Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 24 марта 2020 г. № 186
"Об утверждении Концепции создания обучающих (просветительских) программ
по вопросам здорового питания"
В целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", входящего в состав национального проекта "Демография", в части реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, приказываю:
1. Утвердить Концепцию создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
А.Ю. Попова |
Приложение
Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания
(утв. приказом Роспотребнадзора от 24 марта 2020 г. № 186)
Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (далее - Концепция) разработана в целях реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, в рамках выполнения федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" (далее - федеральный проект "Укрепление общественного здоровья"), а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" на 2020 год, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 21.01.2020 № 18.
Стратегически важной задачей, в настоящее время, является снижение смертности и заболеваемости социально значимыми неинфекционными заболеваниями (далее - НИЗ), увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.
Эффективной стратегией снижения распространённости НИЗ является широкое внедрение профилактических мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни, в том числе принципов здорового питания.
Достижение целей национального проекта "Демография" в части увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни, снижения смертности населения старшего трудоспособного возраста и увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, возможно только при обеспечении устойчивых изменений в образе жизни, повышении физической активности и оптимизации структуры питания детского и взрослого населения, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов.
За последние 10 - 15 лет в Российской Федерации отмечены улучшения структуры питания за счет увеличения потребления мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей, внедрения пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, биологически активных добавок к пище. Это привело к снижению распространенности дефицита ряда витаминов.
Однако остаются не решенными проблемы адекватной обеспеченности населения микронутриентами, а также сбалансированности рациона питания, который для большинства взрослого населения характеризуется избыточной калорийностью, высоким потреблением жира животного происхождения, соли, простых углеводов при недостатке овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к распространению болезней, связанных с избыточным питанием.
Последствия неадекватного питания передаются от поколения к поколению, так как нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, и дети, в свою очередь, став взрослыми с большей вероятностью сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве, сталкиваются с алиментарно-обусловленными заболеваниями: ожирением, гиперлипедемией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа и другими.
Все это связано с низким уровнем знаний населения о принципах здорового питания.
Для большинства россиян источником информации о здоровом питании являются средства массовой информации (газеты, журналы, специальные выпуски теле-(радио) передач, интернет-сайты) - 85 %, только 11,7 % населения получает информацию от лечащего врача или в центре здоровья, а 29 % вообще не интересуются такой информацией. Всего 34 % населения всегда или почти всегда используют информацию о составе и пищевой ценности, указанную на этикетке, при выборе продуктов.
Очевидно, что факторами, повлиявшими на формирование структуры состояния питания населения, стали в том числе:
- низкий уровень образованности населения по практическим аспектам организации здорового рациона на фоне достаточно высокой, но бессистемной информированности о важности питания и взаимосвязи питания и здоровья;
- отсутствие ориентиров в выборе здоровых и безопасных пищевых продуктов, низкий уровень знаний и умений в области технологий приготовления блюд в соответствии с принципами здорового питания;
- богатый ассортимент пищевой продукции высокой степени переработки с высокой энергетической ценностью, с избыточным содержанием сахаров, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот, пищевой соли (натрия), низким содержанием пищевых волокон, витаминов и других биологически активных веществ;
- активная реклама в средствах массовой информации концентрирует внимание потребителя на пищевой продукции с высокой энергетической ценностью и избыточным содержанием критически значимых нутриентов, повышая её привлекательность и делая осознанный выбор продуктов и формирование здорового рациона менее вероятным;
- давление медиапространства, насыщенного противоречивой, недостоверной и некорректной информацией о питании, затрудняющее принятие обоснованных решений в отношении своего рациона;
- преемственность привычных моделей неадекватного питания внутри семьи и сообществ.
