- месяц и год (две последние цифры) выпуска;
- высоту Н1 и прогиб F1 рессоры под статической нагрузкой (для рессор локомотивов и путевых машин), мм;
- клеймо службы технического контроля.
На отремонтированных рессорах, кроме случаев замены хомута, сохраняют маркировку предприятия-изготовителя (условный номер предприятия, порядковый номер рессоры, дата выпуска).
Дополнительная маркировка рессоры после ремонта должна включать:
- условный номер или товарный знак предприятия, производившего последний ремонт;
- месяц и год (две последние цифры) проведения последнего ремонта;
- высоту Н1 и прогиб F1 рессоры под статической нагрузкой (для рессор локомотивов и путевых машин) после ремонта, мм;
- клеймо службы технического контроля предприятия, производившего ремонт».
Пункт 1.23.1 исключить. Пункт 1.25 изложить в новой редакции:
«1.25. Для рессор путевых машин, оборудованных крановой установкой, в конструкторской документации устанавливают параметры:
- для работы в крановом режиме - без отключения рессор;
- для работы в крановом режиме - с отключением рессор».
Пункты 2.1, 2.2 после слова «рессор» дополнить словами: «и их деталей».
Пункт 2.2.1. Третий абзац. Заменить слова: «(п. 1.16)» на «(п. 1.16), отверстий коренных листов (п. 1.11)»;
четвертый абзац. Заменить слова: «(стрелу S1)» на «и прогиб F1»;
шестой абзац после ссылки на (п. 1.19) дополнить ссылками: (пп. 1.20, 1.21);
дополнить абзацем: «температуру нагрева листов (концов под пробивку отверстий, под гибку, закалку, отпуск) по диаграммам температура-время».
Пункт 2.2.3. Четвертый абзац после слова «нагрузкой» дополнить словами: «для вагонных рессор»;
последний абзац после ссылки на (п. 1.6) дополнить словами: «в количестве 3 % партии коренных (но не менее 3 листов) и 2 % партии подкоренных (но не менее 6 листов)».
Пункт 2.3. Заменить слова: «не проверять» на «не измерять».
Пункт 2.5. Первый абзац после слова «принимают» дополнить словами: «кроме рессор, не принятых при сплошном контроле».
Пункт 2.6 после слов «изготовления рессор» изложить в новой редакции: «Они включают в себя испытания на циклическую долговечность (п. 1.24), проводимые не реже одного раза в год в объеме не менее двух рессор каждого типа, и исследования микроструктуры (п. 1.6), проводимые один раз в квартал в объеме одного коренного и одного подкоренного листов».
Пункты 2.6.1, 2.6.2 исключить.
Пункт 2.7 изложить в новой редакции:
«2.7. Результаты испытаний считают положительными, а рессоры - прошедшими периодические испытания, если в ходе их проведения не обнаружено отклонений ни по одному контролируемому параметру, установленному программой испытаний. При обнаружении отклонений хотя бы по одному параметру испытания повторяют на удвоенном количестве рессор.
В случае получения отрицательных результатов при повторных испытаниях хотя бы по одному контролируемому параметру результаты испытаний считают отрицательными, а рессоры - не прошедшими периодических испытаний».
Пункт 2.8. Второй абзац исключить.
Пункт 2.9. Исключить слова: «(включая определение силы трения рессоры)»;
дополнить абзацем:
«Программа типовых испытаний включает в себя весь объем контроля, предусмотренного приемо-сдаточными и периодическими испытаниями, а также определение силы трения рессоры».
Пункт 3.1. Первый абзац после слов «определяют по ГОСТ 9012» дополнить словами: «до ее сборки»;
второй абзац исключить.
Пункт 3.1.1. Первый абзац исключить.
Пункт 3.1.3 исключить.
Пункт 3.2. Заменить слово: «или» на «и».
Пункт 3.2.1 дополнить словами: «и 25 % подкоренных листов».
Пункт 3.3. Первый абзац. После слова «рессор» исключить слова: «и хомутом»;
четвертый, пятый абзацы изложить в новой редакции:
«Зазоры между хомутом и поверхностями крайнего коренного, крайнего подкоренного листов, между листами непосредственно у хомута и между листами у концов листов проверяют щупами с размерами, равными назначенной максимальной величине соответствующего зазора. В этих случаях контролируют непрохождение щупа далее соответствующей указанной глубины. Зазор между листами у концов листов контролируют на расстоянии до 70 мм от оси приложения нагрузки (для коренных листов) или от торца (для подкоренных листов) по направлению к хомуту.
При измерении зазоров между листами на остальной длине листов проверку ведут вначале щупом толщиной 1,45 мм. В случае, если он входит в зазор, переходят к щупу толщиной 1,55 мм, который не должен входить в зазор. Зазоры контролируют в нескольких, расположенных равномерно по длине листов и определяемых технологической документацией местах».
Пункт 3.6 изложить в новой редакции:
«3.6. Режим испытаний (п. 1.24) и методы исследований микроструктуры (п. 1.6) принимают в соответствии с технической документацией на методы испытаний и оценки микроструктуры, утвержденной в установленном порядке».
Пункт 3.11. Первый абзац. Заменить слово: «упрощения» на «упрочнения»; исключить слова: «с 01.01.94»; после слова «порядке» дополнить ссылкой: (ОСТ 32.49).
Раздел 3 дополнить пунктами - 3.12, 3.13:
«3.12. Проверку силы трения рессоры при проведении типовых испытаний проводят по методике, согласованной между разработчиком и заказчиком.
3.13. Контроль температуры (пп. 1.4, 1.11) проводят с помощью термопары и потенциометра с записью диаграммы температура-время».
Пункт 4.1. Третий абзац. Заменить слово: «номер» на «обозначение».
Пункт 4.2. Заменить обозначение: 8 (ОЖ3) на 5 (ОЖ4).
Раздел 5. Первый абзац дополнить словами: «соответствующей единицы подвижного состава»;
второй абзац. Заменить слова: «не менее трех лет» на «три года».
Приложение 2. Формула. Экспликацию для S²1 изложить в новой редакции: «S²1 - стрела при разгружении рессоры до величины статической нагрузки после нагружения ее пробной нагрузкой».
(ИУС № 10 1999 г.)