Таким образом, с одной стороны, очевидна тенденция увеличения числа граждан, приверженных здоровому образу жизни и принципам здорового питания, повышения уровня их информированности о связи характера питания и факторах риска развития НИЗ. Однако данные о росте заболеваемости алиментарно-зависимыми НИЗ, распространенности избыточной массы тела и ожирения, а также данные о фактическом потреблении пищевых продуктов населением свидетельствуют о недостаточной осведомленности о правилах формирования здорового рациона, осознанном выборе пищевых продуктов и, следовательно, о необходимости улучшения системы всеобщего обучения населения России принципам здорового питания.
Ответом на существующие вызовы призвана стать системная деятельность, направленная на создание и поддержание информационно-просветительской среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность принципам здорового питания.
Инструментом эффективной реализации такой деятельности должны стать современные программы по гигиеническому обучению и воспитанию граждан, ориентированные на широкие слои населения и профессиональные сообщества, основывающиеся на принципах вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, с учетом социально-демографических и культурных особенностей, с использованием активных, нацеленных на устойчивую модификацию поведения подходов.
Пищевое поведение, основывающееся на изначально сформированных в раннем возрасте или скорректированных в процессе жизнедеятельности пищевых привычках и моделях рационов питания, отвечающих современным принципам оптимального питания, с учетом сложившейся структуры и традиций питания, - ключевой компонент здорового образа жизни, наиболее эффективный путь профилактики большинства НИЗ и продления периода активной жизни.
В любом возрасте, на протяжении всего жизненного цикла внесение изменений в привычный рацион питания в соответствии с принципами здорового питания будет оказывать положительное воздействие на здоровье.
Максимально раскрыть потенциал образовательных мероприятий позволит внимание к потребностям и особенностям целевых аудиторий.
Дети и подростки - приоритетная целевая аудитория обучающих программ по вопросам здорового питания. Пищевое поведение, привычки и вкусовые предпочтения, сформированные в детстве, оказывают влияние на состояние здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Включение в образовательный процесс дошкольных и школьных организаций изучения теоретических основ и освоения практических навыков здорового питания станет важным шагом к формированию здорового образа жизни и оптимального пищевого статуса учащихся.
Учитывая возрастные особенности принятия решений в отношении собственного питания, свойственные детям, и, в особенности, подросткам, важно, чтобы информация о правильном питании и здоровом образе жизни поступала из вызывающих у них максимальное доверие источников, включая социальные сети и лидеров мнений из числа сверстников.
Взаимодействие с семьёй ребенка, просветительская работа среди родителей и сотрудников учебных заведений, в том числе отвечающих за питание в школах и детских садах, будет способствовать формированию привычек здорового питания через единообразие подходов к приготовлению пищи в семье и образовательных организациях.
Взрослая аудитория обучающих программ заинтересована в получении простых, четко сформулированных и применимых на практике рекомендаций по организации здорового рациона питания.
Аудитория пожилого возраста заинтересована в получении информации о питании во взаимосвязи с конкретными заболеваниями. Рекомендации по планированию меню, включая стратегии бюджетных закупок и практические занятия, нацеленные на приобретение и совершенствование кулинарных умений и навыков, повысят эффективность образовательных мероприятий.
Последовательная реализация и масштабирование обучающих программ по вопросам здорового питания - ключевой механизм преодоления препятствий на пути к распространению и принятию в обществе норм здорового образа жизни и, в том числе здорового питания.
Таким образом, крайне актуальной становится необходимость последовательного проведения целевых просветительских и образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности и образованности населения в области здорового питания.
Целью Концепции является формирование у населения осознанного отношения к своему здоровью, приверженности здоровому образу жизни, развитию культуры здорового питания, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая жиры с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот), увеличение потребления овощей и фруктов, профилактику алиментарно-зависимых заболеваний посредством создания и распространения научно-обоснованных адресных программ по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания (далее - обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания).
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
3.1. Создание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания для различных групп населения Российской Федерации и профессиональных сообществ.
3.2. Формирование у населения мотивации к приверженности здоровому образу жизни и питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
3.3. Развитие у различных групп населения умений осознанного выбора пищевых продуктов и формирования здорового рациона питания с использованием обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
3.4. Формирование в обществе представлений о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека через обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания.
3.5. Создание современных программных продуктов с целью просвещения населения по вопросам здорового питания.
4.1. Требования к обучающим (просветительским) программам по вопросам здорового питания
Программы разрабатываются в соответствии со структурой обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приложение*).
Программы должны отвечать следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей, подростков, взрослого населения;
- научная обоснованность и достоверность - содержание обучающих (просветительских) программ базируется на данных научных исследований в области нутрициологии и диетологии;
- практическая целесообразность - отражение наиболее актуальных проблем, связанных с организацией питания детей, подростков и различных групп взрослого населения;
- модульное построение содержания - позволяет осуществлять динамическое развитие и системность в изложении материала и достижении цели и задач в реализации программы;
- вовлеченность в реализацию обучающих (просветительских) программ педагогов и родителей учащихся, медицинских работников, работников организаций общественного питания и пищевой промышленности.
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Целевой аудиторией обучающих (просветительских) программ должны быть:
- беременные и кормящие женщины;
- дети дошкольного и школьного возраста;
- студенты;
- родители;
- лица старше трудоспособного возраста;
- лица с повышенным уровнем физической активности;
- люди, проживающие на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия);
- люди, работающие в тяжелых и вредных условиях труда;
- педагогические и медицинские работники, работники пищевых производств и организаций общественного питания.
Основное содержание обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания должно охватывать следующие аспекты.
- Основные законы науки о питании. Роль и значение в питании основных пищевых и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные и биологически активные вещества). Критически значимые компоненты пищи (соль, сахар, насыщенные жиры и транс-изомеры жирных кислот, пищевые волокна и другие).
- Значение в питании основных групп пищевых продуктов: зерновые, бобовые, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия, напитки (соки, безалкогольные напитки и др.).
- Требования к качеству пищевой продукции, включая ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья, особенности хранения и приготовления пищевых продуктов, маркировка продукции, профилактика инфекционных заболеваний.
- Здоровое питание как часть здорового образа жизни и его роль в профилактике алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, режим питания. "Пищевая пирамида".
При формировании содержания обучающих (просветительских) программ необходимо учитывать современные принципы оптимального питания:
- соответствие пищи всем гигиеническим требованиям, гарантирующее ее абсолютную безопасность для настоящих и будущих поколений;
- соответствие энергетической ценности рациона уровню энерготрат и химического состава рациона "Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (МР 2.3.1.2432-08);
- максимальная персонализация рациона с учетом индивидуальных особенностей, таких как возраст, пол, образ жизни и уровень физической активности, генетические характеристики, а также национальные, региональные и семейные традиции.
Рекомендуемый объем обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания определяется разработчиком.
В разработке обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания принимают участие:
- ФБУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора - для групп населения, работающих в тяжелых и вредных условиях труда;
- ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора - для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия);
- ФБУН "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" Роспотребнадзора - для детей дошкольного и школьного возраста;
- ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (по согласованию) - для взрослого населения всех возрастов, в том числе беременных и кормящих женщин, лиц старше трудоспособного возраста и лиц с повышенным уровнем физической активности.
Реализация обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания осуществляется в соответствии с "дорожной картой", в которой отражаются следующие положения:
- цели и задачи;
- ответственные исполнители;
- количество и наименование субъектов Российской Федерации, где будут реализовываться разработанные научно обоснованные обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;
- целевые показатели эффективности для субъектов Российской Федерации, где будут реализовываться разработанные научно обоснованные обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;
- сроки реализации.
Реализация обучающих (просветительских) программ предполагает:
- Вариативность при выборе площадок:
Для организации санитарного просвещения и формирования навыков здорового питания у различных групп населения могут быть использованы образовательные учреждения различного типа - дошкольные и общеобразовательные учреждения (лицеи, гимназии, школы), профессиональные образовательные учреждения, организации системы дополнительного образования, лечебно-профилактические, социальные учреждения (в т.ч. детские дома и интернаты) и другие.
- Вариативность способов реализации:
Обучающие (просветительские) программы могут быть реализованы в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), факультативной и кружковой работы, при реализации регионального компонента учебного плана, в форме открытого лектория.
При реализации обучающих (просветительских) программ могут быть использованы разнообразные формы и методы, преимущественно интерактивного характера, обеспечивающие непосредственное участие слушателей, игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, флеш-мобы, акции, кулинарные курсы.
4.2. Особенности формирования мотивации к ведению здорового образа жизни, включая следование принципам здорового питания
Действия, направленные на мотивацию приверженности к здоровому питанию и повышению уровня физической активности, должны учитывать психологические особенности поведения. Это особенно актуально в отношении формировании осознанного выбора пищевых продуктов, чтобы более здоровый выбор стал более легким, приятным и, в итоге, привычным для потребителей.
Для реализации данной задачи необходимы:
- Разработка адресных руководств по улучшению питания, направленных на решение конкретных проблем питания целевых аудиторий.
- Привлечение к взаимодействию лидеров мнений целевых аудиторий, для трансляции ценностей здорового образа жизни и принципов здорового питания.
- Создание пула амбассадоров здорового образа жизни и здорового питания на региональных уровнях с учетом социальных и демографических характеристик целевых аудиторий.
- Оказание практической и консультативной помощи по реализации обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, адаптированных в соответствии с региональными культурными традициями и пищевыми привычками целевых групп.
- Создание среды, поддерживающей обеспеченность информацией о здоровом питании, как на этапе формирования намерения (актуальные медиаресурсы), так на этапе реализации принятых решений о здоровом питании (предприятия торговли продовольственными товарами, общественного питания). Расширение и таргетирование каналов коммуникаций с целевыми аудиториями.
- Мотивация населения к ведению здорового образа жизни, включая следование принципам здорового питания через волонтерские, добровольческие общественные объединения, ассоциации потребителей, клубы здоровья, некоммерческие организации.
4.3. Формирование среды, способствующей развитию у населения умений построения рациона, отвечающего принципам здорового питания
Для реализации данной задачи необходим анализ существующих практик по развитию у населения умений построения здорового рациона с целью выбора, оптимизации и масштабирования наиболее успешных мероприятий, в первую очередь, в образовательных организациях дошкольного и среднего образования, так как школа является оптимальной средой для формирования у детей навыков и установок на здоровое питание. Одним из важных аспектов формирования правильных установок является вовлечение детей в процесс приготовления пищи.
Для реализации этой задачи необходимо:
- Формирование привычки и потребности следовать принципам здорового питания при выборе пищевых продуктов;
- Включение в обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания, реализуемые в детских садах и школах, разделов, направленных на приобретение теоретических знаний о принципах здорового образа жизни и здоровом питании;
- Обеспечение тесного контакта с семьей ребенка, организация просветительской работы среди семьи и педагогических работников.
4.4. Формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека
Питание - важная часть культуры, виды пищевых продуктов, способы их приготовления и употребления, отражают традиции и формируют культурную самобытность. В число наиболее важных факторов, воздействующих на рацион питания, входят также сложившиеся семейные отношения и традиции. Выбор продуктов питания на уровне отдельного человека носит глубоко личный характер, однако он также зависит от культуры, ритуалов и традиций в семье и обществе.
Формирование культуры питания, в том числе обучение традиционным навыкам приготовления пищи и информирование о важности продуктов питания, как элемента культурного наследия - важная часть повышения уровня грамотности в вопросах питания.
Реализация обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания предполагает проведение комплекса мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о питании как важной составной части здорового образа жизни;
- знание основных правил питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- готовность соблюдать правила здорового питания;
- знание правил этикета, в части питания. Осознание того, что знание этикета является неотъемлемой частью общей культуры личности;
- представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;
- чувство уважения к культуре питания своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате обучения формируется социокультурная компетенция обучающихся - это знание национально-культурных особенностей социального поведения, включающего обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также умение пользоваться полученными знаниями в процессе общения.
4.5. Создание современных продуктов с целью просвещения населения по вопросам здорового питания
Значимой проблемой является тот факт, что дети и подростки, а также и взрослое население, все чаще обращаются за интересующей их информацией в различные тематические группы, на сайты и блоги в сети Интернет, которые в свою очередь могут дезинформировать и предоставлять устаревшие или неверные сведения.
Альтернативой этому является создание информационно-просветительской среды, задействующей наиболее востребованные у целевой аудитории медиа-каналы, которые будут предоставлять научно обоснованные актуальные данные о здоровом питании. Информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", включая социальные сети и мессенджеры, следует рассматривать как наиболее приоритетные каналы связи, так как через них осуществляется наибольшая часть коммуникации среди населения.
Актуальными на данный момент механизмами реализации этой задачи являются:
- Размещение материалов обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания на официальных сайтах органов и организаций Роспотребнадзора.
- Создание информационных порталов, обеспечивающих доступ к актуальным и научно обоснованным материалам по вопросам здорового питания.
- Создание и ведение тематических блогов и страниц в социальных сетях по вопросам здорового питания.
- Создание и ведение тематических каналов в популярных мессенджерах.
- Создание специализированных приложений для смартфонов (например, приложений для занятий спортом или для учета калорий).
- Создание и размещение информационных роликов на площадках популярных видеохостингов.
Реализация Концепции будет осуществляться в несколько этапов:
На первом этапе (2020 год):
Разрабатываются:
- обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания;
- дорожная карта по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания на 2020 год;
- отраслевое статистическое наблюдение о проведении мероприятий по информированию населения о здоровом питании с методикой расчета охвата населения обучающими и просветительскими мероприятиями по вопросам здорового питания.
Проводится обучение сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации по вопросам обеспечения реализации обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
Сотрудниками территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по распространению обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в формате тематических сайтов и социальных сетей.
Осуществляется сбор и анализ информации о проведении мероприятий по информированию населения о здоровом питании и подготовка отчета.
Далее ежегодно (2021 - 2024 годы) с учетом ожидаемых результатов:
- Проводится пересмотр и коррекция разработанных обучающих (просветительских) программ;
- Разрабатывается дорожная карта по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания;
- Проводится обучение сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.
- Сотрудниками территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по распространению обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в формате тематических сайтов и социальных сетей;
- Осуществляется сбор и анализ информации о проведении мероприятий по информированию населения о здоровом питании и подготовка отчета.
Проведение мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию широких слоев населения Российской Федерации по вопросам здорового питания позволит добиться поставленных в федеральном проекте "Укрепление общественного здоровья" целей по информированию и мотивации целевых аудиторий населения к ведению здорового образа жизни.
У целевых аудиторий будет сформировано представление о пищевой ценности основных групп пищевых продуктов, правилах формирования здорового рациона, будет воспитано осознанное понимание связи между рационом питания и состоянием здоровья сегодня и в будущем. Сформируется культура здорового питания в семьях, вырастет уровень информированности школьников об основах здорового питания как залога здоровья в будущем.
Ожидаемым результатом реализации настоящей Концепции является обеспечение внедрения разработанных научно обоснованных обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания:
- в 2020 году в не менее 23 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 5 млн. человек;
- в 2021 году с нарастающим итогом в не менее 45 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 10 млн. человек;
- в 2022 году с нарастающим итогом в не менее 60 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 15 млн. человек;
- в 2023 году с нарастающим итогом в не менее 70 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 20 млн. человек;
- в 2024 году с нарастающим итогом в не менее 80 субъектах Российской Федерации с охватом не менее 30 млн. человек.